«Куат даже не читал контракт: просто подписал и вышел». Давид Лория отвечает на вопросы Кожахмета
После назначения Давида Лории исполнительным директором «Астаны» прошло более пяти месяцев. За это время клуб объявил об экономии, пригласил Андрея Тихонова, провел полноценную предсезонку и стартовал в новом сезоне КПЛ с целью обойти «Кайрат». Во время паузы на международные матчи менеджер столичного клуба ответил на важные вопросы Айдына Кожахмета.
• Откуда взялись деньги на усиление, ведь в «Астане» сокращение финансирования.
• Зачем клуб пошел на риск с трансфером Исламбека Куата, у которого были сложные отношения с фанатами.
• Кто из футболистов пошел на понижение зарплаты?
• Впечатления от водного поло на «Туркестан Арене».
• Какие позиции требует усиления?
– «Астану» в это межсезонье сотрясали слухи о финансовом кризисе, в команде были большие перемены. Как считаете, сильно ли все это отразится на результатах и амбициях клуба?
– Мне не очень нравится слово «кризис». Да, наше финансирование сокращено, это ни для кого не секрет, и мы работаем в новых условиях и реалиях. Но не все так плачевно, как пишут в СМИ. Нам удалось существенно оптимизировать расходы, и за счет этого, как мне кажется, мы сохранили боеспособность команды, сохранили лидеров. Амбиции у нас все те же – будем бороться за самые высокие места во всех турнирах.
– Вы провели всего один зарубежный сбор. Это непривычно.
– Наша подготовка и в самом деле отличалась от предыдущих лет. Но на то были свои причины. Первый сбор у нас был втягивающим, не просмотровым, не игровым, а именно направленным на закладку базы физической подготовки. Плюс мы хотели посмотреть всю молодежь, что имелась в нашей системе. Благо, что в нашем городе есть все условия для качественной работы, поэтому мы спокойно готовились в родных стенах.
В Турцию поехали одними из последних. Кажется, лишь «Тобол» прибыл туда позже нас. Но мы сделали сразу один большой сбор, это связано с желанием сократить перелеты и перемещения, в условиях мировой пандемии все это довольно проблематично.
– Разговоры о сокращении финансирования как-то не вяжутся с количеством и качеством новичков, приглашенных в команду зимой.
– Если вы заметили, мы начали подписывать новобранцев лишь после того, как клуб продал в «Лудогорец» Пиероса Сотириу. Как я и говорил выше, нам сначала необходимо было оптимизировать расходы. Это удалось сделать за счет продажи Сотириу и удачных переговоров по расторжению контрактов с Рунаром Сигурьонсоном и Евгением Постниковым. За счет этого нам удалось высвободить определенную сумму в зарплатной ведомости и на эти средства пригласить сразу несколько исполнителей хорошего класса.
Мы подписали защитника сборной Армении Вараздата Арояна из РПЛ, пригласили Валерия Чуперку и Исламбека Куата, оба пришли из той же РПЛ. В атаку взяли Семира Смайлагича и Романа Муртазаева. Семир прошел просмотр в Турции, забил практически в каждом матче, в котором принимал участие. И мы решили его подписать, понимая, что это все же футболист на перспективу, он будет прибавлять и может вырасти в классного форварда.
– Эти игроки наверняка тоже слышали все эти разговоры про финансовый кризис «Астаны». Как удалось их убедить выбрать вашу команду?
– Полагаю, что большую роль здесь сыграла и личность главного тренера. Игроки доверяют Андрею Тихонову. Если можно так сказать, то они шли под него, так как понимали, что если такой человек говорит, что все будет хорошо, то значит так оно и будет.
– Правда, что некоторые игроки из текущего состава также согласились на снижение своих условий?
– В этом плане хотел бы отметить нашего капитана Абзала Бейсебекова. Он имел хорошие предложения из других клубов, мы же не могли позволить себе даже сохранить его прежние условия, не говоря уже о повышении. И он вошел в наше положение, согласился пересмотреть контракт с сторону уменьшения, и тем самым доказал свою преданность и любовь к клубу. Абзал стал для остальных настоящим примером.
– Вы упомянули Исламбека Куата. Известно, что болельщики клуба были против его приглашения из-за его кайратовского прошлого. Не боялись вызвать их гнев?
– Мы прекрасно понимали, что между игроком и нашими горячо любимыми болельщиками было недопонимание. И они нам об этом говорили, мы принимали в учет этот момент. Но Куата хотел видеть в команде главный тренер. Поэтому мы приступили к переговорам. Во время этих переговоров поднимался вопрос о болельщиках. И Исламбек заверил нас, что найдет общий язык с ними. Он взрослый мужчина, один из лидеров сборной и имеет сильные мужские качества. Я не сомневался в том, что он сделает все для продуктивного диалога с фанатами клуба. Насколько я знаю, они встретились, поговорили и все решили. Дальнейшее их отношение будет складываться из его личного вклада в победы команды. Если будет на поле проявлять себя, будет самоотверженным, то и болельщики его примут, я так думаю. Они у нас понимающие.
