16 мин.

Чертова дюжина

миф № 1

Биатлонисты выступили не слишком удачно, потому что их излишне накрутили, требуя выигрывать в каждой гонке

Павел РОСТОВЦЕВ, призер Олимпийских игр, неоднократный чемпион мира по биатлону

– Биатлонистам от повышенных ожиданий никуда не деться. Но не это основная причина неудачного старта на Играх. В мужской части программы на результаты сильно повлияла погода, где-то не повезло. Было ощущение, что ребята находятся в хорошей форме. Но нельзя недо­оценивать влияние психологии. Ответственность может реально задавить спортсмена. С ней нужно учиться справляться. И опытным спортсменам в этом смысле даже сложнее, чем дебютантам. Молодые еще не знают, что им предстоит. От них меньше ждут результата, чем от лидеров. Соответственно, меньше и прессинг.

миф № 2

Спортсмены проиграли, потому что не обязаны выигрывать: они никому ничего не должны, главное – участие

Владимир ДРАЧЕВ, призер Олимпийских игр, многократный чемпион мира по биатлону

– Может, для кого-то это новость, но далеко не все участники Олимпиады едут туда, чтобы выигрывать. Кто-то претендует только на место в эстафете — и при этом выкладывается по максимуму. Но всегда есть обстоятельства и воля случая. Разве кто-то мог представить, что белорусский биатлонист Новиков, ни разу не заезжавший в десятку на этапах Кубка мира, станет серебряным призером? А «мы никому ничего не должны» — это эмоции молодой спортсменки в ответ на давление: на вас, мол, столько денег потрачено, страна ждет результата, а вы ничего выиграть не можете! Но на самом деле любой спортсмен понимает причину этих ожиданий. И выступает не только для себя, но и за честь родины — красивые слова, но так оно и есть. Долг существует. Перед болельщиками, перед страной, перед теми, кто поставил спортсмена на лыжи, учил стрелять (первым тренерам он и обязан в первую очередь привезти свою медаль). А все эти «не должны» — просто от детскости и недостатка опыта.

миф № 3

После развала СССР многие спортбазы остались за пределами россии – спортсменам негде было готовиться

Владимир СЛАВСКИЙ, президент Федерации прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья России

– Не совсем так. Базы были 30 лет назад, но неполноценные. Мало было трамплинов — в эстонском Отепя (90 м) и в белорусских Раубичах (60 м), — но трамплина, отвечавшего всем международным требованиям, не было и в СССР. Отсутствовали подъемники, не было летних покрытий. Та же история с санями и бобслеем: трасса в латвийской Сигулде — и все. Но главная причина не в базах, а в том, что в 70–80-х была система развития спортивных школ и добровольных спортивных обществ, а система, даже плохая, всегда дает результат. Поэтому результаты Ванкувера закономерны. У нас только с созданием Минспорттуризма появились реальные перспективы.

Мутко, к примеру, принял решение восстанавливать четыре прыжковых центра. Выделены деньги, полным ходом готовится документация, и к концу года в Нижнем Тагиле должны быть построены четыре трамплина и гостиница. До создания министерства этим никто не занимался, но с приходом Мутко ликвидирован барьер между федерациями и профильным госорганом. При Фетисове мы фактически воевали. Но мы не жируем, у нас в федерации все держится на энтузиазме. У нас минимальная зарплата, мы восемь лет возим по соревнованиям четверых ребят, потому что из регионов не идут резервы, конкуренция нулевая. То, что у нас есть команда, — это личные амбиции федерации. Тренера Штайерта я уволил 23 февраля, сейчас работает Шодлер, бывший личный тренер Амманна.

