6 мин.

«Амкал» и «Броуки» напомнили, зачем нужен медиафутбол

Величие.

Медиаклубы вылетели из FONBET Кубка России от команд Первой лиги: «БроукБойз» уступили «Соколу» (0:2), «Амкал» не справился с «Енисеем» (1:2). 

Да, 1/32 финала не покорилась, но это все равно самое грандиозное выступление медиакоманд в Кубке. 

В 2022-м появление «Амкала» и 2Drots в Кубке России шокировало и интриговало, но к 2025-му сюжет приелся: легкие проходы мальков из Второй лиги сменяют разочарования против команд из Первой. До РПЛ – вообще световые годы. Кайфа от матчей тоже не так много – блогеры еще мелькали в составах в 2022-м, но в итоге не остались даже в запасе. В комментариях на Спортсе’’ есть доля правды – не очень весело смотреть, как бывшие игроки Второй лиги обыгрывают нынешних.

В 2023-м сюжет освежили 2Drots: забрались в рекордную 1/32 финала и сыграли в сухом доке в Мурманской области. В 2024-м было поскучнее – только «Амкал» повторил рекорд. А кампания 2025-го могла стать самой тоскливой за все время.

И вот – грандиозный поход «Амкала» и «Броуков».

Он поражает парадоксальностью.

● «Амкал» вообще готовился пропустить Кубок. Президент клуба Герман Эль Класико всю весну намекал: денег нет, а турнир дорогой и не очень важный. Партнер все же нашелся, и с ним придумали перфоманс – выйти против «Кванта» в первом раунде блогерами, стримерами и музыкантами. Ощущалось, что Герман готов пожертвовать Кубком ради яркого инфоповода – и спокойно готовиться к осеннему Кубку Медиалиги.

Так «Амкал» прошел три клуба Второй лиги. 

● В июне существование «БроукБойз» вообще было под вопросом – после скандала в полуфинале WINLINE Медиалиги их могли исключить из турнира. «Броуки» убедили дать шанс: в ответном полуфинале обыграли «СиндЕкат» и выгрызли путевку в Кубок России. 

Один клуб собирался пропускать турнир, второй вообще мог закрыться за два месяца до старта. А потом они создали главные сюжеты года в медиафутболе. 

Он учит, что не надо бояться пробовать новое.

«Амкал» в каждом матче выпускал в старте медийных людей – просто ради фана. 

Первый раунд, «Квант» (3:1): 45 минут отыграл стример Парадеевич (и забил!), по 24 минуты – певец Лимба и стример Дмитрий Ликс. Еще на поле мелькали комик Роман Косицын, тиктокер Вячеслав Морозов и продюсер Олег Титов.  

Второй раунд, «Калуга» (1:0): по 18 минут у 226-сантиметрового экс-баскетболиста Павла Подкользина и 14-летнего Василия Гончарова.  

Третий раунд, «Салют» (2:1): 23 минуты отыграл 70-летний экс-председатель правления «Зенита Александр Медведев.

Четвертый раунд, «Енисей» (1:2): 25 минут у президента Медиалиги Николая Осипова. 

«Амкал» рисковал, дарил минуты любителям, но парадоксально проходил дальше. А еще получал медийную награду – звезды в составе генерировали новости в федеральных медиа, обсуждения на «Матч ТВ», просмотры на роликах и даже реакции по всему миру

Даже новый партнер Majestic, который изначально подписался лишь на один матч Кубка, продлился до конца розыгрыша (а, может, и останется насовсем). 

«Броуки» классно вдохновились «Амкалом»: вспомнили, что голы на ранних стадиях Кубка идут в рейтинг российских бомбардиров. Так позвали Федора Смолова и Ари. Они не просто забивали и затащили клуб в рекордную 1/32 финала, но и просто добавляли яркости: Смолов появился на ютуб-канале «Броуков» и эпично съездил в Орел – местные сравнивали ажиотаж с приездом Путина. Ари провел суперматч против «Сатурна» – еще и отметил гол со своей половины поля в стиле Франческо Тотти. 

