Кубок Северного Сияния. Как играют в хоккей за полярным кругом
Как-то так вышло, что город Мурманск и Мурманская область стали в последнее время каким-то знаменем того, что в нашей стране всё, мягко говоря, не очень хорошо. То ультраоппозиционный журналист съездит в Мурманск, ужаснётся и сделает далеко идущие выводы. То вот «Левиафан» снимут в Териберке. То кто-то из знакомых съездит и потом будет жаловаться.
Чтобы быть честным: я не люблю Мурманск. И я такой не один – если верить статистике, Мурманск показывает сейчас наибольшую динамику оттока населения среди крупнейших городов. Тяжело – когда в соседней Норвегии курсирует ежедневный паром Hurtigruten, у нас – последняя пожилая «Клавдия Еланская», когда в Финляндии коттеджи, а у нас через границу – серые девятиэтажки с такими подъездами, что иногда заходить страшно.
Но я призываю относиться к Мурманску с пониманием. Не надо слишком много требовать от города, которому еле-еле сто лет, который был на самой границе фронта и вся основная жизнь которого (да и практически всей области) была так или иначе связана с «холодной войной». У города было немало славных дней, связанных в основном с Северным флотом, и сейчас люди живут, кто как может. Стараются.
К тому же, война войной – а обед по расписанию. Испокон веков у этого региона и соседней Архангельской области теснейшие связи с соседними северными странами. Поморы к ним, они к нам, но это вы лучше Бориса Шергина почитайте, он всё гораздо точнее описал. Да и сейчас – вроде Евросоюз, вроде визы, вроде НАТО, а мои северные знакомые постоянно мотаются то в Финляндию, то в Норвегию, постоянно какие-то совместные проекты. Даже термин ввели новомодный – «Баренц-Регион».
Не стал исключением и хоккей.
В Мурманской области и так, конечно, играют. Несколько лет назад там случилась любопытная история, часть которой я уже как-то цитировал.
«В этот вечер из приемного покоя североморской ЦРБ в дежурную часть милиции поступила информация о том, что врачами больницы был обслужен гражданин В.Осипов с многочисленными ссадинами и гематомами. В.Осипов утверждал, что побои ему нанес в судейской комнате комплекса играющий главный тренер «Алтая» А.Пулозеров – не менее пятнадцати ударов. В настоящее время сотрудники милиции проводят проверку, но, кстати, сам Андрей Пулозеров данный факт не отрицает:
– Эта последнее судейство переполнило чашу терпения. Я испытал такой стресс, что просто уже не смог сдержаться. В конце концов, сколько же можно?! Я, конечно, субъективен, но высказать свою точку зрения имею право. В срыве чемпионата области виновными считаю господ С.Лимонова и В.Осипова. Сколько было потрачено сил и средств, а оказалось, что все впустую. В результате пострадали все: и команды, и болельщики, да и сам областной хоккей».
Но это было и прошло, и сейчас чемпионат проводится достаточно спокойно.
Но мы поговорим о другом турнире. Как-то раз я с удивлением наткнулся на название «Баренц-Лига». Стал изучать, и увидел, что в этом турнире играют команды из Мурманска, Никеля, Оленегорска, Заполярного (не в этом году), финского Ивало и норвежских Тромсё и Киркенеса. Всё это по туровой системе в разных городах. Разумеется, я не мог пройти мимо уникального международного состязания, и стал выбирать, в какой город и с какой оказией попасть. Решение оказалось простым – среди семи городов открытая площадка оставалась только в одном. В Киркенесе.
Юрий Дудь тут как-то обосновал любовь к спискам на Sports.ru «маркетингом подачи материалов». Ну что ж, чем я хуже. Пять пунктов, которые стоит знать о Киркенесе:
– От Киркенеса примерно 150 километров до Мурманска – через единственный короткий участок российско-норвежской границы. Норвежцы ездят в Россию много за чем (всё гораздо дешевле), а россияне (по крайней мере, до кризиса) – за памперсами. Покупать их в Норвегии гораздо выгоднее. Связи Киркенеса с Россией вообще гораздо глубже, чем можно понять с первого взгляда – например, в кинотеатре там шёл «Левиафан», а в каком-то маленьком клубе на днях выступал Noize MC.
