«После матча с Канадой мы сидели в раздевалке. И вдруг – Кросби приносит свою клюшку с автографом»
Корреспондент еженедельника «Контакт-Спорт» побывал в гостях у экс-нападающего «Казцинк-Торпедо» Кобы Ясса недалеко от Юрмалы.
Десять лет назад в «Казцинк-Торпедо» выступал молодой нападающий из Латвии Коба Ясс, полюбившийся усть-каменогорским болельщикам своими бойцовскими качествами и самоотдачей на льду.
Тогда в 2011 году в столицу Рудного Алтая Коба приехал с братьями Алексеем и Максимом Широковыми. Не так давно работавший в клубе техническим администратором Виктор Корабейников с теплотой вспоминал хоккеистов из Латвии, подчеркивая их высокую рабочую этику и дисциплинированность. Алексей Широков после «Казцинк-Торпедо» выступал в Швейцарии, а на чемпионате мира в Москве защищал цвета сборной Латвии, когда прибалты выиграли у Казахстана (2:1) и остались в элитном дивизионе.
Коба Ясс вернулся в Усть-Каменогорск в сезоне 2018/2019, заключив контракт с «Алтай Торпедо», но вскоре был вынужден покинуть команду. С тех пор прошло уже четыре года, и встреча с Кобой получилась неожиданной.
В век социальных сетей одна публикация может перевернуть все планы в один миг. Возвращаясь на теплоходе из Хельсинки, переночевав в Таллине и усаживаясь в комфортабельный автобус, следующий по маршруту Таллин-Рига, опубликовал свои планы по поездке в столицу Латвии в социальной сети и через час на это сообщением «в личку» отреагировал Коба Ясс: «приветствую в Риге! Приезжай в наш тренировочный хоккейный комплекс!».
Добравшись до Риги, «отойдя» денек от потрясающего чемпионата мира, приобрел билет на электричку и отправился в Юрмалу. Не доезжая до живописного курортного городка, вышел на станции Приедайне и пошел по нужному адресу. Кругом высокие сосны, потрясающе чистый воздух, пение птиц – что еще нужно для счастья? Несколько машин около коттеджа, знакомые звуки клюшек и детский смех – так вот он, тренировочный центр Кобы Ясса! Хозяин центра встретил словно родного, сразу же познакомив с дедушкой, который был удивлен гостю из далекого Казахстана. «Да я был уверен, что найдет наш дом! Он же из Казахстана», - бодро развеял удивление своего деда Коба. Даже тучи и мелкий дождь не испортили впечатлений от удивительной атмосферы. «Я в Ригу езжу раз в месяц, а так всё время здесь. Тут мне очень нравится!», - признается Коба по ходу тренировки. Мальчишки отрабатывают броски и технику владения шайбой, затем перемещаются на футбольное поле, а рядом находится волейбольная площадка. Бросковая зона на втором этаже комплекса, а на первом шикарная и просторная баня. В парилке слышны сверчки. «Баня построена уже давно, здесь мы восстанавливаемся после тренировок и всем очень нравится», - гордо говорит хозяин.
- Коба, четыре года назад вы выступали в составе «Алтай Торпедо», но затем болельщики потеряли вас из вида. Как развивалась ваша карьера после «Алтай Торпедо»?
