Дегтярев возглавил весь наш спорт и задал курс на возвращение. Как дела у тех, кто был против?
Министр спорта Михаил Дегтярев стал президентом Олимпийского комитета России.
Наш спорт начинает новый путь: новая руководящая структура, новый курс, но старое нежелание признавать ошибки.
Дегтярев снова подтвердил, что рвется на международную арену
Зал на четвертом этаже Олимпийского комитета России видел немало и куда более драматичных моментов, чем в эту пятницу, 13-е. Здесь, например, принималось историческое решение бойкотировать Игры-1984 в Лос-Анджелесе. Непосредственных героев той драмы в зале хватало: и пострадавшие (борец Михаил Мамиашвили, например), и чиновники...
А еще здесь же весной 2024-го долго решали: что делать с Олимпиадой в Париже? Тогдашний босс Станислав Поздняков был настроен категорично: грозил тем, кто согласится на нейтральный статус, недопуском на Игры Дружбы (их в итоге отменили) и проблемами с российским законодательством (их ни у кого в итоге не было).
С тех пор нет в ОКР и Позднякова: он в октябре ушел в отставку, хотя доработать до конца срока оставалось всего пару месяцев. На Олимпийское собрание Поздняков не приехал. Хотя другие предыдущие президенты ОКР – Александр Жуков и Леонид Тягачев – присутствовали.
Несмотря на интересную дату, избрание Михаила Дегтярева не вызывало никаких сомнений. Он единственный кандидат и, по сути, уже и так начал руководить ОКР. Объединение федераций, кардинальное обновление аппарата и, главное, смена риторики – все это случилось уже при Дегтяреве.
С трибуны он снова подтвердил: нейтральный статус теперь не только допустим, но и желателен для любого российского спортсмена. Вот важные слова:
«Сегодня российский спорт сталкивается с беспрецедентным внешним давлением. Тысячи наших спортсменов подвергаются дискриминации. Цель этих санкций очевидна: не только дискриминировать наш спорт, но спровоцировать нас на ответные действия, заставить хлопнуть дверью.
Результат этого предсказуем: возвращение России на мировую спортивную арену после самоизоляции было бы фактически невозможным – просто некому будет выступать на том высоком уровне, к которому наш национальный спорт шел более 100 лет.
Чтобы избежать этого фатального сценария, сейчас особенно важно не поддаваться лишним эмоциям и сохранить для наших атлетов любую возможность завоевывать медали на международных соревнованиях и привозить их домой – в Россию.
Они от российского гражданства не отказываются, во всем мире знают, какую страну они представляют. И мы не должны создавать для них дополнительные препятствия изнутри.
Нам пора прекратить агрессивную риторику в адрес наших международных коллег. Многие из них, в том числе и члены МОК, давно поняли, что глобальный спорт без России «не летит». Во время многочисленных неофициальных контактов они прямо говорят, что хотят возвращения России в международное олимпийское движение».
Но как же теперь быть тем, кто всего несколько месяцев назад в этом же зале закрыл своим спортсменам дорогу на Олимпиаду? На языке Дегтярева, «поддался лишним эмоциям».
Большинство из них поплатились за «эмоции» как минимум местами в исполкоме ОКР. Потеряли позиции там почти все главные сторонники пропуска Олимпиады: Станислав Поздняков, Елена Вяльбе, Владимир Сальников, Василий Титов.
Правда, примкнула к ним Елена Исинбаева – она больше не член МОК и автоматом лишилась места в исполкоме ОКР.
«Сложно, больно ковыряться в этой теме». Верен себе только Мамиашвили
Самых активных противников выступления в Париже в нашем спорте, похоже, теперь нет даже на горизонте.
От художественной гимнастики вместо Ирины Винер пришла новый главный тренер Ольга Капранова, но от комментариев отказалась. Владимир Сальников от плавания замолчал давно. Хотя его пловцы сейчас выигрывают медали на зимнем чемпионате мира – вроде бы есть поводы для гордости.
Последовательно держит позицию, пожалуй, только глава борцов Михаил Мамиашвили. Он уже испытал все причуды смены политического курса на себе: пропустил из-за бойкота Игры-84, где был фаворитом. А сейчас так вышло, что мнение Мамиашвили не совпадает полностью ни с политикой Позднякова, ни с новыми тезисами от Дегтярева: он вроде бы согласен на нейтральный статус, но не любой ценой.
Кто забыл, перед Парижем-2024 наши борцы завоевали почти максимальное количество олимпийских лицензий. Однако в последний момент МОК вычеркнул из списка участников почти всех лидеров команды. Они не прошли дополнительный отбор специальной комиссией. После этого Мамиашвили заявил, что борцы на Игры не поедут.
Борцы отказались от Олимпиады, хотя только что обещали «костьми лечь, но быть там». Что изменилось?
– Я считаю, что перед Парижем мы приняли единственно правильное решение, – заявил Мамиашвили. – Сильнейших атлетов, которые отобрались, МОК не пустил на Игры. Наш олимпийский состав МОК определил сам. И за редчайшим исключением, это были не те спортсмены, которые должны были ехать на эту Олимпиаду.
– Но те, кого одобрил МОК, могли бы поехать.
– Поехать как кто? Как мальчики для битья?
– Никто не сказал, что нужно ехать на международные старты только ради победы.
– Нужно ехать, чтобы сражаться. А для этого нужно иметь возможности. А если бы МОК сказал, что поедут не профессиональные спортсмены, а непонятно кто?
– МОК же выбирал из того списка, который вы туда послали. Там не могло быть случайных людей.
– 99% спортсменов, кого они одобрили, не отобрались на Олимпийские игры. А как же командный дух, чувство плеча, взаимовыручка? Кто-то в сложнейшей борьбе завоевал право выступать на Играх, но ему не повезло, вместо него поеду я. Зачем, лишь бы поехать?
Сложно, больно ковыряться в этой теме. Остаешься наедине с самим собой и думаешь... Легко только разводить демагогию, не неся ни за что ответственности.
– Если когда-то ситуация, как была перед Парижем, повторится, вы поступите так же?
– Однозначно.
Надо ли извиняться перед спортсменами за пропущенную Олимпиаду?
Казалось, сменились президент, руководство, политический курс – самое время подвести итоги. Раздать слонов, признать ошибки и двигаться дальше.
Но нет.
– Теперь уже можно с уверенностью сказать, что решение пропустить Игры-2024 было ошибкой и перед теми же пловцами стоит извиниться? – спросили мы депутата и члена исполкома ОКР Дмитрия Свищева.
– Есть два полярных мнения. Кто-то считает, что участие под нейтральным флагом – это предательство. Другие уверены, что необходимо ехать и выступать в любом статусе. Я всегда придерживался второй точки зрения. Но каждый должен разбираться сам.
«Разбираться самому» – сложная, без всякой иронии, задачка для многих наших спортсменов. Но в следующий раз, когда они станут кивать на мнение руководителей, я буду вспоминать это олимпийское собрание.
Пройдет несколько месяцев, «линия партии» перевернется в обратную сторону, чиновники отмолчатся и ловко адаптируются к новой реальности. И только спортсменам никто не вернет пропущенных соревнований, не взятых там медалей. И даже не скажет, что когда-то был не прав.
Разбирайтесь сами.
Фото: РИА Новости/Алексей Даничев, Нина Зотина, Александр Вильф
Мощнейшее лобби. Там если копнуть, то каждый второй будет "сладким"
тот в ОКР не смеёться