миф № 4

Хоккеисты проиграли канадцам, потому что тренеры команды – Быков и Захаркин – совмещают работу в сборной и в «Салавате Юлаеве»

Сергей ГИМАЕВ, заслуженный тренер России

– Это не главная причина. Но совмещение в какой-то степени сказалось. Можно было слетать за океан, посмотреть несколько игр ключевых команд — увидеть уровень борьбы, уровень мотивации, уровень жесткости. И тренеры уже лучше понимали бы, насколько серьезное испытание их ждет. По комплектованию состава нет вопросов — все сильнейшие были на Олимпиаде. Но в тот день мы не могли выиграть. Шансов не было. Мы недооценили всю мощь североамериканской команды — вот главная причина.

миф № 5

В провале виноваты лихие 90-е

Игорь ШАБДУРАСУЛОВ, заместитель руководителя Администрации Президента РФ в 1999-2000 годах

– Я крайне отрицательно отношусь к этой версии. То, что тогда не было денег, — аксиома. Но деньги кончились не в один момент, к этому страна шла долго и упорно. Да, стадионы превращались в рынки, да, где-то во Дворцах спорта открывались сауны. Но на то были простые экономические причины. У нас в стране по пальцам одной руки можно пересчитать недотационные спортивные объекты. Сейчас у федерального и местных бюджетов есть возможность поддерживать их, а тогда на это просто не было денег. Что касается спортшкол, то я не могу говорить за все виды спорта, но в хоккее, где я очень хорошо знаю ситуацию, не было закрыто ни одной спортшколы! В 90-е на подготовку спортсменов выделялось в разы меньше денег, чем в сытые нулевые, — это факт. Но результаты были лучше.

Принято считать, что мы тогда «доезжали» на советском потенциале, но этот резерв уже давно закончился. Если брать средний возраст олимпийцев, то провал должен был случиться в Турине. Ведь почти все наши ребята, завоевавшие медали на Играх-2006, пришли в спорт уже в 90-е. Но в Турине сборная завоевала 22 медали, а в Ванкувере — лишь 15. На мой взгляд, одной главной причины провала в Ванкувере нет. Есть комплекс проблем. Как устроен наш спорт? Есть бюджет, есть Министерство спорта, которое его получает и распределяет дальше. Олимпийский комитет как общественная организация не имеет бюджетного финансирования. Федерации — тоже. То есть министр спорта получает деньги из бюджета и отдает их общественным организациям, с которых нет спроса. Очень странно. В мире есть две основные модели организации спорта. Первая — назовем ее «модель имени СССР» — существовала в ГДР и сейчас практикуется в Китае.

По этой модели спорт высших достижений является национальным приоритетом, выделяются серьезные бюджетные деньги на подготовку спортсменов, и их расходование полностью контролируется государством. Вторая модель — американская. В ней нет бюджетных денег, но для компаний, которые вкладывают деньги в спорт, существуют налоговые льготы. Благодаря такой модели спорт становится бизнесом. Все остальное — это попытка скрестить ежа с ужом. И именно на это скрещивание похожа нынешняя организация спорта в нашей стране.

миф № 6

Евгения Плющенко засудили

Олег ВАСИЛЬЕВ, олимпийский чемпион и призер в парном катании

– Не совсем так. В короткой программе вторая оценка была действительно занижена. И на это были свои причины. В фигурном катании есть такое понятие, как передвижения от элемента к элементу, связки. У Плющенко они никогда не отличались сложностью, больше скажу — они были примитивны. У Жени были свои задачи — сложные прыжки. Они отнимают много сил, и остальные элементы программы упрощались, чтобы акцентировать прыжки. Среди судей даже распространили диск с записями выступлений Плющенко — как пример того, что спортсмен не использует сложных шагов между элементами. За два года арбитры так насмотрелись на это, что негатив засел в голове. Это, несомненно, повлияло на оценки.

