15 мин.

Наталья Антюх: «В какой-то момент я поняла, что не готова закончить со спортом»

«Радио Зенит» продолжает цикл встреч с героями нашего спорта. На этот раз у нас в гостях побывала олимпийская чемпионка Лондона и призер Олимпиады в Афинах, многократная чемпионка Европы и мира Наталья Антюх. В студию Наталья пришла вместе с другом, чихуахуа по имени Ричи, и они вдвоем мгновенно завоевали сердца всей редакции. Олимпийская чемпионка рассказала ведущим Элле Веселковой и Алле Володиной, приходят ли на дорожке какие-то мысли, как делать первые шаги в спорте и откуда берется мотивация. Ричи тоже было интересно послушать.

Наталья Антюх

Алла Володина: Каково это – чувствовать себя олимпийской чемпионкой?

Наталья Антюх: Мне кажется, я еще до конца этого не осознала. Я не люблю повышенного внимания к себе, а на данный момент его очень много. Честно говоря, сейчас мне хочется куда-то спрятаться, побыть наедине с собой. Думаю, должно пройти некоторое время, и тогда придет осознание произошедшего.

Элла Веселкова: У вас достаточно плотный соревновательный график. Как часто получается отдохнуть от суеты?

Н.А.: Конечно, передышки бывают. Но за время соревнований накапливается столько дел бытового характера, что сначала приходится разбираться с ними. Когда решаю все проблемы, позволяю себе настоящий отдых: отключаю все телефоны, сижу дома, на улицу выхожу только для того, чтобы погулять с собакой. Если бы не это, вообще за порог не выходила бы.

Э.В.: Когда ехали на Олимпиаду, на вас давили ожидания? Или вы отключаетесь от этого информационного поля, стараетесь быть в стороне?

Н.А.: Конечно, я пытаюсь отключаться от этого. Стараюсь всю лишнюю информацию пропускать мимо себя. Но в этом году было очень тяжело психологически. Я понимала, что еду в Лондон лидером мирового сезона, и из-за этого я сама себя сильно накручивала. Боялась проиграть самой себе, не показать все, на что способна.

Э.В.: Выходя на дорожку, в глубине души вы ставите перед собой только самые высокие цели?

Н.А.: Выхожу с мыслями о том, что нужно пробежать достойно. Получится выиграть или нет – не самое важное. Главное – показать себя. Стараюсь не думать о медалях или каких-то материальных ценностях: если все получится, остальное приложится. Не загадываю, на какой результат смогу пробежать, какие покажу секунды.  

– (вопрос слушателя) Вы планируете проводить встречи в школах? Для ребят это очень важно и интересно!

Н.А.: Я уже была в одной школе. Ездила к бабушке в Тульскую область и меня пригласили в  сельскую школу, в которой учатся всего 25 человек. Там нет никакого стадиона, только поле, но мы с ними пробежали эстафету. Так что можно сказать, начало я уже положила!

Э.В.: Для детей, наверное, это был просто праздник! Или они уже привыкли к вам?

Н.А.: Нет, на самом деле они даже не знали. Дом моей бабушки недалеко от школы, через овраг. Получилось так, что в школу пришли люди из руководства и сказали: вы даже не знаете, кто у вас в деревне живет! Они прибежали к бабушке, стали спрашивать, когда приедет Наташа.

Э.В.: Откуда берется мотивация? Что вас мотивирует сейчас?

Н.А.: Наверное, это все-таки черта характера. В детстве мама всегда говорила, что я очень упертая. Это касалось любого вида деятельности. Если меня наказывали, готова была сколько угодно долго стоять в углу, но не просила прощения. Извинялась только тогда, когда знала, что виновата. Бывает, что родители ошибаются – например, младший брат что-нибудь натворит, а меня за это накажут. В таких случаях я стояла в углу до последнего. Мама говорила: неужели тебе сложно всего лишь сказать «простите»? Нет, я так не могла.

