Сон в летнюю ночь
Болельщики «Спартака» замерли в ожидании, их мучает вопрос, который, перефразируя одного из героев романа «Евгений Онегин», можно сформулировать так: «Что сезон грядущий нам готовит?». Многие, небеспочвенно, предвидят очередную локальную катастрофу, крах надежд, связанных с работой в клубе Дмитрия Аленичева. Мало кто сомневается, что в случае стартовых неудач в начавшемся чемпионате или непопадания команды в групповой этап Лиги Европы действующий главный тренер будет отправлен в отставку. И жизнь спартаковская опять побежит по хорошо известному, но оттого не менее порочному замкнутому кругу. Критика со стороны отчаявшихся болельщиков будет, как водится, адресована не только «завалившим все и вся» наставнику и его помощникам, не только «небедным футболистам», но и фактическому владельцу «Спартака» Леониду Федуну. Опция «Федун, продай «Спартак»!» в сознании поклонников народной команды вновь реанимируется. Люди всерьез заведут «старую песню о главном», ветки соответствующих ресурсов заполнятся болельщицкими «холиварами», правда, выхлоп от них опять окажется нулевым: поругаются «соратники» и разойдутся – до лучших времен.
«Федун, продай «Спартак»!». Как легко это сказать, но насколько же сложно удовлетворить эмоциональные чаяния определенной части болельщицкого сообщества!? Чтобы такое случилось, а со временем и принесло «Спартаку» титулы, вернув самый популярный клуб страны на правильный, в понимании фанатов, путь развития, во времени и пространстве должна произойти длиннющая цепь событий, в результате чего в среде поклонников красно-белых наступят мир и покой. Продать «Спартак»? Даже если Леонид Арнольдович и примет когда-нибудь такое решение, то кто окажется покупателем? Кто водрузит на свои плечи неблагодарную (в чисто спортивном смысле) ношу? «Камикадзе нет», – на этой минорной ноте, как правило, и заканчиваются рассуждения болельщиков на заезженную тему. А если хотя бы в теории есть? Но не камикадзе, а вполне солидные и состоявшиеся бизнесмены, имеющие определенный опыт строительства профессионального футбольного клуба (да еще и с нуля)? Такие, как, например, президент и владелец ФК «Краснодар» Сергей Галицкий.
Итак, допустим гипотетическую возможную встречу, которая затем выльется в серию предметных переговоров, между двумя завсегдатаями рейтинговых списков журнала «Forbes». Допустим, два бизнесмена, которым куда легче понять друг друга на экономическом поле, нежели на футбольном, договариваются об упомянутом выше обмене. Допустим, что Галицкому захотелось проявить себя в Москве, что «Спартак» для него – уникальный вызов, ответив на который, он практически обессмертит себя в истории клуба и в воспаленном воображении болельщиков (ярчайший пример – Евгений Гинер и ЦСКА). Допустим, что сам Федун действительно устанет от безволия «небедных кумиров миллионов», насмешек, а то и неприкрытой критики коллег и партнеров по бизнесу, и примет не очень-то и популярное для себя решение. Что произойдет дальше? Запустится процесс оформления сделки, которая будет состоять из многих компонентов.
Понятно, что активы «Спартака» масштабнее, что Галицкому придется доплатить. При этом известно, что разница в стоимости «Открытие Арена» и краснодарского «Колизея» (назовем его пока условно тем именем, которое ему присвоила народная молва) эквивалентна, если судить по открытым источникам, 5,5 млрд. рублей – и не в пользу Сергея Галицкого, которого подвели кризис, инфляция, курс рубля, рост цен и т.д. (Федуну в этом плане повезло больше – основная часть работ была произведена до наступления санкционных времен). Но это означает, что доплачивать Галицкому предстоит меньше. И при этом, если боссы договорятся, он практически станет хозяином земли, входящей в проект «Город на реке Тушино-2018». Тот все еще реализуется и не так быстро и бесперебойно, как хотелось бы Леониду Арнольдовичу и созданному им финансово-инвестиционному холдингу «ИФД КапиталЪ». Сам Федун неоднократно заявлял о нехватке инвестиций ввиду отсутствия инвесторов. «ИФД КапиталЪ» по-прежнему несет на себе основное бремя расходов. Почему бы серьезным и сверхсостоятельным людям не помочь друг другу? Галицкий наверняка мог бы войти в долю в Тушино, а Федун реализовать хотя бы часть своих бизнес-интересов на юге России.
Главная проблема ФК «Краснодар» – это даже не временное отсутствие титулов национального масштаба (рано или поздно «быки» выиграют либо золотые медали, либо один из кубков), а невозможность сделать его самым популярным в России (подробнее в материале блога «Пределы эволюции» от 19 августа 2015 года). В случае же со «Спартаком» Сергей Галицкий получит уникальную возможность реализовать то, что никак не получится достичь в Краснодарском крае. Важно отметить и то, что он обычно поступает так, как сам считает нужным, не обращая внимания на «советы» разношерстной болельщицкой публики. Хотя последняя очень даже быстро сможет его принять при условии, если обновленный «Спартак» примется демонстрировать игру, которую в последнее время показывает «Краснодар», – ту самую, атакующую, комбинационную, «стеночную». «Фантазистов», коими так обеднен актуальный состав народной команды, у «быков» в избытке. Наденьте на них красно-белые футболки и… И народ возликует – вот оно, возвращение к истокам! И, кстати, нынче именно «Краснодар» со своим во многом напоминающим спартаковский футболом куда успешнее, нежели сам «Спартак» со своими тактическими шараханиями из стороны в сторону. Да и публика на юге не так избалована, как столичная – она более благодарная и менее капризная. В этом смысле развивать «Краснодар» Федуну будет куда легче, чем Галицкому – «Спартак».
