16 мин.

Георгий Жбанов: «Если ЦСКА не будет ошибаться – мы их заставим»

В преддверии старта финальной серии Единой Лиги ВТБ в программу «Высокие» на «Радио «Зенит» пришёл защитник сине-бело-голубых Георгий Жбанов. Обсудили семь матчей с «Локомотивом-Кубанью», подготовку к ЦСКА, тлетворное влияние Стефа Карри на российский баскетбол и дипломатические навыки Андрея Воронцевича

О полуфинальной серии

— Как настроение после победы над «Локомотивом-Кубанью»? У болельщиков, как мне кажется, седьмые матчи перевариваются очень долго. Как для вас, для игрока?

— Настроение отличное, рады, что вышли победителями из той долгой серии. Переваривать-то некогда. Седьмая игра уже в прошлом. Забыли о ней и готовимся к ЦСКА. Первые сутки, да, мы были очень счастливы, нам дали выходной, спокойно побыли со своими семьями, отдохнули, перезагрузились и уже на следующий день пришли с мыслями только о ЦСКА.

— Кажется, что семь матчей - это лучшее, что есть в баскетболе, а как для вас, профессионального игрока? Все равно это давление и момент, когда любой эпизод может закончить твой сезон.

— Если выбирать, закончить 4:0 как ЦСКА с УНИКСом или как мы - рубиться семь матчей, я бы выбрал второе. Здесь есть проигрыши, которые сплачивают коллектив, дают возможность посмотреть на свои слабые стороны, подкорректировать их. И лучше играть, чем тренироваться, как мы говорим в команде.

— «Зенит» стало более сплочённым, на ваш взгляд?

— Да, намного. Было пару поражений, когда в раздевалке было очень горячо после этих игр, все ругались. Высказывали друг другу всё, что они думают. И я считаю, это помогло.

— В этой серии этих эмоций было много. Давайте про седьмую встречу поговорим. Отличный старт от «Зенита», где-то 6 очков за 2 минуты набрали. Однако потом - 16 баллов на обе команды за 7 минут. Это давление результата, старались играть аккуратнее?

— Обе команды были прижаты к стенке, уже отступать было некуда, конечно, я думаю, нервы были у тех и у других, но не знаю, почему многие СМИ говорили перед этой седьмой игрой, что моральное преимущество у «Локомотива». Сколько они промазали штрафных подряд, это тоже нервы, волнение. В этой игре я хочу отметить Андрея Воронцевича и Алексея Шведа. Старая гвардия зарешала. Сколько у них уже было седьмых матчей, и они абсолютно не дрогнули. В решающий момент пришли нам на помощь.

— Кажется, Андрей Воронцевич в седьмых матчах ни разу не проигрывал.

— Ну, Андрей Воронцевич за ЦСКА играл столько лет.

— Он, в принципе, мало проигрывал.

— Да-да.

— В вашей карьере, это третий решающий матч. В прошлом сезоне против «Уралмаша» в первом раунде, это была пятая игра. До этого еще за УНИКС и в седьмом матче вы победили «Зенит». Как ощущения? Кажется, что вы с каждым разом все больше и больше играете.

— Особенная игра, конечно, хочется завоевать еще один трофей. Опыта прибавляется, возраст прибавляется, и роль на площадке. И хочу сказать, что перед седьмым матчем, да, было волнение, но, когда вышел на площадку, ощущалось так, как будто это обычная регулярная игра. Пытался не думать о том, что это какая-то седьмая встреча, что может все закончиться из-за какой-то ошибки или ещё как-то. Поэтому играл, как всегда.

— Первая половина завершилась трехочковым Дуэйна Бэйкона. После большого перерыва «Зенит» уже спокойно наращивал преимущество. Как считаете, у «Локо» закончились силы?

— У нас скамейка длиннее просто, и семиматчевая серия больше нам на руку была. У них легионеры бегали по 30+ минут, россияне почти все сидели в важных моментах, а у нас Чави Паскуаль давал ротацию полностью - всей команде, кроме, может, молодого Егора Рыжова. Бензина у нас точно было больше, и считаю, что из-за того мы перебегали их.

— Был какой-то конкретный эпизод, когда вы поняли, что проходите дальше, это победа?

