10 мин.

Спорт за кадром: как работают спортивные операторы

Спортивные операторы – это те люди, без которых невозможен съемочный процесс. Они всегда остаются в тени комментаторов, ведущих и игроков, при этом им приходится удерживать в руках огромную камеру. И хорошо, если съемка происходит в помещении и это не теннис (девушки способны играть 5-8 часов) или биатлон, когда приходится стоять в лесу при минусовой температуре. Еще один типичный день оператора: две съемки в разных концах города, тяжелая камера на плече и отсутствие обеда. С оператом "Матч ТВ" Филлипом Красильниковым мы разговаривали прямо на работе: за два часа перед хоккейным матчем. Он все время отвлекался на телефон и смотрел время: «У нас скоро планерка с режиссером». А после Филипп отправился к большой камере -  рабочий день, вернее, вечер, только начинался.

-С чего началась твоя операторская карьера?

-В 98-м году я поступил в институт телевидения и радиовещания, который окончило большинство операторов, что сейчас работают. Тогда он еще не был широко известен. Сначала за твое обучение платят родители. Потом ты стремишься делать это сам и ищешь какую-то подработку. Я работал полгода осветителем на ВГТРК, потом на «Дарьял ТВ»,  «7ТВ», откуда вышло подавляющее число операторов, потом был НТВ-ПЛЮС, Первый канал. «7ТВ», НТВ-ПЛЮС и Первый канал – это мои такие три коллектива, три семьи, где много замечательных людей и где я получил колоссальный опыт. Сегодня спортивным оператором стать несложно: нужно чтобы кто-то тебя порекомендовал, и ты пришел на канал. Первое время ты будешь смотреть за работой других операторов, пока тебе на простых соревнованиях не доверят камеру. И ты учишься с ней работать. За два года ты успеваешь поработать на соревнованиях разного уровня. Потом тебе возможно разрешат встать на крупную оптику.

–На каких крупных соревнованиях ты работал?

-На Чемпионате Европы по футболу в Швейцарии-Австрии, четыре последних Олимпиады, ЧМ по хоккею в Минске и в Праге, ЧМ по футболу в Бразилии. На самом деле, немного. Это все не считая турниров по другим видам спорта, рядовых хоккейных и футбольных матчей.

alt

-Четыре Олимпиады, ЧМ да еще в Бразилии. Нет пиетета: «О! Я вижу самые классные события в мире спорта!»? 

-Нет, это не утомляет. В Пекине, было, да: «Ой, я стою в центре Пекина! И я это делаю!» Но я не работал на открытиях-закрытиях ОИ, где как раз, происходят самые красивые и масштабные вещи, поэтому наверное, нет ощущения чего-то необычного. Ты привыкаешь к этому.

-Сколько весит техника?

-От 8 до 20 кг. 8кг – простая камера, которую можно держать на плече, 12 кг - с аккумулятором, 20 – с радиоканалом. Она прикрепляется на специальный крюк, благодаря этому крючку ты можешь таскать ее часов пять на себе. Плюс, штатив 5-7 кг и рюкзак с аккумуляторами. Получается, все вместе доходит до 25 кг.

alt

-Самые нелюбимые виды спорта съемки у операторов?

-Бильярд – очень до-о-о-олго. Теннис -  съемка длится 5 часов и более. Хочется есть, в конце концов, в туалет отойти. Во время работы устают пятки, икры, напрягается позвоночник, замыливается глаз из-за механической работы. Не всегда приятно снимать хоккей с мячом. Во-первых, приходится работать при минусовой температуре, а во-вторых, ты не всегда видишь маленький мяч, который разыгрывается со штрафного угла. Пять человек стоят, и ты не знаешь наверняка, кто примет мяч.

-Хоккей снимать проще? Он на стадионе, есть перерывы…

-Все, что в помещении и длится не больше двух часов, снимать комфортно. Водное поло, например, очень динамичный вид спорта.

-Фотограф Владимир Песня рассказывал, что приходится работать в разных условиях: и в зной, и в холод, и в снег с дождем…

-Все, что ты перечислила – все есть. Практика показала, что в дождь плащ не спасает –лучше надеть плотные штаны и плотную куртку. В жару к статичной камере можно попробовать прикрепить зонтик, так как под солнцем очень быстро сгораешь. Я на Универсиаде прикреплял к камере зонтик, чтобы потом не мучиться от ожогов.

alt

-Не бывает обмороков у коллег?

