Ворчание не для музея. Анонсы
Менеджментом клуба была разработана программа по его развитию, но по окончании сезона реализация программы была приостановлена по причине нежелания руководства клуба продлевать контракт с разработчиками, в первый сезон занимавшимися комплексом вопросов по организации матчей и работе со зрителями.
Не получили своего развития следующие маркетинговые шаги, разработанные менеджментом клуба и находившиеся в различной стадии реализации:
- программа мероприятий по развитию клубной культуры (разделы: спортивная составляющая, организационная стилистика, имиджевая стилистика)
- концепция рекламной деятельности
- программа по разработке и производству сувенирной продукции
- концепция организации работы коллектива (по проведению матчей, организации работы со зрителями, организации билетной программы), на принципах аутсорсинга
- концепция работы медиагруппы
- программа развития фан-клуба
- концепция развития интерьеров Арены, прилегающей территории
- перенос начала матчей на 19-30 в будние дни
Часть проектов, предусмотренных программой, получило своё развитие в дальнейшем и об этом будет отмечено в аналитических материалах, посвящённых последующим сезонам.
Те проекты, которые не реализованы до сих пор и могут представлять интерес для развития какого-либо из клубов КХЛ и рынка хоккейной индустрии, будут представлены в разделе блога «Народная академия спортивного менеджмента».
Для примера остановлюсь лишь на одном из проектов продвижения клуба, запланированных ещё в первый год жизни клуба в Мытищах, но так до сих пор и не реализованных, но перспективных для внедрения в любом другом регионе.
Б. В. Громов удовлетворил просьбу клуба и дал согласие выделить клубу на территории Московской области 60 (!) биллбордов вдоль трасс, что для подмосковного километража и общего количества биллбордов капля в море. На рекламных носителях могла располагаться реклама самого клуба, также было дано разрешение клубу на право заниматься рекламной деятельностью, что приносило бы не такие уж и малые средства в клубный бюджет. Уже вовсю шла работа по созданию рекламных форматов, разработке стилистических решений. Один из руководителей клуба занялся технической реализацией этого вопроса. Через какое-то время проект был закрыт и клуб получил «пощёчину» от действительности. Коммерческий директор клуба попросил больше не возвращаться к этой теме, которую для него закрыли какие-то очень серьёзные люди, почувствовавшие наступление на свой «авторизованный» бизнес…
Да, злой какой-то рассказ получился, но у моего клуба отбирают будущее и делятся с нами только частью правды о своём участии в жизни клуба. Так отдайте клубу хотя бы часть обещанных доходов от 60 биллбордов за прошедшие 9 лет или отдайте их на социальные программы, если клуб не мил.
Также могу вкратце поделиться общими принципами работы фан-клуба.
Руководство Арены выделило для работы молодёжного фан-клуба помещение, где они могли собираться для подготовки матчей, готовить реквизит (они отвечали за работу «детского сада», организованного во время игры, перерывов), плакаты. Они чувствовали себя на Арене как дома, что гарантировало хозяйское отношение ко всему, что связано с родными стенами.
Курировал работу молодёжного фан-клуба Павел Новиков, артист театра и кино, на тот момент известный по главной роли в сериале «Крот». Он же был участником группы по проведению матчей, шоуменом, работающим для зрителей на сцене, установленной в фойе. Павел был авторитетом для молодёжи, смог организовать здоровую атмосферу в молодёжной тусовке клуба. Он стал для мытищенских девчонок и мальчик и дядькой и другом и вожаком.
Из истории жизни фан-клуба поделюсь лишь одним забавным эпизодом. В середине сезона молодёжь приняла решение назвать своё фан-клубное движение «ICE DOG», то есть они становились «ледяными псами», создали свой эскиз с мордой «ледяной собаки» и по согласованию с руководством клуба разместили баннер, презентующий фан-клуб на стене, расположенной под одной из площадок для группы черлидинга.
Банер «смотрел» собачьей мордой прямо на vip-ложу, где располагались, в том числе, спонсоры, акционеры клуба. Один из них был поклонником не только хоккея, но и известным «собачником», «помешанным» на алабаях. Не разобравшись «откуда дровишки» наш эмоциональный «собачник» в начале первого периода вызвал к себе одного из руководителей клуба и наказал снять ненавистную беспородную морду. В перерыве баннер был снят добросовестными исполнителями воли руководителя, аккуратно свёрнут и оставлен без присмотра рядом со сценой. Враг побеждён!
Но каково же было удивление заводчика алабаев и по совместителю высокого руководителя когда в 3-м периоде он снова увидел перед собой вызывающе взирающие с прежнего места ледяной взор наглого пса, водруженного находчивой и несгибаемой молодёжью. Как ни смешно, но скандал был знатный. Немало сил пришлось приложить, чтобы найти компромисс между детьми и власть имущими. И он был найден, почти победила дружба, любитель алабаев заказал работу своему художнику и на следующей игре появился другой, гибридный баннер, учитывающий интересы всех конфликтующих сторон, но бесконечно смешной и дикий с художественной точки зрения. На нём были слова для всех, - "ICE DOG", "АЛАБАЙ", лого "Химика". Только не хватало, на мой взгляд ещё и имени спонсора или, на худой конец, так любимой чиновниками надписи, пестревшей на бортах, баннерах: "ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ". Тогда уж худоественная композиция точно была бы совершенной.
Так, в результате инициативы «снизу», спровоцировавшей выставку собачьих картинок и родился у клуба талисман, до сих пор любимый детишками и даже какое-то время красовавшийся на игровых свитерах команды.
Что касается клуба и рекламной деятельности, то это, безусловно целое направление работы и заниматься ею могла лишь специализированная структура, работающая на клуб и, возможно, созданная им. Но об этом у нас ещё будет повод порассуждать, надеюсь. Ведь планирую делиться проектами, другое дело, что об этом интересно делиться в случае хоть какой-то надежды на выхлоп от умничанья.