– Киркенес – конечный пункт легендарной транспортной линии Hurtigruten, корабли которой курсируют по фьордам Норвегии с 1893 года. Сложно рекомендовать такое весьма дорогое мероприятие, но если вдруг будет оказия – оно того стоит. Фьорды – штука удивительная.
– Киркенес и окрестности – арена жесточайших сражений Второй мировой войны. Многие слышали о Петсамо-Киркенесской операции, во время которой армия СССР и союзники захватили важнейшие плацдармы. В регионе было уничтожено почти всё. Где-то там партизанил Тур Хейердал, и примерно там развёртывалась одна из самых удивительных историй войны – история линкора «Тирпиц».
– Кроме туризма, Киркенес обязан своим существованием углю и железной руде. В самом центре города стоит памятник шахтному вагону «как есть», без подписей и излишнего гламура.
– В Киркенесе можно регулярно наблюдать северное сияние.
Северное сияние привлекало меня всегда, но особое место в моей жизни оно заняло после Аляски. Любовь Европы к сиянию не может сравниться с фанатизмом жителей Аляски. Подписка на соответствующее сообщество в сети Facebook заставила меня волноваться практически каждый день – такие фотографии там выкладывают. Очень хотелось посмотреть сияние и в этом году, хотя я понимал, что за один вечер в Киркенесе мои шансы невелики.
Четыре часа от Мурманска, включая погранконтроль – и вы на месте. В Киркенесе уютные деревянные коттеджи, много снега, маленький центр с неожиданно хорошей галереей. Местные жители катаются по улице на санках с длинными тонкими полозьями – раз оттолкнулся и уже метров десять проехал.
В Киркенесе всё в принципе рядом от всего, вот и хоккейная коробка совсем рядом от центра. Удивительно, что не только нет трибун, но и вообще стоять практически негде. То ли это причина, то ли следствие, но местные жители даже на единственный в году крупный турнир почти не приходят. Вообще складывается ощущение, что норвежцев интересуют только лыжи (их стоимость, и где приобрести) – на обложках газет сплошной Петер Нортугг, разрывающий всех на чемпионате мира. В Киркенесе же болельщики оказываются в основном русскоязычными, хотя атмосфера дружественная, бесплатно раздают чай и сосиски, а звукорежиссёр на площадке вообще очень хорош – не забывает включать гимны стран и разнообразные музыкальные заставки.
Открывают турнир, о котором я пока ничего не знаю, «Kirkenes Puckers» (шайбисты?) и ХК «Мурманск». Хозяева удивляют тем, что выпускают примерно десятилетнего мальчика на разминку, а потом и на игру. Будущее норвежского хоккея? Впрочем, что с ним, что без него, а дядьки из Мурманска играют на две головы лучше. Разгром.
Внимание привлекает эпизод, когда колоритный защитник вполне норвежского вида с надписью на майке W. Sjostrand говорит на чистом русском языке: «Но свисток-то был раньше!».
Оказалось, что это не только защитник, но и главный идеолог всей Баренц-Лиги. Знакомьтесь: Вильям (Вилли) Шёстранд. В конце 19 века семья Шестрандов переехала из Норвегии в Россию. Спустя сто лет Вильям, родившийся в Мурманске, занимавшийся хоккеем там, возвращается на родину. Именно ему, рассказывают, пришла в голову идея превратить ежегодные товарищеские матчи Киркенеса и Никеля в международную лигу. Вилли – душа турнира, его здесь уважают все.
Перед матчем «Печенганикеля» из соседнего Никеля и «Горняка» из Оленегорска вспоминаешь недавний случай из чемпионата Еврейской автономной области – я писал тогда, что команда заметно лучше экипированная и выглядящая на раскатке более классной, была в итоге серьезно бита. Как это ни странно, история повторилась и тут. Девять человек «Горняка» аккуратно играли в защите, никуда особо не спешили, но отличались хорошей реализацией моментов.
