8 мин.

Под Парижем – подземный город! История катакомб, где захоронены 6 млн человек

К Олимпиаде-2024 туристические порталы обновляют справочники и путеводители.

В топ мест, которые должен посетить болельщик, чтобы отвлечься от соревнований и рекордов, обязательно входят знаменитые парижские катакомбы. Их рыли больше тысячи лет, и сегодня это целый лабиринт – запутанный и пугающий.

Тоннели под городом прорыли ради «парижского камня». Однажды в подземелье провалилась Адская улица

Триумфальная арка, Нотр-Дам, Лувр, базилика Сакре-Кер на Монмартре – кажется, за исключением Эйфелевой башни, все главные архитектурные символы французской столицы выполнены из одного материала – знаменитого лютецкого известняка (его еще называют «парижским камнем»).

Лютеция – кельтский город, ставший частью Римской империи, и на месте которого вырос будущий Париж. Как раз с античных времен в округе добывали известняк – сначала открытым способом, а затем, когда запасы на поверхности исчерпались, – в шахтах. Работать с таким материалом – одно удовольствие. Он достаточно мягок и податлив, что позволяло вырезать разные формы и экспериментировать с декором. Собственно, знаменитые барельефы и резьба на серых фасадах парижских домов – это все известняк. 

С развитием города камня нужно было все больше. Сеть каменоломен постепенно увеличивалась, превращаясь в огромный лабиринт. Мягкая порода позволила рыть быстро, но была достаточно крепкой, чтобы подземные ходы оставались относительно прочными. Главной проблемой стало разрастание Парижа: поначалу известняк добывали в окрестностях города, но постепенно новые дома стали строить над тоннелями. О том, что под землей пустота, никто не догадывался. 

В 1774 году на левом берегу Сены рухнул тоннель под Rue d’Enfer (буквально – Адская улица). К тому моменту сеть шахт была настолько большой, что городские власти не знали, что творится внизу. Не было ни достоверных карт, ни отчетов о состоянии заброшенных тоннелей, ни людей, которые бы следили за катакомбами. После происшествия на Адской улице Людовик XVI поручил архитектору Шарлю-Акселю Гийомо создать Генеральную инспекцию каменоломен.

Гийомо начал работать в 1777-м, и тут же случился еще один обвал, причем прямо на пути у инспектора. После очередного инцидента он распорядился укрепить тоннели, составить подробную карту всех подземных маршрутов и сопоставить их с реальными улицами.

Этими планами руководствуются до сих пор – работники существующей и сегодня Генеральной инспекции каменоломен, а также нелегальные диггеры и катафилы (люди, изучающие подземные ходы). 

В тоннелях похоронены 6 млн человек. Среди них – Перро, Паскаль и Робеспьер

Тоннелям быстро придумали новое назначение.

В 1780-м жители кварталов, находившихся рядом с Кладбищем невинных, обнаружили у себя в подвалах мертвые тела. Это было очень старое захоронение – здесь закапывали усопших еще с IX века. Сюда свозили умерших во время эпидемии чумы, скончавшихся в больнице Отель-Дье, отпетых в соседних церквях, а в 1572-м – жертв Варфоломеевской ночи. Участок был совсем небольшим и в какой-то момент превратился в главную братскую могилу города.

На кладбище хоронили очень плотно в несколько слоев, и в какой-то момент место закончилось. Однажды тела «вылезли» за пределы участка и попали в жилые дома. 

На Кладбище невинных хоронить запретили, но останки нужно было куда-то деть – так тоннели бывших каменоломен приспособили под новые могилы. Прямо как в Риме, где первые христиане использовали катакомбы, чтобы скрываться от преследователей и в качестве места погребения.

В Париже выделили участок под Адской улицей. Постепенно освобождали и другие кладбища – так в подземелье «переселили» писателей Шарля Перро, Франсуа Рабле, Жана де Лафонтена, математика Блеза Паскаля, скульптора Франсуа Жирардона и других известных людей.

Во время Французской революции 1789-1799 годов в катакомбы поместили тела жертв погромов и казненных на гильотине. К последним относились сестры Людовика XVI, а также республиканцы – Максимильен Робеспьер и Жорж Жак Дантон. 

Теперь здесь покоятся 6 млн парижан, умерших в самые разные эпохи, – это в три раза больше, чем сегодня живет в столице Франции. Катакомбы превратились в огромный оссауарий – помещение, где хранятся кости.

