Свой среди чужих, чужой среди своих. Новая жизнь Ильи Черноусова
Один из самых противоречивых и, возможно, самый недооцененный российский лыжник последних лет Илья Черноусов с этого сезона сможет выступать за сборную Швейцарии.
Черноусов почти идеален – его любят болельщики, уважают бывшие партнеры из сборной России. Десять лет назад он считался восходящей звездой российских мужских лыж, но в полной мере оправдать ожиданий он пока не успел.
Возможно потому, что шансов проявить себя получал не так много.
Победы Черноусова на молодежных чемпионатах мира – важная история. Илья – ровесник норвежца Петтера Нортуга и швейцарца Дарио Колоньи, конкуренция на андеровских стартах была сумасшедшей.
В феврале 2006-го,19-летний Черноусов добился первого большого – взял серебро в скиатлоне на юниорском чемпионате мира в Словении, опередив Колонью и канадца Алекса Харви, а вперед пропустив только Нортуга.
Осенью того же года Черноусов дебютировал на взрослом Кубке мира. В личных гонках дебютного сезона больших побед не было, зато две эстафеты в составе второй российской команды выглядели оптимистично.
В первую эстафетную четверку Черноусов попал в феврале 2007 года на этапе в Давосе – команда выиграла, а Илья на третьем отрезке стал одним из лучших. Так 20-летний Черноусов пробился на чемпионат мира в Саппоро.
Первый чемпионат мира у юного Черноусова не сложился – только 31-е место в скиатлоне. Зато спустя пару недель он вновь зажег на молодежном чемпионате мира: серебро в разделке, 4-е место в скиатлоне (обе гонки выиграл Колонья) и 5-е место в непрофильном спринте.
Следующий сезон-2007/08 Черноусов начал в основе, выступив почти на всех этапах Кубка мира. В январе в Нове Место он впервые заехал в десятку сильнейших, а в феврале взял очередное серебро на молодежном чемпионате мира – теперь в масс-старте на 30 км свободным стилем (вновь за Колоньей).
Переход во взрослые не обошелся без спада – на осенних этапах Кубка мира-2008/09 результатов не было и Черноусов выпал из сборной, не отобравшись на ЧМ в Либереце.
Не задался и следующий сезон – только серебро в эстафете в Бейтостолене. В пассиве – места в третьем и четвертом десятке индивидуальных гонок и мучения на Тур де Ски.
На Олимпиаду в Ванкувер Черноусов не отобрался, хотя сборная переживала сложный период. Медалей на главных стартах почти не было, в отличие от проблем с допингом – Сергей Ширяев, Евгений Дементьев, Юлия Чепалова, Наталья Матвеева ловили дисквалы один за другим.
После провального Ванкувера в сборной сменился тренерский штаб. Менять нужно было и Черноусову.
В августе 2010-го, по протекции министра спорта Виталия Мутко, Черноусов вместе с Александром Легковым ушли на самоподготовку к немецкому физиотерапевту Изабель Кнауте.
Так в карьере Ильи началась самая важная глава.
В сезоне-2010/11 Черноусов регулярно привлекался на этапы Кубка мира, но основным претендентом на ЧМ все еще не считался. В его профайле были второй результат в коньковом пасьюте на этапе в Куусамо, а еще два попадания в топ-10 на Туре де Ски. В эстафетах Черноусов появлялся редко и лишь во втором составе.
Последним шансом отобраться на ЧМ в Холменколлен был скиатлон на этапе Кубка мира в Демино, который Илья не упустил. Он одержал первую в карьере победу на Кубке мира, перевернув предстартовые расклады на Холменколлен. Теперь у него была лицензия в скиатлоне на чемпионат мира со всеми вытекающими вариантами.
Спустя три недели в скиатлоне Холменколлена 24-летний сенсационно финиширует третьим после Нортуга и Максима Вылегжанина. Эта бронза гарантировала ему место в эстафете и заключительном марафоне.
В эстафете российскую четверку ждала катастрофа, которая больнее всего ударила по Черноусову.
