Исследование тренерского и управленческого провала. Теории и практики. Часть первая.
Обязан выполнить обещание исследовать причины тренерской неудачи второго сезона, данное мной в комментариях к одному из постов (http://www.sports.ru/tribuna/blogs/vgghik/733177.html?comments=1).
Уверен, что лавры тренерской неудачи всегда в равной доле должны разделить менеджер, настоявший на кандидатуре и инвестор, заказывающий музыку. Поэтому, для ответа на вопрос, необходимо сначала структурировать в нашем сознании теоретическую последовательность шагов при выборе тренера, после чего можно и докапываться до практических метаморфоз эффективности кадровых решений в отечественном спорте, в хоккее и в моём клубе, в том числе.
Теория, с которой можно и нужно спорить.
- В идеале Заказчик формулирует генеральному менеджеру внятный заказ на развитие клуба, с которым можно ознакомиться в письменном виде. Если заказ сформулирован устно, то самому исполнителю надо бы не полениться и составить для себя техническое задание и утвердить его у заказчика.
- Продолжением идеального варианта является ознакомление с бизнес-моделью клуба, стратегическими задачами, которые должны быть согласованы с текущими задачами сезона. Если же нет ни бизнес-модели, ни стратегических задач, а есть только текущие задачи, то есть варианты:
бежать подальше, как от чумы, иначе вы будете виноваты всегда и во всем;
в случае остатков доверия к заказчику, предложите сначала разработать бизнес-модель, в которую верите, возьмите это на себя, утвердите её, равно как и план реализации и финансирования. Только после этого можно переходить к текущим задачам клуба на предстоящий сезон (тренер, игроки, персонал, инфраструктура, способы повышения ликвидности, другое)
- При этом, всё-таки, ни в коем случае не может быть предметом заказа разовая история (победа в сезоне любой ценой, другие подобные хотелки), это в любом случае, как минимум, авантюризм. Предметом заказа может быть только создание саморазвивающейся системы, которая не сужает понятие «успех» до понятия «вспышка кометы». Любые компромиссы чреваты.
- Как правило, хозяин клуба является сторонником какой-либо игровой эстетики, поэтому может требовать её воплощение, если обладает достаточным уровнем компетенции, чтобы сформулировать свои пристрастия.
- И только после действий, уточняющих стратегические и текущие задачи, эстетические пристрастия, можно приступать к поиску кандидатур, вместе с которыми возможно решение всех поставленных задач.
Теоретические варианты, близкие к ситуации ХК «Химик» 2006/2007
1. В случае участия в финансировании регионального бюджета, решающую роль Заказчика выполняет, как правило, куратор от правительства региона. Отсюда, конечно же, начинаются возможные успехи и возможные сбои. Их баланс зависит от большого количества нюансов, например:
Компетенции Заказчика в области хоккея, спорта
Уровня админитративного ресурса
Масштаба личности куратора, которая определяется по следующим признакам заказа:
- отсутствие требований выиграть всё и сразу;
- постановка задачи управленцам по сбалансированному финансированию сегодняшнего дня команды и завтрашнего дня клуба;
- готовность куратора принимать тактические ошибки тренера, являющиеся, чаще всего, продолжением его (тренера) достоинств;
- готовность предоставить достаточный ресурс и достаточную свободу, позволяющую всем участникам становления клуба максимально эффективно решать поставленные задачи.
- возможность куратора оставаться независимым от нетерпеливости и амбиций генерального заказчика (Губернатора) и акционеров клуба
- другие личные качества
2. Теоретический вариант, с учетом личных качеств заказчиков сезона 2006/2007
a. На начальном этапе клуб спонсировался частично компаниями строительной отрасли, заинтересованными в освоении подмосковного рынка и самого бюджета. Поэтому куратором клуба был заместитель Председателя правительства области, возглавляющий строительный блок, А.В. Горностаев. Смею утверждать, что на этапе первого сезона именно благодаря его личности заказ на все управленческие решения был чрезвычайно корректным и привлекательным с точки зрения сбалансированности приоритетов и свободы действий ключевых фигур клуба. От хоккея он был далек, но спорт знал хорошо, ходили слухи том, что он был мастером спорта по футболу, что допускаю. Интуиция и умение быстро учиться компенсировали в какой-то степени его хоккейную безграмотность. Что касается второго сезона, то здесь уже не могу знать какие задачи ставились куратором Л. Вайсфельду. Соответственно, некорректно обсуждать и решение задачи.