-На последнем Чемпионате мира по легкой атлетике в Москве молодой оператор упал от солнечного удара.

-А что делаешь, если съемка на холоде?

-Смотря, сколько ты стоишь и где. Если биатлон и камера в лесу, то операторы утепляются так, чтобы долго стоять: унты, термобелье, пара легких синтепоновых курток, грелки.

-Алкоголем согреваться можно?

-Нет. Точно нет. Мы не снимаем при таких аномальных температурах. Было правда, -28 в Архангельске на хоккее с мячом, но тогда игру отменили. Если приходится работать при большой минусовой температуре, я надеваю термобелье, несколько легких пуховиков, перчатки с грелками – и нормально.

alt

-Самая тяжелая съемка за последнее время?

-Молодежный чемпионат мира по горным лыжам в Красной Поляне. Хотя, назвать ее тяжелой сложно: ну капает дождь, ну дует ветер –все это уже было и не раз. Когда-нибудь дождь заканчивается и становится просто интересно как мы отработаем эту смену. В конце мы все были сырые, но духом не упали!

-Насколько часто приходится рано вставать из-за съемок и поздно ложиться?

-Обычно операторы приезжают на места за 2 часа до начала трансляции, на глобальных мероприятиях – за 3-4 часа. То есть если начало соревнований в 9-10, да, приходится рано вставать. Помню, на матч между Россией и Англией пришел часов за пять. Приходишь заранее, чтобы не попасть в пробку по дороге, не попасть в кордон охраны, которой иногда приходится объяснять, что ты сотрудник ТВ. Иногда получалось, что люди приезжали за два часа, а там уже охрана не пускает. Бывает, что некоторые путают стадионы, потому что у тебя много матчей на неделе, и вместо «Локомотива» приезжают в «Лужники». Звонишь: «А где все?» А все на стадионе «Локомотива».

-Через час будет матч второго раунда плей-офф КХЛ. Как выглядит твой рабочий день во время такой игры?

(пародирует голос комментатора) «Накал страстей уже выше, чем неделю назад» (смеется). У операторов нет важных и неважных игр – ты должен отработать без косяков. Нельзя расслабляться. На хоккейном матче работает 11-15 человек, включая спецтехнику: поликам за воротами, видео-гол, камеры над воротами, стэдикам. За 2,5 часа мы приезжаем, за час до матча становимся за камеры. Снимаем разминку, помогаем режиссеру привести изображение льда к одному цвету на всех камерах. До матча снимаем раздевалки, тренеров. Потом сама игра: 60 минут игрового времени. После матча уезжаем предпоследними: пишем послематчевые интервью, сворачиваем кабели, укладываем технику, идем в ПТС и обсуждаем трансляцию. Последними уходят сотрудники пресс-службы.

alt

-Какие косяки могут быть? Ведь они понятны только специалистам: зритель это вряд ли сильно замечает.

-Самый простой – это когда ты засмотрелся на повтор фрагмента и пропустил команду режиссера. Еще бывает, что режиссер не называет номер камеры и ты неожиданно для себя оказываешься в эфире. Или к моменту включения не успеваешь перестроиться. Но даже к такому нужно быть готовым: слушать внимательно режиссера, перестраиваться заранее. Из форс-мажоров, которые могут случиться сейчас – погасший свет на арене. Шайба может попасть в лоб. Один раз такое было с нашим коллегой: он долго отходил. Это был легендарный оператор: он снимал хоккей, когда еще Тихонов работал тренером. И в один момент стоя на скамейке этот оператор начал советовать Тихонову, что делать. Оператора попросили удалиться или замолчать(смеется).

-Ты говорил, что перед тем, как человеку доверят серьезную камеру, может пройти два года. Почему условный Вася с дивана, которому кажется, что все просто, не может прийти и сразу начать снимать?

-Есть банальные понятия о композиции, постановке света. Пусть эти все азы человек проходит в институте, а не на производстве. Перед съемкой пусть он поездит ассистентом с оператором. Поносит штатив, но зато насмотрится как работают его коллеги. Встать с дивана и сразу стать хорошим оператором не получится. Всем тем людям, которые работают сейчас, давали время влиться в процесс. Есть люди исполнители, а есть люди командного ума. Вторые могут прийти на ТВ и через какое-то время сделать карьеру. Тут все дело в голове.

-Девушка-оператор – реально?

