Регион потрясающих развязок. Как играют в хоккей в Тверской области
Дмитрий Крюков не только съездил на «Русскую классику» в Тверь, но и посетил менее заметный массовому зрителю матч в Тверской области – чтобы уж лучше понять закономерности.
Часть 1. 23 января
В популярную дискуссию, хорошо ли сейчас жить в России или не очень, поднимается она все-таки с колен или нет, Тверскую область вовлекать не надо. Вроде и Москва рядом, и Питер недалеко, и красивых мест много – а как-то не складывается слово «вечность». Даже среди знакомых жителей региона яростных патриотов малой родины практически нет.
Когда мы с друзьями обсуждали это, возникла гипотеза, что виной тому, в частности, неудачная организация. Посмотрите на карту: Тверская область вытянута с юго-запада на северо-восток, а все железные (и основные автомобильные) дороги разрезают ее поперек. В результате Лесное, Сандово, Весьегонск находятся относительно Твери так неудобно, что как бы уже и не с ней. А Кимры или Конаково уже тяготеют к Москве. Вот и получается разобранный регион какой-то.
С хоккеем тоже как-то не слишком удается. Да, сейчас ТХК лидирует в ВХЛ; город гордится Ильей Ковальчуком (и другими известными воспитанниками, коих немало), и вообще Тверская область когда-то была одним из форпостов зарождения хоккея в СССР. Но в целом не покидает ощущение, что успехов могло быть и больше.
В плане интересующего меня любительского хоккея я бы тоже еще пару лет назад совсем разгромил бы область, но, надо отдать должное Тверской Хоккейной Лиге, проект «взлетел» и неплохо развивается. Но простые пути блогу «Периферия» не так интересны. Я искал что-то более отдаленное, и нашел два варианта. ХК «Западная Двина» играет (довольно неудачно) в открытом чемпионате Великих Лук (Псковская область), а еще один небольшой куст развития хоккея нашелся на севере области. Центр его по активности – в райцентре Сонково, а участвуют в разной степени команды из Бежецка, Сандово, Красного Холма и даже Брейтово из соседней Ярославской области.
По справедливости, в Сонково в знак поддержки их стараний и надо было ехать. Но не всегда даты матчей совпадают со свободным временем, и оказалось, что я могу попасть на гостевой матч ХК «Сонково» – в старинном городке Бежецке, где большого хоккея не было уже достаточно давно.
Бежецк впервые упоминается в летописи в 1137 году (старше Москвы). Это симпатичный городок с купеческой застройкой на центральной улице. Но несколько печальное впечатление от области простирается и сюда. Городской музей закрыт уже несколько лет. На липовой аллее установлен красивый памятник балалайке с надписью «И возродилась балалайка здесь». Но струны на инструменте порваны.
За себя и всех товарищей наносит мне ответный удар директор народного музея Николая и Льва Гумилевых:
– Сколько раз Николай Гумилев был в Африке?
Количество детей у Николая Александровича я еще угадал, но тут честно пасую. На самом деле, четыре раза. Под Бежецком находится имение семьи Гумилевых Слепнево, и память литераторов тут чтут. Любопытно, что Бежецком в 1914 году журналисты называли городок в Москве, где разместилось большое количество беженцев.
Возвращение в хоккей Бежецк начинает как будто бы в тестовом режиме – ни рекламы, ни зрителей из соседних домой. К моменту стартового свистка графу «количество зрителей» можно заполнить цифрой 10 и приписать к ним одно животное: юная девушка смотрит игру в обнимку с йоркшир-терьером.
В составе у Бежецка в основном мужчины в расцвете сил. У гостей, наоборот, большинство молодежи. Однако никакой хоккейной школы в Сонково нет: занятия хоккеем – исключительно плод усилий этой конкретной взятой группы.
У хозяев выделяется Четкий Человек под номером 9. Он играет без шлема, а в шапочке и имеет интересную привычку при попадании шайбы в поле зрения размахиваться и со всей силы бросать по воротам с любой точки площадки. Бросок у Четкого Человека действительно хорошо поставлен, но вратари соперника справляются.
Необычен и судья: судит кто-то из своих, и определение проброса вызывает у него большие трудности, так что хоккеисты ему помогают. Становится крайне любопытно, что будет происходить, например, в случае офсайда; но команды входят в положение и сложными для арбитра случаями не злоупотребляют.
В первом периоде опыт просто разгромил молодость – четыре шайбы влетают в ворота гостей неожиданно (судя по обмену репликами) даже для хоккеистов «Бежецка». Сонково не дожидается перерыва и меняет вратаря – на лед выходит студент-юрист Евгений Моисеев. Вы о нем еще услышите.
