11 мин.

Klinsi90: «Между литературой и теннисом много общего»

Klinsi90 — автор блога «Шекспир отдыхает» и по совместительству главный карофан сайта в мартовском интервью (блог о несвоевременных теннисных мыслях) рассуждает о сходстве литературы и тенниса, делится секретами педагогического мастерства и рассказывает, почему Елена Дементьева достойна всяческого уважения.

 Когда вы впервые увидели теннис?

Вопрос привел меня в сильнейшее замешательство, потому что, честно говоря, даже и не вспомнить, когда впервые, такие древние и заповедные были времена... например, сейчас меня поражает, что я помню Олимпиаду в Барселоне. Тогда теннис был лишь одним из многих олимпийских видов спорта, а я до самого недавнего времени была фанаткой таких больших спортивных состязаний, когда за кёрлингом вдруг смотришь с таким же интересом, как за биатлоном, и даже в ненавистном боксе или хоккее находишь нечто крайне увлекательное. Так вот из Барселоны помню не сами матчи, а удивившие факты — например, что был сыгран один из самых длинных женских матчей (возможно, в паре, не помню) с участием Мэри Джо Фернандес, кажется, меня тогда удивило, что девушку могут звать Джо.)) А теперь она — тетенька-капитан сборной США. Еще запомнилось, что олимпийской чемпионкой может стать 16-летняя никому не известная девчонка. 

И все-таки первый именно матч, который я помню, как сейчас проверила себя по всем источникам, это финал РГ Джим Курье и Петр Корда. Мне всегда нравился Курье, наверное, потому что он рыжий, как и я, но я немножко болела и за Корду, потому что он чех, а я была советским ребенком, который считал, что все, кто из соцлагеря, — наши. Тот же 1992 год, до Барселоны, оказывается, просто из Барселоны не могла смотреть матчи, мы были в это время с родителями в пансионате и был один телевизор на 2 этажа, решали голосованием, какие виды спорта смотреть, и никто тогда не выбрал теннис. 

Почему вы решили завести блог?

Наверное, мне было морально не очень трудно захотеть завести блог, у меня был большой опыт ведения ЖЖ, не только как личного дневника, но и о современной литературе, так что я имела хотя бы приблизительные представления о том, что такое — вести блог. А свой блог на спортс.ру завела потому, что надоело всем докучать длиннющими комментами в блоге Ксении Витряк, а комменты были длиннющие, потому что мне казалось, что мне есть что сказать по многим вопросам. Да и сама Ксения всегда ратовала за то, чтобы теннисная Трибуна бурно развивалась, так что, можно сказать, она меня на это вдохновила и поддержала. А мне изначально хотелось писать в своем блоге что-то, что бы дополняло редакционные статьи и блоги сотрудников. В итоге первый год существования блога я ощущала слишком большую ответственность что ли, оказалось, что это совсем не так просто, как писать в ЖЖ, потому что надо знать матчасть, надо смотреть по-настоящему, от начала до конца, много матчей, надо запоминать очень многое и не лениться уточнять каждый факт.

Только на 2-й год мне стало понятно, что мои наполеоновские амбиции мне только мешают, и когда я окончательно поняла, что именно мне интересно в современном женском теннисе, тогда и появилась моя муза Каролина Возняцки, тогда и стало понятно, что именно вдохновляет меня на написание постов — просмотр конкретных матчей, причем писать лучше и интереснее именно сразу после матча, по свежим следам, благо пишу я очень быстро, если есть общая заранее продуманная концепция. Но еще больше меня вдохновляет надежда на общение — мне очень интересно общаться с другими юзерами на спортс.ру, а когда делаешь это в своем собственном блоге и в комментах к нему — это как бы пригласить гостей на свою кухню и напоить их чайком с тортиками и плюшками. Мне нравится получать отклики и отвечать на них в свою очередь. Это очень живое дело.

Каролин вам близка, потому что чем-то похожа на вас? 

На меня больше всего по жизни похожа Жюстин, и мне это никогда не нравилось, в свое время меня очень удивило появление такого игрока, а потом я попыталась измениться, а она все-таки нет. Поэтому все, что касается Жюстин, я стараюсь не комментировать, но воспринимаю довольно лично и болезненно, например, вот ее последнее большое интервью... По отношению к делу скорее у меня больше общего было с Леной Дементьевой, мы тут с Ксенией одно время это бурно обсуждали, про соотношение плюсов и минусов у процессников и результатников. 

