12 мин.

Спорт за кадром: как работает спортивный фотограф

Владимир Песня – известный репортажный фотограф из МИА «Россия сегодня». В фотосервисе агентства у него 995 страниц фотографий: футбол, волейбол, хоккей, пресс-конференции, парад на Красной площади, котики и не только. Недавно Владимир победил в конкурсе World Press Photo 2016 в номинации «Лучшее спортивное фото» с серией кадров с любительского хоккейного матча в провинциальном городке Нижегородской области.

 

- Мой отец – рентгенолог, при этом он - фотолюбитель высокого уровня. У него на работе, помимо лаборатории для проявки рентгеновских снимков, была еще оборудована фотолаборатория. Первый раз мне досталась камера лет в 6-7. Всему научил меня отец: как держать камеру, как строить кадр, как проявлять и печатать снимки. Сначала все делал под его руководством, потом сам. Фотолюбителем я был достаточно долго – до работы в журналистике. Благодаря работе в «Спорт-Экспрессе» любовь к спорту и фотографии гармонично соединилась, тем более что я каждый день в газете видел примеры работы великолепных мастеров: Александра Вильфа, Сергея Киврина и других. Мы постоянно работали вместе на соревнованиях.Был момент, когда в Москве проходили соревнования по водно-моторному спорту в классе «Формула-1». Все штатные фотографы «СЭ» были заняты. Меня позвал начальник фотоотдела Дмитрий Солнцев и попросил сделать кадр победителя. Взял два объектива, купил много пленок и заранее решил, что буду снимать соревнования. Принес пленки в редакцию, проявил, и Дима смотрит: «Это мы возьмем. И это тоже».

Переломной стала командировка в Гавану вместе с коллегой Сергеем Кивриным, где были матчи Мировой лиги по волейболу. Гавана – потрясающий город. Там сюжеты сами бросаются в кадр. Я следил, как работает Сергей, снимал сам. Тогда и пришло решение заниматься только фото. Какое-то время пытался совмещать написание текстов и фотографию, но с 2005 года полностью переключился на второе.

- Расскажите о серии фото, которая победила. Что за история стоит за ней?

- Эти снимки сделаны для агентства по моей инициативе. Мне всегда был интересен «народный» хоккей – я сам играл в детстве. Мой друг Дмитрий Крюков заразил меня этой темой: у него есть уникальные истории для сюжетов. Он рассказал мне про Ветлугу. Я пришел к руководству с идеей. Меня поддержали, благо уже была серия на эту же тему, которая была интересна людям (речь идет о серии кадров в Подмосковье, 2013 год – прим.авт. ). Дальше была обычная командировка с планом съемок. Я привез оттуда фото не только с хоккейного матча, но и репортаж о жизни провинциального городка зимой. Все эти снимки скачиваются, используются – фотографии работают.На конкурс я отправил не только эту серию. Ветлуга меня зацепила. Мне понравились люди, с которыми я общался, сам хоккей. Надеюсь, кадры передают мое отношение. Опять же, все конкурсы – это не показатель того, что победившие фотографии сейчас лучшие в мире. Нет. Если обратить внимание, то другие призовые серии ничуть не хуже. Прекрасные истории – работы о людях через спорт. А результат – это стечение обстоятельств, настроение жюри.

- Сколько градусов было во время съемки?

- Бывает, что матчи проходят и в -30. Мне повезло, было -15. Плюс, я, наученный опытом, приехал подготовленным.

- Знаю, что ваш приезд имел продолжение: команде выделили деньги на раздевалки и заменили старую коробку.

- Да. Причем, сработала не победа, а сам факт приезда сотрудника федерального агентства. Я встречался там с главой города. Он в первый же день сказал, что выделяет деньги на ремонт стадиона. Все были счастливы.Это положительный момент, когда работа в СМИ приносит реальную пользу людям: ты просто одним своим фактом присутствия помог людям получить то, о чем они давно мечтали.

