Каналы гребного слалома. На практике
О необычных каналах, о том, что у них внутри и как на собственном опыте ощущается сила их характера рассказывают Президент Санкт-Петербургской федерации гребного слалома Максим Мильков, Чемпионка России Марта Харитонова и семикратный победитель Первенств СССР, тренер Сергей Евдокимович Герций.
"У каждого канала есть свой характер", - говорит Александр Васильевич Иванов, старший тренер нашей сборной. Это правда, слаломный канал - не беговая дорожка. Вода - живая, пульсирующая субстанция, и к любому каналу нужно искать персональный подход. Твой успех в общении с ним зависит от того, насколько ты сам внимателен и податлив. А также - насколько осведомлен об условиях движения потока.
МАКСИМ МИЛЬКОВ, Президент Санкт-Петербургской федерации гребного слалома.
Максим, что чаще всего лежит на дне искусственных каналов? Помню препятствия, образованные плитами и автомобильными покрышками. Что еще бывает?
Покрышки я видел только в Праге, но сейчас их там нет. После реконструкции их заменили на разборные пластиковые блоки.
Troja Slalomový Kanál, Прага
В качестве препятствий может быть использовано все что угодно. Если речь о канале - "облагороженной" реке, - то это и камни, и бетон, и деревянные конструкции. На полностью искусственных каналах обычно: бетон, съемные пластмассовые блоки, габионы (металлические сетчатые мешки, набитые камнями).
Слаломный канал в Абу Даби
В Аугсбурге (Германия), например, бетонный канал. Фишка этого канала в том, что там за счет бетонного русла сглаженной формы вода не тормозится нигде, и струя не разбивается, а закручивается. Когда просто ставишь на пути струи стенку (все равно из чего) - такого не получится.
Яркий пример - Окуловка. Практически нет крутящих суводей*. Потому что вода бьется в гряды камней и "вязнет" в них. Часть протекает сквозь гряды, другая - тормозится и сваливается дальше, набирая скорость вновь.
В Праге не так?
Прага - классический прямой канал с препятствиями «ступеньками».
Troja Slalomový Kanál, Прага
Там есть крученые суводи, но в основном они создаются за счет мощности. Может быть сейчас, после реконструкции будет иначе.
Eiskanal в Аугсбурге, канал в городе Липтовский Микулаш (Словакия), а также так называемые "детские" - Новый Сонч (Польша) и Минск - эти каналы по сухому выглядят, как бобслейная трасса. Условно их можно назвать «турбулентными».
Слаломный канал, Liptovský Mikuláš, Словакия
А Прага, Краков и им подобные напоминают лестницу.
Слаломный канал в Кракове, Польша
Соответственно, в «турбулентных» каналах очень интересные, техничные суводи, бочки*. А в «лестничных» - ровные, протяженные валы* и бочки.
Бобслейная трасса - значит, гладкое русло?
Бобслейная - конечно. Боб же вниз катится, ни во что не утыкаясь. Ты же можешь протанцевать угол поворотом с остановкой и сменой линии движения на 90 градусов, а можешь протанцевать тот же угол по дуге без остановок. То же самое с водой. Такое движение образуется благодаря препятствиям подобранной выпукло-вогнутой формы. Есть и ступеньки, и камни, и выемки, и «гряды», только они «заглаженные».
Eiskanal. Аугсбург, Германия
Какой перепад воды должен быть, чтобы вода сохраняла необходимую скорость?
Упрощенно считается, что для тренировочного канала достаточно уклона 1-1.5% (1-1.5м падения на 100м длины). Соревновательный - около 2-3%. При этом уклон "выбирается" неравномерно по длине канала. Разгонный участок и финишный ~0.5-1%, основной, соответственно, до 4%. Но уже при 2% можно сделать очень приличный канал.
Кстати, скорость и структура воды зависят не только от перепада, но и от типа препятствий/русла. В «ступенчатом» суводь - это просто вода с меньшей скоростью (или стоячая). Потому что струя бьется в стенку, которая ее останавливает. А в «турбулентном» - вода втекает в суводь, и, не сильно теряя в скорости, протекает по суводи в обратном направлении, затем уходит дальше. Потому что стенки не останавливают воду, а меняют направление ее движения. Суводи поэтому сильно тянущие, как воронки.
на 13 ой секунде это отлично видно
«Турбулентный» канал дает конструктору запас по скорости воды, с помощью которого можно получить интересные структуры. И такие структуры получаются на века.
На территории России существуют «турбулентные» каналы?
Пока нет, но во времена СССР существовал - в Минске. Он и сейчас открыт для тренировок и соревнований. Очень интересный канал, он построен по мотивам Аугсбургского, с расходом воды всего 4-5м3. Его можно перепрыгнуть с разбега во многих местах, протяженность 500 метров. По уровню сложности препятствий он даст фору многим современным каналам. Это первый и единственный слаломный канал в СССР.
Слаломный канал в Минске
Какой расход в Аугсбурге?
В Аугсбурге средний: 10 - 12 м3/сек. Окуловка - комфортный режим: от 12 до 25, примерно.