А Каролин мне близка тем, что в ней есть все то хорошее, чего лично мне не хватает.)) Мы очень разные, если бы такая девочка была моей одноклассницей, я бы вся иззавидовалась, но в то же время, наверное, очень хотела бы подружиться. Просто чтобы понять - каково это, когда ты внутри такой адекватный себе и своей жизни. Ну, и стабильность — это то, чего мне сейчас в себе не хватает больше всего. Наверное, и по моему блогу это заметно.)

 

Личное восприятие тенниса — это именно заслуга тенниса или у вас просто такой образ мышления? 

Личное восприятие — это у меня про все. Я помню сногсшибательный момент, когда однажды летней ночью во время просмотра какого-то сериала, уже после выпуска из университета, до меня дошло, что методология моего филологического диплома — это ровно тот же способ мышления, с помощью которого я пытаюсь анализировать поведение людей вокруг меня. Хотя какие-то мысли об универсальности метода анализа и восприятия у меня были задолго до того. Поэтому теннис я воспринимаю и очень лично, как хорошую музыку, и очень научно, что ли, например, как историю литературы, где интересно следить за дебютом Достоевского, за камбэками и сменами имиджей Толстого или спонсорскими контрактами Белинского.))

У первой ракетки мира должна быть какая-то «социальная ответственность»? Она должна нести в себе нечто большее, нежели сумму побед и поражений на теннисном корте?

У первой ракетки мира есть не то чтобы ответственность, тем более социальная, а некая чисто художественная функция. То есть образ должен быть яркий, цельный, вызывающий интерес и желание за ним следить и далее. Не все хорошие книжки чему-то учат и наставляют по жизни, зато много плохих книжек это делают. Если человек ходит и каждую секунду думает, что он ролевая модель и что то нельзя, это нельзя, — так с ума сойти можно от собственного пафоса и паранойи. Но вот то, что часто говорит Рафа про «надо быть хорошим человеком», это мне близко. Однако, честно говоря, мне немножко скучно от того, что Рафа — хороший человек, Роджер — хороший отец и все такое, Каро — хорошая девочка, Ким — хорошая мама и т.д. Вот когда Сампрас был «хороший», а Агасси «плохиш», а вокруг них бродили буйный Горан и загульный Борис — было веселее. Без острого язычка Серены и платьишек Винус грустно, несомненно. Хотя, мне кажется, у мужчин в этом плане сейчас явно грустнее. Не уверена, что страдания Маррэя — это хорошо, но для яркости и цельности общей картина тура — и это сойдет. 

Первая ракетка всегда показывает как минимум то, что добраться до вершины и воцариться на ней — вообще возможно. Что возможно быть лучшим. Что это требует жертв, но и что победа того стоит. Мне бы хотелось, чтобы первыми ракетками надолго становились те, для кого важна не только личная победа, но и теннис как образ жизни, Тур в целом. А уж если это будет и если «быть хорошим человеком», то мысли о благотворительности, например, или каких-то социальных проектах рано или поздно у всех появляются. И это хорошо, на мой взгляд. В общем, мне кажется, для Тура лучше, когда первая ракетка — открытая в коммуникативном отношении личность. Но если будут только такие, будет грустно. Должны быть разные, в этом вся прелесть тенниса.

Я знаю, что вы преподаватель. Это как-то помогает в ведении блога. Или, может быть, наоборот?

Я преподаю современную русскую литературу. Между литературой и теннисом много общего, например, хотя бы то, что много персоналий — много теннисистов, много авторов, много книжек, много матчей. В литературе тоже есть свои ТБШ — это большие литпремии, вроде «Букера» или «Большой книги». Мне интересно следить за каким-то автором на протяжении всей его карьеры, за его взлетами и падениями, при этом в литературе мне тоже больше всего нравятся те, кто на протяжении многих лет способен выдавать постоянно хорошие книжки. Да и что такое творческий кризис, поиски жанра, своей темы и ниши — это очень знакомо и теннисистам. 

В ведении блога мой педагогический опыт помогает в общении с теми, кто оставляет комменты к моим постам. Хороший препод — это ведь еще и человек, который в состоянии погасить вспышку сильного бешенства за 3 секунды, подобрав наиболее понятные и доходчивые слова для объяснения студенту, чем же именно он недоволен.)) В общем, педагогика учит терпению и вниманию к чужому мнению, даже если тебе оно не нравится. Мне нравится разговаривать, а не спорить, мне более интересны единомышленники, чем оппоненты, но на территории своего блога я учусь общаться и с теми, чья позиция мне не близка. Это хороший опыт.

Как вы отличаете по-настоящему большого писателя от просто хорошего? А как в теннисе вы понимаете, кто топ, а кто не-топ?