Вообще «Горняк» из Оленегорска имеет славную историю. Почти 40 лет назад, в 1976 году в Оленегорске открылся Ледовый Дворец спорта с искусственным льдом и с трибунами на пять тысяч жителей – редкость по тем временам. Команда знавала разные времена, но были и заметные успехи. В 1991 году «Горняк» победил в финале Всесоюзного турнира команд КФК, а в сезоне 1993/1994 оленегорцы заняли второе место в турнире высшей лиги чемпионата России.
Встречу судил, наверное, Самый Длинный Арбитр в истории хоккея – норвежец ростом за два метра. Судил хорошо, несмотря на причудливую мимику и необычные движения.
Очень хорошая игра вышла между шедшей до турнира в Киркенесе на первом месте командой «Tromsø Stars» с формой, подозрительно напоминавшей форму ЦСКА, и финнами из городка Ивало под названием «Tunturi Kiekko» (что-то вроде «Горная шайба»). В составе обеих клубов много молодежи, темп был высок, про защиту мало кто думал. То одна, то вторая команда выходила вперед, а решила все при счете 6:5 в пользу финнов ошибка вратаря норвежцев. Он уже собрался ехать меняться на шестого полевого, но пока собирался, прозевал дальний бросок с центра площадки. Вратаря-таки заменили, но финны забросили и в пустые ворота тоже – 8:5.
Любопытно, что в этом матче состоялась самая быстрая реализация большинства среди всех, что я лично когда-либо видел. Дело было так: норвежца удаляют, вбрасывание, шайба отскакивает к ближайшему финскому игроку, бросок в касание, гол. Как говорит Андрей Шахов, вы читали все это дольше, чем оно происходило.
«Мурманск» буднично обыграл «Печенгуникель» – 7:1. После одного из бросков и подставленной клюшки шайба перелетела через ограждение площадки и с глухим стуком ударилась о деревянную стену норвежской избы.
– Вилли, а кому сказать, что шайбы улетают? Уже довольно много пропало, – подходит запасной игрок «Печенганикеля».
– Никому, – пожимает плечами Вилли. – Мы каждый год 15 мая устраиваем праздник добычи шайб! До сотни достаем!
Но все это было лишь прелюдией перед главным матчем турнира.
«Горняк», как я уже говорил, приехал составом в девять человек (включая вратаря), и большинство из этих девяти были не слишком юны. Хоккейный клуб из Ивало представляли три пятерки в основном молодых ребят. Третья победа на турнире была им практически гарантирована – играть в последнем туре надо было с Киркенесом, а значит, победа в матче с «Горняком» позволяла бы им выиграть турнир.
«Горняку» удалось хорошее начало матча, но потом один из хоккеистов травмировался, а второй был удален до конца матча за споры с арбитром. Ситуация простая: 4:1 в нашу пользу, играть еще больше половины матча, а хоккеистов осталось 7, включая вратаря.
Финны вдавили наших в зону, и тут случилось важное. Квасной патриотизм – зло; но смотря за этим игровым отрезком, я понял, как наши солдаты месяцами обороняли какую-нибудь крепость или громили превосходящие силы противника в Великой отечественной войне. Да, мы уже не слишком молодые мужики, нас мало, соперников заметно больше, но у нас есть голова на плечах, у нас есть умение, у нас есть дисциплина. Мы можем ругаться между собой, спорить с судьей, удаляться, но к нашим воротам они не пройдут.
Порядка 15 минут осада ворот «Горняка» шла непрерывно, причем оленегорцы часто играли в меньшинстве, но так и не дрогнули. Даже когда финны наконец забили, ответная шайба последовала очень скоро. А потом на контратаке лидер российской команды Владислав Кропинов забросил шестую шайбу, и финны поняли, что сегодня им уже ничего не светит. В последние пять минут команды расслабленно раскрылись – в итоге матч закончился 9:4. С площадки игроки «Горняка» уходили под громкие аплодисменты болельщиков – увы, по-прежнему достаточно немногочисленных.
Правда, разозленные на арбитра оленегорцы наотрез отказались когда-либо вообще иметь дело с этим небогоугодным ремеслом, поэтому вместо их представителя судить матч «Киркенес» – «Тромсе» пришлось самому Вилли Шестранду.
Несмотря на то, что «Тромсе» тоже поберег часть лидеров, соотечественников они не пощадили. Интересно, что в прошлом сезоне хоккеисты «Тромсе» ухитрились занять последнее место; а Киркенес – пятое, но в этот раз все было вообще без вариантов.