– (вопрос слушателя) Моей дочери 12 лет. Она занимается бегом с барьерами. Скажите, где у нас хорошо готовят детей именно в этой дисциплине?

Н.А.: Нет нужды с детства воспитывать именно бегунью с барьерами. Ребенок должен развиваться полноценно: и бегать, и прыгать, делать все подряд. У меня была многоборная подготовка: я прыгала и в высоту, и в длину, толкала ядро, бегала различные дистанции. Специализацию выбрать можно позже, ни к чему с детства мучить вашу дочь одними барьерами – через несколько лет она их возненавидит. Мне тренер предложил бег с барьерами только в 18 лет. Самое главное – найти хорошего тренера, который сможет увидеть в ребенке его сильные качества.

А.В.: Как мотивировать современных детей бросить свой компьютер и пойти заниматься спортом?

Н.А.: Эта проблема меня действительно беспокоит, но ответа, к сожалению, у меня нет.  В легкую атлетику приходит мало детей. По каким-то причинам им это неинтересно. Есть, конечно, дети, которые приходят в этот вид спорта уже будучи фанатами, как я – придя в легкую атлетику в восемь лет, я уже была фанаткой, знала всех великих спортсменов. Такие дети есть, я знаю пару таких – но не больше. Их очень мало. 

А.В.: Наталья, все мы помним момент, когда вы хотели завершить карьеру. Как вы нашли в себе силы вернуться в спорт? И еще один вопрос: как вы настраиваетесь перед соревнованиями? Как боретесь со стрессом, с нервами?

Н.А.: В том, что касается борьбы с эмоциями, переживаниями, никаких правил нет. Я просто пытаюсь сконцентрироваться. На разминке есть только я и тренер. Я иду разминаться подальше от других людей, чтобы вокруг меня никого не было. В этот момент мне нужно свое пространство, чтобы никто не мешал. Обычно я настолько концентрируюсь, что если посторонний человек попытается спросить что-то, я его просто не услышу. Полностью ухожу в себя, – по-другому мне никак.

А.В.: Перед соревнованиями в  Пекине был период, когда вы хотели завершить карьеру. Почему?

Н.А.: У меня были  проблемы со здоровьем, и поднимался вопрос, стоит ли вообще дальше бегать. Все-таки здоровье ни на что не купишь. Но в какой-то момент я поняла, что не готова закончить заниматься спортом. Вокруг ходили разговоры, что у меня больше нет перспектив, нет будущего в спорте. Эти слова настолько меня задели, что я решила: нет, не дождетесь! Я вам еще покажу!

А.В.: А сейчас какие цели у олимпийской чемпионки? Не планируете добегать до следующей Олимпиады?

Н.А.: Нет, категорически.

А.В.: Но еще соревноваться будете?

Н.А.: Наверное. Я планировала уйти из спорта после этой Олимпиады. Но моя тренер сказала: «Наташа, ну как же, в следующем году чемпионат мира в Москве! У тебя же было две цели – ты мечтала стать олимпийской чемпионкой и побить мировой рекорд. Первая цель достигнута, осталась вторая. Может быть, попробуем?» И я согласилась – пробуем, еще следующий год.

Э.В.: Отвечая на вопрос слушателя, где заниматься его ребенку, вы сделали акцент на том, что важно найти даже не хорошую школу, а правильного тренера. То есть, по-вашему, важнее всего правильно выбрать именно человека, с которым возникнет взаимопонимание, взаимосвязь?

Н.А.: Да, это так! Я очень благодарна своим детским тренерам, Вадиму Платоновичу Пинчуку и Маргарите Юрьевне Михайловой, которые меня нашли и занимались со мной до 18 лет. Именно они заложили мое здоровье, все необходимые навыки, а главное, желание заниматься спортом. Я им благодарна и безумно их люблю. Когда они позвонили мне после Олимпиады с поздравлениями, я сказала, что это и их победа тоже, потому что тренер – это начальное звено, одно из самых главных в цепочке. Вообще я думаю, что моя победа – заслуга всех людей, которые работали со мной и помогали на протяжении всей спортивной карьеры.

