9 мин.

Жан-Ив Шётан: «Быть Олимпийским Чемпионом - значит быть сумасшедшим»

Федерация гребного слалома – мягко говоря, не самая богатая среди российских спортивных ассоциаций. Потому приглашение иностранного специалиста на должность главного тренера сборной вызвало немалую полемику.

Кто он, какие перспективы видит в нашей стране и как собирается работать с российской командой новый главный тренер Жан-Ив Шётан рассказал пресс-секретарю федерации Санкт-Петербурга Елене Усовой в начале своего первого соревновательного сезона в новой должности.

 

Жан-Ив Шётан, главный тренер

 

ИДЕЯ

       = Результаты соревнований не отражают степени мастерства спортсменов = 

 

Язык у нас сложный, менталитет далек от европейского, команда не имеет стабильно высоких результатов. Что вдохновило Вас выбрать Россию?

Я вижу в России большие перспективы, высокий уровень российских гребцов. Но я увидел также, что результаты соревнований не отражают степени мастерства спортсменов. И тогда я подумал, что работая здесь смогу найти ключевые моменты, которые приведут результаты в соответствие с уровнем гребли. У атлетов большой потенциал, но есть большая разница между тем, что они делают на тренировках, и что - на соревнованиях, здесь возникают проблемы. Так что, я должен сделать акцент на подготовке к стартам в работе с тренерами и спортсменами.

Я не чувствую, что  приехал в «слабую» страну, где слалом не развит. Я не сумасшедший:  мне нравятся результаты, подиум, медали.  Атлеты хорошие, и мы посмотрим, какую работу нужно будет проделать.  Мы можем достигнуть хороших результатов.

К тому же,  Россия развивается. Россия – очень мощная страна, в которой есть перспективы развития инфраструктуры, это видно хотя бы по тому, что происходит в Сочи. У вас есть все возможности приобрести больший вес в мире гребли. Это очень интересный долгосрочный проект.

А что же все-таки с разницей менталитетов?

Я приехал из Франции - маленькой страны, где греблей занимаются очень многие. И у каждого есть свое маленькое место, и он борется, чтобы защитить это маленькое место. А в России люди намного более широких взглядов, они открыты новому.  Такое подход  мне ближе,  мне нравится использовать разнообразные способы достижения результатов.

 

ТЕЛО

=Мы готовим юношей не к тому, чтобы они становились Чемпионам Мира среди юношей,

                                     -  мы делаем из них Олимпийских Чемпионов=

  

Кстати о методах. По словам спортсменов,  Вы принесли в процесс тренировок много новых и интересных упражнений. Например, непривычную нашим атлетам йогу. Йога - это обычная европейская практика?

Нет-нет, йога не является обычной практикой для слаломистов в Европе, это мое видение подготовки. Спортсмены, прежде всего, - люди, а потом уже - гребцы. И я вижу большую важность в том, чтобы они осознавали свое дыхание, чувствовали свое тело. Йога развивает силу корпуса, его правильное положение, она также очень хороша для концентрации и расслабления. Это очень-очень мощная физическая активность, и я думаю, она должна стать частью подготовки спортсменов.

Знаю, что Вы работаете также с юношеской сборной. Для юношей  предусмотрена специальная программа?

Пока программа специально для юношей окончательно не сформирована, но она, несомненно, будет.  Для меня юношеская команда представляет высшую школу гребли России.  Эта школа готовит спортсменов к Олимпийским играм. Я нахожу очень важным переориентировать цель: мы готовим юношей не к тому, чтобы они становились Чемпионам Мира среди юношей, -  мы делаем из них Олимпийских Чемпионов.  Во всем процессе развития нужно помнить: мы должны воспитать хороших спортсменов для будущих побед. Те, кому сейчас двенадцать лет, станут Олимпийскими чемпионами через 10 лет, так что мы должны готовить их к следующим десяти годам, а не следующим, скажем, шести годам.

То есть сейчас юноши не должны выигрывать медали?

