Трассы, которые мы выбираем
«Лицо Акулы Додсона выразило глубокую печаль.
- Ты не поверишь, Боб, - вздохнул он,
- как мне жаль, что твоя гнедая сломала ногу… Но Боливару не снести двоих» - О. Генри
Через год начнется Олимпиада в Сочи. Несмотря на цены билетов, это приятное взору место, оказывается, находится в нашей стране. А раз мы хозяева игр, значит, должны прыгнуть выше головы. Уж точно повыше, чем в Ванкувере. Подобные ожидания, как от публики, так и от самого себя не всегда приводят спортсмена к успешному выступлению, и могут даже пойти во вред. Но речь не об этом. Уж спортивные-то чиновники в преддверии домашней олимпиады точно должны мобилизоваться (и речь на это раз не о распиливании бюджета, ну или хотя бы не только о нем) и обеспечить наилучшие условия спортсменам. Что бы эта расплывчатая формулировка могла означать применительно, например, к лыжным гонкам? Мы отбрасываем идеи безголовых фанатов о том, что к сильнейшим иностранным спортсменам допинг-офицеры должны приходить каждую ночь и непременно в 4 часа, багаж их должен случайно отправиться на Камчатку (сейчас же случайно так со шведами получилось, да?) и прочие нечестные методы борьбы. Так вот, одной из обязательных мер при подготовке к домашней Олимпиаде должно быть создание лыжной трассы, которая идеально подходила бы нашим лыжникам.
Вчера прошли спринтерские забеги этапа Кубка мира по лыжным гонкам в Сочи. На той самой трассе, которая через год будет принимать Олимпиаду. На той самой трассе, которая по замыслу наших спортсменов, тренеров, спортивных чиновников и болельщиков должна стать свидетельницей если уж не доминирования, то по крайней мере, успешного выступления лыжной сборной России. И вчера эта самая трасса, а точнее, ее рельеф, поставил под сомнение целых две наших предполагаемых медали.
Мы уже несколько олимпийских циклов (не тех, что у болельщика, по 2 года, от летней до зимней и наоборот, а тех, что у спортсменов, по 4) пытаемся выкинуть из своего лексикона словосочетание «медальный план». Но все равно постоянно держим в уме то количество наград, что отделяет успех от провала. И каково же оно? Взяв усредненное значение (кто-то ведь верит и в победу России в женском марафоне), получим следующую картину: в женских лыжах любая медаль за счастье, в мужских же наши цели - победа в эстафете и хотя бы одно золото в дистанционных гонках (плюс еще пару медалей достоинством пониже). А самое главное, по максимуму реализовать наличие сразу 3 топ-спринтеров в команде, двое из которых, по мнению экспертов, потенциально входят в пятерку сильнейших в мире.
Явное разделение лыжников на спринтеров и дистанционщиков затронуло нашу команду чуть ли не сильнее всех топовых сборных. В России нет ни универсалов, вроде Нортуга, Хельнера и Колоньи, одинаково хороших на любых дистанциях, ни спринтеров, обладающих достаточной выносливостью, чтобы бороться за победы и в гонках длиннее 3 километров (таких как Йонссон и Полторанин). Основным козырем Петухова и Крюкова, главных надежд спринтерской команды, является мощный финишный рывок, у Крюкова в классике так вообще сильнейший в мире (смотреть с 4:10). А к недостаткам можно отнести как раз недостаток выносливости и частые ошибки в тактической борьбе. Такие вот начальные условия были у проектировщиков трассы. Что же получилось в итоге? Правильно, все наоборот, получилась трасса со сложнейшими подъемами, в том числе, одним недалеко от финиша, короткой финишной прямой и двумя поворотами после спуска прямо перед ней. Ах да, стоит еще добавить, что к любителям потолкаться и выцарапать себе позицию на извилистой трассе наши спринтеры тоже не относятся. А вот двое основных соперников этим славятся. Петтер Нортуг, он как Суарес от лыжных гонок, делает все ради победы, а Эмиль Йонссон уже много лет практикует совершенно безумный стиль ведения борьбы, к постоянному неудовольствию соперников катаясь как депутат Госдумы в плотном траффике. Последним легким штрихом к безрадостной картине может послужить протяженность трассы: вместо обычных 3 минут, спринтерам приходится работать чуть меньше 4. Не играет большой роли для дистанционщиков, но критично для чистых спринтеров.
