Сергей Герций: «Китайцы могут позволить себе одноразовый канал».
Чем уникален Олимпийский канал в Лондоне, чем отличаются китайские каналы от европейских рассказывает семикратный победитель Первенств СССР в классе С1, тренер по гребному слалому Сергей Герций.
Сергей Евдокимович, у нас возник вопрос: зависит ли пульсация от формы русла?
Пульсация зависит не только от этого. Представьте камень. Вода упирается в него, обливает с двух сторон и стремится заполнить полость за ним. При этом она отскакивает от него под разными углами. Так с каждым препятствием: вода наталкивается на него, обливает и отходит в разных направлениях. Но когда сила течения велика, а расстояния между препятствиями достаточно короткие, вода не успевает «успокаиваться». Поток натыкается на следующее препятствие, не «остыв» от предыдущего, и скапливается по принципу снежного кома - возникает чрезмерная пульсация.
Вопрос силы пульсаций в каналах и реках более точно, наверное, могут объяснить специалисты в этой области.
Какое расстояние между препятствиями, на Ваш взгляд, оптимально?
Нужно четко рассчитать так, чтобы вода с одного препятствия не попадала сразу в другое. В норме вода должна накапливаться и сливаться раз в 10-15 секунд. Можно изменять расстояние между препятствиями, их высоту. Если конструкция канала позволяет, можно убрать пару препятствий. Тогда скорость потока увеличится, а пульсация снизится.
В Кракове в октябре была интересная история. Вода делала сумасшедшие скачки, сильно изменялась за короткие промежутки времени. Оказалось, что наверху рядом с решеткой, через которую проходит вода в канал, работал большой ковш для сбора мусора. Когда он опускался в воду, - уровень повышался, поднимался из воды – сразу мельчало. Этот манипулятор создавал искусственную пульсацию.
Оптимальные расстояния между препятствиями можно определить по требованиям к трассе на данные соревнования. Чемпионат Мира, Чемпионат Европы имеют качественно более высокий уровень, чем Первенства Мира и Европы среди молодежи и юношей. Хорошо, если есть возможность трансформировать русло в зависимости от уровня сложности соревнований, сохранив при этом полный набор слаломных элементов на левую и правую сторону. Но в реальности очень сложно подобрать такой тип стационарного канала или участок природной реки, который максимально соответствует этим требованиям.
Аугсбургский Eiskanal в действии
Ограничения для водных препятствий существуют?
Препятствия должны быть, как минимум, проходимы для слаломных лодок и безопасны с точки зрения организации спасательных мероприятий.
Расстояния регламентируются?
Нет, тут все полное творчество – особенно в современных каналах. Тут подпереть, там уронить. В Лондоне, например, можно сделать любой прыжок со слива, хоть двухметровый.
В Китае на одном из каналов я видел слив метров шесть-семь, - китайцы так любят. 19 метров перепад в канале, на 400 метров длины. Аналогов такому каналу в мире нет. Он находился у плотины, высота которой была сравнима с пятиэтажным зданием.
Семь метров!.. Страшновато. Должно быть, там большая бочка внизу.
Бочка большая, но проходимая: как прямо, так и с заходом в суводи в любую сторону. Хотя, конечно, навык такого вида прохождений должен быть. А прыгать с семи метров не так уж и страшно. Несколько раз попробуешь, быстро прикатываешься. Этот канал просто тренировочный и построен в труднодоступном месте - в центральной части Китая. Туда никто не приедет, сложно добираться.
Да, действтительно. В основном все едут в Европу. Один из самых популярных каналов в Аугсбурге. Между тем, говорят, что пульсация там достаточно сильная.
Там в начале канала, после слива стоит валун в форме бегемота – он делит русло на две неравные части. В этом месте пульсация действительно велика. Канал узкий, вода идет то в одно, то в другое русло, и суводь за камнем то превращается в поток, то в воронку с круговым течением. Если просто плыть без усилий, то невозможно прогнозировать, куда тебя выкинет. Но можно набрать инерцию и продавить струю гребком, тогда лодку не завернет.
Как поведение воды зависит от количества препятствий? Какой канал наиболее скоростной?
Все примерно одинаковые: в Аугсбурге - 8-12 кубов в секунду, в Лондоне - около 15. Если препятствия убрать – будет очень мелко, и вода будет течь очень быстро. Препятствиями не только изменятся структура потока, но и увеличивается объем воды в канале.
Олимпийский канал в Лондоне - особенный?
В Лондоне канал ровный - с вертикальными стенками и плоским дном, не халф-пайп (half-pipe, англ. – полутруба). Но даже в ровном канале есть пульсация. Представьте обычный желоб, даже в нем вода будет улетать неравномерно: она будет натекать на наклонный берег и возвращаться обратно.
Мне очень нравится лондонский канал. Сами препятствия из твердых полиэтиленовых конструкций: такие «кирпичики» на стержнях. Они легко соединяются и разбираются. Из них можно создавать любые структуры: менять их форму, добавлять высоту - как в «Лего».
Воду в канал закачивают 5 турбин диаметром больше метра. Она берется из водохранилища и туда же сливается. Еще в Лондоне очень широкое русло, вода обширно разливается. Поэтому, на мой взгляд, ванны* должны быть с прямым срезом, а не круглые, чтобы течение воды не замедлялось.
На одном из каналов в Англии я видел электростанцию. Практичные англичане воткнули ее в конец канала. Если воды много, она вырабатывает электричество. Обычно самый большой расход на содержание канала – это плата за электроэнергию.
