Как оценить 6 лет Канделаки на «Матч ТВ»? Она пришла в спорт как реформатор – и что получилось?
Провожаем самого громкого медиаменеджера в истории спортивного телевидения России.
Когда только Тину Канделаки уволили на повышение в замгендиры «Газппром-Медиа», в телеграм-канале Sports.ru появился опрос: «Как вы оцениваете работу Канделаки на «Матч ТВ»?» И пять вариантов ответа со звездочками, словно Тина – ресторан или дорогая гостиница. Из текста с итогами олимпийского показа на русском ТВ вы могли догадаться, что я тащусь от оценок по пяти-, 10- и 100-балльной шкале, но тут лично у меня четкого и молниеносного ответа не было.
С одной стороны, Канделаки создавала «Матч ТВ» и с необъявленными перерывами руководила важной частью спортивного вещания в стране без двух месяцев шесть лет. Ну окей, вычтем эти перерывы – останется от четырех до пяти лет прямого управления. О любом президенте футбольного клуба мы что-то можем сказать хорошее или плохое. Оценить шесть лет правления Тины Канделаки, руководителя РосГосESPN, решительно невозможно.
Ну, в смысле, можно зайти в комментарии под новостью Sports.ru, телеграм-канал Ксении Собчак или твиттер Василия Уткина и понять, кто такая Тина и почему она – зло. Но если предметно разбирать почти шесть лет «Матч ТВ» и Канделаки в кабинете генпродюсера – что останется, кроме пустых оскорблений и отвратительных сексистких шуток?
Мне кажется, что ее проблема в том, что она не была фанатиком, как от нее требовали. Не знаешь, как Азмун играет за сборную России? 400 негативных комментов на Спортсе. Не разбираешься в секрете взлета Аслана Карацева на Australian Open? 200 негативных комментов в инстаграме. Оставляешь в эфире Георгия Черданцева, хотя он давным-давно не тянет? 650 комментов. И так во всем.
Тина Канделаки возглавила «Матч ТВ» как человек из физкультуры, хотя индустрия и зрители ждали человека из спорта. Отсюда же были первые креативные решения – знаменитые смузи в утренних шоу, менее знаменитые программы вроде «Бешеной сушки» шли для людей, которые интересуются фитнесом, а вовсе не спортом высших достижений.
Можно представить, что людей, делающих берпи, намного больше фанатов магнитогорского «Металлурга», но объяснить их союз на общедоступном спортивном канале как будто не пытались. Фанаты голов-очков-секунд, оставшиеся в наследство от «России 2» и «НТВ-Плюс», сразу агрились при виде Марии Командной с коктейльным бокалом, а любители комфортных беговых дорожек и скручиваний до «Матч ТВ» не дошли. Почему? Наверное, беда и с позиционированием, и с качеством продукта (простите, Маша).
Так Тина Канделаки впервые осталась один на один с хейтом. Не знаю, понимала она или нет, что участвует в безвыигрышном соревновании. Победить в войне за рейтинги «Матч ТВ» – нельзя. Проиграть – наоборот слишком просто. Никто не знает, что такое рейтинги и доли и почему система телевизионных измерений плохо отражает реальность. Но как только я напишу рядом слова «Матч ТВ» и «Карусель», вы сразу вспомните… Даю вам три секунды на легкое напряжение памяти. Три. Два. Один – правильно, вы вспомнили новость, как детские мультфильмы обогнали студийные эфиры с участием Александра Шмурнова.
И это еще одна проблема Тины – в том, что она лучше других руководителей спортивного ТВ (кроме, может, – вы будете смеяться – Василия Уткина) поняла, что раз до победы нельзя добраться, то можно объявить себя победителем. Отсюда многочисленные пресс-релизы о рейтинговых достижениях в трех из 15 возрастных категорий, причем нужно еще делить на три, чтобы понять, это М, Ж или М+Ж.