Связки в новой программе Жени не стали лучше, но, видимо, при подготовке тренеры банально подсчитали, что сложные каскады 3 + 4 дадут ему больше, чем изобретательные связки, в соперничестве с фигуристами, не прыгающими четверной. И решили не упираться, сделать ставку на то, что у него всегда получалось. Произвольную в Ванкувере Плющенко откатал чисто, но скованно. И это понятно, если учесть, какое давление он испытывал со всех сторон. К тому же он выступал последним. После разминки он 40 минут ждал своей очереди — и варился в собственном соку. Это очень сложно. Поэтому его прокат произвольной — это близко к героизму. Но этого оказалось недостаточно, чтобы обыграть Лайсачека, который вышел на лед психологически раскрепощенным. Он откатал на максимуме своих возможностей, а Женя — на 80–85%.

миф № 7

Альберт Демченко не выиграл, потому что после гибели грузинского саночника организаторы сократили трассу

Альберт ДЕМЧЕНКО, призер Олимпийских игр в санном спорте

– У меня не самый быстрый разгон, и я собирался обыгрывать немцев за счет мастерства на трассе. А организаторы Игр, укоротив ее, лишили меня моего преимущества. Они могли бы раньше залить водой прежнюю трассу, и к моменту заездов она бы покрылась инеем и не была бы такой опасной. Но организаторы отправили нас на женский спуск. Скорость там всего на 10 км/ч меньше — что толку? Если они боялись повторения трагедии с грузинским саночником, эта разница не спасла бы при ошибке. А отрабатывать технику старта российским саночникам негде: у нас пока нет эстакады. Так что конкурировать с немцами в этом компоненте я не могу.

В итоге все решил первый день. Он нас просто деморализовал. Мы были очень вымотаны: сначала тренировка с шести утра, а потом нужно самому готовить сани. Хотя спортсмен этим не должен заниматься. Мои сани обычно готовит старший тренер Александр Васин, но в день мужского заезда он помогал нашей женской сборной. Моего личного тренера выселили из Олимпийской деревни в первый же день из-за отсутствия аккредитации. Мне просто не хватило человеческой поддержки, я не смог идеально сконцентрироваться.

миф № 8

Сборная провалилась, потому что наши лучшие спортсмены – биатлонисты, лыжники, сноубордисты, шорт-трекисты – выступают за другие страны

Анатолий ХОВАНЦЕВ, бывший тренер биатлонных сборных России, Финляндии, Эстонии и Украины

– Не думаю, что проблема в этом. Я не считаю, что наши биатлонистки слабее Кузьминой или Хрусталевой. Кузьмина — очень талантливая спортсменка, добилась отличных результатов по юниорам. Думаю, с такими стабильными ногами она и в России смогла бы отобраться на Олимпиаду. Медаль Хрусталевой — это случай. В индивидуальной гонке по такой погоде все решает стрельба.

Хрусталева — молодец, сработала на максимуме, но не думаю, что у нее был бы шанс поехать на Олимпиаду, не смени она гражданство. А причины вялого старта, видимо, в подготовке. То ли с высотой намудрили, то ли поздно отпустили спортсменов от нагрузки — ребята выглядели несвежими. Может, основной команде стоило пропустить Антхольц. А жесткая конкуренция, оставляющая за бортом сборной сильных спортсменов, всегда будет. Это свойство сильных команд. В Германии, Норвегии то же самое. Наша система отбора, может, и несовершенна, но, к примеру, в Финляндии команду собирают по схожему принципу.

миф № 9

Олимпиаду проиграли из-за излишней назойливости журналистов

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ, обозреватель «Спорт-Экспресс»

– По-моему, это чушь — приплетать сюда журналистов. За свой результат всегда отвечает спортсмен. Если ему мешают журналисты, с ними вполне можно не общаться — для отказа существует множество форм. С другой стороны, людей, которые рвутся писать о спорте и спортс­менах, сейчас действительно очень много. Я намеренно не называю их журналистами, поскольку к журналистике деятельность многих вообще не имеет никакого отношения. Скорее это завуалированное под журналистику фанатство. Но эта проблема решается грамотным управлением. Отсекать от спортсменов излишне любопытную публику не так сложно.

