Аналитика в «Кайрате» и текущее развитие аналитической индустрии в Казахстане
Дмитрий Гусев работает в ФК «Кайрат» с 2016 года. За шесть лет работы в клубе он занимался web-разработкой, аналитикой и ведением системы фитнес-данных Catapult.
Дмитрий поделился с нами своим опытом работы в «Кайрате» и рассказал в целом о своем видении индустрии футбольной аналитики в Казахстане.
Карьерный путь: из web-программиста в аналитика первой команды
– Расскажи о своем карьерном пути. Где ты работал до футбола?
– Можно сказать, что «Кайрат» – моё первое место работы после окончания университета, до него была только практика. Предыдущая деятельность не была связана с футболом – работал в IT-компании. Во время практики появилась возможность перейти в футбольный клуб, так и начал карьеру в спорте. Единственное, что меня связывало с футболом до «Кайрата» – это тренировки в одной из любительских команд ещё во время учебы в школе и дикая страсть к футболу.
– Как именно попал в «Кайрат»?
– Изначально я пришел в клуб на должность web-программиста с целью разработки официального сайта клуба и внутреннего портала. На этой должности проработал около шести месяцев. После, благодаря знакомству с аналитиком команды и обучению у него, меня перевели в команду на должность аналитика.
Аналитика в «Кайрате»: ежедневные теории, подготовка к матчам и live-анализ
– Как устроена аналитика в «Кайрате»? Из чего состоит типичный рабочий день и недельный цикл?
– Для начала стоит отметить, что у нас анализом занимается не один человек. В каждой из структур есть свой отдел: в команде Премьер-лиги, в команде Первой лиги и Академии. По сути это ежедневная кропотливая работа с видео: нужно подмечать основные моменты игры соперника и особенности, которые могут сыграть нам на руку. Эту работу нельзя охарактеризовать как «просто сделать нарезку по видео». Для этого можно воспользоваться InStat или Wyscout, чтобы не тратить время на выполнение нескольких действий, а сразу показывать игрокам готовый видеоматериал.
– Какие программы вы используете при работе?
– Я уже упоминал InStat и Wyscout, но они больше служат для получения видео матчей. Остальная и основная работа уже проходит в других ПО. Если мы говорим про кодинг видео, то это Sportscode или Longomatch, в дополнение к этому еще и Studio для графики.
– Как вы готовите теорию: что входит в неё и как затем выстраивается коммуникация с игроками?
– Сама теория для команды состоит из 5 фаз игры, которые присущи философии нашего клуба. Они проводятся на ежедневной основе. Также стоит отметить индивидуальные и групповые (по линиям) беседы с игроками, которые проводятся обязательно и с заранее подготовленным видеоматериалом. Помимо нарезок видео, мы используем ПО для прорисовки основных моментов в каждом эпизоде, на которые мы хотим обратить особое внимание игроков. тут уже помогает Studio или CoachPaint.
– Как работает live-анализ в «Кайрате»? Показываете ли в перерывах игрокам типичные ошибки, и на что стоит обращать внимание при игре?
Мы начали использовать live-анализ с 2019 года. Проходит это всё в самом штатном режиме, как и анализ при подготовке к матчу. Единственно отличие – очень ускоренный темп работы. Мы сохраняем полностью весь рабочий процесс от просмотра и выделения важных моментов, до прорисовки деталей в этих моментах. Плюс ко всему, во время игры мы всегда на связи со скамейкой – идет обмен информацией, получаем дополнительные задания по видео от главного тренера. Если вы видите во время матча рацию у кого-то из нашего тренерского штаба, то знайте – это не таинственный эксперт со стороны, а те люди, которые работают в штабе на постоянной основе.
После мы спускаемся в раздевалку, ознакамливаем главного тренера со всеми эпизодами, которые мы вырезали и показываем видео игрокам. Из-за того что перерыв между таймами составляет около 15 минут, то выделяем всего по 5-7 моментов для показа. Помимо этого футболистам нужно время для других необходимых действий, к примеру, со стороны медицинского штаба или просто отдыха.