Видео второго гола ХК «Бежецк»
Это помогает – перед свистком на перерыв одну шайбу гости отыгрывают. В перерыве один из старших хоккеистов говорит молодежи: «Не волнуйтесь, к концу второго периода они вообще сдохнут». На что получает мрачный ответ: «А мы сдохнем еще раньше».
В каком-то смысле оказываются правы оба – видно, что класса у «Бежецка» больше, но такой убойной реализации уже нет, да и вратарь Моисеев поймал кураж. Мало-помалу гости, не показывая ничего выдающегося, начинают подбираться. Второй период заканчивается со счетом 3:5.
Тенденция продолжается практически до самого конца третьего периода, чтобы взорваться небывало эффектной концовкой. За минуту до финального свистка хозяева еще ведут 6:5 и имеют преимущество, но сравнительно редкий бросок форварда «Сонково» достигает цели. Разъяренные местные несутся забивать победный, Евгений Моисеев спасает, и двое сонковцев из последних сил бегут в последнюю контратаку. Две шайбы за последние 40 секунд и победа вместо поражения – сонковской молодежи будет что вспомнить.
В этот день «Ливерпуль» побеждает «Норвич» 5:4, но, даю слово, эта развязка была как минимум не хуже.
Часть 2. 7 февраля
– Похоже, это будет самая неудачная «Русская классика» за все время. Мы сейчас покупали билеты, и свободны примерно все места, – грустно говорит мне друг из Твери Кирилл. С онлайн-продажей что-то не срастается, приходится идти в кассы стадиона.
Впрочем, уже в новомодной электричке-«Ласточке» по дороге из Москвы встречаются люди в шарфах «Йокерита», хипстеры-бородачи и хардкорные фанаты разных команд, увешанные атрибутикой. Успешные на вид люди, обсуждающие бизнес, заказывают такси от кофейни до стадиона «Химик», между которыми метров триста. Однако никакой иронии – это совершенно наглядные плюсы такого фактора, как транспортная доступность. Много «Ласточек», в пути полтора часа – и путешествовать не боятся даже те, кто раньше и не выехал бы из столицы.
Отдельного уважения заслуживают воронежцы, приехавшие целым сектором и временами выдававшие очень зажигательную поддержку. Любят жители «Воронежа» что «Факел», что «Буран». Спасибо им за это. А вот от жителей Твери, признаюсь, ждал большего. Впрочем, возможно, они догадывались, что матч получится неоднозначным.
Стадион «Химик» – место заслуженное. Ему уже около 90 лет, и именно тут в конце 1940-х – начале 1950-х проводили первые матчи тверские команды. Да и расположен он удобно – в центре, выходя одной стороной на неширокую Волгу. Некоторые немногочисленные болельщики даже пытались смотреть за игрой с моста.
Именно здесь состоялся обросший легендами матч между ЦСКА и канадским клубом «Шербрук Биверс». 13 сентября 1966 года, за шесть лет до легендарной суперсерии, лучший советский клуб пробовал на зубок чемпиона Канады среди любительских команд. Ходят разные версии, почему матч вынесли из Москвы в Тверь. Например, говорят, что ЦСКА опасался поражения, и в случае неудачи об этой игре просто не стали бы объявлять. Но по наиболее распространенной версии всем уже было понятно, что «Бобры» нашим не соперники. Дело было в том, что Анатолий Тарасов хотел показать, что наши могут дать сдачи, если канадцы будут играть в сверхжесткий хоккей. Он включил в состав несколько боксеров, выбрав тех, кто умел стоять на коньках. В итоге в третьем периоде канадцев вбили в лед, и тренер гостей якобы пообещал рассказать своим в Канаде, что «эти русские» грубую игру с рук спускать не будут.
Мало кто теперь может сказать, что там было на самом деле. Но что я могу точно сказать, так это то, что в 2016 году практически ни с одного сектора трибун «Русскую Классику» не было толком видно. Не буду умничать и уверенно говорить, как этого можно было избежать. Наверное, помогло бы развернуть поле поперек, но вряд ли позволили бы габариты. Может быть, поле можно было бы как-то «притопить». На большой монитор выводили трансляцию МАТЧ-ТВ, и она смотрелась очень неплохо. А вот зрители на трибунах страдали, и атмосферы праздника не было: видно было, что опыта организации таких матчей у местных нет, и по сравнению с лучшими играми в бенди, которые проходят в таких же условиях, это все смотрелось печально.