Да, это так. Сейчас для них не время медалей, а время способностей. Я упоминал об этом в программе, которую мы обсуждали с тренерами.  Как я уже говорил, спортсмен, прежде всего, - человек, а потом уже гребец. И сначала ему нужно развить «человеческие» навыки: хорошую координацию, равновесие, четкое вИдение. Плюс способность грести в разных лодках - в каяке, каноэ, одиночках, двойках. Ведь мы не знаем, каким окажется будущее. Тем, кто начинает грести сейчас, мы не можем обещать, что слалом будет тем же через 10 или 15 лет. Так что, есть смысл уметь все. Кроме того, разные лодки - это очень хорошая тренировка. Например, когда каноисты-одиночники гребут в двойке, они развивают силу, и не только это. Многие люди думают: «А нет, он гоняется в С1, поэтому он не должен грести в С2, или если он - в С2, он не должен сидеть в каяке». Но первый шаг – развить основные человеческие навыки, это мы и планируем делать. На данный момент, юноши зачисляются  в сборную только на основе результатов соревнований.  Но это может измениться.

Интересно. Так как нужно заниматься в начале карьеры, чтобы попасть в сборную? Что бы Вы посоветовали детям?             

 Я скажу так. Гонка – это результат твоей подготовки. Важно, чтобы молодые атлеты понимали: то, что они делают каждый день – это шаг к соревнованиям.  На каждой тренировке нужно вести себя так, как будто ты уже на старте.  Благодаря такому подходу, они будут тренироваться с каждым днем все более интенсивно. Также очень важно, чтобы ребята имели ясные цели. Но на данном этапе их целью должен быть не соревновательный результат,  а  практический: стремиться правильно развивать навыки в каждом упражнении, на каждой тренировке. На заре карьеры от спортсмена ожидают не Олимпийских медалей, а правильного прохождения трассы,  с хорошей траекторией, нужными углами и скоростью. Так что, основное, что я бы посоветовал начинающим: результаты не важны, важен постоянный рост. Вашей главной целью должно быть непрерывное улучшение. И когда у вас будут навыки, чтобы выиграть гонку, вы выиграете гонку. Результат – это верная последовательность действий. «Время» - это только второй шаг.

 

РАЗУМ

              =Неуравновешенность – это жизнь, если ты уравновешен, то ты мертв= 

 

Молодые спортсмены интересуются: как правильно  настроить себя на старт?

Конечно, чувства и ощущения очень важны, и каждый спортсмен настраивается по-своему.  Я бы посоветовал сфокусироваться на дороге. Как я говорил, сейчас результат не является главной целью,  главное – как это сделать. Цель - это дорога. И если физически вы хорошо подготовлены, то будете чувствовать себя сильными.

Насколько важна, на Ваш взгляд, психологическая подготовка? Нужно ли спортсменам консультироваться с психологом?

Это сложный вопрос. Для меня быть Олимпийским Чемпионом, в некотором смысле, значит быть сумасшедшим. Нормальные люди не станут бороться за Олимпийские медали, потому что это слишком тяжело. Для такой цели нужно гореть очень большим желанием, которое само по себе и есть неуравновешенность. Очевидно, все спортсмены высокого уровня в некотором смысле неуравновешенны. Ты должен слишком сильно хотеть что-то себе доказать, а это не «нормально». Желание - это двигатель, и прикасаться к нему нужно очень осторожно. Для меня психология, как медицина: она проникает в двигатель, меняет его и может его сломать. Так что, психологии я предпочту менеджмент - поиск путей для лучшего самовыражения. А если уж мы замечаем какую-то реальную проблему, угрожающую здоровью или ментальному здоровью, тогда идем к врачу.

Но ведь психолог  все же – не врач, а помощник. Спортсменам не нужна помощь?

Важно, чтобы люди знали самих себя. Если у спортсменов  есть проблемы с тем, чтобы знать самих себя, тогда психолог поможет.  Но психолог должен работать в сотрудничестве с тренером, потому что наставнику необходимо знать о состоянии своего подопечного, чтобы правильно обращаться с ним. Все люди, работающие с атлетом, должны поддерживать контакт с тренером,  Для меня, в первую очередь, психология дает людям понять, кто они есть. Я предпочитаю, развивать  людей такими, какие они есть, чем стараться дотягивать их до какого-то идеала. Потому что для меня неуравновешенность – это жизнь, если ты уравновешен, то ты мертв.

