Трибуна
6 мин.

Федерер vs Надаль vs Джокович: в истории спорта не было противостояния мощнее

От редакции Sports.ru: вы находитесь в блоге «Во имя святого брейка!». Тут всегда можно найти переводы самых интересных текстов про Новака Джоковича, так что поддерживайте блог плюсами, комментариями и подписывайтесь.

Мы живем в уникальное время.

В этом нас страстно убеждает журналист индийского издания Hindustan Times Куналь Прадхан, приводя примеры знаковой конкуренции в различных видах спорта.

Теннис в целом как индивидуальный спорт в течение двух десятилетий находился в нетерпеливом ожидании подобного соперничества.

По общему мнению, Роджер Федерер, Рафаэль Надаль и Новак Джокович хорошо ладят друг с другом. Федерер и Надаль, в частности, общаются по делам своих благотворительных фондов и академий, делятся особыми моментами вне корта. Все это очень хорошо, мило и трогательно. История спорта любит вспоминать дружбу между соотечественниками и соперниками.

Так, широко известна дружба между чернокожим легкоатлетом Джесси Оуэнсом и немецким прыгуном в длину Луцем Лонгом, когда последний во время олимпиады 1936 года в Берлине помогал спортсмену из США советами по выполнению прыжка (а после соревнований оба даже ушли со стадиона обнявшись).

К великому негодованию Гитлера, Оуэнс выиграл четыре олимпийских золота, включая прыжки в длину, а Лонг удостоился серебра.

Но эти двое – Оуэнс и Луц – еще долго оставались друзьями (вели дружескую переписку), пока немца не убили в 1943 года во время вторжения союзнических войск в Сицилию. Их дружбу когда-то называли маяком надежды на то, как много может сделать спорт.

Но гораздо охотнее рассказов о духе товарищества между противниками, такими как, например,  Яном Ботэмом и Вивом Ричардсом (крикет), Майком Тайсоном и Эвандером Холифилдом (бокс), Мартиной Навратиловой и Крис Эверт (теннис), история спорта смакует старое доброе соперничество. В индивидуальном спорте оно в основном бывает двух видов: великое в силу масштаба и огромного бремени исторической значимости, и то, за которым следят из-за напряженной непредсказуемости результата.

Ни для кого не секрет, что мировой теннис на протяжении последнего десятилетия является свидетелем величайшего противостояния, когда-либо виданного в индивидуальном спорте, величие которого не подлежит сомнению благодаря беспрецедентному числу его участников и количеству добытых ими трофеев. Федерер выиграл 20 «Шлемов», Надаль – 17 и Джокович – 15, итого на троих – пятьдесят два «Шлема» за тринадцать лет. Рекорд Роя Эмерсона в 12 «Шлемов» держался 33 года, прежде чем Пит Сампрас достиг его в 1999 году и превзошел в 2000-м. Отметку Сампраса в 14 «Шлемов», которую, как предполагалось, не догонят в течение следующих трех десятилетий, через 17 затмили три игрока, которые соревнуются друг с другом с доселе немыслимыми интенсивностью и размахом.

Но наслаждение противостоянием заключается не столько в его значении или месте в истории, а в том, насколько оно захватывающее и непредсказуемое, подпитываемое, возможно, тем фактом, что в него вовлечены не два, а три главных героя.

Это противостояние в спорте перекликается с другим великим соперничеством, случившимся пять десятилетий назад, когда они – Муххамед Али, Джо Фрейзер и Джордж Форман – были королями. Мир профессионального бокса никогда не видел и, возможно, никогда не увидит трех столь же грозных и ярких персонажей, как три чемпиона мира, входящих в Зал Славы и надевших перчатки в одно десятилетие.

Но бои Фрейзер-Али-Форман отличались от сражений Федерер-Надаль-Джокович, потому что Али, величайший шоумен, когда-либо ходивший по этой Земле, устранил Фрейзера на закате его карьеры и Формана на восхождении. «Бой века» (Али против Фрейзера, 1971) и «Грохот в джунглях» (Али против Формана, 1974) были главными украшениями этого противостояния. Бой «Триллер в Маниле» (Али против Фрейзера, 1975) стал своего рода прощальным росчерком для Smokin` Joy (прозвище Фрейзера), который снова проиграл в Битве Гладиаторов (Форман против Фрейзера, 1976). Но их противостояние не было свидетельством того, как трое соперников идут друг на друга на пике своих возможностей, как это произошло между Федерером, Надалем и Джоковичем.

Мне, выросшему в 80-е, сегодняшнее противоборство напоминает соперничество из моего детства – пусть не столь великое и значительное, но зато столь же увлекательное – между Иваном Лендлом, Борисом Беккером и Стефаном Эдбергом.  Среди этих троих, соперничавших между 1986 и 1990 гг., было невозможно определить фаворита, потому что как только Беккер побеждал  Лендла, вскоре Эдберг бил Беккера, а затем Лендл – Эдберга и так по кругу.

На «Уимблдоне» 1988 года Беккер одолел Лендла в полуфинале, а в финале проиграл Эдбергу. В следующем году Беккер победил и Лендла в полуфинале, и Эдберга в финале. Но на Открытом чемпионате Австралии в 1991 году Лендл высадил Эдберга в полуфинале, а финал уступил Беккеру. За семилетний период между 1984 и 1991 гг. счет личных встреч между Беккером и Эдбергом был 18:10, между Лендлом и Эдбергом 14:13, а Лендлом и Беккером 11:10. Когда в 1988 году Матс Виландер неожиданно вклинился в это противостояние, взяв три из четырех «Шлемов» и обыграв всех троих, начался хаос.

Теннис в целом как индивидуальный спорт находился в нетерпеливом ожидании подобного соперничества в течение двух десятилетий. До тех пор пока оно не было воспроизведено, а затем и превзойдено нынешней Царицей всех противостояний.

Федерер vs Надаль vs Джокович: остановись, мгновенье, ты прекрасно… заклинайте его, дорожите им. История спорта не знает ничего подобного.

Оригинал статьи

В посте использованы материалы биографий Луца Лонга и Джесси Оуэнса, фотоматериалы агентства Getty, Getty/Telegraf, издания USA Today.

Фото: Gettyimages.ru/Jan Kruger, Adrian Murrell/Allsport; REUTERS/Adnan Abidi, Aly Song, Lucy Nicholson; globallookpress.com/upi/dpa; iaaf.org; wikipedia.org