Спорт за кадром: как работает спортивный фотограф
Владимир Песня – известный репортажный фотограф из МИА «Россия сегодня». В фотосервисе агентства у него 995 страниц фотографий: футбол, волейбол, хоккей, пресс-конференции, парад на Красной площади, котики и не только. Недавно Владимир победил в конкурсе World Press Photo 2016 в номинации «Лучшее спортивное фото» с серией кадров с любительского хоккейного матча в провинциальном городке Нижегородской области.
- Мой отец – рентгенолог, при этом он - фотолюбитель высокого уровня. У него на работе, помимо лаборатории для проявки рентгеновских снимков, была еще оборудована фотолаборатория. Первый раз мне досталась камера лет в 6-7. Всему научил меня отец: как держать камеру, как строить кадр, как проявлять и печатать снимки. Сначала все делал под его руководством, потом сам. Фотолюбителем я был достаточно долго – до работы в журналистике. Благодаря работе в «Спорт-Экспрессе» любовь к спорту и фотографии гармонично соединилась, тем более что я каждый день в газете видел примеры работы великолепных мастеров: Александра Вильфа, Сергея Киврина и других. Мы постоянно работали вместе на соревнованиях.Был момент, когда в Москве проходили соревнования по водно-моторному спорту в классе «Формула-1». Все штатные фотографы «СЭ» были заняты. Меня позвал начальник фотоотдела Дмитрий Солнцев и попросил сделать кадр победителя. Взял два объектива, купил много пленок и заранее решил, что буду снимать соревнования. Принес пленки в редакцию, проявил, и Дима смотрит: «Это мы возьмем. И это тоже».
Переломной стала командировка в Гавану вместе с коллегой Сергеем Кивриным, где были матчи Мировой лиги по волейболу. Гавана – потрясающий город. Там сюжеты сами бросаются в кадр. Я следил, как работает Сергей, снимал сам. Тогда и пришло решение заниматься только фото. Какое-то время пытался совмещать написание текстов и фотографию, но с 2005 года полностью переключился на второе.
- Расскажите о серии фото, которая победила. Что за история стоит за ней?
- Эти снимки сделаны для агентства по моей инициативе. Мне всегда был интересен «народный» хоккей – я сам играл в детстве. Мой друг Дмитрий Крюков заразил меня этой темой: у него есть уникальные истории для сюжетов. Он рассказал мне про Ветлугу. Я пришел к руководству с идеей. Меня поддержали, благо уже была серия на эту же тему, которая была интересна людям (речь идет о серии кадров в Подмосковье, 2013 год – прим.авт. ). Дальше была обычная командировка с планом съемок. Я привез оттуда фото не только с хоккейного матча, но и репортаж о жизни провинциального городка зимой. Все эти снимки скачиваются, используются – фотографии работают.На конкурс я отправил не только эту серию. Ветлуга меня зацепила. Мне понравились люди, с которыми я общался, сам хоккей. Надеюсь, кадры передают мое отношение. Опять же, все конкурсы – это не показатель того, что победившие фотографии сейчас лучшие в мире. Нет. Если обратить внимание, то другие призовые серии ничуть не хуже. Прекрасные истории – работы о людях через спорт. А результат – это стечение обстоятельств, настроение жюри.
- Сколько градусов было во время съемки?
- Бывает, что матчи проходят и в -30. Мне повезло, было -15. Плюс, я, наученный опытом, приехал подготовленным.
- Знаю, что ваш приезд имел продолжение: команде выделили деньги на раздевалки и заменили старую коробку.
- Да. Причем, сработала не победа, а сам факт приезда сотрудника федерального агентства. Я встречался там с главой города. Он в первый же день сказал, что выделяет деньги на ремонт стадиона. Все были счастливы.Это положительный момент, когда работа в СМИ приносит реальную пользу людям: ты просто одним своим фактом присутствия помог людям получить то, о чем они давно мечтали.
- После этого не приглашают снимать хоккей в других городах?
