12 мин.

Уничижительная приставка

Мини-футбол, который в нашей стране многие справедливо воспринимают как разновидность большого футбола, зародился в Южной Америке в 20-30-е годы прошлого века. Некоторые историки «игры 5 на 5» местом ее рождения считают прибрежные районы Рио-де-Жанейро в Бразилии. Якобы оттуда она перекочевала в другие страны континента. Их оппоненты склоняются к версии, что родиной мини-футбола следует  называть Уругвай (кстати, именно к такой точке зрения слоняются в ФИФА, но, разумеется, не в Бразилии, на пляжах Копакабаны). 

Ввиду отсутствия много лет тому назад естественных футбольных полей уругвайские мальчишки, прежде всего в Монтевидео – столице этой маленькой латиноамериканской страны, гоняли мяч на баскетбольных площадках, на что пристальное внимание обратил преподаватель физкультуры одной из католических школ Хуан Карлос Сериани. Впоследствии профессор Сериани предложил миру правила новой игры в футбол в небольшом спортивном зале. В их основу были положены фрагменты правил других спортивных игр, таких как водное поло, баскетбол, гандбол и, естественно, футбол. Принято считать (по крайней мере, впоследствии Международная федерация футбольной истории и статистики (МФФИИС) приняла эту дату за своеобразную точку отсчета эволюции футзала), что первоначальные правила по игре в мини-футбол родились 8 сентября 1930 года. Игру назвали fútbol de salón (перевод на русский язык тут, видимо, излишен). Она имела очень большой успех в Уругвае, а затем распространилась по всему южноамериканскому континенту.

В середине двадцатого века в Южной Америке стали появляться национальные федерации по уже сформировавшемуся игровому виду спорта. В 1965 году они объединились  в южноамериканскую конфедерацию зального футбола. Тогда же был проведен и первый Чемпионат Южной Америки по футболу в залах. На базе упомянутой конфедерации в 1971 году возникла Международная федерация футбола в залах – сокращенно ФИФУСА. Помимо южноамериканских, в новую организацию вступила еще и федерация одной из европейских стран. Неудивительно, что таковой оказалась португальская, изначально родственная бразильской, федерация.

Более тридцати лет тому назад, в 1982 году, ФИФУСА провела первый чемпионат мира по футболу в залах, или футзалу, как позднее стали называть эту упрощенную версию футбола. Страной-организатором по сути экспериментального футзального Мундиаля выступила Бразилия, которая, естественно, и стала первым чемпионом мира по тогда еще не приватизированному ФИФА виду спорта.

Важно отметить, что до поры до времени «игра 5 на 5» являла собой симбиоз особо не конкурирующих друг с другом версий – родной южноамериканской и слегка альтернативной европейской. Предыстория возникновения второго варианта футзала относит нас к далекому 1958 году, когда в Бразилии проходил чемпионат мира по большому футболу. Признается абсолютно доказанным фактом то, что главный тренер сборной Австрии Йозеф Аргауэр стал свидетелем использования fútbol de salón как сегмента учебно-тренировочного занятия бразильской сборной. Вернувшись на родину,  под впечатлением от увиденного, Аргауэр организовал в венском дворце спорта показательный матч по зальному футболу. С того момента новая игра стала распространяться и по Европе. Наибольшую популярность она снискала в Нидерландах, где в 1968 году прошел первый национальный чемпионат. Шесть лет спустя был проведен и первый официально зарегистрированный матч на уровне национальных сборных: в Риме Италия разгромила Ливию со счетом 9:2.

Разновидность футзала, которая начала культивироваться в Европе, отличалась от принятой в Южной Америке. Так, например, в южно-американском футзале правила запрещали забивать голы из пределов штрафной площади, а в европейском большинство мячей проводится именно из этой зоны. 

