12 мин.

«400 тысяч за трансфер? Лучше мы всей командой сходим в караоке». Как завоевать бронзу Медиалиги за адекватные деньги

Кейс Fight Nights.

Fight Nights – команда-открытие последних двух сезонов Winline Медиалиги. В МФЛ-4 стали четвертыми, в МФЛ-5 – выиграли бронзу. Это первые медали в истории клуба. Достижение особенно впечатляет, если знать контекст.

1. FN – середняк Медиалиги по бюджету. Здесь нет суперзвезд, а игрокам платят не больше 80 тысяч рублей. Для сравнения – в 2Drots и «Амкале» платят по 200-300 тысяч.

2. В обоих успешных сезонах Fight Nights выбивал в плей-офф топ-клубы: «Амкал» и ФК «10».

3. В свой первый год в Медиалиге Fight Nights были среди аутсайдеров. Постоянно меняли тренеров (один работал дистанционно, из Дубая), влипали в скандалы и не могли выйти из группы. Теперь – стабильность, победы над топ-клубами и медали МФЛ.

Ниже – монолог спортивного директора Fight Nights Дмитрия Шишкова. О том, как за два года пройти путь от аутсайдера до одной из самых здоровых команд медиафутбола.

Первый этап – бойцы в составе (рассчитывали на их медийность), Мостовой в роли главного тренера

Пойти в медиафутбол – моя идея. У промоушена Fight Nights всегда была футбольная команда, мы играли в любительских турнирах. Камил [Гаджиев, президент Fight Nights] считает, что нужно заниматься всеми видами спорта.

Я с первого сезона Медиалиги понял, что это офигенный продукт. Был в восторге от организации прямых трансляций: количество камер, картинка – на высшем уровне. Еще меня впечатлило, как Медиалига приглашала команды – присылала черные коробки из дерева. Внутри – мяч и вратарские перчатки с брендингом Медиалиги, а еще письмо с приглашением. Выглядело очень круто.

Мы не успели заявиться в первый сезон, но я решил, что во второй залечу чего бы это ни стоило. Мы хотели сделать красиво: на бойцовском турнире Fight Nights вынести коробку от Медиалиги в центр октагона и вручить Камилу – чтобы он открыл ее и объявил, что у промоушена теперь есть медийная команда. Но перед вторым сезоном от таких приглашений отказались.

Первую концепцию клуба предложил Камил – играют бойцы и футболисты, 50 на 50. Нам казалось, что участие бойцов поможет нам быстро набрать популярность. Мы привлекли Артура Пронина, Никиту Крюкова, Алексея Махно. Из футболистов первым пришел Эль Матадор, который к пятому сезону стал одной из звезд команды. Я в футболе знал всех: занимался с пяти лет, в школе мы играли в одной команде с Пашей Яковлевым. Первый состав отчасти формировался по знакомству: Матадор привел Абу, Камил привел Сашу Фильцова, я позвал Акопа из Basement. В трансферное окно подписали Джичо. Он пришел к нам на просмотр, понравился и я пригласил в команду. Кстати, он же одноклассник Хвичи Кварацхелии. Хвича сидел под Джичо в запасе в тбилисском «Динамо».

Первым главным тренером стал Александр Мостовой – Камил считал, что молодому клубу пригодится медийность Мостового. К тому же они большие друзья, поэтому легко договорились.

По ходу первого сезона мы поняли, что аудитория медиафутбола не знает бойцов. Даже суперзвездных – уверен, выпусти мы Вову Минеева, то и его не узнали бы. Мы решили изменить стратегию и брать известных игроков.

Второй этап – бардак. Тренировал сосед президента клуба и специалист из академии Кокорина и Мамаева (он работал из Дубая)

Первым таким подписанием стал Роман Павлюченко. Это случилось весной 2023-го, перед третьим сезоном Медиалиги. Когда я узнал, что Камил и Рома договорились, был очень счастлив – это огромный шаг вперед и в медиа, и в спорте. Я опасался, что Рома будет просто приезжать на игры, но он стал частью команды: посещает все тренировки, знает всех по имени, активен в чатах – даже присылает мемы. Много общается с игроками атаки: объясняет, как правильно открываться или пасовать. В четвертом сезоне мы проиграли «Эгриси» в матче за бронзу, а в раздевалке он сразу пообещал, что остается в команде.