Допускаю, что во второй сезон были вкачаны немалые средства именно для достижения самого высокого результата, то есть была поставлена задача пригласить тренера, который знает рецепт успеха и вместе с ним набрать опытных игроков, способных решить задачу.
Итого, следует допустить, что может быть вариант ситуации с некорректно поставленой задачей – выиграть сезон любыми средствами.
b. Следующий возможный вариант, в который не хочется верить из уважения к личности генерального менеджера. Задача на сезон поставлена условно, но выделены средства для решения максимальных задач и дан карт-бланш руководителю клуба на их решение. Под натиском серьёзности задач начинается строительство команды-«монстра» из имён. Срабатывает постсоветский управленческий стереотип «освоить средства, пока дают».
3. И уж совсем неприличная гипотеза, которая важна исключительно для чистоты исследования. То есть хочу сказать, что так бывает, но это не значит, что так было.
Название варианта: «Хвост крутит головой». То есть, формирование заказа происходит приблизительно по следующей схеме:
Заказчик спрашивает у генерального менеджера: « Возможно ли выиграть следующий сезон? И если да, то что для этого нужно?». Такой вопрос от Заказчика – подарок для амбициозного спортивного менеджера, считающего, что надо цепляться за любой шанс данный судьбой, другого такого шанса может и не быть.
Естественно, что при таком раскладе Заказчику доводится, что «возможно всё, но для этого надо…" и выдаются космические запросы.
Заказчик, амбиции которого подогреваются аппетитами акционеров, после уверенного «да, возможно» из уст профессионала, пользуется своим ресурсом, идет на риск, выделяя и запрошенные средства и выдавая карт-бланш смелому спортивному менеджеру.
4. Ещё один неприличный вариант. Его условное название: "Невиноватая я...". Скорее всего об этом варианте и не вспомнил бы, но во время работы над текстом, откуда ни возьмись на sports.ru появилась новость:
Владимир Шалаев: "По сути, мы отдали всю трансферную политику "Авангарда" на откуп Сумманену.
"...Мало того что руководство не вмешивается в определение состава, по сути, мы и трансферную политику отдали на откуп Раймо Сумманену. Все последние приобретения сделаны по инициативе главного тренера. Антон Курьянов числится в составе «Авангарда» также по личной просьбе Сумманена», — приводит слова Шалаева «Чемпионат.com»". http://www.sports.ru/hockey/1026961258.html
Прошу прощения за упоминание всуе, не мой клуб, не мой огород, но "Иван кивает на Петра...", - это часть сегодняшней культуры российского спортивного менежмента.
Итого, одна из основ теории инвестиций в спорт банальна: если вы не хотите рано или поздно услышать: «Ну, не шмогла», что для вас равносильно "деньги на ветер" то заказывайте развитие, а не победу.Победы в этом случае неизбежны.
Ответственность за результат игры лежит на всех звеньях клуба. А ответственность за эффективность инвестиций в клуб, здоровье всех звеньев и их успешное взаимодействие ради успеха клуба лежит на распорядителе инвестиций. И поэтому руководитель спортивного клуба должен быть особо озабочен созданием клубной системы минимизации инвестиционных рисков, если желает успеха себе и клубу.
P.S. Продолжение исследования сезона 2006\2007 во второй части "Теории и практики"
Анонсы:
В следующем разделах исследования:
- Эффективность менеджмента хоккейного клуба по управлению многофакторными системами (на примере сезона 2006/2007);
- Успешность хоккейного клуба, критерии;
- Популярность хоккейного клуба, составляющие;
Приглашаю всех поклонников клуба принять участие в создании и развитии виртуального музея хоккейного клуба "Атлант" (тестовая версия сайта - http://www.atlant-mus.com/)
Также требуются:
- авторы текстов, готовых предложить зарисовки о любом из фрагментов нашей истории;
- иллюстраторы, графические дизайнеры;
- желающие попробовать себя в роли менеджера проекта музея,
- специалисты по привлечению спонсоров, рекламодателей;
Возможно дальнейшее сотрудничество в других спортивных проектах.
Спасибо Максиму Дементьеву за волонтерскую помощь в разработке сайта, подборке иллюстраций к тексту.
Благодарен за критику, предложения, рад любому участию.
предлагаю воспользоваться возможностью и задавать вопросы в лоб, постараюсь сегодня отдельный пост
соорудить на эту тему, аккумулирующий самые интересные вопросы