– При анализе больше акцентируете внимание на ошибках или на положительных моментах?
Если говорить о разборах при подготовке к матчу, то из-за большего количества времени, мы можем акцентировать внимание на ошибках, чтобы улучшить и отработать какие-либо качества в игре. Также хватит времени и на подготовку плана игры по сопернику: как будем играть, конкретно какие действия предпримем для получения желаемого результата.
Если мы говорим о live-анализе, то опять же возвращаемся к стесненным временным рамкам, в которых нужно не только показать игрокам эпизоды по игре, но и поднять дух, мотивацию. Главный тренер уже решает, какие цели мы сейчас преследуем, что именно мы будем показывать – положительные или отрицательные, а может и то, и другое. С нашей же стороны, мы понимаем, что должны отобразить максимально качественно и объемно информацию по первому тайму, чтобы у тренера было из чего выбирать. Бывало такое, что и выигрывая 3-0 в первом тайме главный тренер рвал и метал в раздевалке. Опять же: как отдел мы обязаны упрощать, ускорять работу и помогать достигать команде нужных результатов.
Фитнес-данные и Catapult: определяем оптимальные нагрузки и риск травм игроков
– Как у вас выстроена работа с фитнес-данными?
– Используем их повсеместно: на матчах, тренировках. Если бы наша система позволяла работать еще и в зале, то и туда бы ее заносили, но работа происходит в основном на поле. В зависимости от цели тренировки используем live-отслеживание: контролируем скорость футболистов, частоту сердечных сокращений, объем и интенсивность в работе каждого игрока. В принципе, имея систему GPS-трекинга, можно очень многое сделать для пользы команды. Тут главное понимать какие задачи ставишь перед собой, когда начинаешь вводить что-то в рабочий процесс. Для этого нужны знания не только одного аналитика, а как минимум еще и тренера по физподготовке, с которым мы должны работать в тесной связке.
– Расскажи подробнее о Catapult: для чего нужна платформа, как работает и какую практическую пользу приносит команде? Как с ней работаете?
– Сама Catapult представляет из себя не только платформу с данными. Скажем так, что это система, которая включает в себя три направления по работе в спорте в целом: это GPS-трекинг, видео, система менеджмента. Мы работаем же только с GPS-трекингом, но раньше еще работали с видео. По сути своей Catapult собирает все данные о деятельности игрока во время активности – будь то матч или тренировка. Мы используем ее во всех активностях, которые происходят под открытым небом. Исходя из этого у нас собирается и обрабатывается информация о каждом игроке: как он тренируется, как играет, что делает на поле, с какой интенсивностью и в каком объеме. Эта информация напрямую предоставляется тренерскому штабу после каждой активности.
– Использует ли медицинский штаб эти данные?
– В случае необходимости – да. Такая практика была уже у нас, когда на основе данных мы понимали, что у игрока есть риск травмы и ему нежелательно выходить на поле. Медицинский штаб получал эту информацию и уже совместно с тренерским штабом решали – будет этот игрок задействован или нет. Но это минимум из того, что делается и может быть сделано с этой системой.
– Приведи примеры того, как используете систему
– Как один из вариантов, я обрабатывал данные и связывал их с видео для получение более расширенной информации о деятельности игрока. К примеру, мы хотим посмотреть все спринты игрока за матч, с помощью кода и данных с датчиков спустя 10-15 минут мы уже имеем видео со всеми эпизодами. Или, например, мы хотим видеть как команда переключается в фазах игры – совместили видео, а именно код и наложили на данные в системе. Как результат, штаб уже видит кто как работает при тех или иных тактических моментах.
Так же и со владением, во время матча отмечали когда команда владеет мячом, а когда нет, после связывали с данными и на выходе получали сравнительную характеристику двух фаз игры. Можно абсолютно легко получить все данные, которые записывает система, такие как дистанции, скорости, акселерации, ЧСС (частота сердечных сокращений), микродвижения и так далее, при синхронизации с кодом по видео.