- Нет. А вот в Ветлугу зовут. Как раз сегодня звонили капитан команды, глава города: «Приезжай. У нас летом хорошо».
- Вы сказали о том, что часто приходится снимать в экстремальных условиях…
- Мороз или жара – это не самое ужасное. Перед ОИ в Сочи я снимал ряд тестовых соревнований – почти 2 месяца прожил в горном кластере. Самое противное – это сильный ветер с мокрым снегом. Даже в плюсовую температуру в горах довольно мощный ветер и мокрый снег, который залепляет объектив и лицо.
Или сильный дождь, какой был на финале Лиги Чемпионов 2008 в Москве. Тогда я промок до нитки. Фотографам пришлось сидеть очень плотно друг к другу, плечом к плечу. Я перед матчем посмотрел прогноз погоды и взял зонтик. Хотел его было открыть, но понял, что вся вода с него польется на коллег-соседей. Закрыл зонт. Так мы и просидели мокрые весь второй тайм, дополнительное время и серию пенальти – 1,5 часа.
- А расскажите про свой типичный рабочий день.
- График работы спортивного журналиста или фотографа – ненормированный. Этот пункт прописан в рабочем контракте. Фотограф работает всегда: и в будни, и в выходные, и в праздники.
Начала рабочего дня зависит от мероприятия. Например, на матчи Чемпионата Европы по футболу нужно приходить в 9 утра, чтобы занять очередь на хорошее место. Объясню: в списках есть иерархия приоритетов изданий в зависимости от их значимости. В высшую касту входят мировые агентства: Reuters, Getty Images. Потом идут национальные СМИ стран-участников и дальше все остальные. Три-четыре группы людей приходит получать позицию рано утром. Стоишь в очереди, занимаешь место и только потом уходишь. Но, отдохнуть уже не получится: ты должен снимать болельщиков, стадион и все то, что предшествует матчу. Потом уже игра. Если болельщик приходит на стадион, смотрит матч, пьет пиво и уезжает домой, потратив 2-3 часа, то у фотографа игра занимает весь день. Повторюсь, я сейчас говорю о соревнованиях высокого уровня. На обычный матч Премьер-Лиги в России, если это не дерби, можно приехать за 1,5-2 часа, установить дистанционные камеры за воротами, выбрать позицию.
На каждый вид спорта в агентстве есть определённый порядок работы. Несколько фотографий нужно отправить до начала игры для новостных лент или онлайн-трансляций. Несколько игровых фото спустя 4-5 минут. С помощью системы «Блиц», которая передает кадры через 40 секунд после нажатия затвора, все делается быстро, главное, чтобы был интернет. Я всегда на всякий случай беру три карманных роутера – какой-нибудь обязательно должен сработать. Матч продолжается, я высылаю еще кадры. Они могут быть не очень интересными, но должны быть разумеется, качественными – для тех же онлайн-изданий.
Потом снимаю футбол в обычном режиме. Если происходит что-то необычное: гол, бурная реакция болельщиков, травма игрока, – это тоже передается сразу в редакцию. Не успеешь ты – успеет кто-то другой. И клиенты возьмут уже его снимки. Поэтому среди фотографов есть гонка. В перерыве передаются самые лучшие кадры. Второй тайм работается уже спокойнее, опять же, если не происходит ярких эпизодов. Матч заканчивается, игроки уходят, а фотографы отбирают лучшие фото второго тайма.Спорт я снимаю как некий спектакль, который больше не повторится: красоту тела и движений. В фотографии нужно думать. Парадокс в том, что во время матча это делать некогда – ты должен реагировать. Поэтому думать нужно заранее. Желательно, чтобы у снимающего был хороший культурный бэкграунд. Все, что ты когда-либо видел, слышал или прочитал, потом претворяется в фотографию. Спортивная фотография интересна тем, что в кадре может сложиться какое-то классическое произведение из живописи. Нужно сначала заметить складывающуюся в видоискателе картинку, успеть снять и не пропустить сюжет на этапе отбора.
