11 мин.

Ольга Богданова: «Теннис как «Санта-Барбара» — бесконечный сериал, только интересный»

Очередной герой рубрики «Интервью с блогерами» — Ольга Богданова, автор блога «Лабиринт Фана» и по совместительству создатель параллельной теннисной Вселенной. Вселенной, где Фелисиано Лопес продает косметику, айдэ-кулак Аны Иванович спасает жизнь Налбандяна, а Фернандо Вердаско допрашивает Милоша Раонича на детекторе лжи. Сегодня в роли Раонича выступает сама Ольга (правда, в более щадящих условиях).

Можешь припомнить свое первое теннисное впечатление?

Это случилось у меня лет в 9-10. По телеку шел женский «Кубок Кремля». Я впервые видела теннис, и меня заворожили перекидки мячика. Я сидела и всю неделю не могла оторваться, уроки забросила, напугала родителей даже. Сидела и смотрела: кто же перекинет мяч на один раз больше, чем соперница. Абсолютный гипноз, волшебный транс. Вот с тех пор я заболела теннисом. В конце учебного года еще более сильное впечатление, красная глина Ролан Гаррос! Тогда кусочками показывали по первой программе. Это совпало с началом каникул, и счастью не было предела. Весь год я самостоятельно искала себе теннисную секцию в городе, но нашла только в сентябре следующего, и дождалась освободившегося места. Поскольку школу я не любила, теннисная секция стала для меня настоящим счастьем и отдушиной. Была потом чемпионкой Праздника Севера в своей возрастной группе. Тренировал нас бывший боксер в группе здоровья, мы просто развлекались, и это было прекрасно, потому что параллельно с нами тренировалась группа «настоящих теннисистов», тренер у них был злой, а вместо азарта игры выходила унылая муштра. 

Кто твои детские кумиры в теннисе?

Самыми яркими вспышками были Андрэ Агасси и Штеффи Граф. Когда они поженились это было как чудо, словно их моя детская любовь соединила. Следующая вспышка интереса к теннису была во время Кубка Кремля, в 1998, когда случайно наткнулась на полуфинал Винус Вильямс-Мари Пирс, и стала смотреть под большим впечатлением от Мари, ее игры, ее поведения на корте. Она выглядела как раненая царевна-лебедь, балерина или актриса, которая непонятно как попала на корт, по ошибке вместо сцены. Она в том матче летела со свистом, а потом вдруг, как побитый, но не сломленный герой боевика, взяла и сплевывая кровавую юшку, замочила обидчицу с баранкой. В том матче Мари летела 2:6 в первом сете и второй вроде тоже сдавала, но потом включилась в матч, а у Венус наоборот что-то началось с ногой. Пирс выиграла в третьем сете 6:0 и вышла в финал с Моникой Селеш, а я уже знала за кого буду болеть в ближайшие годы. Такая однозначная теннисная любовь с первого взгляда. Еще одного любимца тех лет, Куэртена, я полюбила по фотографии не то в «Советском спорте» не то в «Спорт-Экспрессе», когда читала про итоги РГ-97, и было такое жгучее чувство, что этого парня из Бразилии я знала и любила всегда. Гуга уникальный персонаж, он излучает такой природный позитив, что от него можно было подзаряжаться через экран.

Как ты начала сочинять про теннис? 