Что еще не понравилось - процентов 80 игры можно было благополучно забыть сразу после финальной сирены. Да, матчи на открытом воздухе на высоком уровне в любой стране мира получаются малорезультативными, а здесь еще погода с ее небольшим плюсом подвела, но бесконечные бодания в центре и неточные броски утомляли.
А вот что было сделано хорошо, так это весь дизайн. За несколько дней до «Русской Классики» на Sports.ru вышел текст про дизайн формы, и я подтверждаю: форма великолепна. Форма судей великолепна вдвойне. Сувенирная продукция прекрасна. Настойчиво рекомендую не отпускать никуда ту фирму, которая в этом году занималась оформлением.
Оценил дизайн не только я. Видел, как какие-то местные жители сначала сперли сувенирную шайбу, а потом и красивые зеленые варежки, пока продавщица отвернулась за сдачей другому покупателю. Свои пять копеек в восприятие прекрасного добавил тот факт, что ТХК Сергей Хорошун, сделавший себе специально к «Классике» шлем с изображением Михаила Круга, на лед так и не вышел (я не злорадствую, просто другую музыку люблю).
Во время розыгрыша большинства в первом периоде рослый защитник «Бурана» под номером 4 долго требовал шайбу на синей линии, размахивал руками, стучал клюшкой и всячески привлекал к себе внимание. Когда ему наконец ее дали, он замахнулся и неловко отправил шайбу куда-то в сторону своих ворот. На трибунах захихикали.
Хихикать не стоило. Человека с номером 4 на красивой бурановской форме звали Михаил Чурляев. Или просто «Человек-Победа». Михаил обладал уникальным достижением. Он выиграл «Русскую Классику» в 2014 году в составе «Лады», потом перебрался в «Южный Урал» и победил в «Русской Классике» в 2015 году; а потом подписал контракт с «Бураном» – и именно «Буран» (как принципиального исторического соперника ТХК) вызвали играть матч на открытом катке в Тверь в 2016.
Но очень долгое время ничего волшебного не происходило. Сначала долго было 0:0, затем Марат Фахрутдинов на долю секунды отцепился от опекуна и среагировал немного неловким, но точным броском на пас из-за ворот. Даже когда до конца третьего периода оставалось минуты две, никаким ответным штурмом «Бурана» и не пахло.
Но дальше началось. «Буран» снял вратаря и, кажется, за 47 секунд до конца встречи все-таки затолкал ответную шайбу в ворота. Повторюсь, мне с трибун было не видно практически ничего, но в тот момент показалось, что гол был: слишком уж синхронно подняли руки оба форварда гостей.
Что было потом, вы, наверное, видели по телевизору: судья шайбу не засчитал, а тренер «Бурана» Александр Титов вдруг принял решение увести команды в раздевалку. Меня не покидало ощущение, что это все «часть шоу». Не в том плане, что договорняк, а в том, что тренер попытался оживить безнадежно скучную игру. Наверняка же он не дурак, понимал, что если матч не будет доигран, то Герман Скоропупов и прочие официальные лица выпишут ему таких пряников, что мало не покажется. А так команда отдохнула, сбила темп и спустя несколько минут вернулась на площадку под крики «Позор!».
И вот теперь нажмите на воображаемую паузу. Играть остается 46 секунд. ТХК ведет 1:0. Известны две вещи:
1) «Русскую Классику» гости выигрывают всегда
2) Команда, в которой играет Михаил Чурляев, выигрывает «Русскую Классику» всегда
Признайтесь, вы сказали себе, что все традиции обязательно в любой момент заканчиваются?
За 13 секунд до конца шайба из сутолоки отскакивает к Михаилу Чурляеву, и тот всаживает ее в девятку.
На последней минуте овертайма Михаил Чурляев снова, как и в первом периоде, требует шайбу под бросок, получает и не оставляет шансов вратарю хозяев.
Магия. Чистая магия. Как это объяснить?
Блог «Периферия» в текущей своей ипостаси в основном пишет про региональный хоккей на открытых площадках. В Тверской области удалось посмотреть и товарищеский матч, где ребята пытаются нащупать игру, и «Русскую Классику», которая, по идее, является верхушкой иерархической пирамиды таких матчей (пока КХЛ не начнет свою). И как там пел «Мумий Тролль»?
«И этот город остается так же
Загадочно любим
Здесь происходят
Такие развязки».
Или как-то иначе было?
Как обычно читается легко и с удовольствием, как будто сам там побывал.
Спасибо