Этой зимой в лыжах море экспериментов: микст-эстафета, спринт-тур, многодневка с поездом
Примечание от редакции: вы в пользовательском блоге «Лыжная классика», тексты которого регулярно попадают на страницу раздела и главную Sports.ru. Автор продолжает разбор календаря-2019/20 – оказывается, у него много сильных сторон. Подписывайтесь, чтобы раньше узнавать важное о лыжных гонках. Зима близко!
В прошлый раз мы разбирались со спорными новшествами, из-за которых новый календарь лыжного сезона называют провальным и худшим в истории. Действительно, на ближайшую зиму FIS приготовил ряд экспериментов, тем не менее, далеко не каждому из них предрекают провал.
Изучим и те интересные задумки, которые украсят Кубок мира-2019/20. Это будет плотный и равномерный сезон – без пауз, которые обычно обрамляют ЧМ или Олимпиаду.
В центре внимания – Кубок мира
Именно борьба за Кубки мира – дистанционный, спринтерский и абсолютный – станет главной интригой. Лыжники спланируют сезон так, чтобы распределить силы на максимально возможное количество этапов и гонок и взять максимум очков. Скорее всего, никто из элитных спортсменов не пропустит многодневки ради выстрела в конкретный момент – как это порой делали Йохан Олссон и Дарио Колонья, готовясь к главным стартам.
Также вряд ли кто-то сделает акцент на многодневках. Да, они по-прежнему дают много очков в зачет Кубка мира, однако победа в том же «Тур де Ски» так и не обрела статуса более высокого, чем Большой хрустальный глобус. И это несмотря на многолетнюю и действительно богатую историю Тура.
Таким образом, в максимальном количестве гонок мы увидим всех сильнейших. В календаре практически не будет проходных этапов, которые лыжники массово проигнорируют. И именно лучший из лучших, а также самый выносливый и стратегически подкованный (не забываем о рекордном количестве гонок в сезоне) станет обладателем Кубка мира.
Новая многодневка...
В этом сезоне нас ждет рекордное количество многодневных гонок. Открывающая сезон Ruka Triple в Куусамо ничего нового не принесет, а «Тур де Ски» пройдет в привычном для последних лет формате «два спринта + пятнашки» (правда с изюминкой в виде масс-старта в гору). Остановимся на двух оставшихся многодневках
С 15 по 23 февраля в Швеции и Норвегии пройдет Ski Tour 2020. Она не станет калькой с «Тур де Ски» или банальным заменителем четырехлетней давности «Тура Канады» – это будет многодневка, в которой FIS применит ряд новшеств.
Лыжные гонки скучно смотреть. Как это исправить?
Во-первых, между этапами гонщики будут перемещаться на поезде в единых для всех условиях. То есть Ски Тур 2020 действительно станет для спортсменов туром из места старта первого этапа к месту финиша многодневки. Пока не совсем понятно, как все организуют, но будьте уверены: февраль подарит немало баек из жизни топовых лыжников. И это также станет элементом шоу.
Главным событием скандинавской многодневки станет масс-старт свободным стилем из шведского Сторлина в норвежский Мерокер. Это не только долгожданный марафон из пункта А в пункт Б, но и первая в истории Кубка мира гонка по территории сразу двух стран. Дистанция 38 км – единая для мужчин и женщин, а спортсмены повезут питание в рюкзаке или поясной сумке.
Завершится Ски Тур 2020 длинной (30 км для мужчин и 15 км для женщин) гонкой преследования классическим стилем. Это обещает интересный финал с наглядной развязкой: кто первым придет на финиш – тот и выиграет многодневку (и это именно то, чего в предстоящем сезоне лишается «Тур де Ски»).
Руководство FIS очень рассчитывает на скандинавский тур и относится к его организации с большим вниманием: в сентябре проинспектировали места гонок с участием национальных вещателей SVT и NRK.
Планируется, что тур станет регулярным: раз в 4 года в сезон без главного старта.
...и спринтерский тур
Ну а чтобы уравновесить шансы дистанционщиков и спринтеров в борьбе за Кубок мира, FIS включила в календарь сезона трехдневный Спринт Тур, который пройдет в середине марта в Северной Америке – канадском Квебеке и американском Миннеаполисе. В его программе один классический и два коньковых спринта.
Победителя определят не по суммарному времени прохождения гонок (как это происходит в Тур де Ски), а по очкам, набранным в каждой из трех гонок.
Кроме того, лыжники получат щедрые бонусные очки в зачет Кубка мира и по итогам всего Спринт тура. Это добавит интриги в борьбу не только за спринтерский зачет, но и за Большой хрустальный глобус.
Такая ценная на очки концовка сезона обязывает руководство ФЛГР заранее позаботиться о визах для спортсменов и тренеров, чтобы максимальными силами выступить в заключительных гонках. Чтобы не вышло как в прошлом году, когда сборная России поехала на финал Кубка мира в усеченном составе.