Например, я очень люблю фильмы Акиро Куросавы и иногда удаётся делать снимки, похожие на стоп-кадры из его фильмов.Невозможно состояться как интересный фотограф без глубоких гуманитарных знаний. У всех видов искусства есть одно общее – композиция. Лучший совет всем: смотрите много хороших фильмов, читайте правильные книги, слушайте интересную музыку, ходите на выставки визуальных искусств.
- Не тесно в рамках, которые задает агентство?
- В таких условиях есть спортивный интерес: можно ли получить художественные кадры? Можно. И в этом мне помогает подготовительная работа. В прошлом году я сделал кадр, который хотел сделать несколько лет. Это был на волейбольном матче. Его мало кто оценил, кроме коллег. Чтобы понять всю сложность кадра, нужно знать саму игру и картинку волейбола. Да, в работе есть рутина. Я уже говорил, что мы не художники, а репортеры.
- Вы постоянно видите из первого ряда центральные события мирового масштаба. Дети не спрашивают: «А как оно было? Ты же видел президента на расстоянии вытянутой руки?»
- У меня трое детей: все они – младшие школьники и поэтому новостями еще не интересуются в силу возраста. Они понемногу проявляют интерес к фотографии: дочке купил простой фотоаппарат, а с сыновьями сделали самодельную камеру - пинхол.
- Сколько весит чемодан, который у вас с собой?
- Около 20 кг. Не самый тяжелый. Бывает и под 30. Объективы от 16 и до 800 мм. По весу – до 7 кг. Не все знают, что во время съемки тебе приходится удерживать 10 кг, считая камеру. Бывает, монопод ломается и тогда приходится все держать без подпорки.
- Руки потом очень трясутся…
- Еще как! (смеется). Представьте: держать на весу 8 кг. Руки потом очень трудно согнуть.
- Сколько сломали фотоаппаратов за свою карьеру?
- Хороший вопрос. Наверное, нисколько.
-???
- Я очень трепетно отношусь к технике. При падениях стараюсь ее сберечь. Естественно, при работе на массовых мероприятиях, можно случайно получить каким-нибудь предметом, на спорте прилетали не раз мячи, шайбы. Но чаще в меня, чем в фотоаппарат. Чтобы разбил – такого не было, максимум небольшой ремонт. Как-то упал на ноутбук. Но он был железный, несмотря на вмятину – работает.
- Ваш паспорт, наверное, весь заполнен визами?
- Есть такое. Но не всегда спортивным журналистам так везет – все зависит от СМИ и его возможностей. Мне повезло – я всегда работал в сильных изданиях: «Спорт-Экспресс», «Советский спорт», «Спорт день за днем» и МИА «Россия сегодня», которые считают своим долгом снимать все самое интересное в мире, особенно в мире спорта.
- Часто бывает, что едешь в командировку, но не бываешь нигде в городе, кроме арены?
- Очень часто. Я давно мечтал посетить Барселону. Поехал в прошлом году на Гран-при по фигурному катанию. Было семь программ в день: все начиналось рано утром и заканчивалось за полночь. Мне удалось немного посмотреть город лишь перед возвращением домой. Когда шел на стадион – видел море издалека. Вот так я посетил Барселону.
- Когда уезжаете в отпуск, 3/4 места в чемодане занимает фототехника?
- К счастью, сейчас это не так. Прогресс на месте не стоит – у меня есть небольшая сумочка с беззеркальной камерой и парой-тройкой объективов, которых вполне хватает для съемки туристических кадров.
- Есть такие темы, которые вы бы никогда не сняли по нравственным причинам?
- (молчит пару секунд) Вопрос сложный. Есть, наверное, ситуации, в которых фотограф вообще не должен снимать. Но это не значит, что существуют какие-то вещи, о которых нельзя говорить. Например, наркомания. Я допускаю то, что можно даже попасть в притон и снять сам процесс… Но, если в него вовлечен несовершеннолетний ребенок – нет. Надо брать не фотоаппарат, а дубину.Я никогда не зарекался снимать войну или ЧП. Новостное агентство – это работа. Если нужно, то ты поедешь снимать последствия землетрясения и войны. Запретных тем нет, есть некая линия, которую нельзя переступать. Главное – фотограф не должен врать. Фотография – некое доказательство того, что это было. Подтасовка, постановка недопустимы. У меня нет большого опыта съемки военных действий, но я служил в армии в неспокойное время в неспокойном регионе. Представляю, что там может быть.