У нас был тренер по физподготовке, с которым в апреле месяце мы уже имели несколько вариаций тренировочного плана в октябре месяце, исходя из календаря турниров, в которых команда участвовала. Присутствовало постоянное планирование и контроль его исполнения на основе данных и достижения желаемых результатов в плане физической подготовки. Это был, наверное, лучший период времени именно по работе с тренером по физподготовке. Стоящий опыт, который нашим специалистам нужно взять на заметку и начать изучать этот вопрос.
– Кроме прогнозирования травм, какая от этого практическая польза?
– Практическая польза зависит от того, что хочет тренерский штаб. Кому-то нужна такая информация, кому-то нет, кому-то нужны данные о ЧСС, кому-то опять таки нет. Вопрос больше подхода тренера по физподготовке. Однако одно я могу сказать точно, что в идеальном рабочем процессе, если штаб хочет выжать максимум из возможностей системы, нельзя ограничиваться только на данных после активности. У вас должен быть план по нагрузкам, в соответствии с днями подготовки. Вы должны понимать, откуда брать максимум для определения % нагрузки по каждому дню, должен проводится ежедневный, еженедельный и ежемесячный анализ своей работы.
Исходя из этого, уже можно создавать индивидуальный профиль каждого игрока с тренировками для поддержания или улучшения физической формы. Видов анализа невероятно много в свободном доступе. Нужно лишь желание и стремление к изучению новых материалов и готовности к их реализации. Все основывается на знаниях, которые достаточно легко найти.
– Есть ли сложности, с которыми вы сталкиваетесь при работе?
– Не везде так все просто, как говорю. К примеру взять вратарей. Мы совместно с тренером вратарей команды на протяжении некоторого времени искали материалы по их работе с датчиками. Да, есть отдельные датчики для вратарей с особой калькуляцией их активности. После десятков дней поиска информации в свободном доступе мы столкнулись с проблемой – информации практически нет. Всего пара материалов. После фиаско с внешними ресурсами мы уже задействовали собственные и начали, так сказать, работать «в поле» с информацией, которую мы можем собрать. Это было не бесплодно, у вратарей, как и у полевых игроков, достаточно много зависимостей в данных, и лично по мне, это ниша выглядит интереснее к изучению и работе.
Это лишь подтверждает тот факт, что для работы не нужно ходить далеко, искать знакомства, людей, знающих больше тебя, которые могут выполнить за тебя твою работу. Главное – стремление.
Об индустрии футбола и аналитики в Казахстанской лиге: аналитика – не волшебная пилюля.
– В каких клубах есть отдельные аналитики или аналитические отделы?
– Если верить официальным данным, то в 50% клубов есть аналитики, но если говорить о целом аналитическом отделе, то такой есть только в «Кайрате». Чем занимаются аналитики в других клубах – мне неизвестно. Возможно они зарегистрированы так документально, а по факту, этой работой в основном занимаются тренеры.
В нашей стране считается привычным, что тренер сам анализирует и работает с данными, как по видео, так и по GPS-системам, которые есть только у нескольких клубов. Это очень печально как для самих клубов, так и для федерации. Все должно начинаться с головы, в данном случае с последними упомянутыми. Отсутствует спрос, потому что превалирующее большинство людей говорит о том, что у нас нет информации или примеров опыта для работы с аналитикой. На личном примере скажу, что все необходимое лежит на расстоянии вытянутой руки, было бы желание: Вы можете найти весь материал в интернете на иностранных ресурсах.
– Насколько сильно футбольная аналитика внедрена в клубы казахстанской Премьер-лиги?
– Если брать уровень внедрения, то используется в большинстве случаев только работа с видео, так как системами GPS-трекинга, наши клубы не обеспечены по разным причинам. Я знаю, что только у четырех клубов есть такие системы.
