9 мин.

Недостающее звено в питерской триаде

Самым успешным, продаваемым и узнаваемым спортивным брендом Санкт-Петербурга было, есть и останется имя «Зенит». Его прямого отношения к самому популярному в городе и области виду спорта достаточно, чтобы по всем маркетинговым показателям он на берегах Невы превосходил прочие специализированные бренды. ФК «Зенит» является одной из очевиднейших ассоциаций северной столицы, одним из признанных не только в России, но и за ее пределами символов города.

Спортивные успехи профессионального клуба вкупе с огромной популярностью культивируемого им вида спорта пусть не гарантируют, но предполагают как коммерческий успех, так и общественное признание. Все это у ФК «Зенит» не отнять. Что тогда делать остальным клубам, представляющим Питер в других игровых дисциплинах? При условии, что в главных профессиональных лигах кроме них никакая другая команда  к городу над вольной Невой отношения не имеет? В Санкт-Петербурге издревле не приветствуются дерби на высочайшем уровне – есть команда-флагман, некий гигант, вот она за весь Питер и выступает. В данной связи в любых игровых видах спорта старожила-одиночку могут заменить в элите на другой питерский проект только в том случае, если дела у старожила идут из рук вон плохо, и, как говорится, «клиент уже при смерти».

Рассмотрим разные примеры из недавней спортивной истории Санкт-Петербурга, подтверждающие подобные наблюдения.

Начнем, как ни странно, с самого неожиданного – мини-футбольного клуба «Зенит». Даже в северной столице мало кто помнит (равно как и мало кто когда-либо знал), что в 1993 году в Питере появилась маленькая такая команда с типично белорусским названием «Полесье». По итогам сезона-1994/95 она заслужила право выступать в Высшей лиге (с 2003 года это – Суперлига). В ней она стартовала под именем «Зенит». Конечно, структурным подразделением «большого футбольного брата» она не являлась. Имя, которое и двадцать лет назад было для города еще не титулоносным, но вполне себе культовым, «Полесье» арендовало на щадящих условиях. ФК «Зенит» как бы меньшим братьям особо не помогал, но и не мешал, что немаловажно. К возросшему к МФК «Зенит» и к мини-футболу интересу среди питерских любителей спорта относился очень даже благосклонно.

Совсем скоро сине-бело-голубые «миники» принялись тревожить тогдашнюю элиту Высшей лиги. Доставалось даже непобедимой «Дине», в которой в те времена беспрекословно солировал великий Еременко. Перед тем как прекратить существование, МФК «Зенит» дважды финишировал в чемпионате на четвертом месте, еще раз – на пятом. Собственно спортивное развитие команды вкупе с улучшением достигавшихся результатов шло по нарастающей. Петербуржцы не успели взять медали или Кубок, но они составили реальную конкуренцию лидерам, внесли интригу в турнирную борьбу и, аккурат перед ликвидацией, оказались самым посещаемым в России мини-футбольным клубом. Даже «Дина» в Москве не собирала столько болельщиков, сколько маленький, но упертый «Зенит» в Питере. Когда те же диновцы, на тот момент бессменные чемпионы России, встречались с сине-бело-голубыми во ДС «Юбилейный», тот заполнялся под завязку. В зал шли как относящиеся к виду спорта специалисты, так и простой люд – «кузьмичи» и фанаты. Поддержка, оказывавшаяся футболистам, главным образом, питерской фанкой, для отечественного мини тогда была в диковинку. Но тогда же все желавшие молодому виду спорта счастливой судьбы прекрасно понимали, что без негласной подмоги из большого футбола, а точнее от больших брендов популярность «миника» в столицах – не более чем иллюзорная мечта.

Сохранился бы после лета 1999 года МФК «Зенит», совсем скоро в гости к нему пожаловали бы МФК «Спартак», МФК ЦСКА, чуть позже… столичное «Динамо». Ну, и утратившая былую гегемонию «Дина» продолжала бы оставаться серьезным раздражителем. В таком случае мини-футбол получил бы в Питере какие-то иные, более очевидные импульсы к развитию. Ведь и по сей день местные любительские турниры остаются в России одними из самых представительных и качественно организованных (единственный регион, который в данном плане может поспорить с Санкт-Петербургом и Ленинградской областью – это славный Екатеринбург и тоже с областью, только Свердловской). На профессиональном же уровне «Зенит» адекватно так в городе никто и не заменил. В какие-то сезоны Северная Пальмира своих представителей в Суперлиге не имела. Потом появился «Политех», который и по сей день остается никому здесь не нужным аутсайдером с дико ограниченными финансовыми возможностями и кадровыми ресурсами. Какое-то время в элите «попылило» «Динамо-СПб», но, как и многие другие его предшественники, кануло в небытие.