- Как справиться со стрессом после таких съемок?
- Нужно абстрагироваться. Чувствовать свою правоту и понимать, что твоя работа нужна людям. Ни в коем случае нельзя получать от ситуации адреналиновый кайф. Я снимал последствия терактов в Париже. Видел и кровь на асфальте, и разбросанные вещи погибших.Чтобы не захлестнул ужас, помогло осознание того, что жители Парижа объединились в своем горе. Был замечательный момент: я зашел в кальянную с вай-фаем, чтобы передать фото. Внутри сидели бородатые восточные мужчины– именно так на карикатурах рисуют боевиков. Сел в угол, начал работать. Заметил, что они смотрят телевизор. И в момент выступления президента Франции у них потекли слезы. Вот такие вещи, осознание того, что терроризм – зло, которое не имеет национальности и вероисповедания, помогло обрести равновесие.
- Что самое сложное и легкое в вашей работе?
- Самое сложное – отбор. Сложно отбирать свои снимки, когда нужно составить из них историю. Начинается резьба «по живому»: тебе нравится кадр, но он не вписывается. А тебе очень хочется его показать. Самое легкое – говорить о фотографии. Даже если фотографы собираются просто выпить пива, поверьте, мы все равно будем говорить о фото.
- Любимый вид спорта?
- Волейбол. И снимать больше всего люблю именно его. Когда я был пишущим, первым заданием в газете был репортаж с волейбола. В то время я близко познакомился с миром волейбола. Это очень интеллектуальный вид спорта, визуально красивый. Все перемещения игроков по площадке укладываются в некую геометрическую картину. И сама площадка чем-то напоминает картины Кандинского. Волейбольные люди мне очень близки, со многими дружу. С ними интересно общаться,
- Сколько событий вы посещаете как рядовой болельщик?
- Сейчас – нисколько. Нет времени. Все свободное время я провожу с семьей. Скоро начну водить на волейбол детей. Не поеду в этом году на игры в Рио – так что обязательно буду их смотреть. И переживать сильнее всего за знакомых волейболистов.
P. S. Я выключаю диктофон, но мы продолжаем обсуждать фотографию. Рассказываю случай из рабочей практики и сетую на то, что сейчас очень многое зависит от наличия бейджика или какой-то цифры в нем. Потом я спрашиваю, не обидно ли – все время быть за кадром, потому что чаще всего на подпись к фото обращают внимание только коллеги – не все болельщики могут назвать хотя бы одного спортивного фотографа: им важнее получить оперативно материал. Спрашиваю – и снова включаю диктофон:
- Для фотографа важно быть незаметным. Лучше пусть говорят о моих снимках, а не обо мне. Это непубличная работа. Имя корреспондента всегда есть в статье. А под кадром к материалу – подпись фотографа мелким шрифтом. Фотографы ненадолго становятся известными, когда побеждают на конкурсах или устраивают в честь юбилея выставку на Гоголевском бульваре. Человек проходит мимо, смотрит и думает: «О! Так он известный фотограф!».
Екатерина Гаранина специально для рубрики "Спорт за кадром", НТВ-ПЛЮС
Фотографии: ©РИА Новости. Фото: Владимир Песня
Если возможно оставлю тут информацию на своём телеграмм канале "Спортивный кадр". Это чат для спортивных фотографов, где мы обсуждаем работу, делимся советами, нюансами, отвечаем на вопросы. Также есть интервью с Владимиром Песней, где мы пообщались также о спортивной фотографии
Чат открыт для всех желающих развиваться в спортивной фотосъёмке. Участники с разных регионов РФ, с разным уровнем. Рабочий чат для общения и решения наших задач В ТГ sportphotograph