Чем закончились скандалы в хоккее с мячом
26 марта у России появился новый чемпион: в финальном матче, который прошел в хабаровской «Ерофей Арене», «СКА-Нефтяник» обыграл иркутскую «Байкал-Энергию», 6:2.
У этой победы много выдающихся обстоятельств, и если бы хоккей с мячом был, например, Дианой Шурыгиной, то сценаристы «Пусть говорят» легко сверстали бы эфир на понедельник еще стоя в утренней пробке.
«СКА-Нефтяник» выиграл первый чемпионский титул за 70 лет своего существования — чем не наш православный «Чикаго Кабс»? Еще круче — это, кажется, вообще первый дальневосточный чемпион в игровых видах в истории страны.
Для 14 из 20 хоккеистов, попавших в заявку на финал, золото стало первым в карьере. И один сюжет — белая лента (их в Хабаровске почему-то вручили вместо медалей) на шее у 19-летнего защитника Валерия Ивкина, но совсем другой — у четырехкратого чемпиона мира Максима Ишкельдина или 35-летнего капитана СКА Алексея Чижова («первые в мире, вторые в Сибири» — это было как раз про них).
Все эти истории стали бы хорошими воспоминаниями о сезоне, если бы на это же воскресенье не пришелся один маленький юбилей: ровно месяц назад, 26 февраля, хоккей с мячом пережил самые громкие сутки в своей истории.
Если вы все пропустили, вот краткий пересказ того интересного вечера: архангельский «Водник» и будущие вице-чемпионы из Иркутска в последнем матче перед плей-офф неожиданно решили сыграть в хоккей наоборот и по очереди забили в свои собственные ворота 20 мячей. «Байкал» «победил» 11:9, а нападающий Олег Пивоваров установил рекорд на все времена — 11 автоголов за полчаса.
«Самые громкие в истории» не гипербола. Про «Водник», «Байкал» и Пивоварова написали не только во всех российских медиа, но и в сотне стран, жители большинства которых про странную русскую забаву с розовым шариком услышали в первый и в последний раз. Пара ссылок на память: от Камбоджи, Тайланда, Ливана и Мексики до «Washington Post» и «Yahoo Finance».
Те, кто попытался разобраться, почему так вышло, получили извинения от всех причастных и несколько версий на выбор. Федерация хоккея с мячом России просто назвала ситуацию «вопиющим инцидентом» и пообещала всех наказать, «Байкал» — сделал вид, что выбирал в плей-офф соперника поудобнее, но хитрый план не очень сработал, «Водник» — объяснял, что это протест и дело не в них, а как раз в федерации, которая, в частности, «диктует, кому выигрывать, а кому проигрывать» (и в этот раз они должны были победить, но очень не хотели).
О том, что чемпионатом управляют в ручном режиме, говорили и раньше, но так громко и тем более на всю страну — никогда, поэтому к протесту «Водника» быстро присоединились в Красноярске, Абакане, Иркутске, Хабаровске, Кемерове, Кирове, Казани, Нижнем Новгороде и других городах, а также в сообществе хоккейных ветеранов. Жанр был выбран проверенный — видеообращения к Путину. Сообщение практически дошло до адресата, но Дмитрий Песков заявил, что никаких оценок случившемуся его шеф давать не планирует: «это никак не связано с президентом».
Менеджерам лиги на то, чтобы разобраться с возникшими неудобствами, хватило пары дней: результат матча аннулировали и назначили переигровку в Подмосковье (хотя все ждали, что команды просто снимут с турнира), отдельным участникам раздали дисквалификации (от полугода до 2,5 лет, условные и реальные), клубам выписали штрафы по 300 тысяч и посчитали вопрос закрытым: «обжалованию не подлежит». Главный арбитр встречи Григорий Минаев при этом уже 1 марта снова вышел на лед в Новосибирске, а сегодня отсудил и финал — он оказался совсем ни при чем.
Вопрос с протестными настроениями решали похожим способом: хоккеистов, снявшихся в видео для президента, по неофициальной информации оштрафовали на 100 тысяч рублей, а клубам еще раз дали написанное удивительным языком напутствие: «не поддаваться на провокации и объединить свои усилия в столь важный для всего русского хоккея период». Главный хоккейный босс Борис Скрынник задавался вслух риторическим вопросом: «Сейчас некоторые клубы выступают в поддержку «Водника». Таким образом они что, поддерживают то, чтобы в свои ворота забивать?».