Смешанная эстафета
Первая в Кубке мира с 2002 года – и станет последней гонкой сезона. То, что уже нашло широкое применение в других видах спорта, вновь протестируют в консервативных лыжных гонках. И это будет как минимум любопытно.
Формат эстафеты: 4х5 км, два этапа классикой, затем два коньком. Очередность: женщина, мужчина, мужчина, женщина – и каждая страна может выставить неограниченное количество команд.
Будьте уверены, первая за много лет лыжная смешанная эстафета получится динамичной и непредсказуемой. Кому-то километраж покажется несерьезным (особенно для мужских этапов), но позволим себе отнестись к формату гонки как к эксперименту. Который очевидно должен быть привлекательным для ТВ.
И конечно, очень хотелось бы, чтобы Россия была представлена в этой гонке сильнейшими спортсменами, которые поборолись бы за победу. А шансы на нее у наших парней и девушек, безусловно, есть.
Абсолютный баланс
Если отвлечься от деталей, очевидна совершенная сбалансированность календаря. Едва ли не каллиграфическая.
На идеальное для последних лет соотношение спринтов и дистанционных гонок мы обратили внимание в предыдущем материале. Теперь же предлагаю обратиться к балансу гонок классическим и свободным стилями.
Сначала к дистанционным гонкам. Между коньком и классикой мы видим практически полное равенство. А ведь уже много лет классический стиль, пусть и не был изгоем, но получал гораздо меньше внимание от FIS, нежели конек.
Из действительно знаковых гонок классикой на ум сразу приходят лишь масс-старт в Валь-ди-Фьемме в рамках «Тур де Ски» да Холменколленский марафон раз в два года. Теперь же, спустя много лет, баланс практически восстановлен.
В спринте и вовсе полное равновесие. И это после прошлого сезона, когда соотношение было 9:3 в пользу свободного стиля. Тогда это можно было хоть как-то оправдать (на самом деле – нельзя) тем, что на чемпионате мира в Зеефельде индивидуальный спринт бежали коньком. А мы помним, что FIS уделяет особое внимание тем дисциплинам, в которых национальные сборные осуществляют отбор к главному старту.
И это еще один повод позитивно оценить тот факт, что зимой-2019/20 не будет ни чемпионата мира, ни Олимпийских игр.
Еще примечательно практически равномерное распределение между форматами дистанционных гонок: масс-старты, индивидуальные гонки и гонки преследования представлены практически поровну. И это тоже несомненный плюс календаря в плане разнообразия. На сей раз – разнообразия болельщицкого.
Можно долго рассуждать о том, кому новый календарь удобен. На первый взгляд, обилие классических спринтов – хорошо для Йоханнеса Клэбо. С другой стороны, большое количество гонок на руку сильному, выносливому и разностороннему Александру Большунову. Опять-таки, два длинных тура – это повод проявить лучшие качества для Сергея Устюгова, у которого хороший опыт многодневок.
В соревнованиях женщин баланс спринта и дистанционных гонок не позволит Терезе Йохауг доминировать, а даст возможность проявить себя универсальным Стине Нильссон, Ингвильд Остберг, нашей Наталье Непряевой и многим другим. А со Спринт туром в календаре спрогнозировать женский зачет максимально трудно: все мы помним, насколько сильна в спринте шведская сборная и какая молодежь подрастает у Норвегии.
Это будет насыщенный, плотный и увлекательный сезон Кубка мира, в котором нас ждет много нового и интересного. Возможно, не все из предложенных FIS новшеств в итоге приживутся. Тем не менее, искать и пробовать новые форматы действительно необходимо. В конце-концов, все это делается для нас с вами.
Ждать осталось недолго. Хорошего всем нам сезона!
Календарь Кубка мира и «Тур де Ски» сезона-2019/20: без финального мини-тура, зато с микст-эстафетой
Телеграм-канал На двадцать пятом километре
Фото: Gettyimages.ru/Laurent Salino/Agence Zoom / Stringer, Dustin Satloff / Stringer; globallookpress.com/Kalle Parkkinen/imago sportfotodienst; flgr.ru
Классический спринт - сильная сторона не только Клэбо, но и Большунова. При этом в коньковом спринте отставание Большунова от Клэбо уже весьма ощутимо.
Поэтому относительно преимущества Клэбо против "остального мира" классические спринты - это его козырь. А вот применительно соперничества Клэбо против Большунова большое количество классических спринтов действительно играет на руку нашему лыжнику.
Как бы бывало уже в истории
medias1.fis-ski.com/pdf/2003/CC/2486/2486RL.pdf
Причём настоящая Эстафета(10км у мужчин), а не то *вно по 5км у мужчин, что сейчас будет.
"Баланс" - это спринтерский этап в Планице перед самым ТдС? Такого отродясь не было в программе КМ.
13 спринтов в сезоне! Это много, ужасно много!!!
Сначала скиатлон, а на следующей день эстафета. Лидерам придётся выбирать, что им бежать. А то две гонки подряд будет тяжело.