5 мин.

Гибридная сборная

Время, отведенное нам на выплеск страстей и негативных эмоций, последовавших за позорным вояжем сборной России на EURO-2016, постепенно заканчивается. Наступает более ответственный и куда более болезненный период, когда приходится зализывать раны и латать дыры. Все ощущают себя находящимися у разбитого корыта, понимают, что взамен оного нам нужен какой-то иной продукт, однако ответственные за его создание – тот же РФС – пока не спешат предложить нечто дельное и рациональное. О комплексе мер по созданию другой сборной, которая совсем уж явно не обломается на Кубке Конфедераций в следующем году и на чемпионате мира в 2018-м, до сих пор ничего не слышно. Но ведь время уходит, а делать что-то надо. Что? Одним из вариантов усиления и, соответственно, формирования новой национальной команды является натурализация молодых и перспективных иностранных игроков, не задействованных до сего дня в официальных играх за сборные своих стран. Понятно, что подобное предложение изначально вызовет вал негативных откликов патриотически настроенных граждан, однако мы предлагаем не спешить со скоропалительными выводами и немного подумать.

Нахождение незасвеченных талантов в ближнем и дальнем зарубежье с последующим предоставлением им нашего гражданства – лишь один из способов возрождения национальной команды России. Не только в футболе, но и в прочих игровых дисциплинах подобный процесс идет полным ходом, от чего контролирующие его функционеры и тренеры никоим образом не страдают и даже не краснеют. Определенный эффект он приносит (в качестве примера можно сослаться на успехи сборной страны по мини-футболу, которая, несмотря ни на что, постоянно в призах и медалях и которая уж точно никогда не рухнет на 38-е место в рейтингах ФИФА или УЕФА). Чем наш многострадальный футбол хуже? Чего стесняться? Голландцы, бельгийцы, французы, немцы и т.д. не стесняются. Но где они и где всякий раз оказываемся мы? Ну, не работает у нас в должной мере система подготовки кадров по линии разношерстных академий, СДЮШОР и ДЮСШ. Даже клубные учебные структуры не выдают результат «на гора», чего уж тогда требовать от обособленных профильных образовательных учреждений, находящихся на балансе региональных департаментов или министерств спорта? Что же делать? Искать в других направлениях.

Другие направления – это, как бы оглушительно это ни прозвучало, целый мир, вся планета. Рынок перспективной молодежи по всем странам и континентам давно поделен, давно под контролем и соваться на него опасно для жизни? И да, и нет. Да, потому что там немало одаренных юношей так же, как и у нас получают футбольное образование при клубах. Нет, потому что немалая их часть все равно выпадает из учебного процесса, остается на какое-то время на распутье (вот тогда ее и надо обхаживать) да и не все потенциально перспективные ребята оказываются в поле зрения тамошних академий. Рискуем ли мы в таком случае столкнуться со второстепенным материалом? Да, и столкнемся. Но, процеживая большое количество ребят, неизбежно отыщем свой золотой слиток. В конце концов, нам же не нужна целая армия суперменов. Достаточно нескольких перспективных кадров на ту или иную позицию с возможностью активации оных в национальной сборной – годы и сезоны спустя.

В России давно пора легализовать скаутинг – на общегосударственном уровне, подтянуть под него законодательную базу, внести соответствующие изменения в «Федеральный закон о спорте и физической культуре» (или вообще принять новый закон), разработать нормативные документы по линии РФС (минимум один регламент), создать в структуре того же футбольного союза профильный департамент (но только наполнить его следует не блатными людьми, а реальными специалистами по воспитательному процессу), который и будет отвечать за поиск и адаптацию молодых перспективных иностранцев. Не исключено, для легализации и подкрепления такой деятельности потребуется полноценная федеральная целевая программа, которая в отличие от прочих общероссийских проектов не должна съесть уйму средств и реализовывать которую будет не раздутый штат федеральных чиновников, а настоящие тренеры-селекционеры, обладающие реальным опытом, прошедшие соответствующие курсы и имеющие, если понадобится, лицензии РФС и даже Минспорта. Вразрез с общими положениями ФИФА всероссийский скаутинг осуществляться не будет. ФИФА (спасибо Блаттеру!) не запрещает вести указанную выше работу с молодыми футболистами, незаигранными в официальных матчах за различные сборные.

На сегодняшний день даже ведущие клубы РФПЛ не имеют в штатном расписании группы тренеров-селекционеров, «шерстящих» в поисках будущих «неймаров» весь земной шар. Как правило, один-два человека от клуба взаимодействуют с агентами, инкорпорированными в тот или иной, ограниченный конкретным географическим ареалом, рынок. Агенты поставляют им, редко покидающим собственный кабинет, подборку видеоматериалов, являющихся рекламным продуктом, цель которого – как можно скорее и как можно выгоднее трудоустроить соответствующего футболиста. Но ребят надо вести из сезона в сезон, выезжать на игры, следить за тренировочным процессом. В противном случае возрастает риск приобретения «кота в мешке» (например, если собрать воедино все голы, забитые Кокориным на официальном уровне, склеить отдельные файлы в мини-фильм да наложить на него красивую музыкальную дорожку, несведущие люди запросто подумают, что перед ними – второй Криштиану Роналду).

Очевидно, что всероссийская скаутинговая программа, за реализацию которой в любом случае предстоит отвечать РФС, отчасти напомнит конкурс «народный артист», когда путем продолжительного, многоуровневого и болезненного отбора мы и получим реальных кандидатов и на предоставление гражданства, и на приглашение в национальную сборную. Само собой молодых иностранцев следует заинтересовать, решить их бытовые проблемы, убедить в перспективе переезда в Россию. Более того, процесс их натурализации, венцом которого явится получение заветного паспорта, в законодательном плане должен быть облегчен. Решение по занесению кандидатов в список на натурализацию должна принимать соответствующая комиссия РФС. А досье на своих «клиентов» нужно готовить тем самым скаутам, отвечающим за конкретный территориальный сектор и подчиняющихся непосредственному руководителю отдела.

Также в законодательном порядке следует утрясти и вопрос квоты для профессиональных клубов. По одному натурализованному игроку они принять смогут – не развалятся. А, возможно, и выиграют при формировании основного состава в условиях лимита на легионеров. Лимит этот никуда не исчезнет, разве что его разрешительную шкалу продолжат менять то в сторону увеличения, то в сторону уменьшения количества реальных иностранцев на поле в рамках одного матча. Не исключено, что кто-то из «новых русских» еще и закроет проблемную с точки зрения лимита позицию. Примеры такого замещения в клубах РФПЛ уже есть.

Означает ли реализация программы всероссийского скаутинга полный отказ от услуг футбольных ДЮСШ? Ни в коем случае. Ради усиления национальной сборной можно попытаться соединить два сосуда – чтобы те дополняли друг друга. Искать надо везде – по всей планете, а это значит, что упускать из виду территорию Российской Федерации не допустимо. Нужно иное – огромный выбор талантов, сложный и многоступенчатый отбор (а не набор как в большинстве отечественных учебных заведений), который в итоге и приведет к появлению целой группы футболистов, что поднимет национальную сборную на новую и куда более приличную высоту. И пусть многие впоследствии назовут такую команду «ненастоящей», «нерусской», «гибридной», успешные результаты ее выступлений в официальных турнирах компенсируют идеологические издержки.