12 мин.

Картинг в Казахстане на грани исчезновения: энтузиасты спасали спорт по всей стране, но площадок почти не осталось

Недавно завершился очередной сезон «Формулы-1»: там победу одержал Макс Ферстаппен, одолевший в дуэли в последнем туре Гран-при семикратного чемпиона мира Льюиса Хэмилтона. Оба гонщика, как и многие другие в «Формуле-1», начинали с картинга, где и проявились их таланты.

Мы решили изучить состояние картингового спорта в Казахстане — первой ступени для «Формулы-1».

Картинг во многих городах Казахстана держится на энтузиастах, у которых много проблем — нехватка денег и картодромов

В советское время картинговый спорт был весьма популярен. В Казахской ССР одним из центров этого спорта  стал Костанай. Но после обретения независимости все изменилось: многие бывшие картодромы просто продали.

Начнем с Костаная: в городе было два картодрома. Один располагался на территории старого аэропорта, другой на базе спортклуба «Вихрь» в районе Узкой колеи, который принадлежал тресту «Кустанайсельстрой-13».

В начале 90-х трест «Кустанайсельстрой-13» больше не смог поддерживать картингистов. Поэтому Эдуард Княгинин (в прошлом известный мотогонщик и основатель мотоклуба «Вихрь») создал частное предприятие «Вихрь» и решил возродить технические виды спорта:

— Я стал писать письма и в акимат, и в управление архитектуры, чтобы решить проблемы с собственностью земли. Мне сказали, что беспокоиться не о чем. Раз я стал хозяином здания спортклуба, то и земля, а с ней и гоночные трассы, автоматически перешли в мою собственность. Но в 2004 году территорию бывшего спортклуба «Вихрь» земельный комитет передал в другие руки.

В итоге Княгинину удалось сохранить только около 30% авто- и мототехники.

У спортсменов оставалась одна надежда — на картодром в районе старого аэропорта. Правда, и на нем к середине 90 годов осталась только гоночная трасса, которая стала быстро приходить в негодность. 

Весной 2008-го на картодром перестали пускать, по словам Княгинина, его продали частнику. До этого картодром принадлежал областному спортивно-культурному центру (сейчас региональный научно-практический центр «Костанай дарыны»). По словам директора РНПЦ «Костанай дарыны» Татьяны Искандировой, им принадлежала только асфальтовая дорожка, которая еще в 2005 году по заключению экспертной комиссии была признана непригодной для занятий картингом. Эту дорожку никто никому не продавал.

— В Костанае сохранилась база для занятий картингом по ул. Гашека, — считает Татьяна Искандирова, — это бывшая станция юннатов. Там неплохая закольцованная асфальтированная дорога. Ребята имеют возможность бесплатно на ней тренироваться и проводить показательные выступления. Деятельность базы почти на 100% финансируется из бюджета.

Однако, по словам картингиста с 11-летним стажем Азамата Нурушева, трасса по ул. Гашека для занятий картингом непригодна:

— Она слишком узкая, даже два карта не разъедутся. По обочине дороги растут деревья, в них периодически врезаются спортсмены.

В 2017-м у Княгинина дела стали еще хуже: пенсионер жил в неотапливаемом доме, у него не было средств на еду и лекарства. Финансовые проблемы были связаны с тем, что половина его пенсии по решению суда уходит на оплату транспортного налога. 

– У него открытые раны на ногах, которые нужно постоянно обрабатывать, – говорит помощница Эдуарда Княгинина Елена Семина. – Он уже проходил курс лечения, был у травматолога, за этим мы следим, но раны требуют дополнительного ухода. Сейчас Эдуард Александрович получает только половину пенсии, так как вторая ее часть уходит в счет погашения долга по налогам на транспорт. Когда-то у него был клуб и техника. Ранее она налогом не облагалась, но в закон внесли изменения. О новшествах он узнал гораздо позднее, когда стал получать половинчатую пенсию. Его сыновья оплатили долг, собрали нужную сумму, вот только технику с учета до сих пор не сняли.

Сейчас ситуация в городе с картингом плачевная. Картингисты в Костанае есть, но это любители из числа взрослых горожан, которые занимаются для себя. Дети и подростки остаются не у дел – отсутствует и секция, и трасса для тренировок. 

В Костанайской области картинг сохранился только в Рудном благодаря энтузиазму Валерия Субача. Субач является тренером в Дворце школьников и молодежи, где и базируется школа картинга.

Такую же участь, как в Костанае, постиг и картодром в Кокшетау: сейчас на его месте стоят жилые дома.

Картинг в Кокшетау возник благодаря Валерию Войтовичу, мастеру спорта по мотоспорту и кандидату по мотокроссу, организовавшему карт-клуб «Кулагер», где ребята продолжали заниматься любимым делом совершенно бесплатно. 

Вскоре стало известно о продаже картодрома. Люди просили не отдавать место картодрома под застройку. Их уверяли, что все будет хорошо и в то же время на картодром потихоньку завозились стройматериалы.