«Зениту» не повезло с дефолтом 1998 года. Владельцев клуба затрясло, спонсоры частично обеднели, частично разорились. Никто им в городе не помог. Каждый тогда выживал в одиночку. Ну, и «большому» «Зениту» не было дела до «малого». Использование на законных юридических основаниях популярнейшего бренда, увы, в чистом виде быстрый и бесконечный успех не гарантирует. Предполагает, создает предпосылки, благоприятную комбинацию обстоятельств, готовит почву, плацдарм для рывка, но панацеей, к сожалению, не является. Почти двадцать лет тому назад за достаточно короткий промежуток времени мини-футбольный «Зенит» успел получить признание, превратился в крепкий орешек, был уважаем даже среди нелюбителей вида спорта за то, что с ним работает местный специалист, коренной петербуржец Юрий Руднев (впоследствии он как тренер в России выиграл все, что только можно – и не по одному разу), а весь игровой состав команды мастеров сформирован из местных воспитанников, нет ни одного «варяга» – не только из дальнего или ближнего зарубежья, но и из-за пределов Ленинградской области. Если бы МФК «Зенит» дожил бы до наших дней, он бы наверняка вошел в тройку самых популярных клубов северной столицы – благодаря имени, собственно питерской начинки состава и тех высоких результатов, которые им наверняка были бы достигнуты.

А вот пример из другого вида спорта – куда более популярного, нежели мини-футбол, имеющего статус олимпийского. Речь о баскетболе и баскетбольном клубе «Зенит». Многие в курсе, что в золотые времена губернаторства в Московской области генерала-полковника Бориса Громова был создан БК «Динамо». Четыре года спустя его переформатировали в «Триумф» с «пунктом приписки» в подмосковных Люберцах. Соответственно в сезоне-2007/08 «Триумф» как правопреемник «Динамо-МО» продолжил выступления в российской Суперлиге А и Кубке ULEB. Однако в 2014 году, в лучших традициях НБА и НХЛ, триумфально передислоцировался на берега Невы, став «Зенитом». В настоящее время этот очередной проект ПАО «Газпром» в сфере профессионального спорта набирает обороты. Пока он только начинает затяжную погоню за исторически более сильными и успешными «Локомотивом-Кубанью» (Краснодар), УНИКСом (Казань), «Химками» (Московская область) и, конечно же, ЦСКА. И, согласитесь, как на редкость быстро в Санкт-Петербурге многие забыли о «Спартаке», который старше питерского новодела аж на 79 лет. А ведь у него тоже немаленький послужной список, и чемпионом Союза красно-белые чуть более 40 лет тому назад становились. Однако, по финансовым и не только причинам, в 2014 году БК «Спартак» сначала ликвидировали, потом по-новому создали, но уже как клуб низшей баскетбольной категории. Когда-то за Питер и Россию красно-белые бились в еврокубках, теперь же влачат скромное существование во Втором Дивизионе Суперлиги. Их матчи, которые до сих пор изредка проводятся на занятой «Зенитом» «Сибур-Арене», посещают только самые старые и самые преданные болельщики. Популярность же единственного представителя города в Единой Лиге ВТБ растет день ото дня. Оно и понятно: во-первых, зовут его «Зенитом», во-вторых, вот уже и до финала Кубка России (и пусть пока лучшие в нем не участвуют) он добрался... Процесс идет полным ходом.  

ПАО «Газпром» в северной столице осуществляет целевую поддержку профессиональным спортивным клубам, выступающим в самых популярных игровых лигах. В этой связи спонсорская триада «футбол-хоккей-баскетбол» вполне естественна. Наверное, в руководстве госкорпорации считают социально безответственными гипотетически возможные переезды на родину «Зенита» достаточно титулованных волейбольного клуба «Зенит-Казань» и мини-футбольного «Газпром-Югра» из Югорска. Известно, что ПАО «Газпром» помогает немалому количеству иных профессиональных (что уж тогда говорить о любительских!?) спортивных проектов (не только в игровых дисциплинах) в России и за рубежом. Но «святая троица» самых популярных видов, что естественно, припасена для Санкт-Петербурга.

