6 мин.

Как Маррей стал лучшим в мужском теннисе

Анализ неожиданного доминирования британца.

Маррей последние два года находится на пике

alt

Самое главное качество, которое Маррей обрел в последние годы – это стабильность. Речь идет не об умении стабильно перебрасывать мяч через сетку, а об умении без особых провалов провести весь сезон.

Сейчас даже с какой-то ностальгией вспоминаются 2010-й и 2011-й годы, когда после поражений в финалах Australian Open Маррей впадал в депрессию, переставал стричься и проигрывал Дональдам Янгам и Алексам Богомоловым. Сейчас такое кажется невозможным (хотя, справедливости ради, в этом году после Мельбурна Маррей опять провалил «Мастерсы» в Индиан-Уэллсе и Майами, но причины были другие – с рождением дочери ему просто какое-то время было не до тенниса).

В целом можно говорить, что в этом году мы наблюдаем лучшую версию Маррея. Усилиями Лендла и Моресмо он научился максимально эффективно использовать свое великолепное умение тащить, но при этом добавил к нему колючие контратаки. Британец сам признает, что сейчас он уже не так быстр, как несколько лет назад, но в других аспектах прибавил. В итоге получилось, что сейчас он воплощает в жизнь ту модель контратакующего тенниса, которая и приносит главные успехи в мужском теннисе последних лет.

Если говорить конкретно о последних месяцах, во время которых Маррей в мужском теннисе был лучшим, то тут в первую очередь выделяется его уверенность в себе. То, как он прошел «Уимблдон» – это просто услада для глаз давних поклонников британца. Наверное, мало кто ожидал, что он сможет выиграть титул в рабочем порядке. Куда более вероятной казалась нервотрепка в духе третьего круга и четвертьфинала Олимпиады. Но даже в Рио, когда игра не шла, Маррею удавалось либо ее найти (как в матче с Фоньини), либо просто вытерпеть и задавить соперника в ключевой момент (как в решающем тай-брейке матча с Джонсоном). Возможно, дело в возвращении Лендла. Возможно, это результат куда более продолжительного процесса.

Отдельно нужно сказать о физической подготовке британца. Иногда возникает ощущение, что она даже негативно сказывается на его игре – например, в финале Олимпиады в определенный момент казалось, что Маррей рассчитывает не переиграть дель Потро, а замучить его. Правда, нужно сказать, что на длинном отрезке Маррея как раз подвела физика. В финале Цинциннати против Чилича было видно, что он не в лучшей форме, но в таком плотном графике оно и немудрено.

Кстати, о плотном графике. После «Уимблдона» Маррей четко расставил приоритеты и с умом подошел к планированию выступлений. Для этого пришлось пойти на жертвы и пропустить «Мастерс» в Торонто (потеряв тысячу очков в рейтинге). Но зато у него теперь есть второе подряд олимпийское золото, и за август он не надорвался. В преддверии US Open и концовки сезона это самое главное.

Проблемы главных конкурентов

alt

Каким бы умницей ни был Маррей, нельзя не сказать о проблемах его основных противников. Вторая половина сезона для Надаля и Джоковича пока не задалась из-за проблем с запястьями, а Федерер вообще весь год мучается с травмами. Вавринка в 2016-м тоже не феерит – на его счету за весь сезон нет ни одной победы над игроком Топ-10.

В результате по ходу отрезка, во время которого Маррей выиграл 22 матча из 23, он ни разу не играл с соперниками из Топ-5. С Топ-10 у него было всего пять матчей – с Кеи Нисикори, Томашем Бердыхом и Милошем Раоничем (три штуки). Все пять он выиграл.

Если начинать отсчет с грунтового сезона, то Маррей выиграл 40 матчей из 44. С Топ-5 у него баланс 3:3, а с Топ-10 – 9:3. Все это подтверждает тот тезис, который мы выдвигали после «Ролан Гаррос» – Маррей лучший после самых-самых. Когда супертопы по разным причинам из игры выбыли, он стал самым лучшим.

Кстати, тем, кто говорит, что свои последние успехи британец нашакалил, надо хорошенько подумать. Маррей играл с теми, с кем ему приходилось играть, а проблемы соперников его волновать не должны. По этой логике можно говорить, что Джокович вообще должен вернуть все кубки последних лет, потому что он перерос теннис, и ему лучше заняться чем-то, где у него будут сильные конкуренты – плаванием, например, или гимнастикой. Бред и глупость.

Второй эшелон не тянет

alt

Последние месяцы снова пролили свет на одну очень тревожную сторону мужского тенниса – второй эшелон топ-игроков ожиданий не оправдывает. И речь даже не о завсегдатаях шестых-десятых строчек рейтинга, вроде Бердыха, а о молодежи, вроде Нисикори и Раонича.

Японец в последние два года в матчах с Джоковичем и Марреем очень (очень-очень) редко демонстрирует что-то заслуживающее внимания. Куда чаще он как будто плывет в бассейне с майонезом – тяжело и безуспешно. Раонич может сколько угодно рассказывать, как близок он к победе на «Шлеме», но с Марреем в этом году у него получается только бороться (все пять матчей он проиграл), а с Джоковичем не выходит даже этого.

Турнир в Цинциннати тут очень показателен. Маррей прилетел туда из Рио, а Раонич Олимпиаду специально пропустил, чтобы получше провести «Мастерсы» в Торонто и Огайо. В итоге в полуфинале уставший британец на классе прошел Раонича. Как тут не появиться мрачным мыслям о будущем тенниса?

Кто порадовал, так это Чилич. Хорват оправился от обидного поражения от Федерера на «Уимблдоне» и провел очень мощный турнир и очень мощный финал. Но он всегда умел громко выстрелить (см. US Open-2014), а потом надолго затихнуть.

***

Начиная с июня этого года, Энди Маррей – самый успешный игрок АТР-тура. Но трудно не прийти к выводу, что каким бы молодцом ни был Маррей и какие бы усилия он к этому ни приложил, конкуренты ему тоже очень помогли. Однако воспользоваться ситуацией тоже надо уметь, и пока что Маррею это удается.

Главное достижение британца состоит в том, что он оказался готов к такому повороту событий. На фоне тотального доминирования Джоковича его постоянная работа над собой, из которой и вылилась эта готовность, не может не вызывать уважения.

Фото: Global Look Press/Panoramic/ZUMAPRESS.com; Gettyimages.ru/Clive Brunskill