— Когда +15 было за минуту до конца, уже понятно, что мы выиграли, что должно произойти только какое-то чудо для победы «Локомотива». Ну и этот блокшот Винса Хантера, который был как последний гвоздь в крышку гроба.

— По ходу этой серии было видно, что разный уровень контакта судьи ставят, где-то можно пожестче сыграть, где-то наоборот меньшее позволялось. Вам сколько времени требуется на то, чтобы перестроиться, понять, в какой баскетбол сегодня позволяет играть судьи?

— Ну вообще, хотелось бы, чтобы они определили какой-то один уровень контакта и держали его всю серию, чтобы не было такого, что выходишь в отдельно взятой встрече, начинаешь играть так же, как в прошлой, а за это тебе уже три фола дают. Это очень некомфортно, но что уж, играем как играем, у всех одни правила, одни судьи на площадке, поэтому привыкать надо.

— Другая важная тема, которая, в каждой серии «Локомотива» поднимается - это логистика, переезды. Как вам долгая дорога до Краснодара?

— В первую очередь, хочется сказать спасибо хоккейному клубу СКА, который предоставили нам матрасы, благодаря которым мы могли спать всю дорогу: в самолетах и автобусах. А так, это сериалы, фильмы и карты с друзьями, поэтому время проводим весело.

— Вы сказали, что были матчи, после которых атмосфера в раздевалке была накаленной. Наверное, это касается четвертого матча, где вели почти все время, в концовке упустили, зашли в овертайм, где уступили.

— Да, очень обидное поражение. Наша абсолютно игра, которую мы должны были забирать. И после этого высказали друг другу всё, что думаем. Но это помогло. Потом перешли на более спокойный тон. Под горячим душем уже обсудили спокойнее. Пожали друг другу руки и поехали дальше.

— Насколько часто вот такие эмоциональные встряски между партнерами бывают?

— Обычно это после игр, которые отдаем сами. Мы все мужчины, все профессионалы, у всех разные характеры. Кто-то загорается, кто-то подхватывает, кто-то успокаивает. Андрей Воронцевич всегда выступает в роли главного судьи: Кот Леопольд, давайте жить дружно. И без этого никуда, и настоящая мужская дружба даже без этого невозможна. Потому что в таких моментах, когда все вспыхнули, говорится правда в глаза, и вот после этого есть о чем подумать.

— Многие отмечали, что у «Локомотива» быстрый темп, его нужно как-то ломать, и в четырех матчах победных как раз-таки удавалось навязать свой ритм. За счет чего?

— Пока соперник не в бонусе, мы останавливали фолом, и «Локомотив» начинал свою атаку уже более спокойно. А если нет, то пытались этих быстрых ребят, Патрика Миллера и Маккола, останавливать вдвоем. И вот так тормозили. Но самое главное - это подбор. Когда мы выигрывали подбор, мы выигрывали игру. Во всех трёх матчах, где мы уступили, мы проиграли полностью щит.

— Я задам наивный болельщицкий вопрос: а как его выигрывать, Георгий?

— Безусловно, это доля удачи, она всё равно присутствует: куда отскочит мяч, где уже есть игрок, а где нет. Надо просто пахать, бороться, биться под щитом большим ребятам, а нам, маленьким – подбегать, где-то, помогать. Может, где-то ущипнуть со спины. Было такое, что мяч прямо им в руки приземлялся, и опять защита — это изматывает. Было так, что я забирал, а там уже игроки «Локомотива» подбивали и мяч вылетал в аут. Завязывали нам руки немного на подборе.

О подготовке к ЦСКА

— Мы все наблюдали длинный регулярный сезон, четыре матча с армейцами. Что-то новое вообще о сопернике можно узнать?

— Конечно нельзя, мы узнаем это на площадке, а так у нас было три дня, вполне достаточно, чтобы подготовиться к ЦСКА, посмотрели все игры, которые были в регулярке, учли все ошибки и будем готовы на полную.

— Игра ЦСКА в регулярке и игра ЦСКА в плей-офф сильно различаются? Я помню после одного из матчей между «Зенитом» и армейцами, Андреас Пистиолис сказал, что мы таких глупых ошибок совершать в плей-офф не будем.

— Давайте будем честны, у ЦСКА был оппонент, который лишился основного четвертого номера, и у них был номинальный один Лопатин, Это, конечно, сыграло на руку армейцам. А ошибки… Если они не будут их допускать – мы их заставим.