Сочинять я начала благодаря совпадению нескольких обстоятельств. Кабельное Тиви освоило наш микрорайон, и оба «Евроспорта» появились у меня осенью 2007, но я тогда была вне тенниса, не следила, не знала новых героинь — а это были сербки, Ана и Елена. А вот уже АО-08 я начала смотреть с первых кругов, и Ана, Уи-Жо и Новак по очереди зажгли воображение. Я проголодалась по теннису и все было как в первый раз, адреналин, новые персонажи. Вдобавок АО мой самый любимый турнир, и никогда не было возможности смотреть, а тут такое пиршество! Как говорит один мой друг: после безумных романов Чака Паланика задаешься вопросом «А существует ли Америка на самом деле?». Благодаря первому ТБШ к Австралии таких вопросов нет, турнир сенсаций и «нечаянных радостей» на любой вкус — от победы какого-нибудь Юханссона до последнего ТБШ Сафина, от прорыва Аны Иванович в мое сознание до победы Шараповой в финале на ее лучшем на мой взгляд ТБШ.  А первую теннисную шутку написала так. В 08 меня гораздо больше тенниса занимало кино, и мы очень много спорили по кинопроцессу с одним из лучших на мой вкус теннисных юмористов — Мортелетом. Так появилась футуристическая сказка «Подвиг одного старика». Там повествуется о проекте «Теннисиськи-баттл» как о будущем женского тенниса. И судя по задыхающимся маркетинговым ходам пиарщиков WTA-тура, в отсутствие новых реальных харизматических лидеров, вовсе не такое невероятное. А систематически что-то придумывать я стала уже влившись в ряды анафэнов на форуме Втатур. Там все началось с ролан-гарросных частушек одной девушки, которая в дальнейшем стала моей большой подругой и я считаю ее крестной мамой моего теннисного мелодрам-трэша. Это Ванда, которую читатели моего блога очень хорошо знают.

Твое сочинительство — это способ создать исправленную и дополненную теннисную реальность или своего рода смехотерапия?

И то и другое. И третье — мой способ воспринимать и следить за теннисом с дополнительной интригой для самой себя. Переплавка чистой болельщицкой эмоции в образы. Всегда интересно, как получится соединить реальные и вымышленные детали в целое. И все больше хочется помещать теннисных персонажей в интерьеры а-ля Алан Милн или Фрэнсис Скотт Фитцжеральд, потому что эти писатели отслеживали внешние, но очень типичные для светской жизни сюжеты, улавливая и грусть и подлинные драмы своих блестящих героев. Я драму переделываю почти всегда в комедию — тут проявляется тяга к смехотерапии. Потому что юмор, если он возникает, это отдельная хорошая щекотка подсознания, когда просто шутя, можно что-то предугадать, или выйти на уровень сравнений, когда реальный образ вдруг дополняется очень точно или необычно. Как с Фелисиано и Нандо, которым я постоянно меняю профессии. Фели был у меня косметическим коммивояжером, и делил бизнес с Фернандо в «Портфолио с горячими элитными жеребцами», и после этих шуток я гораздо больше их полюбила. Могу приоткрыть завесу над творческими планами — один из парнишечек на РГ опять поменяет профессию. Болея за Ану, я замечала что попытки придумать смешное снимают напряжение и у соболельщиков, и кроме того это позволяло вовлечь в игру стихийных соавторов. Народ начинал генерировать идеи. То же самое происходит на спортсе, и это один из самых интересных спецэффектов фидбека. Правда мне иногда кажется, что на ТБШ болельщикам не до литературных пародий на спортивный процесс, но я сама по другому не могу — эмоции от матчей, адреналиновый угар и напряжение, сами собой переплавляются в такую форму. 

Литературная форма для тебя важна?

Да, она увлекает сама по себе, и создает зазор, пространство между реальным миром сетов и геймов, от которого меня часто клонит в сон, и волшебным миром параллельной реальности, где явь и сон меняются местами. Влияют друг на друга, как это было в «Столике у оркестра, 2.0», где фигуранты очередной серии вылетали на следующий игровой день, а счастье пришло к Джоковичу, потому что так захотели сюжетная и юмористическая логика. 

Твое сочинительство — это ведь обыгрывание культов и мифов?