- После этого не приглашают снимать хоккей в других городах?

- Нет. А вот в Ветлугу зовут. Как раз сегодня звонили капитан команды, глава города: «Приезжай. У нас летом хорошо».

- Вы сказали о том, что часто приходится снимать в экстремальных условиях…

- Мороз или жара – это не самое ужасное. Перед ОИ в Сочи я снимал ряд тестовых соревнований – почти 2 месяца прожил в горном кластере. Самое противное – это сильный ветер с мокрым снегом. Даже в плюсовую температуру в горах довольно мощный ветер и мокрый снег, который залепляет объектив и лицо.

Или сильный дождь, какой был на финале Лиги Чемпионов 2008 в Москве. Тогда я промок до нитки. Фотографам пришлось сидеть очень плотно друг к другу, плечом к плечу. Я перед матчем посмотрел прогноз погоды и взял зонтик. Хотел его было открыть, но понял, что вся вода с него польется на коллег-соседей. Закрыл зонт. Так мы и просидели мокрые весь второй тайм, дополнительное время и серию пенальти – 1,5 часа.

 

- А расскажите про свой типичный рабочий день.

- График работы спортивного журналиста или фотографа – ненормированный. Этот пункт прописан в рабочем контракте. Фотограф работает всегда: и в будни, и в выходные, и в праздники.

Начала рабочего дня зависит от мероприятия. Например, на матчи Чемпионата Европы по футболу нужно приходить в 9 утра, чтобы занять очередь на хорошее место. Объясню: в списках есть иерархия приоритетов изданий в зависимости от их значимости. В высшую касту входят мировые агентства: Reuters, Getty Images. Потом идут национальные СМИ стран-участников и дальше все остальные. Три-четыре группы людей приходит получать позицию рано утром. Стоишь в очереди, занимаешь место и только потом уходишь. Но, отдохнуть уже не получится: ты должен снимать болельщиков, стадион и все то, что предшествует матчу. Потом уже игра. Если болельщик приходит на стадион, смотрит матч, пьет пиво и уезжает домой, потратив 2-3 часа, то у фотографа игра занимает весь день. Повторюсь, я сейчас говорю о соревнованиях высокого уровня. На обычный матч Премьер-Лиги в России, если это не дерби, можно приехать за 1,5-2 часа, установить дистанционные камеры за воротами, выбрать позицию.

На каждый вид спорта в агентстве есть определённый порядок работы. Несколько фотографий нужно отправить до начала игры для новостных лент или онлайн-трансляций. Несколько игровых фото спустя 4-5 минут. С помощью системы «Блиц», которая передает кадры через 40 секунд после нажатия затвора, все делается быстро, главное, чтобы был интернет. Я всегда на всякий случай беру три карманных роутера – какой-нибудь обязательно должен сработать. Матч продолжается, я высылаю еще кадры. Они могут быть не очень интересными, но должны быть разумеется, качественными – для тех же онлайн-изданий.

 

Потом снимаю футбол в обычном режиме. Если происходит что-то необычное: гол, бурная реакция болельщиков, травма игрока, – это тоже передается сразу в редакцию. Не успеешь ты – успеет кто-то другой. И клиенты возьмут уже его снимки. Поэтому среди фотографов есть гонка. В перерыве передаются самые лучшие кадры. Второй тайм работается уже спокойнее, опять же, если не происходит ярких эпизодов. Матч заканчивается, игроки уходят, а фотографы отбирают лучшие фото второго тайма.Спорт я снимаю как некий спектакль, который больше не повторится: красоту тела и движений. В фотографии нужно думать. Парадокс в том, что во время матча это делать некогда – ты должен реагировать. Поэтому думать нужно заранее. Желательно, чтобы у снимающего был хороший культурный бэкграунд. Все, что ты когда-либо видел, слышал или прочитал, потом претворяется в фотографию. Спортивная фотография интересна тем, что в кадре может сложиться какое-то классическое произведение из живописи. Нужно сначала заметить складывающуюся в видоискателе картинку, успеть снять и не пропустить сюжет на этапе отбора.