Общая протяженность подземелий – 280 километров. Туристов пускают в катакомбы больше 200 лет

Сегодня Адской улицы в Париже нет. На ее месте – улица Денфер-Рошеро, названная в честь героя Крымской и Франко-прусской войн. Но ради катакомб нужно идти именно сюда. Здесь расположен центральный вход в подземелье, куда пускают посетителей еще со времен Наполеона.

В те годы тела умерших еще продолжали переносить в отдаленные галереи – хоронить и перезахоранивать в бывших шахтах перестали лишь в 1859-м. Специально к открытию катакомб черепа и конечности привели в порядок – из них выложили стены и даже целые орнаменты. Впрочем, в отдаленных тоннелях скелеты по прежнему брошены как попало.

Теперь это музей и одна из популярных туристических достопримечательностей, принимающая сотни тысяч посетителей ежегодно.

На глубину в 20 метров ведет лестница. В среднем тоннели проходят на уровне минус шестого этажа, то есть ниже канализации и парижского метро. Билеты стоят от 10 евро, хотя рассчитывать на прогулку по самым потаенных закоулкам катакомб не стоит.

Общая протяженность тоннелей – примерно 280 километров, но из них туристам открыты около двух. Экскурсия длится меньше часа –  за это время показывают помещения и коридоры с аккуратно сложенными костями и черепами. 

На входе гостей встречает надпись «Стоп! Это царство мертвых».

Под землю проведен свет, поэтому сильно бояться прогулке по оссауарию не стоит. К тому же по пути попадаются и совсем не страшные экспонаты: здесь проходят временные выставки, посвященные истории Парижа.

Среди прочего покажут и «Цитадель Маон» – выдолбленную из камня копию крепости на испанском острове Менорка. В начале XIX века ее захватили французы, и тогда там служил некто Декуре. Вернувшись в Париж, он вырезал цитадель прямо в известняке. Но вскоре там же и погиб – его завалило, когда он обустраивал путь к своей крепости. 

В катакомбах есть «Комната Z» – бывший секретный бункер нацистов. В 1970-е здесь проходили панк-вечеринки

Естественно, желающих побродить по запретным местам тоже хватает. Официально блуждать по подземельям запрещено с 1950-х. Нарушителям выписывают штраф в 60 евро. Но перекрыть все проходы невозможно. Еще сложнее – поймать кого-то в запутанном лабиринте.

Путь в эту часть обычно лежит через кольцевую железную дорогу, которая опоясывает центр города и пролегает в тоннелях и полутоннелях. Существуют сообщества, участники которых проведут вас тайными ходами. Диггеры идут группами, исследуют маршруты, оставляют граффити и обновляют карты. Публика разная – от просто любителей приключений до оккультистов.

Заблудиться очень легко. Первым нелегальным катафилом-неудачником называют Филибера Аспера, сторожа одной из парижских больниц. В 1793 году он нашел вход в катакомбы и отправился вниз в надежде выйти к винным погребам. Назад он не вернулся, а его тело обнаружили только через 11 лет. 

Сегодня одно из самых популярных мест закрытой части – бывший бункер нацистов. Катакомбы очень пригодились в XX веке: в годы Второй мировой некоторые тоннели переоборудовали в бомбоубежища. После падения города и капитуляции Франции в одном из них оборудовали штаб немецких войск – сегодня это место называется «Комната Z».

Под бункер приспособили фундамент так и не построенной церкви. Это одно из самых больших помещений катакомб, высота стен – от 4 до 7 метров. В 500 метрах отсюда находился подпольный центр Сопротивления.

«Комнате Z» и другим большим помещениям нашли применение в 1970-е, когда в катакомбах проходили нелегальные концерты и панк-вечеринки.

Традиция не нова. Еще в 1897-м в тоннеле играла живая музыка – на вполне легальном выступлении звучал «Похоронный марш» Фредерика Шопена, «Пляска смерти» Камиля Сен-Санса.

«Мулен руж» – легенда Парижа. Здесь придумали стриптиз, пел Синатра и веселились внутри слона

Мы погуляли по главному кладбищу Парижа: карта звездных могил, можно взять гида – это почти музей!

Фото: Gettyimages/Olivier FAY / Contributor; IMAGO/Vincent Isore, Mary Evans Picture Library/Global Look Press; East News/Gilles Targat / Photo12 via AFP, GARDEL Bertrand / hemis.fr / hemis.fr / Hemis via AFP, GEOFFROY VAN DER HASSELT / AFP, Roger-Viollet / Roger-Viollet via AFP; en.wikipedia.org