«Я никогда не видел такого плачевного финансового положения в футбольном клубе». Адвокат Прокопец об «Астане», интервью Кожагапанова и увольнении Лория
От редакции: Привет! Это личный блог инсайдера Айдына Кожахмета, который пытается разобраться, что происходит в «Астане» в последние дни.
На этой неделе вице-министр культуры и спорта Ерлан Кожагапанов выступил с критикой казахстанского футбола, в частности футбольного клуба «Астана». В своей речи он затронул некую «сомнительную иностранную компанию», на которую «клуб переложил» все юридическое сопровождение «за баснословные деньги». И пусть вице-министр не стал называть конкретную компанию, всем стало понятно, что речь о SILA International Lawyers.
Партнер юридической компании Михаил Прокопец в интервью Айдыну Кожахмету подверг сомнению компетенцию Кожагапанова в области спортивного права и посоветовал внимательнее изучать документы.
– Сегодня я ознакомился с экспертным мнением вице-министра культуры и спорта Республики Казахстан Ерлана Кожагапанова о состоянии дел во всем казахстанском футболе и в ФК «Астана» в частности. Часть, что про дела всего казахстанского футбола, пусть останется мною не тронутой, но про участие некой «сомнительной компании» в делах «Астаны» я все же хотел бы поговорить. Ерлан Тохтарханович почему-то не стал называть нас по имени. Может рекламу не хотел делать или побоялся. Но всем понятно, что именно SILA он имел в виду. Поскольку ни для кого не секрет, что компания SILA International Lawyers и ФК «Астана» с начала этого года сотрудничают в сфере юридического обслуживания, о чем был официально объявлено как с нашей стороны, так и со стороны клуба. Для нас такое сотрудничество очень почетно, так как «Астана» – один из крупнейших и самых титулованных клубов Казахстана, и быть с ними партнерами для нас честь. Думаю, что и самому клубу стыдиться нечего.
Обычно я не отвечаю критикам в публичном поле. За нас говорят наши дела и клиенты. Однако такие огульные обвинения без внимания оставлять нельзя. Я уверен, что не мог Ерлан Тохтарханович быть настолько не в курсе дел в ФК «Астана». Скорее всего его неверно проинформировали. Попробуем исправить эту оплошность.
Вице-министр в своем интервью достаточно критично высказался по многим вопросам, однако все в общем и без какой-либо конкретики. Понятно, для чего это было сделано – показать, что все плохо, что нынешний менеджмент все провалил и нужно его скорее менять. Господин Кожагапанов рассказал, что у клуба огромные долги, назвал сумму в 4,2 миллиарда тенге, и заметил, что никогда ни у одного казахстанского клуба таких долгов не было. В этом я с ним абсолютно согласен – долги огромные.
Но нужно понимать, что образовались они задолго до того, как Лория возглавил клуб. Давид Лория, на которого направлена критика, пришел в «Астану» не тогда, когда долги появлялись, а когда они как лавина погребли под собой клуб. Чтобы это понять, достаточно уметь пользоваться календариком. Давид пригласил нас именно по этой причине – чтобы помочь клубу справиться с долгами. Тем более, у нас уже был подобный опыт, в 2017 году мы помогали новому руководству «Рубина» реструктуризировать огромные долги и избежать банкротства.
– Ситуация плачевная?
– Я никогда не видел такого бедственного и плачевного финансового положения в футбольном клубе. Расторжение игроками и тренерами контрактов с огромными неустойками, запущенные судебные споры, невыгодные контракты, отсутствие планирования как класса, все это привело к катастрофе. Нашу команду пригласили, чтобы изменить ситуацию к лучшему.
Уважаемый Ерлан несколько раз назвал нас «сомнительной компанией», не назвав наше имя. Возможно, у него нет интернета, и ему просто не удалось навести справки о нашей фирме.
– Давайте подробнее остановимся на делах «Астаны».