Вскоре на стремительное развитие «игры 5 на 5» обратило внимание руководство  ФИФА во главе с небезызвестным Жоао Авеланжем, который, о чем мало кому известно до сих пор, в свое время являлся президентом ФИФУСА. Та, в свою очередь, в середине 80-х годов отказалась пойти в подчинение «большого брата». И вот с того самого времени (уже порядка 30 лет) в спортивном мире существуют два вида зального футбола, из-за чего в среде болельщиков (и не только в России) и возникает известная путаница. Между тем ФИФА запретила употреблять термин «футбол» применительно к соревнованиям, проводящимся под эгидой ФИФУСА; как следствие, в 1985 году, своим решением ФИФУСА переименовала свой вид спорта в «futsal» (т.е. в «футзал»). Много позже, в 2002 году, ФИФУСА трансформировалась в ВАФ  (Всемирную ассоциацию футзала). Важно отметить, что еще в конце восьмидесятых годов прошлого столетия ФИФА все же присвоила своей версии «футбола в залах» его современное название. И вот с тех пор существуют две разновидности футзала: футзал по версии ФИФА и футзал по версии ВАФ (экс-ФИФУСА). Понятно, что первый вариант игры более популярен и известен, второй же по-прежнему находится в положении мало кому нужного и всеми подзабытого партизана-одиночки.

Справедливости ради стоит признать, что за годы правления в ФИФА Йозефа Блаттера футзал развивался и структурно, и материально; была приведена в порядок система международных соревнований; «игра 5 на 5» получила хоть какой-то пиар и общественное признание, вокруг нее как на уровне отдельных команд, так и вокруг национальных федераций и материковых конфедераций стали крутиться серьезные спонсоры. Так что «наследие Авеланжа» его последователь из Швейцарии не потерял и даже приумножил. Что станет с футзалом ФИФА (а, по-нашему, мини-футболом) при новом президенте Джанни Инфантино, покажет время. Пока, что естественно, до футзала (равно как и до пляжного футбола) руки у молодого реформатора не дошли, сейчас он озабочен переформатированием системы проведения больших чемпионатов мира, участием в их финальных стадиях… 40 сборных, ну и т.д..  

По линии РФС, как аккредитованной в ФИФА национальной футбольной федерации, в нашей стране, что естественно, культивируют футзал по версии ведомства Авеланжа-Блаттера-Инфантино. Существует у нас, как и во многих других государствах, федерация по футзалу ВАФ. Альтернативщики (или, как их порой называют, «отступники», «сепаратисты») проводят свои не признаваемые ФИФА соревнования как в национальном, так и в международном формате. За участие тех или иных футзальных клубов и профессиональных футболистов в альтернативных (т.е. по линии ВАФ) турнирах ФИФА, УЕФА, РФС (и так далее) накладывают очень суровые санкции.

При этом, несмотря на постоянные просьбы и приказы, пожелания, а то и угрозы, следующие в адрес отечественных структур применительно к использованию на территории РФ названия «мини-футбол», таковое как на юридическом уровне, так и в общественном сознании, похоже, укоренилось намертво. Собственно, в России два футзала так и различают по имени: настоящий (тот, что дарован ФИФА) – это мини-футбол, а «ненастоящий», альтернативный (по версии ВАФ) – и есть футзал.

Понятно, что как дело доходит до участия наших клубов и сборных в международных футзальных соревнованиях под эгидой УЕФА или ФИФА, многим болельщикам приходится напоминать (а кому-то и разъяснять с самых что ни на есть азов) различия  между правильным «мини-футболом/футзалом» и другим, со схожими атрибутами, видом спорта. При этом все, что касается футзала ФИФА, и по линии РФС (отдельная тема – подотчетная ему Ассоциация мини-футбола России (АМФР)), и по линии Минспорта у нас именуются мини-футболом. Но как только та или иная ситуация выползает на международный уровень, наши спортивные чиновники, тренеры, футболисты, почти все журналисты и т.д. без проблем используют юридически верное наименование – «футзал». А как иначе: мы ведь принимаем участие в Кубке УЕФА по футзалу, чемпионате Европы УЕФА по футзалу, чемпионате мира ФИФА по футзалу. Вся документация или печатная продукция, коль дело доходит до международного формата деятельности, моментально (вплоть до шаблонов официальных бланков) переходит на футзальное название вида спорта. Поэтому нечего удивляться тому, что, скажем, за рубежом национальная сборная России по мини-футболу (мы ведь здесь именуем ее исключительно таким образом?) представлена как National Russian Futsal Team. Европейский футбольный союз (да и ФИФА в лице Департамента по проведению соревнований) до сего дня сквозь пальцы смотрел за нашими вольностями, кои мы позволяем себе уже более четверти века. Но не исключено что ураган санкционных времен доберется когда-нибудь и до описываемой забавы. И тогда, задним числом и в рекордные сроки (это ведь в стиле российского чиновничьего аппарата?), привычный слуху «мини-футбол» заставят именовать юридически правильным термином «футзал». На привыкание к «старому-новому» названию уйдет не один год. Такое развитие событий возможно, ничего противозаконного и антироссийского в нем нет.              