Но чем громче были триумфальные посты в телеграм-канале «Тина Канделаки», тем сильнее нарастало напряжение. Потому что зрители «Матч ТВ» видели: рейтинги и доли-то растут, а поговорить о вчерашней игре «Ливерпуля» на работе или в курилке как было не с кем, так и не стало. Спасибо, но мы и из эфиров Владимира Соловьева и программы «Время» наедаемся пропаганды, чтобы она пробиралась еще и в наш относительно чистый (на фоне всего остального в медиапространстве) русский спорт.
В этом и беда – Тина Канделаки в какой-то момент честно билась за все хорошее (красивые студии, красивые ведущие, красивые трансляции, красивые программы) против всего плохого (некрасивые студии, некрасивые – ну вы поняли). Но после слишком широкого бюджетного шага драться за рейтинги руками и в полях Канделаки была не готова, и вокруг нее не оказалось фанатика, который согласился бы встать вместо нее в войне за цифры хотя бы с «Каруселью» (а на самом деле, конечно, с «Пятницей!», «Звездой» и телеканалом «Мир»). Героем не стала ни Наталья Билан, ни триумвират Тащин-Вайнштейн-Румянцев, ни Гавриил Гордеев с «Матч! Премьер», ни другие топ-менеджеры «Матч ТВ».
И при всех будто бы оправданиях Тины можно элементарно спросить – а за что ставить ей оценку? Илья Фирсов с Television-Sport.com (заходите на сайт, подписывайтесь на главный телеграм-канал о спортивном ТВ) с серьезным лицом утверждает: за перевод «Матча» в HD, без него мы бы до сих пор смотрели «Россию 2» в формате 4:3. Это все, конечно, здорово, если забыть о том, что технологический переход в высокую четкость сделал бы любой телевизионный менеджер, и для этого не нужна пухлая телефонная книжка Канделаки, которая не раз ее выручала за шесть лет (тут и защита Андронова с Дементьевым от Бесогона с Пушковым, и атака на Василия Уткина на ЧМ-2018).
Что вы сделали за шесть лет, Тина Канделаки? В смысле, самоокупаемы, оставили технологию, которая опережает индустрию на световые годы, бла-бла-бла, но если так по существу – что вы сделали такого, чего не сделал бы на вашем месте любой человек с табличкой «Генеральный продюсер «Матч ТВ» на двери кабинета?
У вас были ресурсы, чтобы аккумулировать под зонтичным брендом «Матча» лучших людей и главных талантов, – вместо этого вы как минимум потеряли двух людей с репутацией кристальных джентльменов в индустрии.
У вас были ресурсы, чтобы снимать документальные фильмы на уровне «Last Dance с поправкой на русские руки» – пандемия показала, что «Матч» подготовил за пять лет (ничего).
У вас была политическая воля, чтобы сделать субхолдинг могущественным госмонополистом в сфере спортивных медиа – но теперь мы только смеемся над вашими интервью, как вы замотивировали Okko, «Яндекс» и Первый канал на конкуренцию в спортивном вещании.
Я слежу за «Матч ТВ» все пять лет и 10 месяцев его существования, не пропускаю ни одного важного эфира – и я не знаю, как ответить на вопрос «Что сделала Тина Канделаки для спортивного телевидения». Ни у кого из нас нет ответа, что было бы, если бы Канделаки не было на «Матче» и в русском спорте. Но мне кажется, что это самый четкий показатель того, что мы не можем даже проголосовать в опросе Sports.ru, как оценить шесть лет русского спортивного ТВ при Тине Канделаки.
В смысле, о пяти и четырех звездах тут речи не идет, это понятно. Три звезды – пожалуй, тоже жирновато. Хотя бы оставить так, как было и ничего глобально не трогать – уже достаточно для «удовлетворительно». Но Канделаки ведь влезала в традиционное мироощущение индустрии (что понятно и даже правильно – в привычном виде спорт Россию вне побед наших не возбуждает).
Двойка? Единица? Кажется, будто слишком плакатно, будто сразу назначаем одного виноватого в провалах, а это ведь не так. Я думаю, что самой правильной оценкой Тины Канделаки на «Матче» будет отсутствие голоса. Без оценки. Вместо нее открытым спортивным каналом мог руководить плюс-минимум кто угодно с похожим менеджерским опытом, и вышло бы абсолютно точно так же за парой исключений. Тогда за что нужно оценивать конкретно Тинатин?
