Сергей Акулинин: «Передавали кассеты с проводниками, на поездах»
Сергей Акулинин - главный по футбольному контенту на Матч ТВ и НТВ-ПЛЮС рассказал, почему на спортивном канале 3 футбольных матча вместо 33, сколько часов спит продюсер, должны ли девушки комментировать футбол и как в 2000-е кассеты с играми добирались в Останкино.
Должность продюсера – идеальная работа с точки зрения любого болельщика: ты смотришь лучший футбол в мире, постоянно ездишь в разные страны, общаешься с известными футболистами и мелькаешь на голубом экране. Работа продюсера позволит забыть о покупке билета на матчи, а заодно лишит вас выходных, праздников вместе с семьей и не сделает супербогатым.
Сергей Акулинин – продюсер «Матч ТВ» и тематических спутниковых каналов рассказал о том, что стоит за работой продюсера.
-Телевидение затягивает. Если ты туда раз попадешь, то уже никуда не денешься. В 2001-м году я оказался в спортивной дирекции НТВ-ПЛЮС, которая на тот момент переживала преобразования. Получилось, что это мое единственное место работы за 15 лет (сейчас Сергей занимается формированием футбольного контента для Матч ТВ и тематических спутниковых каналов - прим.авт.).
-То есть вы прошли весь путь снизу до продюсера…
-Да. Для телевидения очень важно пройти все этапы: когда до позиции руководителя отдела или департамента ты прошел все должности до этого – с рядового корреспондента до продюсера. Когда-то я сам снимал, монтировал, бегал с микрофоном, поэтому хорошо представляю, как выглядит этот процесс изнутри.
-Если посмотреть ваш Instagram или Twitter, в котором много кадров из зарубежных поездок, то может показаться, что работа продюсера - сплошной праздник и командировки. И самый лучший футбол в мире.
-Это пьянящий эффект телевидения, который производит впечатление в первую очередь. Профессия журналиста наряду, наверное, с профессией космонавта, очень сильно романтизирована. Такой взгляд на журналистику можно часто увидеть в кино или книгах. Возникает обманчивое ощущение, что – это фиеста: человек смотрит футбол, ходит на футбол…
-…И ему еще за это платят!
-Да. Люди думают: «Вот бы мне такую работу». На самом деле все сложнее. Появляется много молодых журналистов или комментаторов, которые хотят работать: кто-то задерживается, кто-то уходит. Люди говорят: «Я увлечен футболом! Я хочу работать только у вас». И начав практику, они через месяц-два пропадают, потому что не могут свое увлечение перевести в плоскость работы. Они готовы рассказывать людям о том, что им интересно. Они могут болеть, условно, за «Арсенал» и «Спартак», но не понимают, что работа спортивного журналиста – это рассказ о большем, нежели только об этих двух командах. Наша работа за кадром в 90% случаях – это рутина, в которой иногда ты можешь чего-то не знать, это то, в чем ты должен разобраться. Плюс, постоянный поиск информации, общение с разными людьми. Телевизионная работа, что тоже очень важно – это работа в условиях дедлайна, которых у тебя ежедневно 2-4 штуки. Ты едешь на задание и четко знаешь, ко скольки нужно сделать материал, потому что если ты не сделаешь, то за ним еще один дедлайн, третий и т.д. И здесь нужна серьезная психологическая устойчивость и правильное отношение к делу, чтобы эти дедлайны соблюдать в срок. Очень многие люди не выдерживают этого, потому что ты не можешь расслабиться. А это не та работа, которую можно закончить через неделю или месяц.
Спорт на ТВ подразумевает отсутствие постоянного рабочего графика. Телевидение существует для того, чтобы развлекать людей. Значит, когда все люди отдыхают, мы –работаем. Это вечера, выходные, праздники. Поэтому и семья должна быть готова к тому, что если ты работаешь в футбольной журналистике, руководишь телевизионными бригадами, то в воскресенье тебя не бывает дома. В дни Лиги Чемпионов или Лиги Европы ты приезжаешь домой в три часа ночи.
-Любимая шутка среди коллег: «Мы встречаемся только на работе!». Просто так выбраться куда-то – это большая проблема, потому что у всех свои графики.
-Тех, кто работает в офисе пять дней в неделю мы называем «нормальные люди». И вот такой друг у меня спрашивает: «Мы, когда собираемся, расслабляемся: берем пиво и разговариваем про баб и про футбол. А вы когда собираетесь, про что разговариваете?» Ответил, что про то же самое: про баб и футбол, несмотря на то, что второе – наша работа.