Вилли очень хотелось помочь своим, но надо было судить. Вообще, конечно, неоднозначная она – история Вилли Шестранда. В первую очередь, конечно, крутая – построить международную лигу и стать душой такой лиги удавалось единицам за все время. С другой – она чуть-чуть все-таки грустная, ибо своя команда играет плохо, а в своем городе зрители не ходят на матчи. Даже уехав из России, оказывается, Вильям Шестранд в своей деятельности больше нацелен на россиян. И жаль, что в ФХР, наверное, не знают о Баренц-Лиге, договорившейся с финнами и норвежцами раньше КХЛ. По справедливости, что Шестранду, что Эдуарду Клейману из ЕАО, что другим энтузиастам на местах давно стоило дать ордена и полномочия.
После матча я подумал, что, в общем, идея поймать северное сияние с одной попытки была довольно опрометчивой, и надо идти спать в отель. Но тут мне вдруг повезло. Жаль, что не было возможности снять хоккейный матч на фоне сияния, но я очень благодарен судьбе, что получилось так, как получилось.
Второй день открывался де-факто финалом: Мурманск против Оленегорска. Мурманчан было больше, у них было больше времени для отдыха, но у игроков «Горняка» уже не было сомнений, чья в этот раз вечеринка. Как будто и не было вчерашнего тяжелейшего матча с Ивало – девять игроков «Горняка» вновь показали безупречную защитную игру с разящими контратаками. Вратарь Марат Кольцов окончательно поймал кураж, и Мурманск даже ни разу не забил – 4:0. После этого турнира у «Оленей» явно стало на несколько поклонников больше.
Турнир в Киркенесе «Горняк» выиграл, а чтобы перед плей-офф выйти на первое место во всей лиге, ему нужна была только победа. Победа «Печенганикеля» над «Тромсе». Как это ни странно, шумная, веселая и многочисленная дружина из Никеля (до Киркенеса меньше 50 километров, поэтому они ездят домой ночевать) повела 4:1, но потом ухитрилась забить дважды в свои ворота, и вновь поставила все дело под угрозу. К счастью, наши выручили наших – «Печенганикель» удерживает победный счет (7:5), и Оленегорск заканчивает регулярку первым.
Следующий сбор команд состоится в Мурманске 21-22 марта в рамках Праздника Севера, а финал сезона пройдет 18-19 апреля в Оленегорске. Активность северного сияния после этого года несколько лет будет уменьшаться, пока не достигнет минимума. Так что спешите – и туда, и туда.
Про хоккей то бишь.
Знаю что кто то во что то играет и не более. Никто всерьез тему не ведет.
...
В Мурманске не так все плохо как пишет автор. Спокойный уютный город, посовременнее чем Москва.
250 км и до Норвегии (а не 150) и до Финляндии.
И ездим мы туда не за памперсами, а отдыхать, прежде всего (хорошие лыжные курорты).
Горно и финики любят Мурманск за то, что у нас дешевый алкоголь, и то как упиваются тут эти господа - даже нам стыдно.
А за репортаж большое спасибо - такие добрососедские соревнования есть в нескольких видах спорта (одна только Лыжня Дружбы, проходящая по территории России, Норвегии и Финляндии чего стоит), и всегда очень приятно присутствовать на них из-за тёплой, домашней атмосферы. А Праздник Севера - это просто народный спортивный праздник)
P.S. Если хотите красиво заснять полярное сияние, приезжайте в Апатиты или в Кировск - здесь за городом из-за того, что Хибины хорошо заслоняют огни городов, небо тёмное, и оно просто прекрасно! Ну и на горных лыжах заодно покатаетесь)
http://www.sports.ru/tribuna/blogs/rusamfootball/747736.html
Кстати,упомянутые Вами в комментариях Саша Головлёв и Игорь Кузнецов тоже имеют богатый опыт игры в Высшей лиге.Так что "Девять человек «Горняка» аккуратно играли в защите, никуда особо не спешили, но отличались хорошей реализацией моментов" это совсем не удивительно:)
Ещё раз спасибо за текст!