Вылегжанин провел блестящий первый этап, передавшись лидером. Далее Станислав Волженцев был менее успешен, но сохранил команду в борьбе за медали, финишировав третьим с отставанием в 20 секунд. А на третьем этапе провалился Александр Легков, проиграв лидерам почти две минуты и передав эстафету Черноусову седьмым.
Отставание от идущих шестыми японцев составляло 40 секунд, от итальянцев – почти полторы минуты. Шансов на медали не было никаких.
«Вы не представляете, что я испытывал в тот момент, когда видел тройку лидеров на стадионе. Не то, что руки опустились, но я не могу передать эти чувства», – описывал впечатления от гонки опустошенный Черноусов.
Вероятно, в тот момент он прокручивал в голове несколько вариантов поведения в гонке. Через два дня его ждал марафон, а эстафета уже была проиграна. Наверняка это было трудное решение. Возможно, самое непростое в карьере Ильи, за которое его вряд ли можно его упрекнуть.
Черноусов решил не кидаться в безнадежную погоню и пробежал спокойный этап намного медленнее возможного, сохранив сборной 7-е место.
После финиша его ждал ураган критики от президента федерации Елены Вяльбе, обвинившей лыжника в нежелании бороться: «А что мне бороться-то, я готовлюсь к полтиннику», – катком проехала по Черноусову Вяльбе.
Каким-то карикатурно нелогичным образом вышло так, что убившего эстафету Легкова все жалели, а Черноусов превратился в козла отпущения.
Защитить репутацию в марафоне Черноусов не смог – он финишировал только 12-м, затерявшись на фоне завоевавшего серебро Вылегжанина.
После ЧМ Вяльбе жестко раскритиковала эксперимент с самоподготовкой Легкова и Черноусова и прошлась катком по персоне Изабель Кнауте, обвинив её в интригах и излишнем вмешательстве в тренировочный процесс: «Кнауте в сборной России работать не будет».
Впрочем, еще перед Холменколленом Вяльбе негативно отзывалась о самоподготовке Легкова и Черноусова:
«Были у нас споры с Легковым и Черноусовым из-за того, что они тренируются сами. Тем не менее, я согласилась с Легковым, дала возможность экспериментировать. Если он выиграет чемпионат мира, значит, его подготовка была лучшей. Если же нет, значит, прошу в общее стойло, тренируемся все вместе».
Вопрос о возвращении Легкова и Черноусова в «общее стойло» был практически решен, но снова вмешался Виталий Мутко – это позволило легионерам отстоять независимость. Более того, их мини-группу расширили, включив в состав Михаила Девятьярова и Сергея Новикова, и пригласив тренером швейцарца Рето Бургемайстера.
Сезон-2010/11 Черноусов завершил личной победой в Кубке мира, выиграв классическую разделку в Фалуне, а к следующей зиме добился заметного прогресса, регулярно попадая в десятку сильнейших на этапах Кубка мира.
Несмотря на работу отдельно от сборной, Черноусов получал хорошие отзывы от тренерского штаба и становился важным элементом в команде.
Сезон-2012/13 стал лучшим в карьере Черноусова. Он занял 5-е место в мини-туре в Куусамо, 10-е в многодневке Тур де Ски, финишировал вторым в скиатлоне на предолимпийской неделе в Сочи и застолбил место на заключительном этапе в эстафете – сначала во второй команде, затем в первой.
Черноусов зарекомендовал себя отличным финишером – например, в эстафете на этапе в Йелливаре его рывок в плотной борьбе со сборными Норвегии и Швеции принес команде третье место. Казалось, что Черноусов вышел на новый уровень и, наконец, оседлал удачу.
Но что-то пошло не так. На этапе в Ля Клюза Россия выдала одну из лучших эстафет за последние годы – Белов, Вылегжанин и Легков три этапа цеплялись с норвежцами и шведами, но на финишной прямой четвертого Черноусов упал, оставив команду на 4-м месте.
Еще одна неудача подняла новую волну критики от Вяльбе.