Рома – чуть ли не единственное светлое пятно третьего сезона Медиалиги. Еще с прошлого сезона у меня накопились вопросов к тренеру. Не к Мостовому – из-за частых разъездов он скорее исполнял роль советника тренера. А к его ассистенту Алексею Злыдневу.

Мне не нравились тренировки: игроки бегали два круга, играли в квадрат, а потом – в футбол. Злыднев отказался от многих хороших игроков, которые пришли на просмотр: среди них были Сергей Киряков и Мушвиг Рзаев – оба недавно выиграли Медиалигу с «БроукБойз». Зато Злыднев пригласил кучу людей, которые вообще не вписывались в командный футбол. Тренер о таком даже не задумывался: Альберт Зайцев провел хороший сезон – берем, Андрей Овечкин неплохо сыграл – берем. 

Но руководство доверяло Злыдневу, поэтому он работал. Перед третьим сезоном я просил Камила уволить Злыднева. Мы договорились, что если проиграем «Родине Медиа» в товарищеском матче, я ставлю другого тренера. Мы победили, Злыднев остался.

Сидя на пресс-конференции перед стартом сезона, я понимал, что в команде бардак, игроки мучаются. Я звонил Камилу и просил уволить тренера. В трансферное окно Камил сказал: «Ладно, я уже сам понимаю – это ту мач». Злыднев – сосед Камила, поэтому продержался так долго.

Но на этом проблемы не закончились. Я хотел позвать главным бывшего тренера «Амкала» Дениса Зубко, но наш защитник Мура навел Камила на Арама Айрапетяна. Арам тренировал Reality в первом сезоне, вышел в финал Московского Кубка Селебрити, а потом уехал в Дубай руководить академией Мамаева и Кокорина.

Я был против, потому что Арам собирался работать из Дубая. На первой пресс-конференции он неправильно назвал двух из трех ближайших соперников. Потом убрал лидеров – Семаху, Острого и Джичо, последнему сказав, что он – худший игрок в команде. Потом поставил крайнего защитника Матадора опорником, а атакующего полузащитника Федорина – центральным защитником. Мне не нравилось, что он полоскал игроков. В детской школе иногда можно наорать на ребенка – это воспитательный момент. Но почему постоянно кричишь на игроков, которые всего на 5-6 лет младше?

Всю работу на месте делали его тренер по вратарям Заур и тренер по физподготовке Софи (которого мы привезли из Казани). Они попросили не вмешиваться в их процессы и взять Никиту Безлихотного, Павла Деобальда, Евгения Скобликова и Максима Федосеева. За Деобальда «Дружина» запросила 100 тысяч рублей, но мы договорились, и все четверо пришли в Fight Nights.

Тренерский штаб Арама обещал, что если мы возьмем этих игроков, то результат будет. Но в третьем сезоне мы опять не вышли из группы. Арам попросил встречу с Камилом, рассчитывал на продление контракта. Но Камил уволил его.

Третий этап – перезагрузка. Доверились Шишкову, сменили логотип и цвета, нашли тренера, который привел к бронзе Медиалиги

К лету 2023-го я набил шишки, набрался опыта и изучил рынок медиафутбола. Я почувствовал, что могу самостоятельно управлять спортивным блоком Fight Nights и убедил Камила довериться мне. А в случае провала был готов к увольнению. Он согласился. Это случилось перед четвертым сезоном Медиалиги.

Первым делом я расчистил команду от людей Арама. Затем нарисовал новый логотип и обновил цвета: вместо сине-голубых – черно-бело-оранжевые. Мы поменяли производителя формы и титульного спонсора. Это был важный символический шаг – начать с нуля.

В шорт-листе были экс-тренеры «Амкала» Денис Зубко и Юрий Бабин. У первого не получилось из-за работы, по второму поняли, что не наш формат. И тут мне посоветовали Диму Смирнова – он тренировал клуб «Джипси», который собирался в Медиалигу. Смирнов сразу понравился мне, а когда он приступил к работе, я понял – это ровно то, чего я хотел.

Он умеет грамотно и спокойно донести до игроков мысль. Другие тренеры общаются через мат и ор, но у Смирнова этого нет. Он интеллигентный мужик, это особенно ощущалось на контрасте с Арамом. Коммуникация прокачана до 80-го уровня. Даже бывшие игроки не говорят о нем плохого.

