Как «Матч ТВ» зарывает в песок права на показ женского тенниса
В конце апреля 2017 года случилось долгожданное для любителей тенниса в России событие: на экраны наших спортивных каналов вернулся элитный теннис.
«Удивительным» образом это совпало с возвращением в женский тур после дисквалификации Марии Шараповой.
Игра у сетки. Теннис вернется на русское ТВ вместе с Шараповой
Сам ли «Матч ТВ» купил права или ему помогли (Федерация тенниса России, спонсоры Шараповой или кто-то еще) — доподлинно неизвестно, в СМИ не попадало никаких подробностей контракта с WTA. Но что известно точно — с 2017 года WTA начал заключать с бродкастерами новые соглашения, по условиям которых в стандартный пакет входят права на все турниры WTA Premier и большую часть турниров WTA International. А теперь, внимание, самое важное: с 2017 года телевизионная картинка есть абсолютно со всех матчей женских турниров, входящих в права WTA, а в новых контрактах есть опция, по которой бродкастер вместо матча с международной картинки (World Feed) может показать матч своей теннисистки с любого корта. Этой опцией активно пользуются владельцы прав в Румынии, Венгрии, Великобритании, Словакии, Италии и многих других европейских странах.
Теперь рассмотрим, как своими правами пользуется субхолдинг «Матч». Речь пойдет в основном о платных тематических каналах «Игра» и «Арена», потому что на федеральном канале с апреля по ноябрь был показан только самый первый матч Шараповой после возвращения (в записи), а также финалы Тяньцзиня Шарапова — Соболенко (в прямом эфире) и Гонконга Павлюченкова — Гаврилова (планировался в прямом эфире, но из-за дождя был показан на «Арене» и в записи — на «Матч ТВ»).
Главный принцип, которым руководствуется программная дирекция субхолдинга: под женский теннис нельзя выделить больше одного тематического канала. Даже если на неделе проходит несколько турниров, для основного показа выбирается один, а остальные либо не показываются совсем, либо присутствуют только в виде финалов. Нарушить этот «закон» может только внезапный выход в решающие стадии россиянок, но в этом случае ради показа их матчей жертвуют тем турниром, который показывали всю неделю. То есть, на выходе количество показанных игр не увеличивается. Можно, конечно, предположить, что в контракте «Матч ТВ» и WTA количество игр в неделю ограничено, но это маловероятно, поскольку таких контрактов нет ни у кого в Европе. Контракт может быть не максимальным (варьируется день начала показа турнира), но после того, как бродкастер начал показ соревнования, дальше никаких ограничений нет.
Еще одно незыблемое правило «Матч ТВ»: для показа женского тенниса на неделе выбирается какой-то один канал, либо «Игра», либо «Арена». Бывают дни, когда выбранный для тенниса канал загружен другими соревнованиями. В этом случае не влезающие в сетку матчи просто не включаются в программу (даже в записи), хотя для них может быть место на другом тематическом канале. Также легко могут быть проигнорированы ночные игры, проходящие на других континентах. Таким образом, часть матчей, на которые есть права и за которые заплачены деньги, просто «зарываются в песок».
Самая больная тема в этой истории — показ матчей с участием российских теннисисток. Казалось бы — ради этого и должен покупать права российский вещатель и возможность такая в новых контрактах существует (см. выше). То, что у «Матча» есть опция выбора игр своих теннисисток — абсолютно точно, субхолдинг ей периодически пользуется, но делает это как-то хаотично и бессистемно. Иногда складывается впечатление, что возможность увидеть россиянку зависит от дня недели, когда она играет (не успели проплатить, небанковский день), а также от компетентности сотрудника, который работает в конкретный день (может не знать о наличии такой опции в контракте).
Во все это, конечно, верить не хочется, учитывая масштабы организации и амбициозные цели, которые были озвучены при запуске данного проекта, но факт остается фактом: российский зритель получает не тот объем тенниса, который мог бы получить. Иногда доходит до смешного: иностранный канал транслирует матч россиянки, а российский канал вместо этого гонит международную картинку, потому что никто не удосужился заказать картинку с того корта, где играет наша теннисистка.
Недавно сменилось руководство субхолдинга, и была робкая надежда, что новые управленцы наведут порядок внутри структуры, в том числе и с показом тенниса. Но надежда быстро улетучилась с появлением программы на первую неделю нового года.
31 декабря начнутся 3 турнира WTA: в Брисбене (категория WTA Premier) и 2 турнира WTA International — в Шэньчжэне и Окленде. Большинство европейских вещателей начинают показ Брисбена с 1-2 января, Шэньчжэня — с 1-3 января, Окленда — с 1-3 января.
А теперь — расписание теннисных трансляций тематических каналов «Матч» на первую неделю января:
Брисбен — заявлены в основной сетке россиянки Веснина и Касаткина, сыграют игроки первой десятки рейтинга — Мугуруза (№2), Плишкова (№4), Свитолина (№6), Гарсия (№8), Конта (№9)
4 января — 2 четвертьфинала (9.30, 12.30 — «Игра»)
5 января — полуфиналы (8.00 и 14.00 — «Игра»)
6 января — финал (12.00 — «Игра»)
Шэньчжэнь — заявлены в основной сетке россиянки Шарапова, Родина и Александрова, сыграют игроки первой десятки рейтинга — Халеп (№1), Остапенко (№7)
5 января — 1 полуфинал (11.00 — «Игра»)
6 января — финал (9.00 — «Игра»)
Окленд — сыграют Возняцки (№3), Гергес (№14), Стрыкова (№23), Радваньска (№28)
На тематических каналах «Матч» трансляции не запланированы.
Как видим — «Матч» с 3 турниров покажет аж 7 матчей, при том, что права есть, каналы не перегружены прямыми трансляциями, а потенциальная аудитория — на новогодних каникулах. Очень жаль, что руководители субхолдинга за 2 года так и не усвоили главное предназначение спортивного телевидения — показывать спорт, на который есть права, в максимально возможном объеме и прямом эфире.
Не под запись. Почему холдинг «Матч» показывает меньше спорта, чем мог бы
Television-Sport.com – главное место в русском интернете, где говорят о спортивном телевидении