А.В.: Давайте вернемся к лондонской Олимпиаде. Как вы оцените организацию?

Н.А.: Моя первая Олимпиада была в Афинах, и если сравнить Афины и Лондон, то мне в Греции было комфортнее и как-то больше по нраву. Может, оттого, что эта Олимпиада была для меня первой, мне было 23 года, и до этого я особенно никуда не выезжала. Кроме того, когда я ехала в Афины, у меня не было конкретных целей и задач, я была рада, что просто попала в финал. А в Лондон я ехала уже за медалью. Какого достоинства – я не загадывала, но медаль должна была быть. Все мои мысли были о победе, я постоянно была занята: на разминке, на дорожке, на соревнованиях, потом небольшой перерыв в полтора дня, и снова эстафета. Поэтому организацию я оценить не могу. Но девочки, которые были на Олимпиаде 2008 года, говорили, что в Пекине был настоящий праздник, там жизнь кипела. А в Лондоне – просто соревнования.    

А.В.: Наталья, когда вы бежите на соревнованиях – о чем-то думаете?

Н.А.: Мыслей вообще никаких нет. Они заканчиваются в тот момент, когда становишься в колодки и слышишь «на старт!» После этого ты должен замереть, сконцентрироваться полностью. Потом только на финише появляется мысль – все, финиш, до конца добежать надо.

Э.В.: То есть вы на время превращаетесь в сверхчеловека, Женщину-кошку. Это очень интересно – раз, и мысли отключились. И вне времени, вне пространства, только бег. И уже финиш.

Н.А.: Да, я стараюсь полностью абстрагироваться от всего, выходя на стадион. Столько народу, трибуны ревут, но я не слышу их. Наверное, за свой десятилетний стаж я научилась управлять своими эмоциями. Мне один человек как-то сказал: представь, что ты лошадка, и у тебя шоры на глазах. Действительно, это помогает: есть ты, и есть дорожка. Все остальное, что вокруг происходит, тебя не касается.

А.В.: Наталья, говорят, вы в детстве играли на баяне. Не хотите снова взять в руки этот инструмент?

Н.А.: Такое желание у меня действительно было, только очень давно. После этого как-то не сложилось.

А.В.: А вообще музыку любите?

Н.А.: Не могу сказать, что я ее люблю или не люблю – очень спокойно отношусь. Музыка у меня играет либо в машине, либо когда я бегаю кроссы.

– (вопрос слушателя) Следили ли вы за другими спортсменами на Олимпиаде? Если бы вы были обыкновенным зрителем, какие соревнования в Лондоне вы бы посетили?

Н.А.: Если честно, совсем не было времени на то, чтобы следить за другими спортсменами. Просто физически не могла этого делать. А посмотреть мне многое хотелось бы. Например, понаблюдать за женской волейбольной сборной или соревнованиями по плаванию, но, к сожалению, времени на это совсем не было.

Э.В.: Хватает ли у олимпийской чемпионки Натальи Антюх времени на чисто женские развлечения – шоппинг, например, или в клуб сходить?

Н.А.: Ну, на шоппинг времени всегда хватает!

Э.В.: Кстати, это заметно по вашему внешнему виду: модная девушка, в тренде, с собачкой. Кстати, заметно, что собачка – не просто дань моде, а действительно ваш любимец, близкое существо. Почему именно чихуахуа?

Н.А.: Даже не знаю. Получилось так, что к кошкам я равнодушна. Ну то есть, если это чья-то чужая кошка, то я могу ее погладить, поиграть, а вот у себя… Наверное, я все-таки собачница, у моих родителей тоже всегда были собаки. И я хотела маленькую собачку, чтобы можно было этого дружка с собой на сборы возить. Приходишь с тренировки уставшая, а тут этот зверь к тебе подбегает, хвостиком виляет, облизывает. И сразу на душе как-то теплее и спокойнее. Наверное, я завела эту собаку еще и из-за своего эгоизма. Чтобы меня кто-то всегда радовал и веселил.