– Когда Лория понял, что происходит в клубе, он поставил нам задачу – максимально оптимизировать суммы по кредиторской задолженности, существенно ее снизить, а при невозможности это сделать – отсрочить выполнение обязательств в уже проигранных делах или в тех делах, где уже невозможно выиграть, перенести сроки оплат на следующий год, когда ситуация в клубе должна быть нормализована. В общем, сделать все возможное, чтобы «Астана» смогла выжить, играть, заявлять игроков и пройти сертификацию для участия в Лиге конференций. Когда мы начали работать дела обстояли так, что клуб мог легко не получить лицензию УЕФА и быть не допущенным к участию в турнире.
Также перед нами была поставлена задача – разработать шаблоны новых контрактов с футболистами и тренерами, призванные защитить интересы клуба. По ранее заключенным контрактам футболисты или тренеры, уходившие из клуба до истечения срока соглашения, получали все до последней копейки, а клуб повлиять на это не мог. Это реализовали.
Повторюсь, если бы не титаническая работа Давида Лория и не наш скромный вклад в это дело, «Астана» не прошла бы лицензирование УЕФА и не сумела бы принять участие в еврокубках в этом году. Для этого мы провели огромное количество переговоров с кредиторами, нам удалось уменьшить и перенести многие платежи.
– А вы можете назвать нам какие-то суммы? Привести конкретные примеры, как вы помогли клубу?
– К сожалению, я не могу рассказать о текущих делах в силу конфиденциальности. Однако о завершенных кейсах, которые освещались прессой, сказать могу.
Началась наша работа с дела Ласло Кляйнхайслера. Это было в конце 2020-го, кажется еще даже до заключения договора между нами и клубом. Давид попросил нас принять участие в заседании CAS по спору с Ласло, так как юристы, занимавшиеся этим делом, получившие за него большие деньги, ехать отказались. Решение ФИФА уже было в пользу футболиста – клуб был должен ему 940 тысяч евро. Но прямо во время заседания лозаннского суда мы сумели снизить общий долг клуба до 800 тысяч. И добились для клуба комфортного графика платежа с разбивкой на 7 месяцев. Повторюсь, выиграть это дело было уже невозможно. Но прямо в судебном заседании мы нашли аргументы и заключили с игроком мировое соглашение, существенно снизив сумму и добившись возможности погашать задолженность частями, по удобному для клуба графику.
Однако, из-за того, что клуб на протяжении этого года не получал финансирования, все графики платежей были сорваны. Причем деньги на погашение долгов, как я понял, были выделены, правительством Республики Казахстан, но, по слухам, именно на господине Кожагапанове все и застопорилось. Когда подошли все сроки по погашению задолженностей в рамках этих графиков, вице-министр поставил все на паузу. Через две недели по этому делу клуб получит от ФИФА запрет на трансферы как в Казахстане, так и международные. Наверное, виноваты юристы? Или Лория? Ответьте на этот вопрос сами.
Также мы принимали участие в переговорах и оформлении перехода Пиероса Сотириу из «Астаны» в «Лудогорец». У нашей фирмы есть офис в Болгарии, поэтому эту задачу выполнили в сжатые сроки и с максимальной выгодой для клуба. Благодаря этому переходу клуб сэкономил порядка 2,2 миллионов евро – в эту сумму входит полученная трансферная выплата и экономия на длительном дорогом контракте игрока.
На переходе Рунара Сигурьонсона клуб сэкономил порядка 320 тысяч евро, на переходе Ротариу в «Лудогорец» – порядка 400 тысяч евро. Благодаря переговорам с рядом агентов, сэкономили десятки тысяч евро. Или возьмем Постникова. С ним также удалось договориться о расторжении контракта, благодаря чему клуб сэкономил порядка 85 миллионов тенге.
Также вице-министр говорил, что в «Астане» игрокам платят по 60-70 тысяч евро в месяц. Это действительно так, в прежние сезоны заключались такие большие контракты. Да еще и на кабальных для клуба условиях – с выплатой полной компенсации при досрочном расторжении. Но при Давиде Лория, если мне не изменяет память, максимальная сумма заработной платы для игрока составила треть от суммы, названной Кожагапановым. Если не четверть. То же касается и агентских выплат, они при Лория снизились кратно.