миф № 10

Керлингистки провалились на Олимпиаде, потому что керлинг в России узурпировала главный тренер и президент федерации Ольга Адрианова и тормозит развитие вида спорта

Олег ДЕРЯБИН, комментатор керлинга на канале Eurosport

– Я бы не назвал выступление россиянок (6–9-е места. — PROcпорт) неудачным. Девушки сыграли на уровне своих возможностей. До уровня олимпийских медалей сборная России не дотягивает. Технически наша команда сильна, но вот тактические ошибки и нестабильное психологическое состояние — причины поражений. Плюс состав перетряхнули перед самой Олимпиадой (31-летнюю Жаркову заменила 19-летняя Сидорова. — PROспорт), и это сказалось на результате. Обычно так не делают. В керлинге выступают не столько сборные, сколько команды, которые на такие серьезные турниры наигрывают несколько лет. И эта замена нашу сборную не усилила.

Наверное, стоило оставаться при своих, а уже после Олимпиады начинать новый цикл подготовки. Ольга Адрианова — и президент Федерации керлинга, и главный тренер сборной. Не думаю, что это правильно. Президент должен быть менеджером, выбивать деньги, а тренер должен давать результат. В ближайшие четыре года, на мой взгляд, сборной нужен хороший специалист — наверное, иностранец. У нас еще нет своих. Причем приглашать нужно не одного, а двух-трех, чтобы они могли вести работу не только со сборной, но и с молодыми тренерами.

миф № 11

Биатлонисты и лыжники выступили не так удачно, как от них ожидали, потому что после многочисленных допинговых скандалов бегали «чистыми»

Анфиса РЕЗЦОВА, олимпийская чемпионка по биатлону и лыжным гонкам

– Я всегда так говорю: не пойман — не вор. Чистые спортсмены или нет — одному богу известно. Понятно, что наших спортсменов WADA пасет с особой тщательностью — мы сами себе репутацию заработали. Но такие эпизоды, как с Коростелевой, когда ее пытались забрать на допинг-контроль еще до окончания соревнований, — это произвол. И ограждать от него спортсменов должны чиновники. Вот в Ванкувере снова подняли тему противоастматических препаратов. Я так думаю: астма — это просто отговорка. И руководители зарубежных федераций не дремлют, а используют эту лазейку — ничего из виду не упускают. А наши только «Русским домом» хвастают: и театралы там, и икра ведрами.

Да еще запредельные призовые назначать мы мастера. В Канаде, где спортс­мены тренируются в свободное от основной работы время, за медаль дают 25 тысяч долларов, а у нас — 150. Зачем? Откуда? В стране кризис, а тут такие цифры. Она запросто могут толкнуть спортсмена и на использование допинга в том числе. Так здорово, когда пахать не обязательно, а достаточно просто что-нибудь съесть или вколоть! Это же как сладкое — невозможно отказаться. От WADA авось пронесет, особенно если с умом кушать, и такие деньжищи достанутся!

миф № 12

Конькобежцы провалили Олимпиаду, потому что в этом виде спорта давно творится дурдом

Николай ГУЛЯЕВ, олимпийский чемпион-1988 по конькобежному спорту

– Крытые катки, совершившие революцию в нашем виде спорта, стали появляться в середине 80-х годов, а в России первый такой каток построили в 2004 году в Москве. Потом еще два — в Коломне и Челябинске. Трех катков такого уровня нет нигде в мире, даже в Голландии, но из-за того, что по сути на 15 лет отстали, мы получаем нынешние результаты. Это первая проблема. Вторая — тренерские кадры. После Ванкувера говорят о том, что личного тренера Ивана Скобрева итальянца Маркетто надо сделать главным тренером сборной России. Может, и так, но у нас есть и свой выдающийся тренер — Борис Васильковский. Но он по каким-то непонятным мне причинам не работает со сборной. У нас есть несколько очень талантливых конькобежцев, особенно среди девушек, которые уже в Сочи способны бороться за медали. Но если с этими ребятами будут продолжать работать те же тренеры, что и сейчас, во главе с Николаем Чиковым, то мы их потеряем. Чиков 15 лет не работал со спортсменами высокого уровня и был назначен на эту должность только потому, что был подконтролен бывшему президенту Федерации. Третья проблема — отсутствие внятной системы подготовки спортс­менов: нет четкого отбора, уже 20 лет тренерские семинары больше похожи на застольные посиделки.

