7 мин.

Душевный монолог Тамары Москвиной: как оставаться молодой в 83

Тамара Москвина – тренер-легенда в парном катании, приводила учеников разных поколений к большим победам.

Сейчас лидеры ее группы – Анастасия Мишина / Александр Галлямов – чемпионы мира, уже трехкратные чемпионы страны и главные претенденты на путевку на Олимпиаду-2026. 

Москвиной 83 года, но она по-прежнему в эпицентре спортивной жизни. Полноценно тренирует, сопровождает учеников на всех турнирах, контролирует любые детали – от выбора музыки до разминки перед выступлением. 

А еще (до сих пор!) работает на льду в коньках. 

Мы встретились с Москвиной в Омске на чемпионате России и записали ее монолог о том, как оставаться молодой, несмотря на цифры в паспорте. 

«Появилась на свет на четвертый день войны. Ограничения в еде – со мной с рождения»

– Моя жизнь – это спорт. Каждый день я на катке. Сейчас катаюсь не так много, но полчаса-час в день точно выходит. Сложных элементов не делаю, но, например, хваты могу показать.

Видео стойки на руках? Ну, не на руках, а на предплечьях.

От редакции: В прошлом месяце Москвина удивляла на юбилее Александра Смирнова – сделала вместе с бывшим учеником высокую поддержку и слушала аплодисменты.

 – Делаю, когда меня кто-то очень сильно попросит или чтобы произвести впечатление. Сейчас не буду, даже не думайте. 

В зал я хожу каждый день. Но я туда хожу на работу, потому что в зале спортсмены проводят разминку. Вы, наверное, имеете в виду другое? Нет, для себя я в зал не хожу и никак дополнительно не занимаюсь.

Диета у меня одна, называется – «меньше нужно есть». Меньше как по количеству, так и по калорийности того, что я выбираю. В спортивные времена нужно было следить за весом, чтобы партнер Алексей Мишин мог меня поднимать. Ну а сейчас это уже привычка. Вообще, мне относительно повезло, я от природы не крупная.

Я появилась на свет на четвертый день войны. И конечно, ограничения в еде были со мной с рождения – поэтому и такой рост (147 см), и вес. У меня две младшие сестры, так вот они значительно выше и крупнее меня. Уверена, это война так повлияла.

Какая Москвина бабушка? «Попросила внучку называть меня Тамарой Николаевной»

– Помимо работы у меня много дел. Есть семейные обязанности, встречи с друзьями, культурные мероприятия, наслаждение от работы в саду...

У меня две дочери и трое внуков. Даше 29 лет, Лизе – 8 и Яше – 6. Когда дети были маленькими, мы с Игорем Борисовичем занимались ими очень много. Он вообще очень любил проводить с ними время. Ну и очень помогали моя свекровь Александра Васильевна Москвина и моя мама Серафима Степановна Братусь.

Сейчас, если честно, я плохая бабушка. Провожу с внуками не так много времени. Да и слово это не люблю, не нравится. Однажды на публичном мероприятии внучка меня позвала, а я ей тихонечко: «Даш, давай, когда мы на людях, ты будешь меня называть Тамара Николаевна». А она в ответ громко: «Хорошо, бабуля!» Смешно вышло.

На самом деле, конечно, я не стесняюсь этого. Но когда на работе, предпочитаю, чтобы меня воспринимали как активную, состоявшуюся женщину. А все остальное – это дома. 

Языки. Москвина читала в оригинале Агату Кристи и переводила всей сборной

– У меня много друзей, в том числе иностранцев. Всегда считала, что главное – какой человек, а не на каком языке он говорит.

Сама я английский язык учила еще в школе. Мои первые зарубежные соревнования – чемпионат Европы 1960 года в Гармиш-Партенкирхене, ФРГ. Тогда я уже говорила по-английски, но не очень хорошо. И сразу поняла, что без языка будет сложно. После возвращения пошла на специализированные языковые курсы, то ли на два, то ли на три года. Плюс читала книги в оригинале.

Однажды попалась мне Агата Кристи. Оказалась крайне сложной, потому что там было много разговорного языка, даже жаргона. Но очень интересная! Приключенческая литература мне всегда нравилась. Тем более в СССР такого направления тогда не было.

Первое время, когда мы ездили за границу на соревнования, я порой специально вступала в разговор, чтобы практиковать язык. Постепенно люди сами стали ко мне обращаться, чтобы что-то узнать. С нами тогда ездил один переводчик на команду, его на всех не хватало. Так я стала общаться с представителями разных федераций, журналистами, судьями.

В 1980 году у меня появился компьютер. Наверное, я была первым советским тренером, у кого он был. С тех пор веду активную деловую переписку.

А сейчас стало даже проще: нажал кнопочку WhatsApp – и общайся с кем хочешь. А вот соцсети не веду, зачем они мне?

Телефон – как средство связи и общения. Читаю новости, слежу за событиями в нашей стране и в мире.

Телевизор тоже смотрю – РБК, например.

Музыка. Москвина играла на фортепиано и не против современных исполнителей

– Я заканчивала музыкальную школу по классу фортепиано. Школа была вечерней, но понимание музыки она мне дала. Помню, по сольфеджио у меня была тройка, по музыкальной литературе – четверка, а домашние задания по фортепиано мы отрабатывали вместе с преподавателем. Сама я их не успевала делать, потому что на тот момент уже много каталась.

Сейчас я не играю. Но музыкальное образование в фигурном катании сильно помогает. Я люблю слушать музыку – как для себя, так и по работе. Когда каталась сама и начинала работать, конечно, у нас было больше доступа к классической музыке. В молодости ходила на концерты филармонии, сейчас тоже люблю балет.

Но я спокойно могу послушать и современных исполнителей. Жизнь течет, меняется, появляются другие вкусы и приоритеты. Нужно идти в ногу со временем.

Тренерство. Как находить общий язык с родителями?

– Моя позиция: тренер обязан воспитывать не только спортсмена, но и просто человека. Пусть даже спортсмена высокого уровня из ребенка не получится, он обязан выйти из нашей группы хорошим человеком. Это наш долг как преподавателей, наставников.

С родителями маленьких спортсменов у меня отличные отношения. Первое время, когда ребенок попадает к нам, они обычно беспокоятся, постоянно приходят. А потом понимают, что их дети в нормальных руках, и вообще перестают появляться. Я иногда шучу: «Что-то вы нас совсем не навещаете, а так приятно было с вами чашечку кофе выпить».

На самом деле, конечно, если возникают сложности, я сама звоню родителям. Мы разбираемся, я могу что-то рекомендовать, но никогда не настаиваю. Как я могу командовать взрослыми людьми?

Моя задача – подстелить соломку и предупредить о возможных проблемах. А так, у моих ребят своя голова на плечах. Причем довольно сообразительная.

Как же крута Москвина в 83! Стоит на руках и учит Загитову выбирать парней при помощи линейки

Фото: РИА Новости/Артем Пряхин, Александр Вильф, Екатерина Чеснокова