Возможно, эта история выбила Черноусова из колеи. Он провалил гонки в Валь-ди-Фьемме (25-е место в скиатлоне и 40-е в коньковой разделке) и потерял место в эстафете. Первую за много лет медаль в эстафетных гонках на ЧМ мужская сборная завоевала с юным Сергеем Устюговым в роли финишера.
До Олимпиады в Сочи оставался год.
К ней главной надеждой в лыжах подходил Александр Легков – это означало неприкосновенный статус их мини-группы – из-за этого, несмотря на максимально скептическое отношение Вяльбе, к Играм-2014 Черноусов подходил без нервотрепки.
Он без особых успехов появлялся на этапах Кубка мира и все больше времени проводил за рубежом в компании швейцарской биатлонистки Селины Гаспарин. Ему не требовалось форсировать форму, чтобы пройти отбор на Олимпиаду – формально Илья даже не выполнил всех критериев, но попал в Сочи, по сути получив wild card на участие в скиатлоне и марафоне.
Первую гонку в программе Олимпиады – скиатлон – Черноусов завершил на 5-м месте. Неудачную классическую часть (17-й результат) не спасло даже лучшее время на коньковой половине, но в состав эстафеты Илья все еще объективно не попадал.
Причин было много:
1) Легков, несмотря на универсальность и победу в предваряющей Олимпиаду классической разделке в Тоблахе, планировался исключительно на коньковый этап эстафеты. Один из подъемов сочинской трассы для свободного стиля даже назвали в его честь – «подъем Легкова».
2) Вылегжанин – возможно, еще более универсальный лыжник, чем Легков, подходил к Олимпиаде в статусе железобетонного финишера эстафеты. С ним на заключительном этапе сборная выиграла эстафетную гонку на этапе в Лиллехаммере.
3) Схема формирования эстафетной команды, опробованная в Лиллехаммере, стала для тренерского штаба канонической: два лучших на данный момент классиста + Легков + Вылегжанин. Среди классистов на особом счету были Дмитрий Япаров и Александр Бессмертных, бежавшие в Лиллехаммере – они и стали лучшими из россиян на предваряющей эстафету классической разделке.
4) Черноусов не имел столь же высокого статуса, как Легков и не был настолько результативным, как Вылегжанин. Он не мог похвастать сильным ходом классикой, как Япаров и Бессмертных, а также конкурировавшие с ними Станислав Волженцев и Евгений Белов. В конце-концов, против него была непонятно как прилипшая репутация ненадежного эстафетчика, а также негативное отношение Вяльбе.
Одним словом, как едко заметила Вяльбе еще три года назад в Холменколлене, Черноусов спокойно готовился к полтиннику.
Сюжет олимпийского марафона пересказывать смысла нет. Ту гонку все помнят в малейших деталях – три российских лыжника весь пьедестал.
Черноусов завоевал бронзу, которая стала пиком его карьеры в сборной России.
Троих лыжников на пьедестале хотелось воспринимать единой и неразделимой командой, но на деле это были три разных спортсмена со своей судьбой.
И если Вылегжанин, тренировавшийся у Олега Перевозчикова и прежде не был близок к Легкову и Черноусову, то после Олимпиады разошлись пути и многолетних Ильи и Александра.
Подтверждением стали слова Легкова:
«Мне спарринг-партнер не особо-то и нужен. Он может быть полезен для моего психологического состояния. Во-первых, это общение. Во-вторых, можно поиграть в различные игры. А в тренировках и пульсовые зоны у всех разные. Да и вообще на тренировках нечего кататься вместе и болтать».
Подготовку к постолимпийскому сезону Черноусов начал под руководством норвежского тренера Вегарда Битнеса, который формально стал тренером сборной России. Реально же Черноусов уже жил в Швейцарии с Гаспарин, и тренировочный процесс организовывал так, чтобы как можно больше времени проводить дома.
Не последнюю роль в выборе наставника сыграла и Селина. Битнес в течение трех лет был тренером швейцарской сборной по биатлону, в которой Гаспарин стала призером Игр-2014.