Например, я очень люблю фильмы Акиро Куросавы и иногда удаётся делать снимки, похожие на стоп-кадры из его фильмов.Невозможно состояться как интересный фотограф без глубоких гуманитарных знаний. У всех видов искусства есть одно общее – композиция. Лучший совет всем: смотрите много хороших фильмов, читайте правильные книги, слушайте интересную музыку, ходите на выставки визуальных искусств.

- Не тесно в рамках, которые задает агентство?

- В таких условиях есть спортивный интерес: можно ли получить художественные кадры? Можно. И в этом мне помогает подготовительная работа. В прошлом году я сделал кадр, который хотел сделать несколько лет. Это был на волейбольном матче. Его мало кто оценил, кроме коллег. Чтобы понять всю сложность кадра, нужно знать саму игру и картинку волейбола. Да, в работе есть рутина. Я уже говорил, что мы не художники, а репортеры.

- Вы постоянно видите из первого ряда центральные события мирового масштаба. Дети не спрашивают: «А как оно было? Ты же видел президента на расстоянии вытянутой руки?»

- У меня трое детей: все они – младшие школьники и поэтому новостями еще не интересуются в силу возраста. Они понемногу проявляют интерес к фотографии: дочке купил простой фотоаппарат, а с сыновьями сделали самодельную камеру - пинхол.

- Сколько весит чемодан, который у вас с собой?

- Около 20 кг. Не самый тяжелый. Бывает и под 30. Объективы от 16 и до 800 мм. По весу – до 7 кг. Не все знают, что во время съемки тебе приходится удерживать 10 кг, считая камеру. Бывает, монопод ломается и тогда приходится все держать без подпорки.

- Руки потом очень трясутся…

- Еще как! (смеется). Представьте: держать на весу 8 кг. Руки потом очень трудно согнуть.

- Сколько сломали фотоаппаратов за свою карьеру?

- Хороший вопрос. Наверное, нисколько.

-???

- Я очень трепетно отношусь к технике. При падениях стараюсь ее сберечь. Естественно, при работе на массовых мероприятиях, можно случайно получить каким-нибудь предметом, на спорте прилетали не раз мячи, шайбы. Но чаще в меня, чем в фотоаппарат. Чтобы разбил – такого не было, максимум небольшой ремонт. Как-то упал на ноутбук. Но он был железный, несмотря на вмятину – работает.

- Ваш паспорт, наверное, весь заполнен визами?

- Есть такое. Но не всегда спортивным журналистам так везет – все зависит от СМИ и его возможностей. Мне повезло – я всегда работал в сильных изданиях: «Спорт-Экспресс», «Советский спорт», «Спорт день за днем» и МИА «Россия сегодня», которые считают своим долгом снимать все самое интересное в мире, особенно в мире спорта.

- Часто бывает, что едешь в командировку, но не бываешь нигде в городе, кроме арены?

- Очень часто. Я давно мечтал посетить Барселону. Поехал в прошлом году на Гран-при по фигурному катанию. Было семь программ в день: все начиналось рано утром и заканчивалось за полночь. Мне удалось немного посмотреть город лишь перед возвращением домой. Когда шел на стадион – видел море издалека. Вот так я посетил Барселону.

- Когда уезжаете в отпуск, 3/4 места в чемодане занимает фототехника?

- К счастью, сейчас это не так. Прогресс на месте не стоит – у меня есть небольшая сумочка с беззеркальной камерой и парой-тройкой объективов, которых вполне хватает для съемки туристических кадров.

- Есть такие темы, которые вы бы никогда не сняли по нравственным причинам?