Безусловно, потому что культы и мифы просто так не возникают, они «ловят» характеры теннисистов, и даже развитие их судеб. Это имеет прямое отношению к устройству психики по Карлу Густаву Юнгу. Он обозначил понятие архетипа в психике, коллективного бессознательного, и ведущие роли там отданы библейским персонажам, потому что сам Юнг происходил из семьи католического пастора, и его дяди (кажется их было аж шесть) тоже были священниками. Общество было очень структурировано религией, и духовный мир вмещал библейских героев как живых людей. Сейчас и в постатеистической России мало кто знает Библию и римско-греческую мифологию, как ее знал Юнг, открывший для западной науки эту потребность человеческой психики в Героях и Образцах. И сейчас роль этих высших существ занимают элитные спортсмены, которые выглядят как герои, сражаются, вдохновляют своим мужеством. Они теперь называются мертвоватым термином — «»ролевые модели», но смысла это не меняет. Людям нужны Герои, воплотители центровых культурных мифов. Рафа — это конечно Геркулес-Геракл, претерпевающий, борющийся с гидрами, быками и даже одним Львом. Существование такого могучего парня, который при этом вроде как обманчиво прост и приветлив — очень мотивирующий фактор для огромного числа людей преодолевать себя в мелких бытовых слабостях. Как Жанна в своем блоге постоянно пишет, что трудолюбие Каро вдохновляет ее жить и работать. Я думаю каждый настоящий увлеченный теннисный фан может сказать такое про себя. Наблюдать за прорастанием архетипа в отдельно взятых теннисистах вообще одно удовольствие. Сквозь живого Рафу, кроме Геракла, проглядывает доисторическое чудище, которое заглатывает народы за один присест, а Роджер с его воплощением швейцарского качества в одном отдельно взятом мужчине своим нечеловеческим перфектом вопиет об установлении Самой Правоверной Церкви на Земле. Фелисиано и его миф — это нечто третье. И это третье во многом моих рук дело, эксплуатация мифа о Нарциссе в полный рост. Мне читателей двадцать написало в разное время, что до моих шуток про Лопи они про такого теннисиста даже не слышали.

Расскажи, как тебе пришло в голову написать про Фелисиано?

Лопеса, я люблю года с 2004, потому что он сказочно и неповторимо красив, причем печальной красотой избранника Богов, которому суждена какая-то великая Миссия. Я одно время думала, что Фелисиано явит чудо и вырвет какой-нибудь ТБШ из рук профессионального мужского тенниса с его бугристыми мышцами и заточенностью на техническое совершенство, но сейчас открылось, что этого увы или к счастью, не будет. Потому что Красота — самоценна. Наоборот, победа вырванная у грубых мужланов могла бы повредить Фелисиано, сделать его таким же. Понятно, что все мы поклонники Фели, должны быть против такого развития событий, и радоваться уже тому, что Лоппи облагораживает этот жестокий мир своим изысканным сиянием.  Первое придуманное про Фелисиано — это «Письмо к Ане», после ее знаменитой фотосессии в журнале FHM, где испанец волнуется, что самым сексуальным признали не его, а сербскую подругу. (Там же раскрывается секрет красоты Лоппи — вологодская сметана. Которая затем оздоровительным артефактом идет через всю историю «альтернативной карьеры» Фелисиано). Некоторым не нравилось, что Феля и Нандо у меня засветились в сериале с явной гомоэротической подкладкой. Но тут прикол в том, что вещи не всегда такие какими кажутся ©. Сериал «Просто Феля» это пародия на многочисленные слешэры про ФеФе. Таких много, есть даже отдельные форумы про «нежную дружбу» этих двух парнишечек. Внимательный читатель мог заметить, что розовые, точнее в данном случае голубые «сопельки» подобного чтива у меня обыгрываются в ином ключе, выворачиваются максимально комичной стороной.  

То есть к стандартным фанфикшэнам твое творчество не имеет отношения? 

Ага, ни малейшего. Шаблоны линейных фанфиков «он увидел его прекрасные серо-зеленые глаза и утонул в них» — это ацтой приговоренный к переплавке. Такого рода шлак мне не интересен ни как жанр, ни как сублимация озабоченных фанатов. Гораздо интереснее придумать хотя бы такое: «Его взгляд уткнулся в уютные мясистые колени Нандито, и шорты Фелисиано без всяких усилий с его стороны внезапно сложились гармошечкой. «Серв энд воллей, идиот! Сервэндволлей! А не коленочки муего мальчишечки!» — Фели вовремя сообразил пожурить себя и неожиданным блестящим реверсом вывел себя вперед. Роджер заплакал. Он был лишен похожего источника вдохновения. Даже до рождения крошек Мирка не могла похвастать такими коленями, какими обладал Фернандо». Прошу прощения у адептов Церкви Роджера Федерера за этот небольшой экспромт.