Казалось, Черноусов шел уже испытанным ранее способом, оставаясь в сборной на удаленке, и через индивидуальную подготовку подводился к главным стартам. Но после Сочи-2014 многое изменилось.
Подлил масла в огонь и временный бан Легкова и Вылегжанина после сочинской Олимпиады – на какое-то время олимпийским чемпионом стал Черноусов.
Звучали версии, что именно Черноусов был информатором, который сдал партнеров ради олимпийского золота.
Илья много времени и внимания уделял семье и все меньше – подготовке к сезону. Его результаты на этапах Кубка мира-2014/15 еще можно назвать успешным, но ЧМ в Фалуне получился провальным. В скиатлоне Черноусов финишировал 15-м (золото взял Вылегжанин), вычеркнув себя из коньковой разделки и практически недосягаемой до него эстафеты.
Фалун-2015 стал последним большим турниром Черноусова в сборной России, а следующий сезон стал последним и в Кубке мира. Появляясь на этапах регулярно, он лишь пару раз заехал в топ-30, чем окончательно вынудил Вяльбе поставить вопрос ребром – место в составе можно получить, лишь тренируясь вместе с командой.
Вроде бы даже появилась договоренность о работе Черноусова в группе Маркуса Крамера, но сезон-2016/17 начался, а в расположении сборной он так и не появился.
Старикам здесь не место? Смена поколений в сборной России
Казалось, тот сезон дал Черноусову отличный шанс перезапустить карьеру – на его старте почти половина основного состава была отстранена от соревнований и, возможно, впервые сборная нуждалась в Черноусове больше, чем он в ней.
В декабре 2016-го Черноусов в составе чешской команды eD system Bauer Team дебютировал в марафонской серии Visma Ski Classics, где быстро стал одной звезд. В первом же сезоне Черноусов выиграл марафон Ла Диагонела, а в январе 2018-го выиграл легендарную Марчалонгу.
Разговоры о том, что Черноусов может присоединиться к сборной Швейцарии, пошли сразу после свадьбы Илья и Селины. Но лишь в 2020-м появилась информация, что Черноусов планирует получить швейцарский паспорт и ставит цель выступить за Швейцарию на Олимпиаде-2022.
Лыжный сезон-2020/21 в лицах: кто будет бороться с Россией и Норвегией?
Планировалось, что Черноусов присоединится к швейцарской сборной с начала сезона, но оформление всех документов затянулось – в состав на первый этап в финском Куусамо его не включили.
На днях в базе спортсменов на сайте FIS спортивное гражданство Черноусова сменилось на швейцарское, а Илья заявил, что получит швейцарский паспорт в течение недели и выступить 12-13 декабря на этапе Кубка мира в Давосе.
В сборной России Черноусов не чувствовал большой любви от руководства и почти всегда оставался отрезанным ломтем. Чужим среди своих. И наоборот, находясь вне России, обрел любовь и семейное счастье, стал отцом двух дочек.
Похоже, Черноусов все же стал своим, но уже не в России. И в этом есть своя логика, и своя справедливость.
А для Ильи это шанс доказать, что не все еще сделано и не все еще выиграно.
А вот, что сказал Маркус Крамер о том почему Черноусов не появился в сборной:
"В прошлом году (интервью от февраля 2018 г.) мы всерьез обсуждали, чтобы Черноусов стал тренироваться в моей группе. Мы встретились, я показал ему весь наш план сборов. Моим единственным условием было, чтобы он строго ему следовал. Вариант «на этот сбор поеду, а на следующий — нет» не устраивал, потому что тогда и другие спортсмены в группе захотели бы себе такие же условия.
— Черноусов в итоге сам отказался от работы с вами?
— Да, и я прекрасно его понимаю. У него семья в Швейцарии, маленький ребенок, жена-биатлонистка… Илья подумал несколько недель и сделал свой выбор. Никаких обид, это его жизнь и он имеет право поступать так, как считает нужным."
Вот так было дело, однако многие считали, да и сейчас считают, что его не взяла Вяльбе...