Поэтому пока – без оценки. Удачи Александру Тащину. Ему предстоит очень много работы, чтобы «Матч ТВ» стал хотя бы заметным. Смешно, что Тина Канделаки, выбившая дверь спортивного телевидения с двух ног заявлением про структурный ноль, уходит в другой кабинет «Газпром-Медиа» с 0/5 в качестве оценки деятельности. Смешно. Просто чума.
Фото:«Матч ТВ»; Instagram/ tina_kandelaki
Может сериал и неплохой, сам не смотрел, но если я хочу посмотреть сериал, то могу включить тнт. А если я хочу посмотреть спорт, то раньше включал матч тв, но теперь там сериалы, вот итог работы ее.
Будем помнить ее за это только матерными словами...
Уткин, как к нему не относись, творческий человек, любящий футбол, а не "эффективный менеджер".
Остались от былой роскоши: Генич, Черданцев, Журавель и Шмурнов. Даже Попов и тот разбодяжен странной дамочкой. Имея базу людей, которые делали ’’3 репортера’’ и тд на выходе иметь 0 программ. Так же печально все с патриотической составляющей. Где передачи для молодежи. Все эти воркауты, фристайлы, бмиксы и даже дота2. Нет ничего. Один фильм ’’Легенда17’’ дал в этом смысле больше, чем все 6 лет пускания пыли в глаза.
Так что автор это не прочерк в графе оценка. Это провал. И это твердые 2 балла. Неуд!
1. Являюсь подписчиком спортивного пакета НТВ+ последние лет 8-9 (т.е. еще до создания МАТЧа).
2. Основной канал МАТЧа практически не смотрю, за редкими и вынужденными исключениями (когда нужная мне трансляция идёт только там).
3. Из собственного контента каналов смотрю только "8-16" (передача, придуманная старой редакцией НТВ+), "Инсайдеров" (продакшн не МАТЧа, а Нобеля) и "Идеальную команду" (получается, единственный контентный успех самого МАТЧа в моём случае).
4. Испытываю лёгкое недоумение от того, что стоимость моей подписки неуклонно растёт все последние годы, хотя выбор интересных трансляций для меня становится меньше (в связи с потерей прав на АПЛ и ЛаЛигу). И с недобрым предчувствием жду, как на стоимость подписки повлияет возврат той же АПЛ.
5. Испытываю скрежет зубовный от того, что в результате популистской политики холдинга ту же Ф-1 я вынужден смотреть на основном канале с рекламой, а не платном тематическом без рекламы (как было раньше на Арене).
Т.е. - они как были для меня просто ретрансляторами чужого контента, там ими, по большому счёту, и остались; основной канал МАТЧ нарушает мои интересы платного подписчика и не даёт ничего взамен.
Ну, так себе результаты для 5-6 летнего руководства. И это я ещё молчу про гос.бюджеты и чисто стилистические моменты тининой медиа-активности.
Тина - просто картинка и лицо. И всегда не будет успеха, когда картинка и лицо хочет играть в продюсера, ген.дира и т.д. И еще одна проблема таких как Канделаки - слишком много энергии, они хватаются за все, считая, что спраятся.
Но реальность такова, что они быстро угасают, а в управлении кроме кратковременных мотивирующих речей и собраний больше дать не могут чего-то. Реальность того, что в управлении много аналитической рутины убивает подобных ветренных экстравертов.
Тина способна быть неплохой ведущей, но управлять - никогда.
И по сути, для таких как Тина нужна своя Кидзания, где они могут играть в эффективных топ-менеджеров. Есть ВЭБ, где всякие родственники правительства РФ играют в банкиров и инвесторов. И есть вот Газпром Медиа, где в менеджеров играют творческие родственники. Тине наконец дали роль свадебного генерала в такой вот Кидзании
Очень впечатлён от такой метаморфозы.
Дискуссии на уровне «Капитан очевидность» в студиях, сомнительное качество комментирования многих видов спорта, полное отсутствие интересного контента собственного производства, скандальный уход многих известных личностей… Понятно, что это не уровень главного спортивного канала страны.