Наталья Антюх

Э.В.: Вы упоминали, что пристальное внимание к вашей персоне доставляет вам дискомфорт. Тем не менее, мне кажется, что вам, спортсменке, которой по праву может гордиться вся страна, и такой красивой девушке – самое место на обложках модных журналов. Вам самой хотелось бы попробовать нечто подобное? И вообще, важно это для женщины?

Н.А.: Вы знаете, у меня никогда такого желания не было. Я целых пять лет уже собираюсь пойти и сделать просто хорошее портфолио из красивых фотографий. А мне все никак не дойти.

А.В.: Наталья, а вам важно, как вы выглядите на стадионе, когда бежите?

Н.А.: Думаю, да. Помимо физической формы, нужно еще и следить за своим внешним видом. Там повсюду камеры, и выходить с непонятно какой головой и ненакрашенной – это не для меня.

Э.В.: Вы используете обычную косметику или какую-то специальную, для спортсменов?

Н.А.: Нет, самую обыкновенную.

Э.В.: Возвращаясь к спорту: у вас есть награды как в командных соревнованиях, так и в индивидуальных. Для вас это разные вещи?

Н.А.: Конечно, разные. В личном виде программы ты несешь ответственность исключительно перед собой. А эстафета – это команда. Ты не имеешь права подвести других, и нужно прыгать выше головы. В психологическом плане это очень тяжело.

Э.В.: А что вы чувствуете, когда приходится с теми же девочками состязаться в личном зачете? Они для вас остаются партнерами по команде, или здесь уже каждый сам за себя?

Н.А.: Нет, на дорожке мы все – соперники. В обычной жизни мы можем быть друзьями, но только не на дорожке.

Э.В.: Сейчас Наталья Антюх наверняка станет для многих маленьких спортсменов примером для подражания. А были ли у вас кумиры в детстве?

Н.А.: Я никогда никому не подражала, считала это глупым и ненужным занятием. Но все же у меня был кумир – Ирина Привалова. В детстве я знала обо всех спортсменов. Мы тренировались вечером на Зимнем стадионе, а утром там же занимались взрослые спортсмены. И вот как-то в каникулы тренер говорит нам, что следующая тренировка переносится на утро. И когда я пришла на стадион, то увидела Родиона Гатауллина, Татьяну Решетникову. Всю ту тренировку я проходила с открытым ртом: ничего себе, вот, я на стадионе, утром, и такие люди здесь занимаются. Я действительно знала многих спортсменов и всегда ими восхищалась.

Наталья Антюх

Э.В.: А за какими-то мировыми знаменитостями наблюдали?

Н.А.: Мне навсегда запомнился потрясающий бег Майкла Джонсона на 400 метров. Это ни с чем не сравнится.

Э.В.: В одном из интервью вы сказали, что он технически неправильно бежал.

Н.А.: Не то чтобы это я сказала, это общеизвестный факт. Дело в том, что Джонсон действительно бежал своеобразно, отклонив плечи назад. Это немного неправильно по моторике, и многие говорили, что таким образом быстро бегать невозможно. Но он бегал, и делал это красиво. То, что он делал – нечто сверхъестественное.

А.В.: А к Усэйну Болту как относитесь?

Н.А.: Ничего не могу сказать. Он герой, я не спорю. Однако такого восхищения, таких эмоций, как по отношению к Джонсону, я к Болту не испытываю.

А.В.: Вы выступаете за два региона: Петербург и Москву. Где вам комфортнее?

Н.А.: В Петербурге. Сколько бы я ни находилась в Москве, жить там я никогда не смогу: сумасшедший ритм, суета. В Петербурге атмосфера другая, здесь я отдыхаю.

Э.В.: То есть – здесь жить, а там работать?