Валерий Войтович ничего не смог добиться. После безвременной кончины Валерия Николаевича, его сыновья Дмитрий и Евгений также обращались во все городские инстанции, пытаясь сохранить место за картодромом. Дмитрий искал поддержку со стороны управления физической культуры и спорта. Но, увы, на это так никто и не откликнулся.

Тогда картингисты пытались договариваться с владельцем, выкупившим землю под строительство. Несколько лет подряд он не препятствовал проведению соревнований на картодроме. Условия договоренности были такими: владелец разрешает им использовать картодром для соревнований, а спортсмены содержат его в порядке, следят за его состоянием. В 2008-м они своими силами положили новый асфальт на трассе для гонок. Большую часть расходов на проведение соревнований и награждения призами брали на себя ветераны спорта и те, кому небезразлична спортивная жизнь города. Четыре года подряд ребята могли еще кататься на картодроме и проводить соревнования. А в 2016-м началось активное строительство коттеджей.

С 2007-го года представителей карт-клуба кормили обещаниями, что найдется новое место для картодрома. Сейчас картинга в Кокшетау нет.

В настоящее время одним из лучших городов в картинге является Караганда. Это случилось благодаря Николаю Кукушкину.

В 2000-е на частные средства директор станции юных техников Николай Кукушкин построил новую трассу рядом с территорией спортшколы по техническим видам спорта. Вскоре, по словам местной журналистки Ольги Орешниковой, Областную школу технических видов спорта и технического творчества (ОСШ ТВС и ТТ) плавно вытеснили из собственного здания департаментом образования, со своей тренировочной площадки – элитной многоэтажкой и частным кафе.

С 2002 года Кукушкин выдвигал идею постройки нового картодрома в Караганде. В 2009-м купили земельный участок для его постройки. Проект был утвержден, прошел экспертизу Мининдустрии, включен в новый генеральный план застройки Караганды и в региональную программу развития физкультуры и спорта.

Но после стало известно об изменениях планов и постройки овощехранилища на месте планируемого картодрома.

— Один из наших тренеров сообщил мне, что на нашей территории работает техника, – рассказывал Николай Кукушкин. — Я не поверил, потому что все права на землепользование принадлежат школе, все документы имеются, зарегистрированы в БТИ, мы включены в региональную программу по строительству сооружений физкультуры и спорта, что утверждено на сессии облмаслихата. Однако, приехав туда, действительно обнаружил, что работают люди, делают замеры, разметку, трактор ковыряет землю. Я спросил, на каком основании, не имея документов, эти господа что-то делают на чужой земле. В ответ услышал: «нас наняли – мы и работаем». Из беседы стало известно, что наниматель — компания «Агроконсалтинг».

В «Агроконсалтинге» Кукушкину сообщили, что никаких документов пока нет, но вопрос уже точно решен в акимате, откуда им просто дан приказ: копайте, потому что землю все равно заберут. Директор ОСШ ТВС посетил Виктора Иванова, замакима города: в акимате Кукушкину сообщили, что территорию передали для выполнения аграрной программы, а для картинка могут передать другой участок — на территории заброшенной шахты или в Майкудуке. 

Николай Кукушкин обратился на один из местных телеканалов. После выхода сюжета чужая деятельность приостанавливается, и успокоенный Кукушкин увозит команду картингистов в Алматы на республиканский чемпионат. Однако вдогонку летит грозный приказ из акимата: невзирая там на ваши эти соревнования, завтра присутствовать на совещании.

— Ничего нового на том совещании не было сказано. Со стороны акимата не было никаких предписаний, мне просто сказали, чтобы я письменно отказался от этой земли, и тогда мне дадут взамен какой-нибудь участок, дескать, я же госслужащий, должен подчиняться указам «сверху». Из-за того что акимат действует «изустно», без предписаний, у меня сейчас нет даже формального повода обращаться к каким-то вышестоящим руководителям. Что касается миллионных сумм, которые уже вложены в проект, то мне было сказано, что в мою компетенцию не входит подсчет финансов. Тем не менее, я повторил и повторю снова, что буду отстаивать этот участок, принадлежащий школе, до тех пор, пока являюсь директором этой школы. Возможно, меня снимут с должности, но все, что я хотел и хочу — достроить эту школу. Должна быть справедливость какая-то. Очень надеюсь, что все-таки восторжествует законность, у нас же правовое государство?

В 2019 Кукушкин объявил о выходе на пенсию. Школа картинга при Областной спортивной школе по техническим видам спорта и техническому творчеству продолжает действовать, но новый картодром так и не появился. Сейчас по словам и.о. директора Школы Сергея Козулина она полностью в государственном обеспечении.

— Этот вид спорта довольно популярный. Но, как и весь технический спорт, требует больших финансовых вложений. Наша школа находится на полном государственном обеспечении. Из бюджета выделяются средства и на учебно-тренировочный процесс, и на оснащение.

