5 мин.

F5, «Спартак», F5. Что чемпиону нужно срочно менять

В ночь с 7 на 8 июня «Яндекс» по традиции раз в год обратил внимание на спорт и опубликовал исследование, посвященное популярности российских футбольных клубов среди своих пользователей.

Карта российских футбольных болельщиков

Можно долго вращать во все стороны разноцветную карту футбольной России и рассуждать о том, как «Анжи» оказался более востребован, чем модный «Краснодар», «Терек» — не востребован совсем, хотя за ним стоят миллионы болельщиков и вообще он «Ахмат», а в Крыму всем остальным предпочли ЦСКА (шутка про вежливых людей). Но еще один вопрос сразу же отправился на самый верх таблицы: достаточно ли сделали чемпионы, чтобы там оказаться? Построили стадион, собрали команду — да, но дело не только в них.

Сразу признаюсь: я совсем не болею за «Спартак», однако это никогда не мешало мне волноваться о чемпионате России в целом. Спустя много лет и как минимум до конца осени клуб Леонида Федуна — снова его лицо, и если за этим лицом понаблюдать через интернет, станет сначала скучно, а потом грустно.

Чтобы избавиться от любой предвзятости, через пару часов после выхода релиза «Яндекса» я написал паре своих московских товарищей. Эту весну они, как и многие, провели в эйфории, но уже отошли и согласились изложить актуальные претензии к своему клубу.

Из получасовой переписки вышел небольшой список из трех пунктов:

1. Сайт, который уже давно отстал от жизни. Визуально, стилистически, как угодно он вряд ли выглядел бы хорошо даже для клуба, которым не интересуется никто за пределами Тушино, и точно — не для чемпиона страны. Ламповый дизайн, душные тексты, отсутствие мобильной версии — это все только то, что лежит на поверхности.

Отдельный пункт, в который совсем не хочется верить: сайт «Спартака» разговаривает только на русском. Вернее, английская версия есть, но время на ней символично замерло в 2013-м году, на поражении от «Санкт-Галлена».

2. Бессмысленные социальные сети, которые как правило просто дублируют те же самые новости с сайта. Послематчевые посты в инстаграме, в которых не указываются голы соперников, фотографии, которые вряд ли понравятся техническому спонсору клуба, и много других удивительных вещей.

3. Упущенный хайп вокруг чемпионства. Из первой за 16 лет победы клуб даже не постарался выжать ничего, кроме продажи билетов на последние матчи. Ни десятков радостных постов, ни чемпионской графики, ни коллекции одежды — мы не увидели ничего. На стадионе перед «Тереком» продавали пару маек с кубком и какие-то непонятные шарфы с Каррерой, в интернет-магазине до сих пор продолжается сейл к 95-летию и о чемпионстве — ни слова. Хуже того — в саму чемпионскую неделю он вообще не работал. Все это при том, что стадион был раскуплен целиком и люди наверняка были готовы потратиться.

***

Если уложить все это в одно предложение, вывод получится простой: когда болельщикам «Спартака» нужно от клуба что-то, кроме самого футбола, скорее всего, они обратятся в другое место. На Sports.ru, в магазин «Фратрии», «Спорт-Экспресс», а самые отчаянные, возможно, даже на один известный красно-белый телеканал.

С одной стороны, никакой проблемы здесь можно и не разглядеть. «Ростов», например, живет еще скромнее, но обыграл же «Баварию» и «Аякс» — и все были довольны. С другой, любая победа — история временная, а подпитывать своих болельщиков и подпитываться от них клубу нужно постоянно, и чем больше и разнообразнее, тем лучше и выгоднее.

Вряд ли для вас станет откровением, что через монитор любого размера уже давно можно сделать все, что угодно: стать суперзвездой, собраться на президентские выборы или просто заработать денег. В случае «Спартака» это история как раз про упущенную выгоду. Не верите мне — почитайте хотя бы ежегодные отчеты Nielsen или прикиньте в уме, сколько золотых футболок могли бы разобрать за один майский вечер тысячи счастливых людей.

Не знаю, как устроен клуб Леонида Федуна изнутри, и могу только догадываться, кто мог бы сработать в этой ситуации поэффективнее — легендарный демиург красно-белого пиара, наверняка до сих пор начинающий каждое утро с бумажной газеты, или маркетологи, уже собравшиеся покорять Китай. Но точно знаю, что так забивать на пару миллионов человек, которые каждый день болеют за тебя онлайн, в 2017-м году — значит, вредить самому себе.

Всю прошлую осень каждый четверг мы с друзьями по Колумбийскому университету ходили на лекции одного из вице-президентов НБА. Там говорили много умных и сложных вещей, но немало и простых и понятных. Например, что в любой лиге все команды так или иначе должны быть заодно, а отдельный успех как таковой на капитализацию влияет существенно меньше, чем стабильная и продуманная работа; неважно, в Америке вы, Москве или Шанхае.

Поэтому от имени двух своих возмущенных друзей и нескольких миллионов людей, которым небезразличен ромбик, я хотел бы обратиться к вам, обладателям золотых медалей, отличного стадиона и секретного рецепта борща. Начните меняться, и от этого выиграют все. И лига, другие клубы, которым вы сможете стать примером, и ваши болельщики, и в самую первую очередь вы сами.

Иначе этой осенью поражение в виртуальной Лиге чемпионов вам обеспечено. Закрасить всю Европу в московский оттенок красно-белого у одного «Яндекса» вряд ли получится.

Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов, Дмитрий Мухаметкулов