– Вице-министр сказал, что вы работали с «Астаной» за баснословные деньги.
– Эта часть самая смешная. Буквально за неделю до нашего прихода, предыдущие консультанты «Астаны» в области спортивного права, списали со счетов клуба порядка 70 тысяч евро в одностороннем порядке. Эти консультанты заключали контракты на серьезные суммы, даже не появляясь в судах. По определенным причинам они не могли этого делать. Мы же лично участвуем во всех спорах. Так вот, наши гонорары в разы меньше той суммы, что клуб платил другой консалтинговой компании. Наши гонорары довольно скромные, учитывая репутацию и опыт, и находятся абсолютно в рамках рынка.
Я хочу обратить внимание всех критиков и самого Ерлана Тохтархановича, в частности, на то, что несмотря на сотни часов работы, за чуть менее, чем год работы, несмотря на все наши потраченные силы, мы от ФК «Астана» не получили ни копейки. Ни одного тенге.
– Почему?
– Потому, что мы учитывали финансовую ситуацию в клубе. И мы безмерно уважаем человека, который нас пригласил к сотрудничеству – Давида Лория. Между нами сразу было все оговорено: мы не претендуем ни на что, пока «Астана» не выберется из долгов и ситуация с финансированием там не нормализуется. Все это время мы работали бесплатно! Мы этих денег ни разу не требовали, не требуем, но, по всей видимости, будем требовать, раз такое отношение к нам со стороны вице-министра. Так что, все эти пренебрежительные слова про «контору», которая пришла и камазами вывозит деньги из клуба – популизм. Мы готовы ответить за каждый тенге, за каждое дело. Если у кого-то хватит компетенции задать нам вопросы и понять ответы, мы готовы ответить за каждый сделанный нами шаг. Если господин Кожагапанов готов еще что-то сказать, то мы с удовольствием его послушаем. Но мы не позволим вот так походя марать свое имя и репутацию.
– Давайте про кейс Григорчука. Вице-министр даже назвал сумму в 400 тысяч евро, которую теперь клуб должен заплатить за какие-то нарушения.
– Без проблем. Когда Григорчука уволили, у него был действующий долгосрочный контракт. Ему полагалась компенсация в размере всей зарплаты за 2 года. И клуб ничего с этим поделать не мог, задолженность была безусловной и неоспоримой. Путем переговоров нам удалось существенно снизить сумму долга. Это сотни тысяч евро. В этой ситуации не могу не отметить абсолютно адекватную и здравую позицию представителей Григорчука, да и самого украинского тренера. Они всячески шли клубу на уступки и были готовы к диалогу.
В итоге мы пришли к тому, что Григорчук сказал: «Хорошо, я вам прощаю существенную сумму, если вы будете следовать согласованному графику платежей. Но, пожалуйста, не обманите меня. Выполняйте свои обязательства своевременно и добросовестно. Если же вы не будете следовать своему слову и будете нарушать график выплат, то тогда будут наложены штрафные санкции, и я, по сути, верну те деньги, которые только что простил клубу», -все очень просто и логично.
Все подобные переговоры ведутся по одному шаблону – кредитор готов отказаться от части денег, иногда даже существенной, и составить график платежей. В обмен клуб отказывается от затягивания процесса в судах и соблюдает этот график. Если клуб нарушает договор и не соблюдает график, кредитор должен вернуть все деньги, которые простил, плюс существенный штраф. 99% подобных сделок заключаются на таких условиях. Смешно слушать теоретика Кожагапанова, говорящего, что Григорчук должен был простить сотни тысяч евро, а когда клуб не выплатил этих денег получить только 0,02%. В реальном мире так не бывает.
Условия соглашения были очень выгодные для «Астаны». Сумма с основного долга существенно уменьшена, остаток долга разбили на несколько траншей, позволили гасить все постепенно, без стрессовой нагрузки на бюджет. Главное – выполняй свои обязательства. Но что вместо этого? Правильно, денег не дали, соответственно нарушили график выплат и, соответственно, следует еще большая проблема – штрафы. Опять юристы виноваты? Или может Лория?
