По обе стороны Атлантики
Около десяти лет тому назад Гус Хиддинк, самый успешный тренер в истории национальной сборной России по футболу, в одном из многочисленных (если даже не ежедневных – по тем временам) интервью заявил: «В нашем виде спорте стать сильнейшим на планете куда как сложнее, нежели в хоккее, где и команд мало, и чемпионаты мира проводятся каждый год. Хоккей – не футбол, в который играют абсолютно все и который везде популярен». И, действительно, это одна из причин, почему любой мало-мальский успех (даже чих) национальной команды по футболу в нашей стране воспринимается с бȯльшим воодушевлением (сравните масштабы торжеств), нежели куда как чаще проявляющиеся достижения «красной машины» (либо победы, либо призовые места на чемпионатах мира).
Тот мировой форум, что пройдет в Москве и Санкт-Петербурге в период с 6 по 22 мая, станет 80-м (!) в истории. Конечно, если играть так часто, то и медалей разного достоинства почти за вековой период времени насобирать можно немерено. Однако, ни в предыдущих 79-ти, ни в нынешнем 80-м соревновании такого рода все сильнейшие хоккеисты мира задействованы не были. В силу разных причин в конкретный момент времени та или иная сборная оказывается сильнейшей или по составу, или благодаря поставленной игре, или благодаря морально-волевым качествам, или под воздействием фарта, а чаще при сочетании всех указанных факторов. Однако ни один чемпионат мира не выявил действительно сильнейшую под конец сезона сборную (а с ней и страну, чьи интересы та отстаивала). Как определить лучших, когда самые лучшие борются за Кубок Стэнли в другой части света? Так что и мы, и даже канадцы еще по многу раз финишируем первыми в турнирах ИИХФ. Морального же права называть себя действительно самыми-самыми в мире титул, зарезервированный Международной федерацией хоккея на льду, ни нам, ни канадцам не предоставит.
В 80-м, то есть юбилейном, чемпионате мира его главным фаворитом, конечно же, является наша сборная. Проваливаясь раз в четыре года на олимпиадах, в последующие четыре года мы «зализываем раны», настраиваясь на то, чтобы в следующем олимпийском турнире, на который съедутся не неудачники регулярного чемпионата или стартовых раундов плей-офф НХЛ, а действительно все здоровые и сильнейшие на данный момент хоккеисты мира (но главным образом, из НХЛ), взять окончательный и все компенсирующий реванш. А не получается… Хотя игроков – и высокого уровня – пруд пруди. Вот и сейчас, на момент написания данного материала, в обойме Олега Знарка, в соответствии с сокращенным, но все еще расширенным списком, значатся 28 хоккеистов. Правда, точно не будет Варламова, скорее всего не сыграет Радулов…. Но ничего: ждем четырех лузеров НХЛовского плей-офф . Они помогут России вновь взойти на пьедестал.
Давайте признаем: большинство из нас – рядовых болельщиков-обывателей – в первую очередь отмечают наши успехи в противостоянии с заокеанскими профессионалами. И уже потом мы вспоминаем о победах над чехами, шведами, финнами (а ведь последних россияне, не без деятельного участия Владимира Владимировича Юрзинова, фактически и научили играть в настоящий комбинационный, то есть изобретательный, то есть советский хоккей). Поклонники со стажем как реликвии хранят воспоминания о пяти розыгрышах Кубка Канады. Теперь же настал повод всерьез поговорить о, как казалось, навсегда забытом Кубке мира… В двух предыдущих турнирах такого рода, проводившихся в 1996 и 2004 годах, россияне славы не снискали. В третьем, что с 17 сентября по 1 октября пройдет в «Эйр Канада Центре» (Торонто), мы наконец-то получим уникальный шанс (спасибо НХЛ, ИИХФ – в куда меньшей степени) заявить о себе не как об «одних из», а как о «самых-самых», пусть и на не очень продолжительный период времени.
Важно, что к участию в максимально представительном соревновании привлекаются действительно лучшие игроки из самых развитых в хоккейном отношении стран. За возрожденный трофей поборются восемь сборных, но каких: Чехии, Финляндии, России, Швеции, Канады, США, Северной Америки, состоящей из игроков США и Канады не старше 23-х лет, и Европы, за которую будут заявлены игроки из европейских стран, не представленных отдельными сборными на турнире, таких как Германия, Словакия, Швейцария, Дания и некоторые другие. Состав каждой команды может включать максимум 23 игрока, три из которых – вратари. Имена 16-ти хоккеистов (НХЛовских, включая как минимум двух вратарей) были объявлены 2 марта сего года, окончательные же составы планируется определить не позднее 1 июня, то есть фактически через три недели.
То, что игры пройдут по правилам НХЛ и на площадках североамериканского формата, интригует. Ну, а то, что по сравнению с представителями НХЛ, хоккеисты, выступающие в КХЛ и «сопредельных» национальных лигах, должны быть функционально лучше готовы, интригует вдвойне. Пусть не по рейтингам ИИХФ, но по простым болельщицким понятиям обладатель третьего в истории Кубка мира и будет считаться широкой хоккейной общественностью сильнейшим в мире. А уж какие рейтинги будут от ТВ- и интернет-трансляций матчей (что на групповом этапе, что в полуфиналах и финале), не приснится не только ежегодному ЧМ, но даже и нашей, достигшей территории Китая, КХЛ.
Вот он шанс – замазать золотой краской неудачи предыдущих турниров и десятилетий. Это для сборной НХЛовского образца. А для нас с вами, рядовых околохоккейных обывателей, Кубок мира – возможность поразмышлять об очевидной перспективе заменить им как чемпионат мира по версии ИИХФ, так и олимпийский турнир по версии МОК. Пусть лучшие из лучших собираются раз в пару лет (пусть даже в начале осени) по обе стороны Атлантического океана, дабы определить сильнейшую сборную в формате (его в принципе можно и расширить) Кубка мира. И ведь никто потом не оспорит преимущество такого титула над любыми другими, завоеванными в соревнованиях сборных команд.