Возможно, если бы в этом был больший интерес со стороны Федерации футбола Казахстана, то ситуация была бы намного лучше. Сейчас только ходят разговоры о том, что начинают делать небольшие шаги в этом направлении. Но такие разговоры ходят постоянно, а изменений нет. По каким причинам? Неизвестно.
– Какие на данный момент перспективы развития аналитики в Казахстане и казахстанского футбола в целом?
– Аналитика не является волшебной пилюлей, которая выведет наш футбол на высокий уровень. Это вспомогательный фактор во многом. Мы с вами говорим об аналитике видео и данных GPS-трекинга, однако нужно понимать, что это всего две из множества составляющих в работе. В клубах Старого света функционируют целые отделы, которые не только разбирают матчи и анализирует физическое состояние игроков, но и отслеживают, в принципе, прогресс игроков, которые у них в клубах. Не зря эти отделы называются Performance Analysis & Sport Science Department. Контроль ведется не только по факту работы на поле, но и вне поля: чем занимаются игроки, как они питаются, как восстанавливаются, как учатся, какие процедуры получают, какое у них психологическое состояние на протяжении дня и так далее.
– Какие барьеры для развития аналитики есть в Казахстане? Что поможет её заметно улучшить и развивать?
– Как и в каждом проекте – четко поставленные цели. Если мы хотим владеть информацией о развитии наших футболистов с момента их прихода в футбол в 7 лет – должны понимать что нужно делать, как за ними следить, что для этого потребуется; хотим упростить работу тренера – должны искать методы, которые помогут этого достичь; хотим владеть информацией о состоянии каждого игрока – должны вести и контролировать ее на каждом этапе, а не просто носить эту информацию в голове.
У нас все должно идти с головы. Если в высшем руководстве желают развивать ту или иную сферу – то это будет импульсом к первым шагам. Люди будут видеть какие положительные изменения происходят и на своем личном опыте убеждаться в том, что аналитика не заумный термин. Только так индустрия будет развиваться быстрее.
Тут вопрос в однополярности взглядов: «не хотим слушать не футбольного человека». В этом или прошлом году уже пытались сделать что-то вроде первых шагов со стороны федерации, даже отправляли людей проводить у игроков тесты в клубы. Однако что за тесты, для чего они нужны и куда эти данные собирались – вопросы, на которые будет сложно ответить. Нет никакой систематизации. В этом году пригласили специалиста из Европы для создания отдела аналитики на базе команд сборных, но какой-то подробной информацией по этому поводу у меня нет.
– Как начать работать аналитиком в клубе Казахстана?
– Как бы это просто и смешно не звучало – нужно иметь аналитический склад ума и понимание. Всему можно научиться в очень кратчайшие сроки. Моим куратором в самом начале был уже состоявшийся аналитик, от меня требовалось лишь желание и понимание всех процессов. На первых этапах, когда я только перешел в команду, мы общались до глубокой ночи, осваивая материал, с которым предстоит работать. В дальнейшем – это умение работать в команде и принимать и подмечать информацию от разных специалистов. Опять же, во многом моему развитию способствовала ежедневная работа с тренерским штабом, в которой я черпал информацию и методы ежесекундно, хоть мы и выполняли ежедневную, необходимую к выполнению работу.
У нас в обществе устоялось понимание, что не футбольный человек не может заниматься футболом. Однако, на своем примере, и примере моего коллеги с другого клуба, могу с уверенностью сказать, что это не так. Проблема в том, что люди не совсем понимают специфику работы аналитика. Нужно желание, знания и умения. В остальном все зависит от того, как ты себя преподносишь, когда сталкиваешься с людьми, не готовыми тебя принимать.
Если моя история не наглядный пример, можете почитать о Жозе Моуриньо, который в свое время как игрок дошел только до юношеского уровня, так и не став профессиональным футболистом. Однако, 2 победы в Лиге чемпионов и по одной в Лиге Европы и Лиге Конференций УЕФА говорят сами за себя.
Наш телеграм-канал школы футбольной аналитики
Футбольная аналитика в Казахстане: текущее положение, проблемы и перспективы