- Из Усть-Каменогорска вернулся в Латвию. Затем был вариант с «Дизелем» (Пенза), заключил просмотровый контракт и уже занялся оформлением новой визы, что заняло порядка пяти недель. В связи с истечением срока действия предыдущей визы пришлось покинуть Пензу и приехал в Латвию. Прошло около двух недель, был уже конец января, и я понимал, что сыграть за «Дизель» не удастся, к тому же команда была вне зоны плей-офф. Сезон завершал уже в чемпионате Латвии. В начале следующего сезона в товарищеском матче получил травму. Хотелось быстрее вернуться в строй, до конца не залечил травму и через два месяца снова повредил колено. Сделали две операции, а на восстановление ушло больше года, а так как дальнейшую жизнь вне хоккея уже не представлял, то начал заниматься тренерской деятельностью. Поступил в спортивную академию, уже сдал две работы, остался заключительный экзамен и получу диплом бакалавра. Эти два года поменяли мою жизнь, ритм. Пробовал себя в бизнесе, но понял, что лучше снова окунуться в свою хоккейную стихию. Благо, что в карьере были разные клубы, города и страны. Довелось увидеть разные хоккейные культуры, прежде всего, отношение к тренировкам и матчам. Были варианты работать с детскими командами, но решил сосредоточиться на индивидуальной подготовке хоккеистов, а именно катание, физическая подготовка, отдельные хоккейные навыки. Параллельно с учебой начал работать индивидуально с хоккеистами. Разработал свой бренд «Hockey Planet». Привез тренажер для развития навыков катания. Так всё и начиналось.
- Как возникла идея создания центра по индивидуальной подготовке хоккеистов?
- Такая мечта появилась, когда играл в Словакии и мой одноклубник открыл подобный центр в Братиславе. Он часто приглашал в свой центр, и я ездил в Словакию готовиться к сезону. Работая с тренажером для катания, почувствовал значительный прогресс. Всю свою карьеру с головой отдавался тренировкам, постоянно стремился улучшить свое мастерство, анализировал, и в итоге складывается в жизни так, что открыл свой тренировочный центр. Тем более, что с детства занимался дополнительно дома, именно здесь. Первые месяцы арендовал помещение в спортивном комплексе, затем наступил локдаун, тренироваться там уже было нельзя и решил перевезти домой. За время локдауна удалось постепенно выстроить свой тренировочный центр. Многие хоккеисты сборной Латвии, рижского «Динамо» предпочитают приезжать в межсезонье в наш тренировочный центр. Сейчас у нас детский лагерь, а профессионалы занимаются у нас не весь день: обычно приезжают утром, занимаются несколько часов, затем идут в баню на восстановление. Главное, чтобы все чувствовали себя комфортно как дома. Ощущаю свой, пусть, возможно, небольшой вклад в развитие нашего хоккея. Самый большой комплимент для меня как тренера – это прогресс того или иного хоккеиста, с которым работал индивидуально. Помимо тренеров работает и физиотерапевт. Видеть на тренировках позитивные эмоции детей дорогого стоит.
- Возрастные группы самые разные?
- Начиная с 4-летнего возраста. Дети находятся здесь практически весь день. Помимо хоккейных навыков у них вырабатывается характер, формируем их культуру, а именно понимание того, что они должны ставить определенные цели, идти к ним, жить хоккеем.
- Как определяете степень готовности ребенка?
- На первой тренировке даем комплекс упражнений для того, чтобы определить реальный уровень ребенка. Если он не готов к тем или иным нагрузкам, упражнениям, то нужно сначала подтянуть, исправить. Если ребенок неправильно отталкивается при катании, то нет смысла давать шайбу. Поэтому индивидуально работаем с каждым.
- Кстати, заметил, что дети обращаются к вам по имени?
- Я не требую от них обращаться ко мне по имени и отчеству. Главное, чтобы они понимали и слышали, что я хочу им передать, соблюдая дисциплину на тренировках.
- Нынче век гаджетов и интернета. С этим у вас тут всё строго?
- Телефон тут нужен только, чтобы позвонить родителям. А всё остальное время дети погружены в тренировочный процесс, восстановление. Нас очень радует то, что, когда выдается свободное время дети не сидят в телефоне, а бегут на площадки: отрабатывают броски, играют в футбол, волейбол.
- Локдаун сильно ударил по детскому хоккею в Латвии?
- Последствия локдауна и приостановки тренировок, матчей мы увидим через несколько лет. Очевидно, что если ребенок не будет заниматься дополнительно, то ему будет сложно конкурировать. Популярность хоккея в стране растет, но весь детский хоккей на плечах родителей, а это дорогой вид спорта. Тем более сейчас, когда всё дорожает: продукты питания, газ в четыре раза поднялся в цене.
