5 мин.

Большие проблемы младшего брата. Эпизод II: Гибридная лига мини-футбола

АМФР

Продолжение (начало см. в статье «Дотянули до реформ»)

В настоящее время одним из актуальных трендов российского мини-футбола является реорганизация второй профессиональной клубной лиги. Суперлига, как известно, никуда не делась, хотя и продолжает функционировать в сокращенном виде. Что до прежней Высшей, то в силу разных причин она нынешним летом попросту исчезла.

Когда-то по числу небогатых, но самобытных команд из разных, прежде всего нефутбольных по климатическим условиям регионов она опережала «старшего брата». Это лишь помогало ей быть необходимой «лигой-прокладкой», откуда при уже существовавшем в российском мини-футболе лимите на легионеров, более богатые и обеспеченные клубы Суперлиги черпали доморощенные кадры. Когда в 2008 году во всем мире стартовал приснопамятный экономический кризис, Высшая лига Первенства России насчитывала 16 участников. Впоследствии их число постепенно уменьшалось, и вот уже в сезоне-2015/16 до финишной черты еле-еле дотянула восьмерка команд. При этом, что даже удивительно, время от времени сохранялся спортивный принцип повышения в классе. И в последние годы такие клубы, как «Прогресс» (Глазов), «Ямал» (Новый Уренгой) и «Ухта» (Ухта) в Суперлигу попадали не только по финансовым возможностям (а для участия в элитном дивизионе денег, понятное дело, нужно в разы больше), но и в соответствие с итоговыми результатами выступлений в турнире.

Собственный ресурс прежний формат Высшей лиги исчерпал. Летом сего года выяснилось, что на ее руинах осталось всего несколько профессиональных клубов, с которыми еще можно как-то выступать не в Суперлиге (прежде всего, это относится к МФК «Алмаз-АЛРОСА» (Мирный) и «Заре» из Якутска). Финансовые проблемы, которые в период кризисных явлений в экономике выбивают из строя и более успешные команды из более обеспеченных игровых видов спорта, Высшую лигу, по сути, приговорили к смерти. Создалась ситуация, при которой единственным профессиональным дивизионом в нашем мини-футболе осталась Суперлига, которая, впрочем, тоже понесла ощутимые потери (подробнее в статье «Дотянули до реформ»).  

А что же стало с Высшей лигой? Ее перезапустили. Если точнее – сделали гибридной. Ассоциация мини-футбола России (АМФР) открыла резервы. Получив одобрение в верхах и низах (на уровне МРО – межрегиональных объединений и местных федераций), проведя целую серию рабочих совещаний и заседаний собственного Исполкома, руководители отечественного «мини» анонсировали реформу Высшей лиги, которую в кулуарах теперь называют не иначе как гибридной. Почему гибридной? Ну, конечно, не потому, что это дань базовому принципу ведения боевых действий в современной войне. Просто на месте старого турнира возникают сразу пять – зональные, именуемые дивизионами «Северо-Запад», «Центр», «Юг», «Урал» и «Западная Сибирь» (на Дальнем Востоке дела с «мини» совсем беспросветные). После регулярной части или первого этапа в финальной стадии выступят по две лучшие команды от каждого из дивизионов, где они и разыграют медали по внутренней системе плей-офф. Во всем этом, конечно, нет ничего необычного, кроме одного – вместе с профессиональными клубами, коих подавляющее меньшинство, в новой Высшей лиге сыграют любительские команды, коих подавляющее большинство. Таких лиг в отечественном спорте (то есть не только в мини-футболе) у нас, по сути, никогда и не было.

Тут ведь важно понимать и финансовую составляющую проекта. Если отдельный клуб мини-футбольной Суперлиги за участие в чемпионате (без учета пожертвований на судейство в регулярной части и плей-офф) в качестве заявочного взноса оплачивает АМФР 3 267 000 рублей (просьба не стебаться и не злорадствовать – для миника это серьезная сумма, для его пляжного собрата – и вовсе не подъемная), то в заново рожденной Высшей лиге все проще и демократичнее. За участие в зональном этапе любительский клуб платит 100 000 рублей, а местная организация (МРО или просто региональная федерация по футболу) за каждую команду-участницу этапа вносит по 30 000 рублей. За участие в финальном этапе каждая команда оплачивает взнос в размере 100 000 рублей, равно как и местная футбольная инстанция, организующая его проведение, за каждого из его участника вносит ту же самую сумму. Иными словами, частично траты небогатых любительских клубов берут на себя МРО и региональные федерации в ситуации, когда и «волки сыты, и овцы целы» – и клубы платят меньше, и регионалы, организующие у себя проведение зональных этапов, тратят меньше, чем могли бы. При этом клуб, обладающий профессиональным статусом, позволяющим ему задействовать иностранных игроков, за участие в Первенстве выкладывает миллион рублей, что, конечно же, существенно выше расходов любителей, но существенно ниже расходов тех, кто выступает в Суперлиге.

Фактически новый проект мини-футбольной Высшей лиги постепенно превращается в инструмент поддержания на плаву более статусного турнира (т.е. Суперлиги). Понятно, что ему предстоит пройти обкатку не одним сезоном, однако реализация подобного механизма позволит решить целый комплекс проблем в неспокойные кризисные годы:  

- собрать огромное число команд и футболистов в одном большом турнире на территории всей страны,

- создать тем самым своеобразный котел, из которого по принципу перехода количества в качество так или иначе будет проистекать подпитка элитного дивизиона (выбирать из 50-ти и более клубов для поддержания Суперлиги или из прежних восьми – это большая разница, принцип же перехода лучших команд в Суперлигу еще будет доработан Исполкомом АМФР ),

- дополнительную возможность проявить себя получит огромное число молодых, пока еще не профессиональных отечественных футболистов, которые так или иначе понадобятся клубам Суперлиги, которым уже сейчас приходится сталкиваться с проблемой кадрового «импортозамещения» (в заявочный лист на сезон профессиональный клуб Суперлиги может внести не более четырех иностранцев, в протокол же отдельного матча – не более трех),

- поэтапно собрать большой денежный пул, которого хватит не только для поддержания административно-хозяйственной деятельности Ассоциации, но и на работу с институтом национальных сборных (как мужских, так и женских).

Не стоит забывать, что в 2020 году АМФР хочет провести в России если не чемпионат мира ФИФА по футзалу, то, по крайней мере, студенческий чемпионат мира по мини-футболу (см. подробнее в статье «В тени топ-событий»). В определенной степени в свете грядущего формирования хотя бы студенческой сборной в ее распоряжение поступают практически неограниченные людские ресурсы.

Конечно, такая вот гибридная лига – пока лишь проект, который начал претворяться в жизнь. Пока еще окончательно неизвестны состав дивизионов и, как следствие, календарь игр. Понятно, что до универсального механизма, годного для использования в кризисные времена, когда отваливается один спортивный соцпроект за другим, ей еще далеко. Для обкатки гибридной лиге необходимо несколько сезонов. Очевидно и то, что такой механизм попросту не приживется в большом футболе, хотя бы исходя из юридических основ функционирования профессиональных клубов и лиг по правилам ФИФА. Но для тех игровых видов спорта, где уже и надстройки-то почти не видно – не то что базиса, тем самым фундаментом подобный проект и может послужить. Не навсегда, а как антикризисная контрмера.

Фото: Александр Климанов / АМФР