Тебе не казалось, что именно теннис лучше других видов спорта вписывается в формат сериала?

Да, потому что теннис всегда был игрой героев-одиночек и тяготел к шоу-бизнесу. Даже сейчас за каждым ярким игроком стоит не индустрия, а собственная история успеха, с миллионом ньюансов. Стать звездой тенниса — очень особенная судьба. Для меня теннис как «Санта-Барбара», бесконечный сериал, только интересный. Канва вроде одна и та же — караван в пути, хард-грунт-трава-залы и снова хард, при этом всегда все новое, решаются судьбы, раздуваются костры тщеславия, гордых героев прикладывают фейсом ап тейбл дерзкие андердоги. А еще люди встречаются-разводятся-женятся, кричат друг другу на ПК  «Пока, неудачник!», и это тоже оживляет контекст. С нынешней информационной скоростью и детальностью, с фейсбуками и твиттерами теннисных ньюсмейкеров уже не успеваешь следить за всеми событиями — настолько богат этот мир. Даже сейчас, когда звезды несколько измельчали, особенно в женском теннисе. В этих условиях звездного измельчания я понимаю культ Роджера, и тоже иногда готова молиться теннисному Богу, чтобы он Сына своего подольше не забирал на «небо», а то ведь совсем грустно будет, привычная система координат рухнет. Я уверена, что даже с набравшим силу Новаком, без Роджера все будет не то. 

Ты впервые появилась на сайте с астрологическим прогнозом. Что это было?

Идею астрологически спрогнозировать ЮС-Опен для спортса подкинула Ксения Витряк. А вообще, мне всегда нравилось строить гороскопы для теннисистов, поскольку я очень уважаю натальную астрологию. Там очень выпукло видны какие-то характерные черты теннисистов. Например очевидная доброта и сострадание Фернандо Вердаско, у которого Луна в Рыбах. При безжалостном Солнце в Скорпионе это дает амбициозного человека, но мягкосердечного, и негодяи-соперники могут этим злоупотреблять. Или вот Ану Иванович без гороскопа понять просто нельзя. У нее Солнце с Луной в оппозиции и в противоположных знаках. В ее случае это дает постоянную борьбу с собой. Как и Вердаско, она Скорпион, но с Луной в Тельце — трудоголизм Скорпа в этом случае очень часто переключается на радости жизни по чрезвычайно плотскому Тельцу. И сознание заставляет Ану на очередной ПК говорить о прогрессе в игре, а всей своей сутью она в это время на пляжах Мальорки. Любовь всегда очень сильно включает инстинкты и тельцовские качества, и вот совершенно неслучайно, что именно после своих громких романов Анина игра все хуже, с редкими просветами. 

Что будет с теннисом через 10 лет, что говорят звезды? :)

Я очень опасаюсь, что при негативном развитии событий все пойдет по пути «Теннисисек-батла». Если теннис начнет терять позиции на рекламном рынке, иметь сложности в поиске спонсоров, то боссы могут искать новые стратегии и никто не знает куда, в какие пошлые дебри маркетинга, их это заведет. При здоровом развитии, я думаю, все будет очень и очень интересно, конечно с учетом новых технологий — игрокам будут вживлены какие-нибудь чипы с планами А, Б, С, и еще сотней запасных вариантов на выбор. Некоторые консерваторы будут бороться с такими новшествами, и по старинке выходить со своей головой на плечах. Жюстин вернется в 3 раз, точнее ее попросят или может быть даже клонируют, но рядовой зритель об этом не будет знать, хотя самые продвинутые вроде Гильбертуса будут догадываться и писать на форумах, что это мол ненормально когда 50-летняя легенда выносит юных перспективных китаянок пачками. Да, первая ракетка женского тенниса будет китаянка, а у мужчин... ну пусть будет россиянин, воспитанник головы профессора Собкина. 

 

Блог Ольги Богдановой — «Лабиринт Фана».