Лучший стадион мира – в Атланте. Много фото и впечатлений
Репортаж Егора Крецана.
Доехать до Атланты и MBS — Mercedes Benz Stadium — я собирался примерно год. Прошлым летом поездку отложили строители: открытие дважды переносили из-за проблем с механизмом крыши; осенью крыша заработала, но я уже вернулся в Россию. И только к маю 2018-го все звезды наконец сошлись в нужную сторону: отпуск и выпускной в университете в Нью-Йорке удачно совместились с уик-эндом в Джорджии.
За год к десятку очевидных причин посмотреть на стадион (самый новый, самый продуманный, самый необычный) прибавилась еще одна: футбольный клуб «Атланта Юнайтед» настолько бодро заскочил в МЛС, что побил все рекорды посещаемости лиги. Первая игра на арене собрала 71 874 человека, а через пару месяцев на матче с не самым выдающимся соперником из Вашингтона встретились уже 72 035 зрителей.
Эти цифры начинают выглядеть еще интереснее, если подставить к ним один факт: большого соккера в Атланте не было примерно со времен путешествия Пеле и Беккенбауэра по Штатам. В 90-е и нулевые здесь переживали Олимпиаду (без футбола — в него играли в других местах), два домашних Супербоула и «Трешэрс» с Ковальчуком. Болели за баскетболистов из «Хокс» и фанатели по студенческому американскому футболу, самому важному спорту Джорджии. Но никакого соккера.
В шестимиллионной агломерации, привыкшей к самой свежей газировке (здесь — глобальный офис «Кока-Колы»), самым свежим новостям (через дорогу от него — штаб-квартира CNN) и самым быстрым передвижениям (аэропорт Атланты — самый загруженный в мире), МЛС появилась благодаря Артуру Блэнку, основателю огромного ритейлера Home Depot (отечественный аналог — «Максидом»). Сокращая историю до одного предложения – и футбольная франшиза, и проект стадиона, который могли бы делить между собой «Атланта Фэлконс» из НФЛ и новый коллектив, — его идея и большей частью его деньги.
На бумаге «Атланта Юнайтед» начала существование в апреле 2014-го, за три года до первого матча, а уже в 2017-м, после нескольких месяцев на местном университетском стадионе, переехала в новый дом.
Стадион строили три года и потратили 1,6 миллиарда долларов. Около 80% закрыли частные инвестиции, еще 20% обеспечили за счет дополнительного налога на туристов. 4,000 сотрудников арены начали готовиться к открытию за полгода (Home Depot помог лучшими практиками обращения с клиентами из ритейла); ленточку перерезали в августе 2017-го.
Как так вышло, что совсем не футбольный город сошел с ума по «Юнайтед», в 2018-м попытались разобраться примерно все большие американские медиа. Самый свежий текст — фичер в The New York Times, который пишет о соккере только по полнолуниям, — рассказал историю нескольких болельщиков, которые признались: до появления «Юнайтед» жить в Атланте им было как минимум скучно, а клуб перевернул их взгляды примерно полностью и стал, если хотите, новой духовной скрепой.
Но если всерьез разбирать культурный и социальный феномены «Атланты» все-таки еще рано, то смотреть на стадион и раскладывать его на составляющие уже пора. Именно для этого я и отправился вечером 20 мая на матч «Юнайтед» против самобытного «Ред Буллс», выдающего себя за клуб из Нью-Йорка (хотя де-факто представляющего Нью-Джерси).
Все подробности и много фотографий — ниже:
1. Mercedes Benz Stadium — обладатель не только одной из самых коротких среди всех стадионов мира истории, но и одной из самых уникальных форм. Светло-серый многоугольник в километре от центра города можно перепутать и с музеем современного искусства, и с каким-нибудь ультрасовременным вокзалом. У такого решения есть конкретная причина: объявляя конкурс для архитекторов, Артур Блэнк заявил о желании изменить скайлайн (линию горизонта) города. Победил проект бюро HOK, известного десятками работ — от старого кампуса Apple до нового, еще не построенного стадиона «Барселоны».
2. Вход на стадион охраняет статуя сокола — символа футбольного «Фэлконс». Памятник собрал из пары тысяч кусочков венгерский скульптор-анималист Габор Миклош Жоге. До заказа из Атланты он добровольно воздвиг оленя в Нижнем Новгороде, единорога в Выксе (зачем? почему?) и много других зверей по всему миру. Каждый раз перед футбольным матчем сокола наряжают в один из шарфов команды.
3. Атланта — один из ключевых транспортных хабов США, поэтому часть айдентики клуба связана с железными дорогами. Предматчевый ритуал выстроен вокруг золотого гвоздя, которым к шпалам прибивают рельсы: когда команда приезжает на игру, все футболисты по пути в раздевалку оставляют на нем автографы, затем то же самое делают болельщики, а перед стартовым свистком, уже на трибуне, по гвоздю под заряд «А! Т! Л!» три раза лупит молотом очередной уважаемый гость. На воскресном матче таким стал важный представитель рэп-сообщества T-Pain. Гвоздь хоть и выглядит тяжелым, на самом деле сделан из дерева; все матчевые экземпляры сохраняют для будущего музея.