Конечно, в приглашении Смолова и Ари куда меньше риска, чем в ставке «Амкала» на любителей. Но главное, что «Броуки» тоже вовлеклись и отошли от чуждой медиафутболу серьезности. Мой любимый хайлайт – из победной раздевалки после «Сатурна». Президенты «Броуков» и Смолов размышляли, кого еще пригласить: Мамаева, Тьерри Анри или даже Сергея Галицкого. 

Лучше посмотрите видео – пересказ точно не передаст атмосферу.

Конечно, вряд ли они всерьез планировали их звать. Но в этих эмоциях и фантазиях чувствуется персональное открытие: оказывается, можно запросто создавать волшебство. Звать Смолова, Ари, Парадеевича, Вилсакома – и вызывать эмоции у очень широкой аудитории. Роскошные сюжеты рядом, просто протяни руку. 

На фоне «Амкала» и «Броуков» совсем уныло выглядят 2Drots – единственные, кто сознательно отказался от перфомансов: выставляли оптимальный состав на оба матча, рассчитывали дойти до клубов РПЛ, но срезались уже в 1/128 финала. Наверняка многие уже забыли, что 2D вообще играли в этом Кубке. 

И главное – эта кампания вдохновляет.

Неловко повторяться, но 2025-й – ключевой для Медиалиги и всего медиафутбола. Весь год мы видим сигналы о том, что индустрия не в порядке: уходят беттинг-партнеры, маленькие клубы закрываются, не найдя аудиторию, просмотры падают даже у топов. 

Есть ощущение, что для Медиалиги и многих ее участников самым простым способом быть медийными стали цифры и громкие имена. 20 тысяч на «ВТБ Арене» и «Краснодаре», 30 тысяч – на «Лужниках» и «Газпром Арене». Тошич, Глушаков и Павлюченко – на поле. Инстасамка, Баста и Вилсаком – президенты клубов.

Само по себе это нестрашно (ведь «Броуки» и «Амкал» тоже подписывали звезд), но проблема в том, что праздничный фасад ретуширует пустоватое содержание. 

Президенты-селебрити хороши на афишах – но редко создают контент. Исключения есть, но это именно исключения. 

Экс-профи вообще не парятся об интеграции в комьюнити. Серьезно: Смолов за месяц дал больше контента, чем Тошич, Кудряшов, Набабкин, Рыбус и другие за год.

20-30 тысяч зрителей на матчах впечатляют, но какой в них смысл, если играют бывшие профи из Второй лиги с соответствующим уровнем футбола? Уникальных сюжетов как в первых сезонах – хет-трик Текилы и пенальти-сальто Норика – практически нет. Как и очень громких историй – вроде гола Александра Овечкина «Амкалу» и победы 2Drots над ЦСКА.

Это все проблема не только Медиалиги, но и клубов, которые отказались от медийности ради результата. Но не лига ли должна задавать тренды – так, как делала это в 2022-м? Например, ввести квоту на супермедийного игрока – как раз ее начали обсуждать в августе-сентябре, когда загремели перформансы в Кубке России.

Конечно, у Медиалиги тоже были удачи в этом году: яркий выезд в Абхазию, расцвет Манекена как медиазвезды. Но «Амкал» и «Броуки» словно открыли новую реальность, напомнив, что медиафутбол любят не за цифры, а за сюжеты. Экспериментировать можно не только в последнем туре, когда все решено, но и в важных матчах.

Самое любопытное – как этот опыт воспримет Медиалига? Изменится ли что-то в седьмом сезоне?

А пока – браво, «Амкал» и «Броуки». В этом году ваши кубковые полтора месяца были лучшими в индустрии.

«Амкал» тоже вылетел из Кубка: с президентом Медиалиги в старте и пропущенным на 87-й

 Moneyken сыграл в нарды, кошка мешала подать угловой. Колоритный выезд Медиалиги в Абхазию