Но как на просторах бывшего СССР прижился «пацанский» термин «мини-футбол»? По некоторым сведениям, о «маленьком футболе» в Союзе узнали в середине минувшего столетия. Вроде бы в СССР его занесло через Прибалтику, а точнее через Латвию. Якобы именно оттуда он и распространился по территории «могучего и необъятного». Долгое время всевозможные местечковые варианты футзала у нас подпадали под простое определение «дворовый футбол». Слово «мини-футбол» использовать начали позже, когда малыми составами принялись рубиться на баскетбольных площадках и в хоккейных «коробках». Кто первым в СССР использовал и по сей день полулегальный термин «мини-футбол», доподлинно неизвестно.

Начиная с 70-х годов элементы мини-футбола стали активно практиковаться в учебно-тренировочном процессе ведущих советских футбольных клубов. Те, в свою очередь, начали принимать посильное участие в международных любительских турнирах. Много позже, опять-таки на любительском уровне, в различных частях СССР местные энтузиасты занялись организацией турниров по, как бы теперь сказали, корпоративному принципу.

После известного решения Исполкома ФИФА, аккурат перед развалом большой страны, в структуре ее Федерации футбола возник комитет.. по мини-футболу. Одним из инициаторов его создания явился нынешний почетный президент АМФР (Ассоциации мини-футбола России) Семен Николаевич Андреев. Вскоре Комитет по мини-футболу переделали во Всесоюзную Ассоциацию мини-футбола, которая, причем очень быстро, превратилась в Российскую Ассоциацию мини-футбола (РАМФ). Та, по причинам юридического характера, примерно через десять лет обрела современную аббревиатуру – АМФР (подробнее ТУТ).     

Кстати, в далеком 1991 году возникла и альтернативная Федерация футзала России (ФФР), ставшая членом ФИФУСА. Впоследствии в своей деятельности две организации друг с другом практически не пересекались. Каждая из них создала и продолжает культивировать собственную систему национальных соревнований.

Важно отметить, что на заре становления отечественного мини-футбола вопрос о его наименовании почти не дискутировался. Группе спортивных функционеров под руководством Семена Андреева очень нравилось название «мини-футбол». Оно им что тогда, что по сей день представляется каким-то «русским», «домашним», «понятным», в то время как в наименовании «футзал» чувствуется иностранное заимствование. Примерно в таком ключе много лет назад Семен Николаевич и объяснял окончательный выбор российского варианта названия нового вида спорта. Его, что немаловажно, в самом начале 90-х поддержал первый успешный в истории спортивной России президент мини-футбольного клуба (и, соответственно, первый успешный на этой ниве бизнесмен) Сергей Анатольевич Козлов. Отец-основатель МФК «Дина», много сделавший для развития и популяризации «футбола 5 на 5», придерживался той же, что и почетный президент АМФР, точки зрения. Ему тоже очень нравилось наименование «мини-футбол», ему претил термин «футзал»; он, кстати, считал его оскорбительным по отношению к слуху и чувствам российского болельщика. Так, год за годом, слово «мини-футбол» прочно закрепилось в общественном сознании, намертво вошло в обиход, перекочевало в нормативные документы.      

Позже всем отечественным мини-футболистам в значительной степени удружили вышестоящие федеральные структуры. Так, 2 декабря 2009 года Российским футбольным союзом было издано циркулярное письмо, в соответствии с которым всем членам РФС (а значит, и профессиональным мини-футбольным клубам) было рекомендовано воздержаться от какого-либо участия в развитии футбола в залах на территории Российской Федерации. Кроме того, этим же циркулярным письмом были установлены различные степени их ответственности за нарушение «табу». Чуть позже, 28 января 2010 года, Минспорттуризмом (теперь это Минспорт) был издан приказ об исключении футбола в залах из «Всероссийского реестра видов спорта» и отзыве у «Федерации футзала России» государственной аккредитации. Таким образом, развитию альтернативного футзала (по версии ВАФ) в России был нанесен смертельный удар. Фактически его культивирвоание запрещено у нас на государственном уровне. 