- Баня тоже весомый аргумент, особенно для профессионалов?
- Безусловно, ребятам нравится такое восстановление. Всё как положено: баня на дровах, веники, парилка. В парилке даже сверчки живут. Бане уже около пятидесяти лет.
- Коба, вернемся к вашей игровой карьере. В 2014 году вы в составе сборной Латвии выступали на Олимпиаде в Сочи. Чем запомнился тот грандиозный турнир?
- Выступление за сборную Латвии на международной арене- это особые страницы в моей карьере. У нас был потрясающий коллектив воинов, готовых грызть лед ради своей страны. Конечно же, запомнился четвертьфинальный матч против действующих, и как оказалось будущих, олимпийских чемпионов – канадцев. Почти всю игру держался ничейный счет 1:1, и чуть в концовке не хватило. Помню, когда выходили на лед, трибуны встречали нас чуть ли не свистом, а после второго периода скандировали «Латвия! Латвия». А у Канады все звезды НХЛ. После матча Сидни Кросби пришел в нашу раздевалку и подарил мне свою подписанную клюшку.
- Серьезно?
- Да, я не шучу. Перед матчем наш главный тренер Тед Нолан сказал: «ребята, если с самого начала начнем биться с канадцами кость в кость, то только заведем их и это может закончиться плохо. Вы на раскатке попросите у них автограф или клюшку на память, усыпите бдительность. Они даже не знают такую страну, как Латвия». Видимо, такая схема сработала (смеется, прим. автора). На раскатке в шутку спросил у Кросби клюшку. А после матча сидим в раздевалку, и тут заходит Сидни Кросби со своей клюшкой: «ребята, кто просил мою клюшку с автографом?».
Вообще, жизнь в олимпийской деревне оставила приятные воспоминания. Но самые сильные впечатления были во время открытия Игр!
- Много городов, клубов. Сколько всего в карьере?
- Не считал (улыбается, прим. автора). Вот сегодня один из детей спросил: «тренер, сколько у вас было клубов в карьере?». А я не знаю точную цифру. За десяток точно наберется. Усть-Каменогорск и «Казцинк-Торпедо» - это мой первый зарубежный опыт. В Чехии и Словакии тоже был неплохой опыт.
- В «Казцинк-Торпедо» вы играли вместе с братьями Широковыми. Это облегчило адаптацию?
- Конечно! Классное было время, коллектив дружный. Помимо хоккея мы наслаждались поездками на горнолыжные курорты Восточного Казахстана. Такая маленькая Швейцария! Понравилась и местная кухня.
- Болельщикам Коба Ясс запомнился и своими кулачными поединками.
- Молодой был, горячий. Я всегда был готов биться за свою команду. В «Казцинк-Торпедо» тогда было много мастеровитых ребят. Кто-то должен был таскать рояль, а кто-то играть на нем.
- С кем из «торпедовцев» сдружились?
- Со многими: Денис Шемелин, Саша Шин, Вадим Рифель, Досжан Есиркенов. Когда играл в Чехии за «Белых Тигров» встретил «Казцинк-Торпедо» на завтраке. У них были сборы в Чехии. Потом прогулялись по городу, пообщались.
- Помню, что вы часто общались с молодыми ребятами 1995 г.р.
- Выступал и за фарм-клуб, а там было много парней 1995 г.р: Юра Сергиенко, Кирилл Савицкий, Володя Межебицкий, Аркаша Шестаков. Много занимались дополнительно в тренажерном зале. Они молодцы! Правильно относились к тренировкам, матчам.
- Хотелось бы в будущем стать спортивным менеджером?
- Пока все мысли связываю с тренировочным центром «Hockey Planet». Хотелось бы выйти на международный уровень. Благо, что ледовый комплекс находится недалеко от нас.
Ернур Саудегеров из Риги
Материал опубликован в еженедельнике «Контакт-Спорт» в № 25 от 23 июня 2022 г