Вы говорили, результат, который показывают наши спортсмены, не соответствуют уровню их мастерства. Что же мешает нам побеждать? И какая черта, напротив, поможет победить?

Мне кажется, в ментальности русских есть слишком большая гордость. Она проявляется в том, как вы представляете  Россию перед другими странами: «Мы делаем все это для своей страны». Это, безусловно, влияет на спортивную систему: с самого начала спорт позиционируется для атлета как работа. В Европе – это, прежде всего, удовольствие, а потом уже работа. Ощущение спорта как удовольствия может стать первым стимулом к занятиям в раннем возрасте и позитивным пунктом для России, в целом. Это такая хитрость. Поэтому очень важно не потерять «веселую» составляющую, чтобы люди помнили, что спорт - это игра.

Атлеты очень профессиональны и уважают то, что мы им говорим. Но они должны понимать, что это их игра, и они должны играть. Суть не в том, чтобы подчиняться тому, что говорит босс, а в том, чтобы самому быть ответственным за то, что ты делаешь: это и называется «личное развитие», личный путь. Посмотрите на Олимпийских Чемпионов:  они взрослые – это значит, они несут ответственность за то, что делают, а не только подчиняются командам.

 

ЦЕЛИ И ДОСТИЖЕНИЯ

                              =Возможно, письменный экзамен по английскому

                  станет дополнительным очком для попадания в российскую сборную= 

 

Следующие вопросы задают Вам юные слаломисты Петербурга:

Сколько раз  Вы  выигрывали?

Я - выигрывал?.. Мой лучший результат - 5ый на Чемпионате Мира в К1М.

Кто из участников нашей сборной может выиграть медаль на предстоящем Чемпионате Европы?

Я не скажу сейчас, у кого есть здесь перспективы, многие атлеты хороши. Я хочу увидеть, как они себя ведут, когда они делают что-то на сто процентов. Потому что пока на крупных чемпионатах я их не видел. На Чемпионатах Европы мы, конечно, стремимся к результату, но первоочередная цель – это наш прогресс.  Достижения нам нужны сейчас, чтобы обогатить свой опыт и усилить свой потенциал.

Наша главная цель - выиграть Олимпийскую медаль, особенно – золото. И мы скоро начнем.

Что Вы думаете о строительстве слаломного канала в Петербурге?

О, я думаю, это очень хорошая идея. Если будет подобный проект, я первый приду его поддержать и приложу  весь свой опыт, чтобы реализовать его в лучших условиях.

Вы поможете нам создать канал?

Да-да, конечно. Я думаю, России необходимо развивать инфраструктуру и не только Олимпийскую. Я имею в виду: если вы посмотрите на лучших гребцов, они не начинали на сумасшедшей воде. Они развивали свои навыки на небольшом течении, но в хороших условиях для тренировок. В России холодно, поэтому имеет смысл думать о крытом канале. Но, конечно, большой крытый канал – это достаточно дорого и, наверное, невозможно на данный момент.

 Вы чувствуете необходимость изучать русский язык?

О да, я чувствую, насколько мне повезло…. Я уже начал изучать русский. Но времени для полноценных занятий недостаточно: мы почти всегда на сборах, где я работаю, а домой прихожу уставшим, и сил на уроки уже не остается. Мне нужно какое-то время, но для того, чтобы оно появилось, я должен перестать работать. В любом случае,  я хожу на уроки русского, стараюсь заниматься регулярно.

Когда же у нас появится шанс поговорить с Вами на русском?

Думаю, через четыре года я буду говорить на русском... Я надеюсь.

Что ж, скажу об этом детям: через четыре года вы сможете поговорить с главным тренером нашей сборной.

Кстати, Вы спрашивали меня, какой совет я бы дал детям. Как я говорил, сейчас мы оцениваем у юношей только соревновательный уровень и  что мы можем изменить это, потребовать от них обладания еще некоторыми навыками. Например, способностью говорить на английском. Это очень важно, в том числе для спортсменов. Возможно, письменный экзамен по английскому станет дополнительным очком для попадания в российскую сборную.

О, я им передам.

Да, пожалуйста!

Спасибо,  успешных соревнований!

Спасибо Вам.