-Сколько матчей в год вы смотрите как болельщик?
-Не хочу навлечь на себя чужую зависть, но не помню, когда последний раз покупал билет на стадион. На футбол я всегда хожу с четким пониманием того, что мне это интересно с профессиональной точки зрения. Как болельщик я воспринимаю матчи редко, может быть на больших турнирах, когда играет сборная. Все остальное сквозь призму работы: смотрю, отмечаю детали, запоминаю. Когда оказываюсь за рубежом, всегда интересно какие там программы, как делают трансляции, как работают коллеги.
-15 лет на ТВ. Как не перегореть?
- Ну во-первых, это не так уж и много! А во-вторых… Нужно все воспринимать как работу. Разочаровываются те, кто считает это развлечением в стиле «Прикольно рассказывать людям про футбол на камеру и получать за это деньги».
-Добавлю: при этом никто из коллег не скажет, что он супербогат.
-На определенной ступени это начинает приносить доход, который помогает обеспечить семью, но да, это не профессия мультимиллионеров. Если вы хотите стать богатым –никогда не идите в спортивные журналисты. Разочарование – обратный эффект от излишней романтизации профессии. То же самое происходит, когда человек хочет стать космонавтом: он представляет, как шагнет на Луну, как увидит Землю. А «нижней части айсберга» из десятилетней подготовки, матчасти, изнурительных тренировок он не видит. В спорте похоже: многие молодые люди, которые хотят быть комментаторами, представляют себя сидящими с гарнитурой на огромном стадионе в финале большого турнира, где, может быть, играют российские футболисты… Последняя минута, наши забивают гол, и он кричит вместе со всей страной «Го-о-о-л!». Он не представляет, что иногда нужно поехать на открытую тренировку футбольного клуба в 38500-й раз и привезти оттуда что-то интересное притом, что все игроки откажутся с ним общаться и пройдут мимо. И последний, с кем он договорится, пообещает, что даст ему интервью через 1,5 часа, а сам потом не придет. А ты должен вернуться назад и сказать, какие они хорошие. А после этого еще и получить выговор от своего руководителя за то, что сделал скучный и бездарный сюжет.
-У нас очень мало комментаторов, поэтому любое событие – появление нового специалиста или увольнение, привлекает внимание и вызывает бурное обсуждение. Откуда нам взять новых комментаторов?
-Ниоткуда. Это штучная профессия. Я постоянно получаю письма в социальных сетях: «Где учат на футбольных комментаторов?» Нигде. Это специализированная отрасль, которая регулируется спросом и предложением. Нельзя открыть еще одно учебное заведение и выпускать комментаторов партиями. Что они будут комментировать? У нас столько спортивных комментаторов, сколько спортивного контента.
Все комментаторы – это люди состоявшиеся, с определенным бэкграундом. Это серьезная профессия. Не думайте, что сидеть разговаривать самим с собой под картинку игры – просто. Попробуйте дома: заведите матч, выключите звук и попробуйте связно рассказать обо всем все 90 минут. Или хотя бы 10. Но так, чтобы все понравилось окружающим.
-В этом году «Матч ТВ» привлек в эфир бывших спортсменов. Этот риск себя оправдал?
-Пока это все-таки эксперимент. Люди работают не так много и нельзя сделать однозначные выводы. Они очень стараются. Это Руслан Нигматуллин, Руслан Пименов, Евгений Савин, Александр Ширко, Евгений Алдонин, Игорь Семшов. Они пробуют себя в новой ипостаси, и у всех получается по-разному, так как они по-разному видят задачу комментатора. Посмотрим, что получится. Но нам нужны такие кадры. Мы с завистью смотрим на западных коллег, которые в своих эфирах располагают качественной аналитикой и собеседниками, которые интересно рассказывают про футбол. У нас такой культуры не сложилось, к сожалению. Наверное, потому что телевидение не готово в силу экономики предлагать контракт, как Тьерри Анри, за 4 миллиона фунтов в год. Поэтому наиболее талантливые яркие красноречивые футболисты проявляют себя после окончания карьеры в других сферах. Мы не сможем их задержать на ТВ, хотя попытки делаем.
-На спортсменов с предложением о работе вышел сам канал? Они советуются с вами?