- Возможно. Есть те, кто работают со студийной камерой на новостях. Но не все так просто. С течением времени работа с камерой вылезает в проблемы со спиной, остеохондроз, отражается на глазах, мышцах, появятся вены на ногах.

-Что спасает?

-В основном люди плавают, качаются, бегают на лыжах и просто занимаются ОФП. Некоторые не занимаются.

alt

-От чего приходится отказываться ради работы?

-Иногда сон, иногда личная жизнь. У меня, к счастью, такого нет. Максимум – сон и свободное время.

-А сколько ты спишь?

-На «Фабрике звезд» приходилось спать крайне мало. А так – 7-8 часов. Нормально. Монтажеры вообще не спят – ночуют на работе. В командировках чуть поменьше, но тоже в пределах нормы.

- Какие стереотипы есть про операторов?

-Почему-то думают, что мы – недалекие люди. Не получится красиво снять спорт, не зная правил игры. Нужно иметь представление о тактике, куда пойдет мяч или шайба. Или особенности команд. Например, у «Йокерита» может неожиданно сыграть вратарь – выкатиться из рамы и отбить шайбу. Ты это замечаешь на практике, а потом уже все на уровне рефлекса.

-Операторы – самые главные люди здесь. Не будет операторов, болельщик не увидит матч…

-Это просто мнение. На самом деле операторы – вершина айсберга, в спортивной трансляции все взаимосвязано. Матча не будет без инженеров, которые приедут и установят технику. Без режиссера, который разберет команду по составным за день до матча, без продюсера, режиссера повторов. Режиссер смотрит заранее матчи команды, статистику, выделяет игроков и подсказывает особенности: например, есть хоккеист, который во время гимна целует крест. Это все такие маленькие детальки, из которых складывается визуальная картинка. Важен продюсер, который договаривается о съемке раздевалок, об интервью с тренерами.

alt

-Не обидно, что оператор всегда за кадром? И болельщик знает только игроков и комментаторов. А вас, участвующих непосредственно в показе, – нет.

-Когда работа прошла удачно –жизнь удалось. Мы на матчах, чтобы работать.

-Часто ругаетесь на свет?

-Да. Особенно когда мешанина световых температур.  Или есть темные площадки, где не проводилось крупных соревнований, и они не соответствуют техническому регламенту. 

-С коллегами подшучиваете друг над другом?

- Да. Всего не вспомнишь. Есть какие-то смешные рабочие моменты, есть дружеские подколы.

На Кубке Дэвиса один оператор решил на теннисе съесть бутерброд. Он достал бутерброд и в момент наклона ударился о камеру так сильно, что пошла кровь. Он этого не заметил и пошел к операторам. Никто не удивился – такое в работе тоже бывает. На Кубке Кремля получилось, что операторов меняли. И один молодой человек, который работал на ручной камере и сидел между теннисистами решил, что наступило время смены. И можно пойти поменяться. Прямо во время розыгрыша. И вот он взял во время финального розыгрыша Сирены Уильямс просто взял и пошел. Сирена была в недоумении.  Как-то 1 апреля решили подшутить над коллегой постановщиком и «сделать» ему командировку в другой город: купить билеты, сделать заявку на технику. Организовали даже звонки из этого города от коллег. Раскололись только когда он пришел в офис с походным рюкзачком. А он не поверить, что это шутка.

-Вершина операторской карьеры?

-Оператор-постановщик на больших мероприятиях: Чемпионатах мира или Олимпиаде. Или художник по свету.

-Удается посмотреть какой-либо матч вне работы, как простому зрителю? 

-Смотрю с удовольствием Формулу 1 и регби. Болею с 90-х годов за «Феррари». В любом случае, когда приезжаю в спортивную редакцию на работу, слежу за тем, что показывают там. Нужно обязательно быть в курсе событий и разбираться в том, что происходит: элементарно знать имена игроков. Чем больше ты работаешь на трансляциях, тем больше имен ты запоминаешь. Потому что иногда режиссер называет игрока по фамилии, а ты должен его снять. Следовательно, нужно знать номер. «Ага, 22-й это Зайцев». Иногда просишь не называть фамилии, а называть имена.

-Не надоедает это все? (киваю на хоккеистов, вышедших на разминку)

-Для новостей быстро надоедает. Потому что это рутинная работа. Засыпаешь.  А сами матчи – нет. Хочется еще и еще.

Екатерина Гаранина для рубрики "НТВ-ПЛЮС"

Фотографии: личный архив героя