Как российские ФК представлены в digital и почему «Зенит» лидер рейтинга
На Rusbase вышло огромное интервью с диджитал-директором РФМ Иваном Рындиным, который рассказал о том, зачем футбольны клубам идти в этот самый диджитал. Как итог работы - его компания впервые в России сделала диджитал-рейтинг футбольных клубов, КХЛ и спортивных федераций. (Полное интервью, аналитику и методологию можно прочитать тут: https://rb.ru/longread/digital-sport/ )
Самые интересные моменты:
У профессионального спортивного клуба два направления целей: • спортивные результаты; • коммерческий результат деятельности клуба.
Для достижения максимальных спортивных результатов используются цифровые технологии, направленные на улучшение качества игры команды на поле — датчики, умные мячи, системы видеоаналитики и прочее, и вне поля — системы автоматизации организационных процессов, подготовки резерва. А для того, чтобы добиться максимальных коммерческих результатов, важно понимать типовую структуру доходов клуба и оценивать возможность влияния на ее компоненты.
Футбол (и спорт в целом) относится к индустрии развлечений, то есть основой коммерциализации является продажа широкой аудитории спортивного зрелища на поле во время матчей и непрерывного медийного и новостного контента вне игрового времени.
Современный футбольный клуб можно сравнить с медиакомпанией, которая производит специализированный контент, наращивает аудиторию за счет его качества и количества, а также спортивных результатов команд клуба.
Аудитория монетизируются тремя способами:
1. Продажа телеправ
В Европе это существенный источник доходов футбольных клубов. У некоторых эта сумма достигает 50–70% совокупного бюджета. Чем больше совокупная аудитория клуба, тем на больший кусок общего пирога она может претендовать.
2. Спонсоры
Спонсоры становятся все более требовательны к покупаемой аудитории. Digital-инструменты помогают обосновать стоимость спонсорского пакета — показать подтвержденные цифры аудитории, с которой может соприкоснуться бренд.
3. Продажа match-day
Билеты, атрибутика, еда — продажа того, что можно приобрести на стадионе или возле него в день игры. Чем больше людей вы приведете физически на стадион, тем больше будет выручка в день матча.
В прошлом году мы придумали и реализовали пилотный запуск digital-рейтинга для футбольных и хоккейных клубов. Он помог понять, соответствует ли уровень клуба вложенным средствам и задачам в digital — и как результат популярности в онлайне зависит от них. Мы увидели, что одним клубам важно находиться в рейтинге повыше. Или болельщики видят объективный показатель внимания к ним. Или что есть клубы, у которых даже нет человека, кто бы занимался только соцсетями и сайтом. Надеемся, что этот рейтинг позволит спортивным организациям оценить свою работу в digital, проанализировать лучшие практики.