Интервью с тренером по фигурному катанию Анитой Шакировой
«Тренер обычных детей стремится к конкретному результату. У нас другая парадигма: мы занимаемся реабилитацией, прокачкой физических качеств, социализацией во все сферы жизни»
Анита, ты в фигурном катании с детства. Чему научил тебя спорт?
Я была болезненным ребёнком, и врач настоятельно рекомендовала отдать меня в зимний вид спорта. Так в восемь лет, будучи уже «пенсионеркой» я занялась фигурным катанием. Детей отдавали в секции с трёх лет, и в восемь они уже умели многое, а мне всё давалось с большим трудом. Осознанное отношение ко мне пришло только лет в 14. Я поняла: для того, чтобы достичь каких-то результатов в жизни, нужны самообразование, саморазвитие и самосовершенствование. Этому меня научила мой тренер, которая была достаточно жёсткой. Так появилось желание доказать себе, что я могу и я сделаю. Я много тренировалась в свободное время самостоятельно, это улучшило мой спортивный результат. Тренер стала меня ставить в качестве помощника при работе с младшими детьми. Это стало одним из шагов к выбору тренерской профессии.
Какую роль в твоём становлении как тренера сыграли родители?
Мама всегда просила меня поразмыслить, как сложится, если я стану экологом. (Смеётся.) Были такие мысли в подростковый период. Когда после школы пришло время выбирать учебное заведение, я чётко знала, чего хочу: либо учеба в Национальном университете физической культуры и спорта им. П. Ф. Лесгафта в Санкт-Петербурге, либо Российский университет физической культуры, спорта и туризма в Москве. После недолгих раздумий я из Уфы поехала покорять Москву в самый передовой спортивный вуз страны. Правда, поступить получилось только на заочное. Качество моего катания было хуже, чем у ребят из сборной Москвы. Но спустя время, благодаря отличной учебе, я перевелась на очное и окончила университет с красным дипломом.
Как такой упорный тренер, который постоянно работает над собой, не сдаётся, достигает результатов, вдруг посмотрела совсем в другую от спорта высших достижений сторону?
После института в поисках своего пути я поступила в аспирантуру на кафедру психологии. Там я начала писать работу про состояние спортсменов в спорте высших достижений. Работала тренером в частных клубах, и меня пригласили провести интенсив на роликах для детей с РАС. Мы приехали на площадку, где было12 детей с аутизмом и другими сопутствующими заболеваниями. И тут я понимаю, что это другой мир. Честно сказала, что тренировки не будет и мне нужно время на подготовку. Спустя две недели изучения темы я нашла некие точки, на которые смогу опереться при контакте с такими детьми. Интенсив прошёл замечательно, и родители стали просить меня в порядке эксперимента об индивидуальных занятиях. Я стала изучать информацию про особенности занятий детей с РАС и поняла, что готовой программы обучения не существует. Пришлось собирать её небольшими пазлами. Так стала рождаться система обучения.
В 2019 году вышла твоя книга «Аутизм и спорт. Методика обучения фигурному катанию на коньках как средство абилитации детей с расстройствами аутистического спектра», а в 2022 году секция фигурного катания для детей с РАС «Хрустальные пазлы» организовала обучение тренеров.
Команда «Хрустальные пазлы» уже большая. Алина Ахметова — её основатель и мама особенного ребёнка, восемь тренеров, которые ведут занятия для более чем 450 детей. За пять лет мы поняли, что накопили большой опыт и можем его передать. При поддержке Фонда президентских грантов мы организовали обучение 40 тренеров, тьюторов и менеджеров секций по адаптивному спорту, которые занимаются детьми с ментальными нарушениями. Программа обучения объясняет, как структурировать весь процесс тренировочных занятий, как визуализировать «подсказки», как работать с нежелательным поведением и создавать мотивационные условия для детей с ментальными нарушениями. Обучение дало свои результаты. Переняла опыт секция в Смоленске, планируется открытие филиала в Санкт-Петербурге, несколько десятков детей с аутизмом смогут заниматься спортом в своих регионах, потому что есть тренеры, которые понимают и знают, как работать с такими детьми.
Что самое сложное в тренерской работе с детьми, у которых есть ментальные нарушения?
Здесь нужно привыкнуть к тому, что обратной эмоциональной связи ты можешь не получить. Это самое трудное. Ты вкладываешься, бьёшься об стену, а в ответ можешь ничего не получить. Ты идешь наощупь и учишься понимать спортсмена на языке тела. В адаптивном фигурном катании у тренера много преград, для преодоления которых нужно огромное желание и терпение, без завышенных ожиданий получить спортивный результат. Неопытным тренерам сложно понять, почему возникает нежелательное поведение или агрессия, когда ребенок начинает бить или щипать себя, стереотипия, когда начинает прыгать вокруг себя или на месте, трясёт руками и не слышит, убегает во время тренировки. Это нужно уметь останавливать, понимать истоки таких реакций. Это морально тяжело для людей, которые не готовы проявлять эмпатию. Тренер обычных детей стремится к конкретному результату. У нас другая парадигма: мы занимаемся абилитацией, прокачкой физических качеств, социализацией во все сферы жизни. И спорт открывает для детей эти возможности. Когда ты переводишь себя в плоскость: не достать олимпийское золото, а просто, наладить контакт и быть тренером, которому можно доверять, который всегда рядом и всегда поддержит.
И, как ни парадоксально, эта система даёт иногда потрясающие результаты. Мой ученик Максим Рожченко принимал участие в соревнованиях по фигурному катанию среди нормотипичных детей и занял первое место. Наши фигуристы принимали участие в первых городских соревнованиях для детей с РАС. Сборная Москвы по адаптивному фигурному катанию принимала участие в специальной олимпиаде в Казани и взяла призовые места. Это ведь очень круто! Награды, успехи детей дают нам силы двигаться дальше. Дети получают опыт социального успеха и признания. Они становятся уверенными, учатся концентрироваться и понимать инструкции, а это поможет им в дальнейшей жизни. Снижается уровень тревожности, Дети лучше чувствуют своё тело, становятся физически крепкими, улучшается речь, моторика — этот список можно продолжать. Спорт делает жизнь детей с РАС яркой.
Справка
Программа профессиональной переподготовки «Теория и методика физкультурно-спортивного развития детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями» разработана в рамках проекта «Хрустальные пазлы». Обучающий курс для комплексного решения проблем социокультурной абилитации и интеграции детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими ментальными нарушениями посредством регулярных групповых занятий адаптивным фигурным катанием по авторской методике с использованием средств Фонда президентских грантов. Программа направлена на подготовку специалистов (тренеров, тьюторов, менеджеров) по организации работы секций адаптивного фигурного катания для детей с РАС и другими ментальными нарушениями в регионах Российской Федерации.