-Да. Мы пытаемся подтянуть их к единому стандарту, но смысл в том, что каждый по-разному понимает работу комментатора. Кому-то хочется в большей степени молчать и анализировать эпизоды, кто-то, говоря комментаторским языком, «бойко гоняет мяч по полю», кому-то важно рассказать обо всем, что происходит на поле. Хотя это не совсем их роль: они должны быть больше проводниками зрителя в мир футбола и с высоты своего опыта и понимания игры должны раскрывать аудитории что-то такое, чего не знает обычный человек. Зритель упрекает их в незнании «матчасти», но от них этого не требуется. Игровые номера, состав знает комментатор. А подать игру так, чтобы в ней увидеть что-то новое – это задача приглашенных экспертов. Надеемся, что у них будет получаться лучше и лучше.
-Недавно привлекали девушек: Машу Командную и Машу Макарову. Это себя оправдало?
-С точки зрения привлечения внимания – да. На мой взгляд, это положительный факт. Понятно, что наша аудитория не готова воспринимать женщину-комментатора наравне с мужчиной. Не в категории «хуже/лучше», а именно наравне. Мы за счет наших девичьих голосов попытались понять аудиторию: можно ли ее расшатать, можно ли найти роль для девушки. Резонанс был интересный. Будем дальше думать над реакцией зрителя. Не могу сказать, что это какой-то регулярный опыт, который будет повторяться.
-Самое забавное, что на вопрос «Должна ли девушка комментировать футбол?», мои знакомые мужчины-болельщики отвечают однозначно: «Да. Может». И добавляют: «Она должна быть не только красивой, но и хорошо разбираться в спорте, быть интересной». Там еще очень длинный список требований и уже кажется, что таких идеальных женщин в мире нет.
-Все-таки мы еще не готовы. С другой стороны, не стоит все сужать до футбола и хоккея. Есть огромное количество комментаторов-женщин успешных: Анна Дмитриева, Иоланда Чен, Елизавета Кожевникова и т.д. Женщин-комментаторов много. Просто футбол и хоккей – те вида спорта, которые еще пока не нашли свой формат для женского голоса.
-Слишком мужской спорт?
-Возможно. В НТВ-ПЛЮС мы пробовали привлекать девушек, в том числе, футболисток, которые работали на турнирах по женскому футболу, женщину-арбитра. Но не пришли к какому-то единому формату. То же самое можно говорить о наших коллегах с Запада, где не существует девушек-комментаторов. Они активно помогают вести программы в студии, работают интервьюерами, но все-таки девушек-комментаторов там нет.
-В чем вообще видите тенденцию показа футбольных событий, аналитики, матчей в России сегодня?
-До текущего момента главным было улучшение качества. Если брать последние 10 лет, то по уровню и качеству показа мы отставали от мировых стандартов. Сейчас мы их успешно догнали. Мы начали делать трансляционную картинку, которую не стыдно выдавать в эфир. По количеству камер, по уровню техники, HD – все это большой шаг. Будем ставить новые задачи. И здесь есть свои вопросы и проблемы. Например, много разговоров идет о том, какой опыт мы должны перенять: западный или основанный на российском менталитете. Есть люди, которые говорят, что все лучшее нужно брать из Европы или Северной Америки: это лидеры с точки зрения организации спортивных трансляций, подачи. Есть люди, которые считают, что нам нужно отталкиваться от российского менталитета. Я сторонник последнего. Да, с точки зрения подходов у нас есть, чему поучиться у немцев, испанцев, англичан, но с точки зрения верстки, пожалуй, не стоит. Не надо отпугивать зрителя приемами, которые просто копируются с западного телевидения без адаптации под российского зрителя.
-Не является ли проблемой в развитии спортивного телевидения то, что у нас сейчас один общедоступный канал. Монополия на спорт. И пока что ТВ в России – не бизнес. Чтобы сделать что-то, нужно идти к государству и просить деньги.
-Это слишком общий подход. У всех основных видов спорта своя схема развития. Понятно, что она так или иначе связана с государственными дотациями, прямыми или косвенными способами финансирования.
-То есть это стереотип?
-Может быть. На локальном уровне – да. Если ты стоишь после матча в микст-зоне и мимо тебя проходят все футболисты, никто не хочет с тобой разговаривать, а ты ничего не можешь поделать – это проблема. Они не в настроении, хотя ты основной вещатель и делаешь все, чтобы пропагандировать российский футбол, ты хочешь интересно о них рассказать, взять максимальное количество интервью… А игроки прошли мимо. Они тебе ничем не обязаны. У них никак в контракте не прописана обязанность давать интервью. У нас нет рыночных рычагов влияния на клуб – они не так сильно привязаны к доходам от телевидения, с тем, чтобы ТВ сказало руководству клуба: «Вот твои игроки проходят мимо, мы вам платить перестанем, давайте вы их построите». Такого нет. То, что клубы не сильно финансово зависимы от телевизионных рейтингов – это локальная история.