Оба клуба располагают серьезной инфраструктурой подготовки резервов. Трудно сказать, о чем могут договориться два уважаемых человека. Не исключено, что Академия ФК «Краснодар» станет южным филиалом спартаковской. Или, что еще вероятнее, между клубами будет подписан договор о долговременном сотрудничестве в сфере организации профильного учебного процесса. Талантливая молодежь с юга получит дополнительный шанс попробовать свои силы в Москве. Вариантов тут много – договариваться можно о чем угодно.
В пылу гнева болельщики «Спартака» часто призывают «на «Лукойле» не заправляться»!». На практике невозможно проверить, насколько подобные лозунги западают в душу красно-белым болельщикам-автомобилистам и в какой степени отражаются на показателях продаж бензина (и не только) на заправочных станциях, объединенных под весьма раскрученным брендом. Едва ли «Лукойл» когда-либо терпел убытки из-за неудач «Спартака» на футбольном поле. Да и совсем уж массовых акций на данную тему у нас в стране поклонники народной команды никогда и не проводили. Леонид Федун всегда подчеркивал, что доходы от реализации сезонных абонементов, единовременных билетов на домашние матчи, разной атрибутики (разумеется, лицензионной) – это, конечно, хорошо, но для поддержания клуба на плаву и дальнейшего его развития – сущие копейки. А ведь «Спартак» был и пока еще остается самым популярным в России. Но раз так, то возникает смешной вопрос: владелец может и даже должен зарабатывать на этой самой популярности? Да, используя разные методы и средства.
В случае с Сергеем Галицким нельзя не упомянуть сеть супермаркетов «Магнит». Это – крупнейший российский ритейлер по объему продаж и числу магазинов (23-е место в рейтинге 100 самых инновационных компаний мира по версии «Forbes» за 2015 год). На 31 марта 2016 года сеть компании включала 12 434 магазина на территории Российской Федерации. Ни для кого не секрет, что в последние годы в Москве и Московской области «магниты» растут как грибы после дождя. Общая выручка компании за прошлый год составила около миллиарда рублей. Серьезно так, верно?
А теперь представим себе то, чего пока нет, но что в принципе возможно: красно-белый «Магнит» – титульный спонсор ФК «Спартак». Сможет ли в таком случае гендиректор и основатель «Магнита» Сергей Галицкий заработать не только на эксплуатации «Открытие Арена», на этих несчастных «абиках», но и на огромной массе болельщиков клуба, которые превратятся в клиентов его бизнеса? Безусловно. К слову, слухи о том, что Галицкий готов расстаться с розничной сетью (то есть продать ее целиком), в конечном итоге не подтвердились. Покамест Сергей Николаевич продает по одной акции в год (на чем, собственно, и зарабатывает). Всего их у него, по положению на июль сего года, 35,2% – солидный задел.
И вот теперь вообразим себе всевозможные проспартаковские акции, разработанные маркетологами «Магнита»: от наименований линеек товаров до скидок владельцам абонементов или десятка сохраненных единовременных билетов. Являясь преданным фанатом клуба, вы станете покупать «чипсы от Егора Титова» или свинину «Спартаковская»? При условии проводимой под руководством Галицкого умеренной ценовой политики в им же созданной розничной сети (да еще при наличии дисконта) большинство красно-белых не откажет себе в подобном удовольствии. Недоброжелатели и откровенные враги спартаковской идеи постараются потроллить конкурентов в Интернете, поглумиться над ними с присущей им жесткостью. Но вам, уверенным в том, что часть выручки от продаж ритейлера пойдет в кассу любимого клуба, будет на них глубоко наплевать. Вы только вдумайтесь: реклама «Спартака» в тысячах точках «Магнита»! О связи Галицкого с «Краснодаром» в них (имеется в виду территория Центрального федерального округа РФ) пока, по естественным причинам, ничего не напоминает.
Описанное выше – лишь один из очевидных поводов приобретения «Спартака» группой иных компаний в лице иного владельца. Это всего лишь один из гипотетически возможных сценариев развития клуба при условии, если Леониду Федуну надоест, наконец, спонсировать разброд и шатание в основной команде. Если же ее футболисты и тренеры действительно (в чем, конечно, возникают сомнения) заинтересованы в благополучном существовании под крылом вице-президента ПАО «Лукойл», им пора перестать испытывать на прочность терпение босса, пора уже им адекватно ответить на все те вложения, что были сделаны Федуном в клуб на протяжении предыдущих десяти с лишним лет. Пора «Спартаку» взять хоть какой-нибудь титул. А то как достанет все это безобразие Леонида Арнольдовича…
Несерьёзно. 1 млрд. рублей выручки - объём средней компании, которая явно не сможет потянуть содержание клуба РФПЛ. Бюджет того же "Краснодара" оценивается примерно в 4-5 млрд. рублей (70-80 млн. $). Выручка "Магнита" - 700-800 млрд. рублей в год, он входит в топ-15 крупнейших компаний России.
А если по сути статьи - Спартаку надо выучить такие слова как "стратегия", "оценка показателей и эффективности" и "качественный подбор персонала". Всё это можно сделать и при Федуне, а Галицкий пусть лучше в Краснодаре продолжает работать. Чем больше качественных региональных проектов в российском футболе, тем сильнее и здоровее он будет становиться.