Во-первых, не путайте ЮЧМ и МЧМ. В 19 лет - Юниорский ЧМ, а не молодёжный.
Во-вторых, первый международный успех пришёл к Черноусову на ЮЧМ-05, где он бежал второй этап в эстафете, которую наша команда выиграла, привезя норвежцам под полторы минуты отрыва. И Илья тогда смог удержать отрыв от Нортуга, хотя тот и сократил отставание с 20 секунд до 8.
В сезоне 08/09 Черноусов ещё и руку ломал в конце февраля, бегал на местных стартах марафон классикой с одной палкой, а через месяц был вторым в скиатлоне на ЧР.
"К сожалению, защитить свою репутацию в марафоне Черноусов не смог. Он финишировал 12-м, затерявшись на фоне завоевавшего серебро Максима Вылегжанина, и, несмотря на бронзу в скиатлоне, завершил чемпионат на минорной ноте."
Самое интересное, что на том марафоне у Ильи сломалась палка и её не спешили менять:
"«С палкой получилось очень странно. Я её сломал ещё на середине первого круга. Я долго шёл со сломанной — кричал всем, просил, но никто так мне и не дал другую. Даже не понял почему — может, потому что шум такой стоял. Дошёл до стадиона, остановился, и только тогда мне дали палку, но длинную, и с ней я ещё долго шёл, пока мне не дали мою. Почти шесть километров шёл без нормальной палки."
"и 40-й результат в коньковой разделке (в которой, справедливости ради стоит отметить, что вся российская команда жестко «залетела» с подготовкой лыж). Понятное дело, что о месте Черноусова в эстафете не было и речи."
Там ещё была критика в адрес сервисменов от Ильи после разделки, что тоже сильно не понравилось Вяльбе. Но речь о Черноусове в эстафете была. Вяльбе сделала прикольную контрольную тренировку за место на четвёртом этапе: заруба между Устюговым и Черноусовым на последнем подъёме, спуске и финишной прямой, которую Устюгов понятно выиграл.
В сезоне 14/15 у Черноусова была серия болезней, последняя из которых была за 2-3 недели до ЧМ.
Ещё много что можно уточнить, но не существенно.
В целом, спасибо за материал.
И всё что нужно знать про Вяльбе и эстафеты можно понять из этого её интервью перед ЧМ-13 - https://www.sport-express.ru/skiing/reviews/810304/ :
"Лично мне очень не хотелось, чтобы Легков навсегда остался в нашей памяти как вечно четвертый или вечно падающий в самый ненужный момент. Именно поэтому, даже если он будет в хорошей форме, я не вижу ему места в эстафете на чемпионате мира.
- Как так? Почему?
- Во-первых, он уже не однажды команду подводил. И рисковать больше мы не имеем права. Во-вторых, у Легкова есть вполне конкретные гоночные приоритеты - "классическая" гонка и преследование. Вот пусть на них и концентрируется. А в эстафету мы людей соберем, благо, есть из кого выбирать. Есть Женя Белов, Дима Япаров, Илья Черноусов. Я уже не говорю о Максе Вылегжанине. На классический этап вполне можно и Стаса Волженцева рассматривать. Будем разговаривать на эту тему с Перевозчиковым.
- Легков знает о том, что вы не видите ему места в эстафете?
- Лично ему я пока это не говорила, но при случае скажу, конечно. От этого выиграют все. Ошибаться в тактических раскладах мы не можем. То, что Легкова нельзя ставить в эстафету, для меня так же очевидно, как и то, что Черноусова категорически нельзя ставить на четвертый этап.
- Почему?
- Илья из раза в раз занимается тем, что лыжники называют "финишировать до финиша". Иногда бросать бежать за 5 метров до черты может себе позволить Нортуг, но Черноусов - не Нортуг. Я давно за Ильей наблюдаю, делала ему замечания на этот счет. В серьезной гонке за такие штуки его могут серьезно наказать."
То-есть в переводе, если есть возможность выиграть медаль без человека, к которому у Вяльбе личные претензии, то его не будет в эстафетной команде.