6 мин.

Медиаклубы в Кубке России дарят ту же магию, которую раньше привозили команды РПЛ

Денис Смирнов объясняет, зачем турниру нужны «Амкал» и другие.

Медийные клубы пробились в 1/128 Фонбет Кубка России и сыграют на выезде. «Амкал» уже побывал в Домодедове, 2Drots приедут в Кострому, а «Броуки» – в Дзержинск из Нижегородской области.

Медиаклубы третий сезон подряд пробиваются во второй раунд и выезжают в регионы. И каждый год это напоминает о детстве. В моем с футболом сильнее всего ассоциировался июль.

Конечно, я именно про живой футбол. Смотреть на Хави и Клозе по телевизору круто, но увидеть вживую среди шума стадиона тех, кого обычно видишь только через экран – уникальное чувство. Особенно для ребенка.

Если вам повезло жить в городе с командой РПЛ, футболом была почти любая неделя в году. Но в остальных местах футбол по-настоящему оборачивался в праздник лишь когда приезжала команда РПЛ. И для команд Второй лиги такое происходило в одном случае – в Кубке России.

Это был целый ритуал. Представьте, что живете в Иванове, Муроме, Владимире. В апреле стартуют первые стадии Кубка – переборем ли конкурентов из Второй лиги? Июнь и самое сложное – битва с гигантом из Первой лиги. Июль и самое волнительное – жеребьевка 1/16 финала с путевками командам РПЛ. Как же страшно вместо топ-клуба со звездами получить «Луч» или «Сибирь»! 

В 2009-м мне повезло. Ближайшее к моему городу владимирское «Торпедо» легко прошло двух конкурентов из Второй лиги, сокрушило «Шинник» и в 1/16 попало на «Зенит». Анюков, Зырянов и Погребняк на шершавом поле, где обычно бегает Вязьмикин – вау.

Именно Кубок России стал возможностью впервые сходить на большой футбол. За 15 лет многие детали забылись, но в памяти атмосфера безумного ажиотажа. Шесть тысяч билетов на центральную трибуну раскупили за несколько часов («Торпедо» уверяло, что на игру пришло бы и 50 тысяч). Билеты без закрепленных мест – приходилось вглядываться в заполненные трибуны и искать островки пустоты.  Перед этим мы с папой изъездили несколько улиц, чтобы найти свободное место для парковки – в паре километров от стадиона.

Для большинства зрителей, как и для меня, это первый опыт большого футбола. Люди не знали, как правильно болеть, но старались: робко запускали волну и подхватывали кричалки с фанатского сектора.

Конечно, «Торпедо» без шансов 0:2. Но на победу и не рассчитывали, главное – прикоснуться к празднику. 

Летом 2022-го кайф закончился. Формат Кубка изменился: денег стало больше, как и ярких матчей между топами РПЛ. Но мальки из Второй лиги оказались в загончике Пути регионов. До команд РПЛ шесть стадий и два клуба Первой лиги. С тех пор до клуба РПЛ добиралась лишь одна команда Второй лиги – питерская «Звезда» в сезоне-2022/23. Праздник снова только по телевизору.

Внезапно эту пустоту заполнили медиаклубы. Оказалось, что приезд «Амкала» или 2Drots в Муром или Иваново событие не менее красочное, чем приезд ЦСКА или «Зенита». 

Для зрителей на трибунах – это шанс прикоснуться к новым кумирам. Или хотя бы просто к людям из большого и обсуждаемого мира с сотнями тысяч фанатов, которые постоянно мелькают в медиа. 

Август 2023-го, дети в Муроме встречают автобус 2Drots – даже не матч, а открытая тренировка. Групка особо активных бегает вокруг автобуса и кричит «2Drots, 2Drots».

На следующий день родной «Муром» проиграл, но дети все равно счастливы. После финального свистка они выпорхнули на поле и устроили массовый забег за президентами 2Drots – с телефонами наготове. 

После игры мама болельщика 2Drots проникла в раздевалку – чтобы игроки расписались на мяче для ее сына. Она даже предлагала деньги растерянному начальнику команды, а когда тот отказал – сама прошлась по всем игрокам.

Для клубов – шанс покуражиться. 

Крестраж медиакоманд в Кубке – ивановский «Текстильщик»: они выбивали 2Drots в 2022-м и «Амкал» в 2023-м. А после второй победы назвали себя убийцами медиафутбола. Дерзость, бессмысленная в адрес равных из Второй лиги, ее заслуживает только статусный оппонент. 

Для сторонних наблюдателей – возможность исследовать колорит регионального футбола.

Снова Муром – стадион имени Виктора Лосева на две тысячи мест легко заполнился. Люди наблюдали за футболом с балконов окрестных домов. Оператор «Матч ТВ» поймал десяток колоритных кадров. Лучший – квартира, житель которой смотрел этот же матч.

Или вот еще. «Амкал» против «Твери». Роман Нагучев («Матч ТВ» показывали все игры медиакоманд в Кубке) узнал, каким может быть комментаторское место.

Еще для всех – это просто красивые истории. 

«Муром» и «Велес» бесплатно раздавали билеты на «Амкал» и 2Drots: «Мы не хотим зарабатывать на болельщиках, а хотим сделать футбольный праздник в Домодедово».

Ивановский вундеркинд Андрей Маслов (в 13 лет попал в Книгу рекордов Гиннесса) собрал из кубиков Рубика логотипы 2Drots и «Текстильщика».

Капитан «Амкала» Арсений Левшук получил красную в игре против «Знамени», но пошел не в раздевалку, а на трибуну «Амкала». Остаток игры он фотографировался со всеми желающими и поддерживал «Амкал». Хорошее напоминание, что дистанция между игроками и фанатами бывает очень короткой.

В 2024-м приезд больших команд в регионы дает даже большую глубину, чем в 2009-м. Стайка медиафутбольных медиа, которые повсюду ездят за клубами, фиксируют все важное и забавное, раскладывая событие на десятки ярких сюжетов.

Но, безусловно, главный победитель в этих выездах – не зрители телевизоров и телеграм-каналов, а местные жители. Посмотрите еще раз видео с детьми в Муроме: такой восторг и счастье можно испытывать только в детстве – и он заряжает любовью к футболу на долгие годы.

В 2024-м медиаклубы откроют новые города – Кострому и Дзержинск. И для кого-то эти матчи тоже станут шансом впервые прикоснуться к большому футболу.

Звезды Медиалиги заявляются в Кубок России как персонал. Чтобы обойти регламент и попасть на бровку

Какой артхаус в Кубке России! Кадры матча 2Drots в Муроме – кино

Фото: РИА Новости/Илья Питалев; fc-zenit.ru/Вячеслав Евдокимов