— Потому что, как известно, они вас боятся? Это ваши слова после одного из матчей, как раз в преддверии встречи с ЦСКА

— Да, сто процентов.

— Баланс встреч в пользу «Зенита»: три победы, одно поражение. Вы уже упомянули даже до обсуждения финальной серии, про титул не в ЦСКА. Это главный оппонент для любой команды в Единой Лиге ВТБ?

— 100% это самый главный наш оппонент, и вот возвращаясь к прошлому вопросу, игра в регулярке с ЦСКА - это тот же плей-офф, у нас такой же настрой, это, как говорят, уже классика российского баскетбола. Будет пристальное внимание к этой серии, вся Россия, я думаю, будет смотреть. У нас настрой боевой, ждем с нетерпением.

— Три встречи в этом сезоне, лично на мой взгляд, «Зениту» удавалось забрать за счет командной защиты, коммуникации. В защите удавалось закрывать Аврамовича, вы с ним персонально играли. Будет такая же цель на финал?

— Всё увидите на паркете. Но заготовочки есть

О сезоне 24-25

— В нынешнем сезоне вы для многих болельщиков раскрылись совсем иначе. Роскошные трехочковые победные броски против «Нижнего», против «Локомотива». Я обратил внимание, что сравнивая с прошлым сезоном вы бросаете в три раза больше. Как это происходит внутри команды? Чави Пускуаль перед сезоном сказал: теперь будете бросать чаще? Или как?

— Начнем с прошлого сезона. Он для меня был неудачный в плане травм. Я полсезона провел в лазарете, то одна травма, то другая. Причем серьезные - надрыв ахилла, приводящей мышцы. Потом летом понял, что надо менять подготовку. Полностью обновил тренерский штаб на лето. Отпахал в зале, пожертвовал встречей с родными, не съездил домой, не увидел родителей, просто закрылся в зале и пахал каждый день. Потом на предсезонку приехал, показал, что могу, и спортивный директор Манос Пападопулос подошёл и сказал: «Ты нам всё доказал, можешь бросать». Ну и Чави тоже, естественно, своим доверием придает мне уверенности. Без его доверия вся эта работа ушла бы в мусорку. Конечно, я прокачаю трёхочковый бросок еще больше. Да, еще и в NBA поеду. Проведу такую сильную работу летом и постараюсь в следующем году быть лучше, чем в этом.

— Вы в подкасте с Иваном Лазаревым подкалывали Влада Емченко, который завёл телеграм-канал после того, как забил победную треху. После «Пари НН» не было такой шальной мысли тоже завести телеграм-канал?

— Нет, слишком много блогеров у нас завелось в российском баскетболе, я предпочту быть профессиональным спортсменом.

— Опишите чувство, с которым забивали победные сначала «Локомотиву», потом Нижнему Новгороду. Никто не держит на дуге, оставляют открытым, вы бросаете, попадаете, ну и показываете жест уже всем известный. Что внутри у вас было?

— Против «Локо» мяч летел, по моим расчетам, очень долго. У меня мир замер, когда выбросил. Когда он залетел, всё внутри перевернулось. Хотелось просто разорвать на себе майку и орать от счастья. А в Нижнем рабочая ситуация была. Там всё-таки после показа, удар в пол, бросок. Я же играл в Нижнем, а главный тренер – Сергей Козин - был помощником, когда я там выступал. Очень хотелось показать ему, что я не зря ушел в «Зенит». Подготовленный, нормальный бросок, и там я сразу понял, что залетит. А против «Локо» суета была, я выпустил немножко криво. И до конца не знал, как летит - нормально или нет. Смотрю, чуть вправо. Думаю, чёрт, похоже нет. А он от щита заваливается.

— В раздевалке после таких моментов, когда в команде находятся такие снайперы, как Алексей Швед, Дуэйн Бэйкон, которые могут зарешать... Что происходит, они не начинают говорить: Жора, надо было мне пас сдавать? Или наоборот начинают хвалить?

— Нет, Лёха же сам мне отдал, поэтому нет. Он всегда поддерживает и только рад за меня, что у меня такой прогресс. Мы с ним много разговариваем об этом, он говорит, куда мне надо встать, когда он обыгрывает в одну сторону, в другую, мы с ним это всё обговариваем, поэтому это точно не случайности.