-Цвет формы «Рубина» сливался с полем, и вы от лица НТВ-ПЛЮС сказали, что будете общаться с руководством клуба на эту тему и дали определенные советы. В этом сезоне команда поменяла цвет формы. То есть ТВ может повлиять на цвет, но не может повлиять на разговорчивость игроков… При этом и клубы, и канал работают для болельщика…
-Да. Тяжело. У телевидения нет способа влияния на футболистов или тренеров. Но мы можем влиять на регламент, который мы совместно с РФПЛ пишем перед началом сезона, вносим правки. Клубы преследуют свои интересы и не всегда соглашаются с правками. Их тоже можно понять: мы можем прописать в регламенте, чтобы Иванов или Сидоров останавливались и разговаривали, но клуб задаст вопрос: «А как я могу на них повлиять, если у них нет в контракте этого пункта?» Все это система издержек и противовесов, которая должна прийти к общему балансу. Мы гораздо большее влияние имеем на формирование картинки и работаем в этом направлении. Та же форма «Рубина». Если обратить внимание?, мы большое внимание? начали уделять, чтобы картинка с матчей российского чемпионата обретала более цивилизованный вид. Предъявляем требования к стадионам: чтобы там были зашпаклеваны стены, покрашены сиденья, чтобы вокруг ворот не было луж, сугробов, которые характерны были для 90-х. Мы расчищаем поле и пытаемся сделать его более приятным глазу, предлагаем варианты рассадки зрителей и реализации билетов, чтобы противоположные трибуны заполнялись и создавалась атмосфера футбольного матча. Иногда в кадр норовят залезть пожарная машина, скорая помощь и прочие посторонние объекты. Мы понимаем, что в этих мелочах может быть ключ к успеху. Я вспоминаю трансляции конца 90-х в Самаре: там за воротами располагался общественный туалет. И когда показывали голы и опасные моменты, можно было увидеть довольных собой посетителей этого туалета.
Фото:
-Сейчас показывают огромное количество матчей – болельщик видит, что в Европе и что у нас. И снова включается диванный эксперт: «Почему мы не можем так же»?
-Мы живем в таких условиях. Многое не получается сделать из того, что есть в Европе.
Есть моменты правового уровня, которые не проработаны. Например, есть клуб. Есть стадион. Но клуб и стадион принадлежат разным компаниям, которые не могут договориться между собой. Клуб играет на стадионе, мучается, а компания-владелец не хочет делать ничего, чтобы помочь команде. РФПЛ говорит: «Перестелите газон». Клуб отвечает: «Мы не можем – стадион не наш. Зачем нам тратить лишние деньги на это?» Бывает, неудобно что-то менять, бывают проблемы с организацией, традиции. Последние 20-30 лет страна переживала не самые лучшие экономические времена, поэтому у нас нет таких традиций, которые существуют в Англии, допустим. Там человек может прекрасно всю жизнь болеть за свой «Сконторп». А у нас начнешь болеть за какую-нибудь команду, а потом ее раз – и переименовали. Потом ее завод-спонсор обанкротился и ее опустили в низший дивизион. Потом новые спонсоры добавили новое слово в название. Затем убрали. Потом ее объединили с соперником. И такие истории все 20 лет. Кроме того, ваш любимый клуб может просто исчезнуть из-за финансовых проблем. За что тут душу рвать?
-Сейчас большую роль в популяризации спорта играют соцсети. Они – конкурент телевидению?
- Нет. Это просто разные способы подачи материала. Что касается спортивных трансляций, телевидение доминирует с большим отрывом, особенно в России, где чуть меньше развито интерактивное телевидение, переключение в прямом эфире, углов обзора, отключение и выбор звуковой дорожки.