Есть ряд писателей, которых мне даже читать не очень приятно, но я вот точно знаю, причем не из учебников, а вот изнутри, из своего читательского ощущения, что это истинные гении — Томас Манн, например, Эльфрида Елинек, Томас Бернхард. В теннисе бывают игроки, про которых примерно так думаешь. Жюстин, например. У меня вообще сложные отношения с великими игроками — это сейчас Штеффи для меня вечный кумир, а ведь раньше мне очень хотелось, чтобы кто-то наконец прервал ее поднадоевшее доминирование.)) В то же время я помню первый увиденный мной матч Хингис, это был 1-ый круг ее первого Уимба, она играла как раз со Штеффи, и я помню, что меня очень взволновал тот матч 15-летней девочки, проигранный без шансов, но ощущение было, что случилось что-то очень важное.

Но на самом деле я человек контекстного и исторического мышления, то есть я могу менять свое мнение и оценку игрока на разных этапах его карьеры. Вот была Франчи хорошей, а стала ведь большой! А потом опять может стать просто хорошей. Так про многих можно сказать. А вот насчет топ−не-топ у меня однозначный все-таки личный критерий — это стабильность высоких результатов. Я не люблю расстраиваться из-за сенсационных обломов топов, поэтому люди вроде Каро или Демы в ее время мне всегда были симпатичны — до определенных стадий можно было быть в них более-менее уверенными. А главное, на долгом расстоянии сезона. Ведь если вспомнить, сколько лет Дема была в 10-ке, страшно становится. И очень уважительно.

Через 10 лет в теннисе больших игроков станет больше или меньше?

Я не знаю, что будет через 10 лет в мире происходить, а какой мир — такой и теннис. Одна из самых увлекательных книжек, прочитанных мною за последний год, — Джордж Фридман. "Следующие 100 лет. Прогноз событий XXI века." Это потрясающее чтение про то, как будет меняться мир, американский политолог дал волю фантазии. Например, он считает, что через 10 лет угроза исламского терроризма будет неактуальной, а к концу 21-го века мировыми державами станут Польша, Турция и Мексика, так что пора учить совсем другие языки.)) 

Но вот можно сделать осторожный прогноз насчет женского тенниса — о том, что основные надежды на взлет приходится откладывать на поколение, которое будет младше Каро на 3-4 года, то есть то поколение, которого мы совсем не знаем. Хотя, возможно, все-таки нынешние 20-летние возьмутся за ум, наймут нормальных тренеров и поймут, чего они хотят и как этого добиться. Может быть, как раз 3-4 года у них на это и уйдет. В любом случае, после Лондонской олимпиады мы уже будем констатировать другую эпоху. Возможно, она уже началась, а возможно, она будет совсем-совсем другой. Интересно, не случится ли как раз на этой олимпиаде того, что сделала Каприати в Барселоне.

 

Теннис — для чего он вам вообще нужен?

Теннис нужен мне для удовлетворения очень разных потребностей, и так получилось, что он их удовлетворяет лучше, чем разные другие виды спорта и деятельности. Во-первых, потребность в постоянно новой информации, этакий информационный голод. В теннисе все время что-то происходит, народу много, турниров много, матчей много — много возможностей следить. В футболе тоже всего много, но в последнее время я от него устаю, наверное, все-таки мои футбольные пристрастия остались в конце 90-х − начале 2000-х. А к теннису новый приступ интереса пришел совсем недавно, когда стало можно смотреть много его в Сети. Я предпочитаю смотреть по евроспорт-плееру, потому что тогда можно и на работе, и в кафе подглядеть гарантированно в хорошем качестве. Поэтому мне интересно именно то межеумочное состояние женского тура, которое в последние года два наблюдается, — потому что я как раз его и застала.

Во-вторых, потребность в общении по интересам. А уж теннисная публика куда приличнее, чем футбольная. Тут есть с кем и о чем поговорить. Много выпендриваемся, конечно, но надеюсь, пора холливаров слегка позади. Ну, то есть понятно, что карохейтеры с карофанами будут еще долго бодаться, но это нормальный структурированный процесс.)) Но главное, мне от тенниса нужны примеры и вдохновения. Когда так пристально за чем-то следишь, всегда проецируешь это что-то на свою жизнь. Размышления о теннисных баталиях и эволюции игроков мне помогают очень многое понять в себе. А чьи-то камбэки или прорывы говорят, что возможно больше, чем сам о себе думаешь. Это радует. Теннис нужен именно для радости. 

 

Блог Klinsi90 — «Шекспир отдыхает».