Дело Григорчука, кстати, еще рассмотрит CAS. Точку в нем ставить рано.
Возможно, Ерлан Кожагапанов не опытен в таких делах и в министерстве ему не приходится заниматься подобными процессами. Может быть, он не в курсе всех последствий невыполнения требований ФИФА и решений CAS. Не выполнил обязательства перед Григорчуком – следуют штрафные санкции. Не выполнил решение CAS по Ласло – ждите запрета на регистрацию трансферов. Все эти дефолты – точно не вина Лория.
Возвращаясь к интервью Кожагапанова, к его словам про то, что все пропало, что менеджмент никакой, что подключили какую-то сомнительную компанию, я могу понять, для чего это все было сделано, для чего все эти лозунги. Это очень слабо. Реальность такова, что именно Лория как раз и был тем человеком, который пытался вывести клуб из кризиса. У него есть долгосрочный план, он ему следовал все это время. Не мне оперировать суммами, и сам Давид, если посчитает нужным, может их озвучить, но именно он снизил затратную часть бюджета на миллионы евро, именно он провел большую оптимизацию, проделал огромную работу по снижению и переносу задолженностей, и, самое главное, предпринял все меры для того, чтобы в будущем «Астана» с такими проблемами не сталкивалась. Кредиторы верили нам, соглашались переносить долги, ждать.
Мы работали с большим количеством клубов, но я никогда не видел такого: чтобы при полном отсутствии финансирования, при шестимесячных задержках зарплат, команда демонстрировала такие результаты, боролась за чемпионство, играла в еврокубках, пусть и не долго. Разве игроки хоть раз бойкотировали тренировки или матчи? Разве они жаловались в прессе, что им не платят? Вообще никаких скандалов, связанных с этим, не было. Никто никуда не разбегался. Хотя, юридическое основание для этого у игроков было. Я такого никогда в жизни не видел! О чем это говорит? О том, что руководитель клуба и главный тренер сумели создать такую рабочую обстановку, при которой никто ни на что не жаловался, выходил на поле и делал свою работу. Это характеризует Лория, как суперсильного дипломата и менеджера.
– Его увольнение – ошибка?
– Однозначно. Ему необходимо дать время и возможности для решения всех проблем, и тогда «Астана» вновь способна стать грозной силой в еврокубках. И тут дело не в том, будем ли мы при этом сотрудничать с клубом. Более того, мы уже прекратили это сотрудничество, так как клуб обязали это сделать учредители.
Вице-министр, потрясая кулаком, жалуется на долгосрочные контракты в валюте, тогда как бюджет клуба в тенге? Да, Ерлан, вы совершенно правы! Но не надо смешивать все в одну кучу, эти контракты заключались при прежнем руководстве, и Давид к этому не имеет никакого отношения. Более того, именно он все это время делает все, чтобы выйти из этой ситуации. Именно при нем в команде стали появляться местные молодые воспитанники, появилось какое-то поступательное движение. Он на небольшие деньги приглашал игроков, которые пользуются спросом. Возьмем того же Вараздата Арояна. Человек уехал из «Астаны» в чемпионат Испании! Это никак не показатель качества работы Лория?
Клуб вылетел из еврокубков? Плохо, никто не спорит. Однако, открою вам секрет, что, если не платить футболистам месяцами, рано или поздно они начинают плохо играть. Если постоянно давить на руководство, то это начинает передаваться игрокам и тренеру.
Да, господин Кожагапанов не называл никаких имен в своем хаотичном интервью, не называл нашу компанию, но всем понятно, кого и что он имел в виду. И я не позволю так высказываться о нас. Мне не очень приятно, что все вылилось в такую публичную перепалку, но не ответить на слова вице-министра я не мог. Потому что его оценка нашей работы абсолютно ошибочна и несправедлива.
Фото: ФК «Астана».
🤯 Лория покидает пост гендиректора «Астаны»: он узнал об этом из медиа. Монолог Давида