- (молчит пару секунд) Вопрос сложный. Есть, наверное, ситуации, в которых фотограф вообще не должен снимать. Но это не значит, что существуют какие-то вещи, о которых нельзя говорить. Например, наркомания. Я допускаю то, что можно даже попасть в притон и снять сам процесс… Но, если в него вовлечен несовершеннолетний ребенок – нет. Надо брать не фотоаппарат, а дубину.Я никогда не зарекался снимать войну или ЧП. Новостное агентство – это работа. Если нужно, то ты поедешь снимать последствия землетрясения и войны. Запретных тем нет, есть некая линия, которую нельзя переступать. Главное – фотограф не должен врать. Фотография – некое доказательство того, что это было. Подтасовка, постановка недопустимы. У меня нет большого опыта съемки военных действий, но я служил в армии в неспокойное время в неспокойном регионе. Представляю, что там может быть.

- Как справиться со стрессом после таких съемок?

- Нужно абстрагироваться. Чувствовать свою правоту и понимать, что твоя работа нужна людям. Ни в коем случае нельзя получать от ситуации адреналиновый кайф. Я снимал последствия терактов в Париже. Видел и кровь на асфальте, и разбросанные вещи погибших.Чтобы не захлестнул ужас, помогло осознание того, что жители Парижа объединились в своем горе. Был замечательный момент: я зашел в кальянную с вай-фаем, чтобы передать фото. Внутри сидели бородатые восточные мужчины– именно так на карикатурах рисуют боевиков. Сел в угол, начал работать. Заметил, что они смотрят телевизор. И в момент выступления президента Франции у них потекли слезы. Вот такие вещи, осознание того, что терроризм – зло, которое не имеет национальности и вероисповедания, помогло обрести равновесие.

- Что самое сложное и легкое в вашей работе?

- Самое сложное – отбор. Сложно отбирать свои снимки, когда нужно составить из них историю. Начинается резьба «по живому»: тебе нравится кадр, но он не вписывается. А тебе очень хочется его показать. Самое легкое – говорить о фотографии. Даже если фотографы собираются просто выпить пива, поверьте, мы все равно будем говорить о фото.

- Любимый вид спорта?

- Волейбол. И снимать больше всего люблю именно его. Когда я был пишущим, первым заданием в газете был репортаж с волейбола. В то время я близко познакомился с миром волейбола. Это очень интеллектуальный вид спорта, визуально красивый. Все перемещения игроков по площадке укладываются в некую геометрическую картину. И сама площадка чем-то напоминает картины Кандинского. Волейбольные люди мне очень близки, со многими дружу. С ними интересно общаться,

- Сколько событий вы посещаете как рядовой болельщик?

- Сейчас – нисколько. Нет времени. Все свободное время я провожу с семьей. Скоро начну водить на волейбол детей. Не поеду в этом году на игры в Рио – так что обязательно буду их смотреть. И переживать сильнее всего за знакомых волейболистов.

P. S. Я выключаю диктофон, но мы продолжаем обсуждать фотографию. Рассказываю случай из рабочей практики и сетую на то, что сейчас очень многое зависит от наличия бейджика или какой-то цифры в нем. Потом я спрашиваю, не обидно ли – все время быть за кадром, потому что чаще всего на подпись к фото обращают внимание только коллеги – не все болельщики могут назвать хотя бы одного спортивного фотографа: им важнее получить оперативно материал. Спрашиваю – и снова включаю диктофон:

- Для фотографа важно быть незаметным. Лучше пусть говорят о моих снимках, а не обо мне. Это непубличная работа. Имя корреспондента всегда есть в статье. А под кадром к материалу – подпись фотографа мелким шрифтом. Фотографы ненадолго становятся известными, когда побеждают на конкурсах или устраивают в честь юбилея выставку на Гоголевском бульваре. Человек проходит мимо, смотрит и думает: «О! Так он известный фотограф!».

Екатерина Гаранина специально для рубрики "Спорт за кадром", НТВ-ПЛЮС

Фотографии: ©РИА Новости. Фото: Владимир Песня