Я, кстати, вовсе не ориентируюсь на результаты вчерашних соревнований. Все спортсмены сейчас готовятся к чемпионату мира, делают это по-разному, а соответственно, и готовность у всех разная. Куда более показателен в этом плане чемпионат мира в Холменколлене 2011 года, проводившийся тоже на довольно тяжелой для спринтеров трассе. В индивидуальном спринте сборная Швеции, например, сделала ставку на менее резкого, но более выносливого Хельнера, что вылилось в триумф шведов на земле их заклятых соперников. А вот у ярко выраженного норвежского спринтера Ола Вигена Хаттестада просто не хватило сил на всю дистанцию, хотя форма у него была отличная. В командном спринте перекос в сторону универсальных спринтеров был еще более ярко выражен. Вышеупомянутый Хаттестад проиграл на финишной прямой канадцу Алексу Харви, которого вообще с трудом можно назвать спринтером. А ведь норвежец и на последний этап ушел раньше, и на последнюю прямую выкатил первым. А затем просто силы закончились. Кстати, командный спринт (классическим стилем на предстоящей Олимпиаде), в котором наши шансы раньше казались даже предпочтительней, предъявляет еще более серьезные требования к выносливости, и на трассе со сложным рельефом чистым спринтерам без дистанционной подготовки вряд ли обойтись.
В течение всего последнего абзаца я не упоминал одного имени, имени Петтера Нортуга. Тогда, у себя на родине, он завоевал в спринтерских дисциплинах две серебряные медали (позже добавив к ним еще 3 золота на дистанциях подлиннее). Один раз проиграл командной тактике шведов, один раз стал вторым не совсем по своей вине (хоть и отправил Ола Вигена на последний этап не первым). Как раз Нортугу, и без того чуть ли не главному фавориту, эта трасса подходит: аритмичная, с множеством поворотов и идеально расположенным последним подъемом. При прочих равных атаковать в самом его начале бессмысленно, слишком далеко до финиша, соперники зацепятся и съедят тебя перед самой финишной чертой. А мощно отработать концовку подъема, чтобы обеспечить себе выгодную позицию перед последней раздачей - любимая тактика Петтера.
Крюков недавно в интервью сказал, что сильно удлинить финишную прямую уже невозможно. Слишком поздно. Так ему заявил один из наших функционеров. Там в диалоге еще звучала фраза «чего ж ты раньше-то молчал!». Вот так за год до Олимпиады мы все с удивлением узнаем, что олимпийская трасса в Сочи не подходит российским спринтерам.
Главное теперь, чтобы через год Акула Нортуг, привычно опустив голову, прыжками преодолевая последний подъем, не подумал: «Ты не поверишь, Никит, как мне жаль, что эта трасса тебе не подходит… Но Боливару не снести двоих.»
P.S. Буду рад любым советам, поправкам и мнениям)
Спасибо за пост, находясь непосредственно на месте, очень интересно почитать)
Трасса очень понравилась, и все в одинаковых условиях, да. Я писал только о спринте, о том, что шансы наших чистых спринтеров заметно снижаются. Эстафета, кстати, это только подтвердила. Из спринтеров нормально выступили только Йонссон (но все и так знали, что он вынослив) и Крюков.
И если в командном спринте можно поставить Крюкова и кого-нибудь из дистанционщиков, то в личном вообще непонятно, кто из российских спортсменов поборется за победу. Там же еще Хаттестад и Хельнер прибавятся плюс еще кто-нибудь из молодых норвежцев.
Из положительного по-моему только то, что у Йонссона вообще нет нормальной пары на командный спринт.