4. Еще одна задача, которую решали архитекторы, — максимально наполнить стадион светом. Для этого на каркас стен натянули панели из полимера ETFE (те же решения — «Альянц Арена» в Мюнхене, US Bank Stadium в Миннесоте и много чего еще), который действительно делает жизнь внутри стадиона чуть ярче.
5. Но самые крутые инженерные решения прикрывают арену не с боков, а сверху. Крыша MBS состоит из 8 частей и открывается совершенно не характерным для стадионов способом (ассоциация, от которой я так и не отделался — вот этот кадр из «Дня независимости»).
Так как в Джорджии практически не бывает холодов, большую часть года конструкция работает гигантским зонтиком. В эти выходные в Атланте было за +30, а внутри стадиона — на 10 градусов ниже. Крыше посвящен отдельный фильм, из которого можно узнать, например, каково жилось альпинистам, ползавшим на стометровой высоте за полчаса до очередного урагана.
6. Не менее выдающимся способом решена и история с табло, уникальным для каждого, кто не знает про стадион «Краснодара» (в самой «Атланте» в курсе, поэтому уточняют: «в Америке такое — точно единственное»). Огромную 360-градусную панель в 5800м² собирали по частям в Южной Дакоте и везли через всю страну на грузовиках. Результат — идеальный вид с любого места. В паре с табло работают огромные LED-экраны, под которые спрятаны несущие колонны трибун.
7. Табло включают за несколько часов до игры и поочередно показывают рекламу, статистику, болельщиков, предматчевое шоу, трансляцию, фотографии из соцсетей и много чего еще. Всем процессом управляют из подвальной комнаты с кучей мониторов, слегка напоминающей ЦУП.
8. За стеной от центра управления находятся раздевалки команд (для «Фэлконс» – на 100 человек, для «Юнайтед» — на 30), а прямо перед ними — самые дорогие на арене бизнес-клубы (VIP-зоны арены, не считая 191 ложи, вмещают 7000 гостей). Так выглядит туннель, по которому футболисты выходят на поле. В метре от барной стойки и, соответственно, подогретых за этой стойкой болельщиков.
9. Минимальная дистанция с гостями — это один из основных принципов устройства стадиона. Со спортсменами можно встретиться взглядом, когда они идут из автобуса, в подтрибунном помещении, по дороге на поле и даже на минимальном расстоянии от него: самые близкие к футболу места находятся за скамейками запасных и сразу за воротами.
10. Все команды Атланты играют на искусственном покрытии. Инженеры стадиона проводили исследование, показавшее, что натуральной траве внутри арены не хватит света, поэтому от заочного соревнования с «Санкт-Петербургом» отказались. Растить газон при этом все равно, скорее всего, придется: MBS входит в заявку на ЧМ-2026, согласно которой арена примет в том числе полуфинал, и играть на синтетике ФИФА не разрешит. Пока решение видят очень по-нашему: «Если получим турнир, начнем думать».
11. Еще один ключевой кусок начинки стадиона — IT-инфраструктура. В подтрибунных помещениях вдоль потолков протянуты 4000 миль оптоволокна – для внутренних коммуникаций и 2000 роутеров.
Система управляется облачным решением от IBM, а емкость рассчитана с запасом на случай, если через пару лет инстаграм станет в пять раз более востребованным. На каждой игре сетью пользуются в среднем 35-40 тысяч человек.
12. В максимальной комплектации Mercedes Benz Stadium вмещает около 75 тысяч зрителей. Предполагалось, что на соккер арену будут открывать только наполовину, но востребованность «Юнайтед» заставила поменять все планы.
Теперь на проходные матчи МЛС закрывают только верхний ярус (вместимость сокращается до 50 тысяч, из них 37 — владельцы абонементов), а на топовых работают на полную мощность. Почему, если есть спрос, не открывать стадион целиком? Потому что одна из идей клуба — ощущение солд-аута на каждой игре. Ведь если открыть 70 тысяч мест, а заполнятся только 55-60 из них, на трибунах возникнут неприятные проплешины, вредные и для атмосферы, и для картинки.
13. Так как поле находится на пару десятков метров ниже уровня основного входа, каждый, кто попадает на стадион, сразу же оказывается на променаде, проложенном внутри трибун. Еще одна идея архитекторов — 9 разбросанных по арене пространств, где болельщики могут встречаться и проводить время вместе.
14. Никаких ограничений на передвижение по променаду нет ни для своих болельщиков, ни для гостей. 50 фанатов «Ред Булла» заходят через обычный вход и спокойно поднимаются в свой сектор. В МЛС конфликты между болельщиками редко, но случаются, но у клуба, которому де-факто нет еще и двух лет, врагов еще не появилось.