Могу сказать, что «Апостол» - другой проект Канделаки, был не менее пафосный и не менее провальный, держался только на ее личных связях и госконтрактах со всеми вытекающими. Они там реально в один день сели и решили, мол теперь мы великие пиарщики… НЛП и манипуляции она освоила очень неплохо в своё время
Отдельный оглушительнейший провал - Черданцев. Этого губошлёпа даже в бар пускать комментировать нельзя - его поколотят.
1. Несоблюдение своих же договорённостей. Сколько раз Матч противоречил своему же расписанию, на ходу делая замены в сетке вещания? А помните историю с матчем Порту-Краснодар, когда Матч за час до игры не смог пробить показ этой игры? И это - холдинг, где якобы собраны лучшие умы. Лучшие умны не могут отвечать даже за сетку вещания.
2. Шмурнов, Черданцев, Ловчев. Мне нужно развёрнуто что-то объяснять?
3. Попытки в быстрый захват аудитории, не задумываясь о последствиях. Вот менеджеры Матча смотрят много американского телевидения и бездумно с него берут идеи, даже не совсем понимая их природу. Например, те же селебрити: в США многие звёзды смотрят тот же Супербоул, допустим. И вообще с детства хоть как-то влиты в просмотр спорта. Поэтому приглашение условного Джастина Тимберлейка в студию выглядит нормальным решением, ибо он хоть как-то связан со спортом. А вот приглашать Ольгу Бузову ради рейтингов, хотя Оля связана со спортом только через брак с Дмитрием Тарасовым - это ужасная затея. Не потому что Бузова плохая, а потому что она в футболе ни черта не понимает. Тина решила поставить на приглашение новой аудитории? Так новая аудитория посмотрела два программы и ушла обратно на телеканал Пятница. А кор-аудитории плюнули в лицо. То же самое и с фильмом про Мамаева: решили сделать свой Пусть Говорят. И то же самое было с фитнес-программами в начале, с плохо продуманными реалити-шоу про футбол (когда там из провинциальных дворовых футболистов делали игроков РФПЛ). Тине и Наталье Билан (которая успешно запустила канал Домашний, но почему-то считает, что на спортивном канале действуют такие же методы, как и на канале для домохозяек) хочется много и сразу, но их методы привлечения аудитории остались в 2007-м году. Нельзя развивать спортивный канал таким же путём, как канал СТС или Домашний.
4. Реклама. Как меня достало это. Я на протяжении 15 лет вижу один и тот же рекламный блок: урологические препараты, пиво, пересадка волос, кетчуп. Рекламный блок - это презентация тех товаров, которые нужны целевой аудитории. И целевая аудитория Матча, судя по всему, 40-летние лысеющие пьющие импотенты, которые кончают за 3 секунды и ходят по 5 раз за ночь в туалет. 15 лет Простамолов, Сеалексов, Нейродозов, причём в каждом рекламном блоке.
5. Боевики с Ван Даммом и всякий ширпотреб, не имеющий отношения к спорту, в дневное время. Хотя Тина Гивиевна клялась, что ошибок России-2 они не повторят. Ага.
6. Стоп-слова, итальянские костюмы, дорогие студии - если обобщать, визуальная мишура. Да, мне приятно смотреть на дорогое оформление, НО первичнее всего для меня качество продукта. Я смотрю аналитические шоу, чтобы я узнал или увидел что-то новое. Я слушаю комментатора на футбольном матче, чтобы он хорошо рассказывал о происходящем на поле. По-моему, в этом суть телеканала. Качество передач на Матче особо не повысилось, зато сколько было слито бюджета на итальянские костюмы. И ещё термин «реджиста» запретили произносить.
Итог: это уже третья попытка сделать бесплатный госканал о спорте. И самой успешной была... первая. При том, что телеканал Спорт был даже по тем временам не лучшим в плане технических и визуальных аспектов - но им хотя бы руководили профессионалы. И у Спорта была концепция, которой он старался придерживаться. А Матч - позорище. Имея такие ресурсы, похоронить идею отсутствием философии и жаждой быстрой славы.