Интернет – конкурент для творческого контента. Когда я лет 15 назад начинал делать после очередного тура чемпионата России обзор, тогда самым большим достижением считалось, иметь фрагменты и голы всех матчей. И если играла какая-нибудь условная «Алания» во Владикавказе, то оперативно получить информацию и картинку не всегда было возможно. Бывало, что передавали кассеты с проводниками, на поездах. С утра на вокзале редактор встречал кассеты и бежал в Останкино монтировать. Не было профессиональных бригад на местах – снимали все на любительские камеры с дрожащим видом, приехавшие со свадеб, или на камеры, которые после игры поедут снимать свадьбу. Теперь соцсети подстегивают нас с точки зрения креатива. Теперь мало только показать. Два гола любимой команды человек легко может найти в интернете через 30 секунд после окончания матча. Он посмотрит два гола, нарезку острых моментов и увидит картину матча. Значит, телевидение должно рассказывать об этом как-то более интересно и масштабно.
-Каким образом выбираются матчи для показа? Одна из любимых претензий болельщиков к спортивным ТВ в том, что они считают, раз этот канал спортивный, на нем должно быть не 3 матча, а 33. При этом, люди даже не знают, насколько дорого стоит трансляция одного матча.
-Чтобы показать по ТВ футбольный матч московской команды, нужна бригада ПТС – передвижная телевизионная станция (может быть внутри небольшой машины, может помещаться в огромную фуру. В состав входит камеры на матч, осветительная и звукозаписывающая аппаратура, аппаратура для видеомонтажа и передачи сигнала, электростанция, помещение для команды – режиссера и продюсера трансляции, монтажера хайлайтов, звукотехника и т.д.– прим.авт.). Внутри находится операторская и инженерная бригада – от восьми человек в зависимости от сложности трансляции. Иногда на стадион выезжает 2-3 ПТС. До матча осуществляется установка камер, размотка кабелей, подключение оборудования. Если матч не в Москве, то иногда приходится арендовать ПТС, что стоит больших денег. В некоторых случаях, если у компании нет оборудования высокого класса, нужно везти его из Москвы. За 1000-2000 км. На юг мы мотались, на Кавказ –всякое бывало. Внутри ПТС формируется сигнал, звукорежиссер обеспечивает звук, графическая группа – графику, хайлайты, потом сигнал со стадиона поступает и доходит до зрителя. Это дорогое развлечение. Любые затраты мы стараемся оправдывать. Меня часто спрашивают, почему мы не показываем турниры дублеров, молодежные команды, чемпионат Москвы по футболу. Каждая съемка и выезд – немаленький бюджет.
-Кого или что чаще всего критикуют диванные эксперты?
-Комментаторов. У каждого есть точка зрения на то, как он должен работать, что говорить, а что нет. У всех есть точка зрения, вплоть до уровня громкости крика и голоса. Большинство людей убеждены, что даже личность комментатора может влиять на исход матча. Помимо этой чуши у диванных экспертов есть точное убеждение, как комментатор должен работать на матче, какие байки он должен или не должен рассказывать.
Комментатор – это шеф-повар, которому одним блюдом надо накормить 1000 человек, среди которых сеть сыроеды, вегетарианцы, гурманы и т.д. Комментатор работает для миллионов и выбирает один способ подачи и комментирования, у него нет возможности прокомментировать игру индивидуально для каждого. Половина будет плеваться и говорить «пересолено», другая часть, что «недосолено», кто-то скажет «идеально». Но блюдо будет одно. Точно так же с комментатором. Он не может нравиться всем. И это нормально. Успех, если он нравится большинству.
-Из чего состоит ваш рабочий день?
-График ненормирован. Спасает то, что ранних подъемов нет, если ты не завязан на утреннем эфире. Практически всегда день и поздний вечер провожу в офисе. Если Европа, разница во времени большая, снимаем пост-эфиры с разборами – все это происходит глубокой ночью. Постоянно погружен в информационный поток, не выключаю телефон. Сейчас здорово задачу облегчают гаджеты, возможность смотреть все с планшета или телефона. Еду в машине и что-то смотрю – пробки позволяют. Раньше была журналистика статей, потом журналистика заметок, а сейчас в связи со скоростью потока пошла журналистика заголовков. Мне кажется, мы стоим на пороге журналистики хэштэгов: бесконечные подписки, оформление, напоминалки, Twitter, Instagram.
-Выключаете телефон в выходной?
-А тут как раз любовь к работе проявляется. Выходные. Как хочется отдохнуть, забыть, бросить телефон в стенку и больше никогда не заниматься работой. А потом смотришь программу – там «Барселона» играет… И думаешь: «Надо посмотреть». (Смеется).
Екатерина Гаранина специально для рубрики "Спорт за кадром" для НТВ-ПЛЮС.
Фотографии: личная страница Сергея в Instagram: @akulinin_s