В первом же сезоне со Смирновым мы дошли до полуфинала (хотя раньше не выходили из группы). В четвертьфинале обыграли «Амкал» (2:0), я считаю, что это один из лучших матчей в истории Fight Nights.

Принципы обновленного Fight Nights: потолок зарплат, команда как семья, поиск талантов во Второй лиге

Пока другие команды раздували бюджеты, нашей философией стало – «хорошая команда за адекватные деньги». Мы не хотим как некоторые команды: «Вот мешок денег, давайте пошумим!» А потом мешок заканчивается, и команда закрывается. Мы хотим вдолгую. Если проект будет долгосрочным, нам будет проще увеличивать размер пакета от букмекера, привлекать других партнеров и индексировать зарплаты.

Наш бюджет – от 23 до 25 миллионов рублей в год. В пятом сезоне Медиалиги мы зашли далеко, выплатили много бонусов игрокам. Проще посчитать бюджет на месяц – около 2 миллионов. У топ клубов может быть и 6-8 миллионов месяц, а по лиге два миллиона – средний бюджет. Мы не бедствуем, мы – середняки лиги. Просто не транжирим, не раздуваем рынок, платим адекватные деньги.

В Медиалиге платят и по 200 тысяч рублей. У нас есть потолок зарплат, после бронзы в пятом сезоне мы подняли его с 70 до 80 тысяч в месяц. Выйти за потолок мы готовы только в двух случаях.

Во-первых, за потолком зарплата Романа Павлюченко. Он важный игрок, у него особые условия: 100 тысяч рублей за матч и бонусы за голевые действия.

Во-вторых, мы готовы платить больше медийной суперзвезде. Сейчас мы начинаем работать с болельщиками и понимаем, что на наших игроков людям не так интересно смотреть. Способ повысить медийность – подписывать звезд. Так сделали Rocket Team, подписав Майка Крапивникова. Из-за потолка зарплат мы не подписали Маврина перед четвертым сезоном. Тогда я не знал, что под таких личностей можно выбить дополнительные деньги от партнера. Уже после мы предлагали Прокопу 500 тысяч в месяц.

Я могу пойти по легкому пути: убрать из команды всех, кто не ведет соцсети, и набрать медийных. Сейчас их много на рынке, они готовы на относительно небольшие зарплаты –  ниже 80 тысяч в месяц. Но я так не хочу. Понимаю, что мы пошумим, но футбол такая команда не покажет. Я проигрывать не люблю и не хочу.

Кому-то покажется, что невозможно найти сильных игроков на такие зарплаты. Но я всегда любил FIFA Manager: я изучаю составы команд Второй лиги на трансфермаркете, смотрю матчи. Мне нравится раскрывать неизвестных и заряженных игроков. Для меня это челлендж. Платить по 400-500 тысяч за трансфер – неправильно. Лучше на эти деньги мы всей командой сходим в бар или караоке.

Камил относится к игрокам как к друзьям. Если у кого-то порвались бутсы, он говорит: «Дим, свози его, купи ему бутсы». Он всегда помогает. При этом Камил не хочет, чтобы в Fight Nights приходили за деньгами. Когда в команде был проходной двор, Камил говорил: «Я не буду с ними общаться, если они приехали не разговаривать, а набивать себе цену и говорить только о деньгах как коммерсы!» Зимой Камил попросил всю команду подписать контракты с заниженными зарплатами или с такими же зарплатами, которые были до выхода в полуфинал. Это был тест: всем, кто подписал, Камил поднял зарплату. Один из наших лидеров, Батяй, не подписал контракт и ушел.

У нас дружный коллектив, поэтому важно не допускать перекос в зарплатах. 

Пятый сезон привел нас к первым медалям Медиалиги в истории клуба. Мы развиваемся планомерно: немного подняли потолок зарплат, скоро появится новый партнер – большой сетевой магазин. Наш бюджет увеличится, мы улучшим контент.

Я хочу, чтобы проект Fight Nights существовал долго. Я живу им. Очень люблю футбол, а Fight Nights дает мне возможность заниматься любимым делом. Проект для меня успешен, потому что мы – участники Медиалиги. Это офигенная лига, тут я познакомился со многими крутыми людьми. Для меня это гигантский опыт.

Следи за успехами Fight Nights в клубном телеграм-канале и в канале Дмитрия Шишкова

Телеграм-канал Ильи Ковалева

Фото: instagram.com/dmitryfn; instagram.com/fcfightnights; vk.com/media.league