— А Сергей Карасёв вроде бы говорил, что нет, финальная комбинация была не такая.

— Нет, конечно, не такая.Так там же не было времени для таймаута, то есть сразу был промах со штрафной линии, мы побежали, там уже будь что будет.

— Сейчас как будто бы со временем соперники даже стали больше акцент на вас делать на трехочковые. Раньше как-то могли оставлять одного открытым, сейчас уже хотя бы стягиваются и руку выставляют на броске.

— Да, я вот первый блокшот на трехочковом получил в полуфинале. Я в шоке был. Думаю что, теперь так выпрыгивают против меня? Надо сейчас поработать, поменять что-то.

— У «Зенита» была рекордная серия из 25 побед. Сергей Карасёв после одной из игр еще в регулярке говорил, что немного поддавливает, что вот такая серия, хочется ее продлевать, все ждут победы. Как для вас?

— Нет, я после каждой победы уже забывал, что она была, и готовился к матчу, как ни в чем не бывало.

— У нас в эфире Максим Шарифьянов, баскетбольный агент, говорил,что, это болельщицкое восприятие – смотреть на победную серию. Баскетболист сразу после игры забывает об этом, равно как и о регулярке, когда наступает плей-офф.

— Да-да, 100% все с чистого листа, плей-офф, это уже другая история, другой сезон, грубо говоря.

— Ещё о трёхочковом броске. Говорили, что ожидание, контакт со стороны соперников увеличились. А вот увеличилось ли ожидания команды, тренерского штаба? Может, они сейчас уже говорят: давай, Георгий, надо как минимум несколько раз в матч попасть, а не несколько раз за сезон?

— Конечно, нет. Вот у меня было два решающих броска, и был момент, когда меня можно было выпустить на концовку, но тренер меня убирал. Поэтому я всегда говорил, вы меня убираете - вы проиграете. Это было в одной из игр на выезде с Краснодаром. Если честно, немножко расстраиваюсь, потому что я вроде уже показал, доказал, и заслужил какой-то еще один шанс. Жду его, и надеюсь, что тренер приберег это на финал.

Защита и молодое поколение

— В российском баскетболе, когда говорят про Георгия Жбанова, сразу в мыслях защита. Вы сейчас также считаете, что защита — это ваш главный козырь?

— Да, но ни разу мне что-то не вручили лучшего защитника. Я не понял, как Кливленд получил эту награду. Ну ладно, оставим это. Обидно. Придется забирать лучшего нападающего теперь, лучшего скорера, MVP плей-офф.

— Вы чувствуете другое отношение со стороны болельщиков в Петербурге?

— Внимание увеличилось, узнаваемость и так далее. Мое отношение к фанатам не изменилось. Всегда стоит там один человек или 50, я со всеми сфоткаюсь, для всех распишусь. Их стало больше – это приятно, греет душу. Я очень долго к этому шел, очень много работал, и было много падений перед этим взлетом, поэтому очень ценю всю их поддержку, и легенд баскетбола, и обычных болельщиков. Ценю и постараюсь удержать до конца карьеры.

— Как молодым игрокам сказать и доказать, что главное в баскетболе - защита, а не то, как ты там трёшки попадаешь?

— Не знаю, надо, наверное, школу Зорана Лукича пройти. Но да, безусловно, когда молодой игрок приходит в лигу, ему, чтобы заслужить какое-то время на площадке, нужно доказать, что он может выйти и не испортить картину. Это идёт от защиты. Если тебя выпускают, и через тебя сразу команда начинает наваливать, естественно, ты сядешь на дальний край скамейки. Но, к сожалению, нынешняя молодежь смотрит все эти ролики Стефана Карри, как он поливает из-за дуги и хотят быть на него похожим. Андрей Воронцевич, Лёха Швед, Сергей Карасёв объясняют им, что нет, это так не работает. По крайней мере, у нас надо сначала выйти отпахать и потом получить какое-то игровое время. Как объяснить, не знаю. Пытаемся, посмотрим, что из этого выйдет.

— Вы сказали, что молодежь пытается похожим быть на Стефана Карри, а вы на кого пытались быть похожи?

— Нам с отцом в детстве нравился Деннис Родман. Как он боролся, отдавал всю душу на паркете. Не то, как он одевался и вел себя вне площадки. Батя говорил: так пока рано. Сначала научись играть.