Социальный, если не сказать политический статус ФК «Зенит» оспаривать бессмысленно. Питерский «Спартак» (в отличие от располагающего подобным шансом БК «Зенит») популярным, массово узнаваемым спортивным символом Петербурга так и не стал. Само название этой команды для большинства горожан имеет негативный, идеологически чуждый смысл. Имя «Спартак» неприемлемо для большинства жителей бывшей столицы империи. А аббревиатура СКА?

Когда противоречия во взаимоотношениях между болельщиками (и не только в ее агрессивной фанатской части) ЦСКА и «Зенита» почти никак и ни в чем не проявлялись, многие любители хоккея относились к местной ледовой достопримечательности не как к пережитку, а как к естественному наследию советской поры. Да, ХК СКА являлся по сути младшим братом ЦСКА. Но с развалом СССР меняться стали не только финансовые и организационно-правовые аспекты существования этих клубов – со временем пертурбациям подверглась и система восприятия «братских отношений».

У СКА в Питере и по сей день серьезная болельщицкая «грядка». Практически все местные поклонники футбольного ЦСКА по инерции поддерживают хоккейный СКА. В дни же армейских дерби (как два сезона подряд в финале плей-офф Западной Конференции) немалое число местных красно-синих испытывает некое подобие когнитивного диссонанса. Не без спонсорской поддержки и не без административного ресурса СКА все-таки добрался (а сколько было прежде падений в пути!?..) до титула «Обладатель Кубка Гагарина». В прошлом сезоне Санкт-Петербург наконец-то дождался футбольно-хоккейного чемпионского дубля. При этом «Газпром» продолжает содержать два зенитовских клуба и один… армейский – и это с учетом поднакопившихся антагонизмов в отношениях болельщиков (а в некоторых моментах и руководителей) футбольных клубов. Как долго подобное будет продолжаться? Не пора ли переименовать ХК СКА в ХК «Зенит»?

Известно, что по петербургским болельщицким кругам такая затея бродит, вызывая время от времени яростные споры. С точки зрения сохранения исторической памяти, переименование ХК СКА кое-кто расценит как идеологическую диверсию. В маркетинговом плане сам клуб как минимум не проиграет – чисто армейских болельщиков (да даже фанатов) Питера моментально заменят «зенитчики». На посещаемости игр, на заполняемости Ледового дворца подобное преобразование не отразится. Аншлаги состоятся. Остается только гадать, сколько могут стоить билеты на гипотетическое противостояние ХК «Зенит» и ПХК ЦСКА. На главном спортивном бренде города переименованный клуб заработает куда больше, нежели нынешний армейский. По естественным причинам, болельщиков, а значит и покупателей продукции со старой-новой эмблемой станет в разы больше. Увеличится число запросов в поисковых системах интернета, количество просмотренных трансляций в интернете… Интерес к хоккею во втором по значимости городе Российской Федерации взлетит до невиданных высот. А все потому, что «наше имя – Зенит»…

Слухи о том, что в рамках указанной проблематики соответствующие службы ПАО «Газпром» проводят закулисные исследования и связанные с ними консультации, реально напрягают питерских «армейцев» и подзадоривают зенитовских «тру-фанов». Похоже, что до переименования СКА дело рано или поздно дойдет. Супротив культа «Зенита» в Питере, где не приживаются клубы с названиями «Динамо», «Локомотив», да и «Спартак» тоже, массовые протесты не вспыхнут. «Мини-майдан» с горящими шинами и «коктейлями Молотова» на фоне огромных транспарантов «Верните СКА любой ценой!» не состоится. Город в целом спокойно отреагирует на очередное подведение профессионального спортивного клубного сегмента северной столицы под единый знаменатель. «Холивары» в интернете тоже быстро сойдут на нет. Игроки и тренеры, обслуживающий персонал экс-СКА продолжат работать под новой вывеской. Ну, а атрибутика нынешней команды когда-нибудь неизбежно превратится в раритет и станет объектом купли-продажи или обмена для коллекционеров-антикваров. Со временем цена на нее, как например, на древние болельщицкие карточки профессиональных лиг Северной Америки поднимется до небес.

Так возможно ли все вышесказанное в принципе? Да еще в ближайшие годы? А почему бы и нет? Если народ стерпит, а заодно и поприветствует, то можно и рискнуть. Использование имени «Зенит» в Санкт-Петербурге – дело практически беспроигрышное. С идеологической, экономической и социокультурной точек зрения…