В Алматинской области строят скоростную трассу — она должна соответствовать уровню «Формулы 1»

В 2011 году в Алматинском областном акимате состоялась презентация проекта строительства спортивно-технического комплекса «Автодром «Сокол».

Как сообщил директор архитектурной проектной компании «Проект-регион» Николай Андреев, строительство объекта запланировали на март 2011 года. Он будет возведен в Илийском районе. Предполагаемая площадь 205 га.

Средства на строительство комплекса в размере 40 млн. долларов США будут выделены частным предпринимателем.

Постройка комплекса еще продолжается. В 2019 прошла его презентация, где подробнее о темпах строительства рассказал гендир Sokol Racing Company Эргаш Ибрагимов.

— На сегодняшний день это картодром, в котором можно брать любительские карты напрокат, дрифтовая площадка, дрэг-стрип, гостиница, музей и кафе. Также на базе «Сокола» мы начали строительство большой кольцевой трассы, которая будет одной из самых скоростных в мире. Ее протяженность составит примерно 4,6 километра, и на ней можно будет развивать максимальную скорость 350 км/ч. 1,2 километра по прямой, крутые повороты, снова прямая 800 метров, скоростной подъем и резкий спуск – нужно будет иметь хороший дух, чтобы преодолеть эту трассу! Она строится для суперпрофессионалов. Планируем получить лицензии Moto-GP и «Формулы-1» – по всем стандартам она подходит. Команда «Сокола» тесно работает со специалистами FIA (Международная автомобильная федерация) и FIM (Международная мотоциклетная федерация). Их консультанты проверяют процессы, дают свои советы. У нас ведь никогда такие объекты не строили, а трасса должна соответствовать стандартам вплоть до миллиметров.

В Казахстане загорались несколько гоночных звезд, но все они не поднимались выше «Формулы-3»

В новостных лентах встречались несколько гонщиков, о которых шла речь о будущем представлении Казахстана в «Формулы-1».

В 2014 неоднократная чемпионка Казахстана по картингу Любовь Андреева официально вошла в состав команды Astana Motorsports, с которой намерена добраться до «Формулы-1».

Команда Astana Motorsports входила в состав Президентского профессионального спортивного клуба «Астана». В качестве нового члена клуба Любовь Андрееву представил генеральный менеджер и пилот «Астаны» Артур Ардавичус. 

«Руководство ППСК «Астана» приняло решение о том, чтобы запустить в состав клуба еще одну категорию, — сказал Ардавичус. — Это будет скоростная гоночная категория на платформе «Формулы-1». И в Казахстане лучшим пилотом в этой категории, как ни странно, является девушка. Это Любовь Андреева. Мы провели анализ ее результатов, она лучшая в Казахстане и достойна отстаивать честь нашей страны и ППСК «Астана» на спортивной мировой арене. Хочу пожелать ей успехов и побед. Наш план — войти вместе с ней в «королевские гонки» – «Формулу-1».

По словам Ардавичуса, в случае правильного подхода, Андреева могла попасть в «Формулу-1» через пять лет. В следующем году Андреева будет выступать в российской серии автогонок Formula Masters. По международной классификации это подразделение «Формулы-3». По словам отца и менеджера спортсменки Даниила Андреева, они будут стараться выиграть эту серию.

Прошло уже 7 лет: Андреева (после замужества Озерецковская) последний раз выступала в 2019-м в «Формуле-4» за команду Meritus.GP. Тот сезон она провела не до конца: участвовала в первых двух раундах чемпионата Юго-Восточной Азии, но пропустила оставшуюся часть, восстанавливаясь после операции на стопе.

В 2018 году выходила статья в нескольких сайтах о молодом таланте Бакбергене Мирманове. Но в настоящее время за Мирмановым числится только одно международное соревнование — в 2018-м. В основном имя Бакбергена встречается в виртуальных гонках, где он, к сожалению, не особо хорош.

Единственным представителем с Казахстана, который в настоящий момент выступает в международных картинговых сериях является Арнур Шабдар. С 2019 года Шабдар входит в состав команды Parolin. Самого лучшего результата Арнур добился в WSK Open Cup 2021, где занял 25-е место.

****

Как показывает практика — автоспорт не ужился в казахстанских реалиях. Основной причиной этому стала коррупция.

Что ждет в дальнейшем казахстанский картинговый спорт?

Фото: Владимира Моторико, Наша Газета/Дмитрия Петренко/Николая Соловьева, Наш Костанай/Абиль Дощанов, Эдуард Власов

Сложнейший путь Ферстаппена к «Ф-1»: пережил тиранию отца и крики без поводов, тотальный надзор и издевательства

«Казахстанский Макгрегор»: получил два «высших» и преподавал в универе, вызывал Куата Хамитова, а теперь хочет оторвать голову звезде Поп-ММА

Три года Барсегяна в Казахстане: взрывал в «Кайсаре», ушел в «Астану», но в конце получил бан за 🖕🏻 болельщикам