— А теперь можно?

— Ну, в новостях узнаете.

— Такое ощущение, что технику сейчас преподают лучше, условия лучше, а куда все это в итоге теряется?

— Талант, по-моему, самое главное проклятие для игрока и вообще для человека, он слишком сильно расслабляет. Ты думаешь, что мне не надо уже пахать в зале, у меня и так все отлично получается, я там богом поцелованный. Поэтому зачастую талантливые ребята не пробиваются в большой спорт, а играют именно трудяги, которые посвящают всю жизнь баскетболу, ночуют в зале и становятся лучше каждый день. Талантов реально очень много и по физике, и по росту. Вот те же наши Егор Рыжов, Павел Земский, но они кардинально отличаются в плане трудовой этики. Паша Земский, по мне, будет намного выше, потому что он пашет в зале с утра до ночи.

— Этот сезон у Паши получился отличным.

— Да, он попал в символическую пятёрку Суперлиги! Мы ждем бургеров в раздевалку, кстати. Он еще говорит: «А почему я должен приносить бургеры в основную команду, если я за вторую играл?». В принципе, логичный вопрос. А Лёха Швед отвечает: «Принеси туда, где хочешь играть».

— Против кого в этом сезоне Единой Лиги ВТБ было сложнее защищаться? Давайте сначала индивидуально, против какого игрока, а потом командно.

— Индивидуально это Дуэйн Бэйкон на тренировках. Из других команд, наверное, Патрик Миллер. Он немного меньше, центр тяжести ниже, и это просто какая-то тумбочка, которая сносит тебя. Ты пытаешься упереться, и это сразу фол. Я не мог найти вот этот уровень контакта с ним, золотую середину.. А командно – «Локомотив» самый неудобный для нас. Это показал и плей-офф, и регулярка. Они устраивают хаос на площадке, кто куда бежит иногда непонятно. Мы же системная команда, нам привычно логично двигаться.

Да я на команду играю!

— Мы продолжим тестировать нашу рубрику «Да я на команду играю». В беседе с почти любым профессиональным спортсменом точно один раз прозвучит фраза, что я не слежу за своей статистикой, я играю на команду. Давайте проверим, насколько хорошо свою статистику по нынешнему сезону знает Георгий Жбанов. У вас был роскошный матч с точки зрения перехватов. Сколько вы их совершили и против кого?

— Шесть перехватов против Нижнего Новгорода.

— Верно! 15 января Георгий украл все мячи из КСК «Арены». Ещё на молодёжном уровне у вас тоже было 6 перехватов, в одном из матчей против «Зенита».

— Хорошая связка.

— А вот детско-юношеские подвиги, цифры забываются? Там, наверное, вообще космические, порой, цифры были.

— Не, не было космических цифр. Я шмалял, когда хотел. По числу попыток превосходил всех.

— Следующий вопрос - в какой игре больше всего очков набрали в этом сезоне?

— «Самара» – 20 очков. Это карьер-хай. Конечно, хотелось его установить против более сильной команды. Не умаляя заслуг «Самары», у них всё впереди, но на данный момент вот так.

— Впереди еще серия с ЦСКА, будем надеяться, что там особые показатели тоже увидим. Кто совершил больше трехочковых попыток в этом сезоне, вы или Сергей Карасёв?

— Я.

— Это правда, 156 у вас и 141 попытка у Сергея Карасёва.

— Это я сказал наобум сейчас, но почувствовал подковырку в этом вопросе.

— А у кого лучше процент?

— Процент, я думаю, у Сереги будет лучше.

— Да, у кого больше забито?

— Забитых, там, я так понимаю, не сильно отличается процент, ну, давайте скажу, что у меня.

— Одинаково. Заключительный вопрос. Не про вашу статистику, а про показатели партнёров по команде. В каждой игре этого сезона вы появлялись на паркете. Кто еще в «Зените» сыграл все 54 матча?

— Андрей Воронцевич.

— Да, есть еще один такой игрок.

— ... Трент Фрейзер?

— Нет. Алекс Пойтресс. Георгий Жбанов, наверное, самый командный игрок в «Зените», цифры свои тоже знает прекрасно. Георгий, спасибо вам огромное.

— Спасибо. Всегда рад. И жду всех болельщиков на КСК «Арене» на финальной серии с ЦСКА!