Какие каналы легче строить и дешевле содержать: те, что образованы ответвлением русла, как в Аугсбурге или Праге, или нагнетательные, как в Лондоне?
Стоимость содержания канала в Праге или Лондоне зависит от затрат на их сооружение и их самоокупаемости. На первый взгляд, в Праге вода течет круглосуточно, а каждая минута лондонского канала стоит реальных четко просчитанных денег. Думаю, что построить легче было в Лондоне, так как это был объект привычный для строителей (здание, аквапарк, - им все равно), а пристроить к руслу реки сохранив заданную динамику течения сложнее. Это лично моё мнение, неспециалиста. В Китае у меня был довольно успешный опыт проектирования и строительства канала. Была дамба со шлюзом и хороший перепад высот ниже дамбы. Все остальное - желание и встречная инициатива руководства. За 4 месяца доводки каждого метра канала получилось сооружение, где проводились Чемпионаты Китая. Проведение соревнований такого уровня послужило стимулом к дальнейшему строительству великолепной спортивной базы с гостиницей, рестораном, спортплощадками. Нет четких границ, что в итоге дешевле. Главное востребованность и рентабельность, что зависит от грамотного расчета и менеджмента.
Центр воднолыжного слалома Чжанцзяцзе, Китай
(забавная китайская промо-страница на русском языке)
Китайские каналы очень отличаются от европейских?
Национальных черт у каналов нет. Везде, так или иначе, в строительстве участвуют приглашенные специалисты. Но какие-то особенности, конечно, есть. Я видел, как в одном из китайских каналов вода закачивалась турбинами в виде шнека. Представляете червяка, который проталкивает фарш в мясорубке? Диаметр одной такой трубы был почти 2 метра. Им хватало всего двух-трех штук. Канал построили прямо в городе, в парке. И в эти турбины стала лезть всякая живность. На тренировке смотришь – рядом плывет рыба, разрубленная пополам. Когда воду спускали, можно было раков по дну собирать. Потом китайцы, кажется, этот канал закрыли. Он строился к одному только событию – Спартакиаде народов Китая. Они могут позволить себе «одноразовый» канал.
В Китае очень плохая экология – это отражается на выборе места для строительства канала и качестве воды.
В Лондоне в этом смысле все совсем иначе: вода, прежде чем попасть в канал, проходит три степени очистки. Она абсолютно прозрачная, все видно – нет ни рыбок, ни цветочков. Как в бассейне для плавания.
А что у нас в Окуловке с экологией?
В Окуловке вода грязная. Там несколько предприятий, в речку сливают все, что угодно, но явно не чистую воду – судя по запаху и отзывам каякеров. Система подачи воды там совсем иная: стоит плотина, которая держит воду, а потом скидывает. Окуловка – это «облагороженная» река. Тут все во власти природы: если зимой было много снега или весной дождей – могут быть паводки. Воду скидывают, и если перестараются, то на период соревнований ее может не хватить.
Вообще, у нас в Ленинградской области есть относительно чистый участок бурной воды – Лосевская протока. Там можно построить канал?
Лосево – идеально подходит для канала. Можно его построить вдоль берега, и не надо никаких насосов. Просто сделать подпор для регулировки подачи воды, даже не дамбу и шлюз. То же самое, что в Праге, что в Ноттингеме. Там стоит дамба, которая отгораживает рукав, чтобы более глубоководные суда поднимать наверх. Для этого – подпор: вода поднялась, и нужная глубина достигнута. В Лосево можно сделать также. Объем воды от этого никак не изменится, тем более что там устойчивая порода.
А сейчас неудобно вешать трассу, берега далеко друг от друга – это создает сложности в судействе, нет устойчивых суводей, и большая ширина протоки усложняет переходы к обратным воротам на разные стороны. Для скоростного спуска хорошо, а для слаломных соревнований не очень подходит.
У нас был проект канала лет 25 назад. Его собирались строить в Колпино. Проект был оплачен, освоен, осталось только начать стройку. Но на этом все остановилось. Это было где-то в 1987 году. Я даже не знаю, где сейчас этот проект, но где-то он должен сохраниться.
Если говорить о бывших советских республиках, то интересный канал в Минске. Там была заповедная зона – нужно было скидывать лишнюю воду. Ступеньку, через которую этот процесс производился, сделали каскадной. И местные туристы-водники захотели построить там копию Аугсбургского канала, - построили.
Расскажите еще об интересных особенностях каналов, пожалуйста.
К примеру, в Братиславе, в конце канала есть слив 2,5-3 метра. Они его так и называют: «Ниагара». Канал образован дамбой, и уровень воды в нем зависит от уровня воды в Дунае. Так что, если вода в Дунае поднимается, то она повышается и в нижнем озере, и всю эту «Ниагару» заливает. Вместо нее образуется просто ровная площадка. Как-то из-за этого мини-наводнения даже отменили финал Чемпионата Европы.
В Кардиффе (Великобритания) такое русло, что вода в нем течет по прямой в одну сторону, потом разворачивается на 180 градусов - и в другую. Этот канал поразил меня качеством строительства: не отличишь, где естественная порода, а где бетон, - шикарное гладкое русло.
У Вас есть любимый канал? Тот, на котором всегда хочется тренироваться.
Мой любимый канал сейчас - лондонский. У него большие возможности к трансформации, чистая вода, быстрый и удобный подъем спортсменов в лодке к месту старта, есть отдельный тренировочный (он же разминочный на крупных соревнованиях) канал. Минус - только лондонский климат и, как у всех нагнетательных каналов, высота над рельефом, что в ветреную погоду делает его уязвимым с точки зрения раскачивания вех на трассе.