А что же мини-футбол? Более или менее как на профессиональном, так и на любительском уровне он в Российской Федерации развит. Но как бы сложилась судьба данного вида спорта, если бы четверть века тому назад в качестве определяющего его суть термина использовали (как и в случае со многими другими дисциплинами) простенькое заморское словечко «футзал», а не гибридное существительное «мини-футбол»? Что, говоря или слыша слово «футзал», никто бы за двадцать с лишним лет не догадался, о какой модификации футбола идет речь? И что, так трудно и постыдно было все это время называть вид спорта «футзалом ФИФА»? Что, официальное название турнира с использованием указанной аббревиатуры, например, «Чемпионат России по футзалу ФИФА» (впоследствии, при проведении доморощенных соревнований, ее на время можно было изымать), сильно бы мозолило глаза и коробило слух? Но вы попробуйте где-нибудь на официальном уровне назвать Лигу чемпионов УЕФА просто ЛЧ, «Лигой чемпионов» или там «футбольной европейской Лигой чемпионов»!.. Сразу налетите на крупные неприятности. Применительно же к «мини-футболу/футзалу» главные футбольные организации мира пока веского слова не сказали, пока они нас прощают и благодушно дремлют. Пока…

Конечно, в ментальном плане приставка «мини» в русском языке часто принимает негативный оттенок. «Мини» означает «маленький», «упрощенный», «неполноценный», «недоделанный», какой-то «ущербный». Ведь, согласитесь, и по сей день название «мини-футбол» отталкивает от себя потенциальных спонсоров и партнеров. Субсидировать «недофутбол» («миньку», «миник», «миньщиков», «малый ногомет» и т.д.) становится как-то постыдно. Многие люди – как на любительском, так и на профессиональном уровнях – уже давно выбирают мини-футбол не потому, что им нет места на большой поляне, однако и по сей день за ними тенью следует дурной стереотип «недофутболистов». «Футзал»? Если исходить из чисто семантических особенностей русского языка, то простые иностранные термины у нас приживаются быстро и безболезненно. И, конечно же, изначально негативный подтекст данный термин в сознании русскоговорящего человека не вызывает.            

Историю пишут победители. Семен Андреев таковым является в принципе, Сергей Козлов был вправе ощущать себя самым влиятельным в российском мини человеком на протяжении 90-х годов… (подробнее ТУТ). И прямо, и косвенно оба этих противоречивых, но, бесспорно, авторитетных и заслуженных человека отстояли для российского варианта футзала «исконно русское» наименование «мини-футбол». Никто им ни в те времена, ни впоследствии в данном вопросе практически не оппонировал.

Каждый из нас сам создает себе свой маленький мир. Тот же Сергей Анатольевич несколько лет тому назад захотел поменять юридический статус СК «Дина». Теперь этот легендарный клуб не просто спортивный, а императорский спортивный, не СК, а ИСК. Соответственно, 1 августа 2012 г. Министерство юстиции Российской Федерации зарегистрировало в названии АНО «Спортивный клуб «Дина» изменение, о чем и выдало полагающееся по такому случаю свидетельство. С тех пор полное официальное название самого титулованного мини-футбольного клуба страны звучит так: «Автономная некоммерческая организация Императорский спортивный клуб «Дина» под Высочайшим покровительством Главы Российского Императорского Дома Ее Императорского Высочества Великой Княгини Марии Владимировны». Вот уж где, действительно, и глаз, и язык сломаешь…

И дело тут даже не в действительном историческом происхождении нынешних «наследников» уничтоженной сто лет тому назад царской семьи Романовых, а в том, что каждый, при возможности, придумывает собственную реальность, негласно навязывает ее другим, из-за чего жизнь продолжает идти другим путем. Захотелось Козлову выделиться, посчитал он свое детище чем-то сродни мадридскому «Реалу» (как следовало из интервью Сергея Анатольевича радиостанции «Спорт FM», это была одна из причин переиначивания диновского статуса), – не вопрос: к логотипу «Дины» присовокупили еще и монаршескую корону. И так происходит с момента появления на планете человеческой расы. Одни люди создают историю, другие ее многократно переиздают.         

Никто по-настоящему не возразил отцам-основателям «российского мини-футбола» ни в 1990-м, ни в 1991 году, ни, тем более, позднее. Потому-то в нашей стране этот зрелищный и общедоступный вид спорта и продолжает ощущать на себе печать проклятия, каковой для него была и остается уничижительная приставка «мини».