Кстати, если вам интересно, поделюсь одной деталью: при подписании соглашения, Исламбек даже не стал читать контракт, просто зашел, подписал его и вышел. Это ведь говорит о том, что он нам полностью доверяет.
– И все же, каково это – работать в условиях экономии?
– Мы не единственные, кто находится в таких условиях. Сложности, с которыми мы сталкиваемся, не из области нерешаемых. Ко всему необходимо подходить основательно.
В целом же, я думаю, что чем раньше мы научимся опираться на собственные резервы, тем лучше. Если вы обратили внимание, то в составе «Астаны» почти все матчи стабильно играет наш молодой защитник Саги Совет. В матче с «Каспием» вышел на замену Султан Сагнаев, в прошлом туре сыграл Прокопенко. На подходе и другие местные парни, такие как Мейрамбек Калмырза и Станислав Басманов, подписавшие полноценные контракты с основной командой. Также мы вернули своего воспитанника Алдаира Адилова, набиравшегося опыта в Испании и в белорусском «Энергетике-БГУ». Можете считать, что отныне мы развитие собственного резерва выбрали приоритетным направлением.
– В футбольном центре работу получили ваши бывшие партнеры по клубам и сборной Максим Жалмагамбетов и Антон Чичулин. Сразу появились разговоры о том, что Лория собирает своих друзей.
– Честно говоря, от вас впервые слышу такие слова. Да, приглашал их я. И мое мнение – мы должны использовать знания и опыт таких заслуженных в прошлом футболистов. И я уже по прошествии этих месяцев вижу, что они приносят большую пользу в работе.
Мы представляем наш город, нашу столицу. И вполне нормально, что клуб желает быть более вовлеченным в городскую жизнь, ассоциироваться у всех с Нур-Султаном. Местные кадры – это, своего рода, генетический код. Так должно быть во всех нормальных клубах.
Мы также с этого года открыли селекционный отдел при футбольном центре. Его возглавил наш прославленный в прошлом футболист и тренер Валентин Егоров. И отныне мониторинг юных талантов в городе и его окрестностях будет проводиться не только более углубленно и тщательно, но и профессионально. Достигнем мы этого и за счет более тесного сотрудничества с частными футбольными школами города, у нас уже есть меморандум об этом сотрудничестве.
– Что из себя представляет этот меморандум?
– Это двусторонний диалог. Меморандум будет на пользу как нам, так и школам, поскольку мы будем делиться своей методикой, всячески помогать, консультировать. Наша конечная цель – охватить всех мальчишек города, не упустить из виду ни одного талантливого футболиста. Но также мы хотим не только вырастить футболистов, но и личностей, для которых на первом месте будет любовь к своей родине, к клубу.
Все эти шаги не очень заметны для болельщиков, журналистов. Но они очень важны. И говорят о нашем стратегическом подходе.
– Давайте про то, что не прошло мимо глаз всего Казахстана: хотелось бы узнать ваше мнение про скандальный матч в первом туре на «Туркестан Арене».
– Не хотел бы сильно заострять внимание на этой игре, просто потому, что она уже прошла, о ней много говорилось и писалось, и уже ничего не вернуть. Скажу лишь, что качество поля определенно повлияло на результат, и на любом другом нормальном поле мы одержали бы победу над «Тураном», в этом у меня нет сомнений. А в тот день, на том поле, победить было бы сложно даже «Манчестер Сити».
Надеюсь, что такое впредь не повторится. Тем более, что за неделю до этого мы играли на этом же стадионе два матча в рамках Суперкубка, и впечатления от того турнира остались максимально приятные. Понравился как сам формат, так и стадион. Жаль лишь, что нам не повезло в серии послематчевых пенальти. Удача была на стороне «Тобола».
– Почти полтора года ваш клуб не играл на «Астана Арене». Дома и правда легче?
– Главное, что мы вернулись на родной стадион. Теперь бы еще разрешили зрителей запускать, и вообще все станет хорошо. Поскольку мы отныне работаем в новых реалиях, то хочется внедрить в клуб все современные технологии по завлечению зрителей на трибуны, по привлечению новых болельщиков. Но, полагаю, для этого необходимо дождаться снятия всех ограничений, не временно, а навсегда. Мы хотим развивать маркетинговый отдел, стать привлекательными для потенциальных спонсоров и инвесторов. Планов много, но пока они нереализуемы в полной мере.
– Какие еще линии требуют усиления?
– Ни для кого не секрет, что нам остро нужен еще один форвард. И не помешал бы исполнитель на фланг обороны. Но заниматься поиском футболиста, когда трансферные окна закрыты во всей Европе, крайне нелегко. Особенно если учесть, что мы пока не можем себе позволить выкупать трансферы или брать игрока в платную аренду. Единственный вариант – свободные агенты.
Но работа ведется, идет тщательный анализ кандидатов. Подписывать иностранцев ради того, чтобы они были, мы не хотим. Ищем исключительно тех, кто сможет нас усилить, добавить необходимые качества команде. И будет нам по карману.
Фото: ФК «Астана»
Десять лет Ненада Эрича в «Астане»: шесть золотых медалей, группа ЛЧ и триумф с «МЮ»
Назовете всех футболистов, поигравших за «Астану» и «Кайрат»?