Виталий Мутко оказался непривычно лаконичен: «Надо ориентироваться на то, что делает федерация».
Кульминацией небольшой кампании по восстановлению хоккейной репутации, видимо, должен был стать эфир ток-шоу «Фетисов» на телеканале «Звезда» (если у вас есть лишний час, лучше потратьте его на что-нибудь другое). Мария Орзул, каскадер Иншаков, квнщик Андрей Бурковский и журналист Павел Климовицкий в компании Владимира Янко, Сергея Мяуса и Ивана Максимова в течение часа пытались ответить на вопрос «какой хоккей нам нужен» и признали, что «проблемы есть» и «о ситуации надо говорить».
Монологу начальника «Водника» Дмитрия Минина об угрозах его семье со стороны Скрынника и о том, как его настоятельно просили обеспечить определенный результат в матче с «Байкалом», значения ни в студии, ни в за ее пределами не придали. Особенно это удалось Владимиру Янко, который заявил, что Минин «пришел со стройки, где работал прорабом» (теперь интересно узнать, что он думает по поводу вице-премьера, пришедшего из Института водного транспорта).
Удивительно, но даже в режиме повышенного внимания спокойно дотянуть до конца сезона у ФХМР получилось с трудом. Сначала, еще на переигровке в Обухово, журналистам пытались запретить снимать, а автобус с болельщиками «Водника» просто не пустили на стадион.
Затем бывший арбитр Максим Легаев рассказал журналистам о том, как в 2015-м ему приказали обеспечить победу московского «Динамо» в полуфинале кубка. Чуть позже федерация зачем-то решила подать в суд на блогера Владимира Демкина, написавшего «об авторитарном управлении и затыкании рта недовольным».
И уже перед «финалом четырех», который и проходил в Хабаровске, выяснилось, что организаторы сразу раздали «Енисею» и «Воднику» расписание для участников матча за бронзу (и надо же — они действительно в нем встретились!). Как рассказал тренер «Енисея», после полуфинальной игры с хозяевами, которую красноярцы проиграли, к нему подкатился шведский хоккеист Эрик Сэфстрем: «Извини, Иван, я знаю, что происходит, но ничего сделать не могу».
Месяц назад, когда новость со стадиона «Труд» носилась по миллионным пабликам ВКонтакте, государственным каналам и большим газетам, которые по утрам читают и в Кремле, и в Белом доме, в десятке городов на секунду решили: наконец-то нас заметили, наконец-то что-то может измениться.
Реальность оказалась банальнее и злее: заметили не их и даже не слегка проржавевшую систему, а просто интересный заголовок — ух ты, 20 голов в свои, вот оно как бывает! Ну ладно, что там дальше? Какие-нибудь новые враги?
Поэтому сегодня, в день маленького юбилея, в этой истории остается поставить грустную точку: эти 15 минут славы закончились. Хоккей с мячом, пережив самые громкие сутки в истории, снова остался наедине с собой, и главное теперь — «не поддаваться на провокации и объединить свои усилия в столь важный период». А на «Первом канале» пусть пока поговорят о чем-нибудь другом.
Фото: РИА Новости/Игорь Онучин, Максим Богодвид
------------------
универсальная фраза, для любой отрасли в нашем богоспасаемом отечество в текущий период
програмки дают, рейтинги всякие, перед трибуной жигули,
спрашиваю:
—что за машина?
—12-й заезд на приз президента шаймиева. машина—приз
—какие лошади бегут?
перечисляют. одна из них принадлежит президенту шаймиеву
плохо помню, вроде «арканзас».
ставлю естественно на «арканзас»
(единичных ставок нет, поэтому ставлю на несколько пар, в каждой «арканзас»)
выигрываю, спускаюсь с подружкой в ресторан.
через неделю на работе рассказываю коллеге.
а коллега мне говорит: это ерунда
вот его друзья, группа товарищей как-то играла на бегах при ссср.
кто не знает, была плановая экономика.
так вот эта группа товарищей перед последними бегами (а сезон короткий)
посчитала, кто когда побеждал. допустим, коневодческих хозяйств было 6–7 , дней заездов было 8–9. подняли статистику за год, посмотрели:
побеждали лошади всех коневодческих совхозов кроме одного.
решили: по плану очередь побеждат этого лузера.
ставят все деньги на это хозяйство.
большинство их ставок побеждает. по плану же не может быть обиженных.
сейчас это отблески ссср, по плану должен был быть ска