Фотопроект Максима Милькова: Канал в Кракове с водой и без нее. В июне 2013 года на этом курсе будет проводиться Чемпионат Европы.
МАРТА ХАРИТОНОВА, финалистка Олимпийских Игр в Лондоне, действующая Чемпионка России в классе К1Ж.
Скажите, какая должна быть минимальная ширина канала?
Главное, чтобы лодка проходила поперек, и еще оставался задел. Единого стандарта для ширины канала нет. В Праге, например, канал достаточно узкий, в Лондоне – более комфортный, в Пекине неплохой. В Бразилии к следующей Олимпиаде будут строить новый канал. Но даже тот, что есть сейчас, очень подходит. В Аугсбурге канал узкий, а с плотины идет очень большой поток воды. Поэтому образуется сильная пульсация.
Это неудобно?
Привыкли, конечно. Самая пульсирующая вода, пожалуй, в Кракове и в Аугсбурге.
Поведение воды, вообще, зависит от формы русла?
Я думаю, что да - архитекторы это учитывают. Меняют препятствия так, чтобы вода не особо гуляла, контролируют.
Например, если после слива* сделать вправо и влево широкую «ванну» **, как в Лондоне, то вода растекается. И в суводи после слива становится мелковато - лодку сильно не притопить.*** К тому же, вода там пульсирует, это не очень удобно. Получается, что из спокойной воды в струю лодку нужно выталкивать, инерция теряется. И ощущение такое, будто в горку лезешь.
А если канал прямой, как в Праге, то там и в струе, и в суводи относительно одинаковая глубина. Или в Аугсбурге - узко, поэтому перепадов нет. Там проще.
Стандартные формы русла существуют?
Нет, как хочешь, так и лепи канал. Более бюджетный вариант: когда русло расположено по кругу. Такие каналы занимают меньшие площади, нужно строить меньше трибун, гонщик хорошо виден в любой момент движения со всех точек. И для телекамер удобно. А если русло извивается, сколько камер нужно - для каждого поворота!
В Аугсбурге, например, канал змеевидной формы. Там всю дистанцию с одного места не просмотришь, приходится бежать. Плюс рекламой завешивают. А в Лондоне от старта до финиша все видно. Поэтому соревнования получаются более зрелищные.
Lee Valley White Water Centre, Лондон
Самый необычный канал, на Ваш взгляд?..
...находится в Афинах, он очень интересно построен. Турбины качают воду наверх из озера, заливают ее в чашу, на которой расположен мост. Начальная часть дистанции находится как раз на этом мосту. А финиш - почти под ним. Получается такая петелька - финиш почти под стартом, а после финиша русло канала уходит дальше под мост. Этот канал уникален также тем, что в нем используется соленая вода вместо пресной. Сама конструкция очень красивая, величественная. Греки до сих пор не знают, как содержать такую громадину.
Heleniko White Water Stadium, Афины
А канал, где Вам не особенно удобно тренироваться?
В Лейпциге мне не очень нравится. Препятствия так расположены, что тяжело выходить из суводей. Хотя я там мало тренировалась, может, просто, не привыкла. В Кракове вода очень пульсирует: либо приходится чрезмерно гнать, либо каждое препятствие аккуратно выписывать, а на это времени нет. О пульсации лучше спросите у моего тренера, Сергея Евдокимовича. Он сам участвовал в строительстве каналов, может много интересного рассказать.
Спасибо, обязательно спросим. Я знаю, что многие спортсмены и туристы, живущие на северо-западе, тренируются на бурной воде в Лосево****. Большая разница в ощущениях между широким Лосевским руслом и искусственным каналом?
Если Молменти (Daniele Molmenti, Италия – Олимпийский Чемпион, К1М) приедет на соревнования в Лосево, то Чигидин (известный питерский каякер и производитель лодок) у него выиграет. Мы привыкли к большой воде, мы ее чувствуем. Это очень важно, к какой воде ты привык.
Лосевская протока, Ленинградская область
Daniele Molmenti Александр Чигидин
Рассказ семикратного победителя Первенств СССР, тренера Сергея Евдокимовича Герция читайте в третьей части поста о каналах.
Слаломные каналы на карте Европы, с фотографиями: http://www.skhubertus.com/mapy_slalom.htm
*значение слов «суводь», «бочка», «вал» и «слив» узнайте в предыдущей статье
** "Ванной" условно называют расширенное место в канале, которому, как правило, предшествует слив. За счет расширения в "ванне" образуются большие суводи с противотоком.
*** Корму «притапливают» для того, чтобы приподнять нос лодки. Так она легче и быстрее вращается. Подобный маневр особенно важен при взятии ворот обратного хода. В суводи после слива обратные ворота можно встретить достаточно часто.
****Лосевский порог – ближайший к Санкт-Петербургу участок бурной воды с препятствиями 2-3 (в зависимости от уровня воды) категории сложности. Ширина русла: ~70-75 м, длина : ~900м, расход воды: 300-600 м3/сек, скорость течения: 6-9 м/сек Подробнее о Лосевском пороге: http://www.kiviniemi.ru/baserafting/o_losevo