Н.А.: Лучше и жить, и работать в Петербурге, и к Москве никакого отношения не иметь.  В Петербурге есть и развлечения, и работа. Гнаться за ними в другой город – я считаю, это глупо.  Никогда не понимала стремления петербуржцев переехать в Москву. Кстати, у меня есть подруга, коренная москвичка, которой настолько комфортно в Петербурге, что она даже подумывает сюда переехать – хотя вся семья у нее в Москве.

Э.В.: Вы любите путешествовать? Есть ли у вас какие-то любимые места?

Н.А.: Один из самых моих любимых городов – Париж. Там я получаю какую-то необъяснимую энергию. Мне там хорошо. Кроме того, люблю маленькие города Японии. Ездила в эту страну на чемпионат мира и заодно навестила подругу, которая живет в Токио. Благодаря ей я увидела не только стадион и гостиницу, но и городские достопримечательности и пригороды. Поняла, чем живет страна. Собираюсь еще раз съездить, потому что стала безумно интересна их культура, я влюбилась в эту страну.

А.В.: После Олимпиады 2004 года в Афинах, на которой вы завоевали серебро, разгорелся допинговый скандал вокруг американских спортсменок, которых могут теперь лишить золотых медалей. Вы следите за развитием событий? И если вы в связи с этим получите золото, насколько ценна будет для вас эта медаль?

Н.А.: Для меня ценно серебро, которое было добыто на дорожке, в борьбе. Что там происходит дальше, какие там разгораются политические игры – меня не интересует. Многие могут оказаться в такой ситуации, как эти спортсменки. Так что если присудят золото – пусть, не присудят – так не присудят. Для себя я считаю, что мы все-таки серебряные призеры. Для меня важна победа на дорожке, а не такими путями.

Э.В.: Я опять с вопросом не о спорте. Скажите, вы хорошая хозяйка? Любите готовить?

Н.А.: Когда есть время, или, например, приезжают в гости брат с девушкой, приходят друзья – конечно, я стараюсь что-нибудь приготовить. Обычно по простым рецептам из Интернета. Иногда хочется самой придумать какое-нибудь необычное блюдо, только чаще всего на это не хватает времени.

Э.В.: Вы удивитесь, но сейчас есть такие девушки, которые в принципе ничего не могут приготовить, даже картошку не почистят.

Н.А.: Я знаю, у меня тоже есть такие знакомые девочки. Для меня это дико.

А.В.: Как вы относитесь к Интернету? Присутствуете ли в социальных сетях, пользуетесь модными гаджетами?

Н.А.: В социальных сетях я присутствую, но думаю, что в скором времени я там буду отсутствовать. Там пишут в том числе неадекватные люди, это очень угнетает и обижает. В связи с этим, думаю, скоро буду от страниц избавляться. Вообще я не болею компьютером, могу спокойно жить без Интернета. Нет необходимости что-то постоянно читать, изучать, с друзьями и близкими можно связываться другими способами.

Э.В.: А читать вы любите?

Н.А.: Честно говоря, не помню, какую последнюю книгу прочитала.  Желания читать возникает, стараюсь между тренировками просто отдыхать.

А.В.: А в кино у вас есть предпочтения?

Н.А.: Особенных предпочтений нет, выбираю фильмы по настроению.  Захожу в интернет, скачиваю показавшийся интересным фильм, смотрю и сразу забываю. Хотя в то же время люблю фильмы, над которыми нужно подумать: психологические, с подтекстом.  Периодически бываю с друзьями в кинотеатрах.

– (вопрос слушателя): Каков ваш секрет успеха?

Н.А.: Секрета как такового нет, все это совершенно не секретно. Если человек ставит перед собой цель, то он должен идти к ней, не сворачивая, и сделать все, чтобы ее достичь. Не ждать, что тебе свалится с неба манна небесная и все само собой получится – нет, так не бывает. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

А.В.: Кем видит себя Наталья Антюх по завершении карьеры?

Н.А.: Много раз задавалась этим вопросом, но даже самой себе пока не могу на него ответить. Конкретных планов пока нет. 

Наталья Антюх