15. Сокол на входе — не единственное на MBS произведение искусства. Все внутренние помещения набиты работами местных художников и дизайнеров, которые клуб подбирал вместе с одним из местных музеев. Есть красочные цитаты из библии, картины, мистическая дверь в никуда и даже гигантская колонна из пивных кег имени «Бадвайзера».
16. Алкоголь и пиво в Атланте, как и на любых других американских стадионах, не запрещены и даже приветствуются. Выбрать можно и из десятка очевидных сортов типа «Бада», и из локального крафта (местная гордость — пивоварня SweetWater), и из крепких коктейлей. Цена на бокал начинается от 5 долларов, один человек не может купить больше двух единовременно, продажи закрываются на 75-й минуте матча.
17. К алкоголю в Атланте прилагается гастрономическая программа: еды здесь очень много, и она официально самая дешевая во всем американском спорте. Линейку цен на основные позиции (хот-доги, пицца, газировка) объявили еще за год до открытия, в момент старта продаж абонементов. За 20 долларов на MBS можно купить шесть кусков пиццы и безлимитную газировку. За те же деньги на большинстве других арен пиццы будет втрое меньше, а кола — строго пол-литровой.
Через полгода после запуска в MBS проанализировали статистику и объявили: несмотря на низкие цены, болельщики стали тратить на 16% больше, чем в начале.
Я пошел на рискованный эксперимент и в перерыве отправился в одну из 670 (шестисот семидесяти, да) точек питания. Наблюдений оказалось два: во-первых, от хвоста очереди в 40 человек до заказа в руках прошло 5 минут 30 секунд, во-вторых, то, что вы видите, стоит 5 долларов, и это вкусно.
18. Успех коснулся и системы продажи атрибутики. Внутри стадиона есть один большой магазин и несколько десятков лавок с шарфами и футболками, но самую заметную кассу клуб делает в онлайне: каждая четвертая вещь, продающаяся на сайте МЛС (у лиги единый магазин), — атрибутика «Атланты». На арене это трудно не заметить: в какой-то момент без красно-черной футболки начинаешь чувствовать себя немного неловко. Ничего особенного в магазинах при этом не нашлось, поэтому из Атланты в Петербург отправились только носки в персиках.
19. Из 37 000 абонементов несколько тысяч приходятся на 4 организованных объединения фанатов, которые задают ритм стадиону. В «Атланте» болеют недолго, но очень громко, с кучей барабанов – и спокойно относятся к копированию лучших мировых зарядов, того же исландского «Ху!». Когда команда забивает гол, из колонок орет паровозный гудок, а над местным виражом поднимается белый дым.
20. Футболом как таковым в «Атланте» рулят бывший топ-менеджер «Тоттенхэма» Даррен Иалс и уехавший в Штаты после сборной Аргентины Херардо Мартино. В составе — поигравший в АПЛ Бред Гузан и однажды чуть не переехавший в «Зенит» парагваец Альмирон. Играют на обычном для МЛС уровне: из-за лимита на звезд разница между лидерами и всеми остальными заметна даже с самого верхнего ряда. Пока один обыгрывает на носке троих соперников, другой не всегда может принять простую передачу.
21. В сезоне-2018/19 «Юнайтед» после 12 матчей возглавляют восточную конференцию и нацелены на то, чтобы проскочить в плей-офф дальше первого раунда и снова переписать историю клуба.
Mercedes Benz Stadium тоже ждут новые рекорды: в 2018-м здесь пройдет матч всех звезд МЛС против «Ювентуса», в 2019-м — 53-й Супербоул, в 2020-м — финал баскетбольного мартовского безумия, в промежутках — концерты Тэйлор Свифт, Бейонсе и Эда Ширана и еще кого-нибудь всемирно известного.
Все они пробудут в Джорджии только пару дней и отправятся дальше. А вот «Атланта Юнайтед», ее маленькая красная армия и невероятный стадион, судя по всему, останутся надолго.
Фото: REUTERS/Adam Hagy-USA TODAY Sports (1,2); Егор Крецан
а потом читаешь такую статью и понимаешь что у нас прошлый век какой то.
Нет, в американском футболе (в NFL) в ростере 53 человека, и практически все они принимают участие в матче. 11 игроков нападения, 11 игроков защиты, 11 игроков спецкоманд (хотя они могут частично дублироваться с предыдущими), плюс пантер, кикер, холдер, лонг-снэппер. Все остальные - запасные, большинство из которых принимает участие в матче (в роли игроков спецкоманд или основных команд нападения или защиты). Замены разрешены после каждого розыгрыша в любых количествах.
А в студенческом футболе (NCAA) в ростере одной команды находятся под 100 игроков. Отсюда и такие раздевалки.
По факту у стадиона в атланте
1. Искусственный газон - плохо для футбола
2. Очень "плоские" трибуны - плохой обзор с нижнего сектора (хорошо видно на заглавном фото).
никак не тянет на "лучший стадион мира".
Как универсальная арена, арена для американского футбола, выставок, концертов это шикарный , технологически продвинутый стадион.
П.С. Только подписи к фото лучше размещать перед фото, а не после)