миф № 13

Российские бобслеисты не смогли выиграть потому, что у них устаревшие бобы

Владимир МЫСЕВ, вице-президент Федерации бобслея и скелетона

– Ребята здорово потрудились. Пять месяцев жили, как на подводной лодке: почти никакого внешнего мира, огромное нервное напряжение. В итоге — стресс. Вопросов к профессионализму наших спортсменов быть не может. Зубкова вместе с Ланге давно считают лучшими гонщиками планеты. Просто когда работают на пределе, помешать может любая мелочь. Технически мы были готовы на все сто: на предолимпийском сборе в Калгари обкатывали два запасных боба, когда основные уже были отправлены в Уистлер. Экипировка была отличная. Виталий Мутко сделал все, чтобы с этим не было проблем. Мы искали лучших производителей и остановились на австрийских бобах Йохана Вальнера. А в неудачном заезде четверок нельзя обвинять ни пилота, ни технику. Трасса в Канаде очень сложная. На скорости 150 км/ч у Зубкова выбило ручку управления из рук от удара о борт. Вот и все.

Журнал PROспорт

№4 (143) 8 – 21 марта 2010 года

Который возвращается

В новом сезоне «Формулы-1» все опять переворачивается с ног на голову. Шумахер возвращается – но не в «Феррари». «Макларен» претендует на высшие места – но без «Мерсе­деса». Команды национализируются. Автопроизводители уходят. Впервые в истории в пелотоне появляется наш человек – и впервые за последние 20 лет на старт выходят обладатели сразу 11 чемпионских титулов. PROcпорт предвкушает сезон новых «11 чемпионов» и раскручивает цепочку событий 

Дунайское волнение

Корреспондент «НТВ-Плюс» Артем Шмельков побывал на первом в году и последнем для Гуса Хиддинка матче сборной России в Венгрии, стал невольным свидетелем всех прощальных порывов и объятий и зафиксировал робкие ростки новой эпохи в национальной команде

Русский письменный

Кресло Гуса Хиддинка не то что еще не остыло – оно даже не успело освободиться, когда новый глава РФС заявил, что у него есть восемь кандидатов на пост тренера сборной и что эти кандидаты уже пишут для РФС бумажки со своей программой. PROспорт не берется точно угадать, кто именно эти невидимые миру преемники. Но мы составили свой список из восьми вероятных кандидатов и представили свои варианты их бумажек.

Прогноз по году

От Гондора до Терека – главные вопросы стартующего чемпионата России по футболу 

Сумма многоборья

Осенне-зимняя олимпиада Леонида Слуцкого: прыжок в ЦСКА с самарского трамплина, допинг, лихие 90-е минуты в Манчестере и решающий гол Гинера в «Покровские ворота»

Чертова дюжина

PROспорт собрал 13 популярных мифов о том, почему сборная России провалила Олимпиаду в Ванкувере, и попросил знающих людей объяснить, какие из них – правда Читать

Битый час

Тренер хоккейной сборной России Игорь Захаркин 60 минут объяснял PROспорт, в чем причины разгрома от канадцев

Электро-хаус

Заброшенная станция в Лондоне, секретная миссия на презентации бутс и два гола Павлюченко

Кирилл Кулемин: «Наша задача не проиграть с разницей в 100 очков»

Регбист сборной России и французского «Кастра» Кирилл Кулемин — о выходе сборной России на Кубок мира, о натурализации грузинских игроков и о том, почему регби лучше футбола

«Автору победного гола президент режет барана»

Мифы о кавказском футболе комментирует бывший главный тренер «Терека» Вячеслав Грозный

Где Терек играет в свирепом веселье

В футбольном чемпионате России еще никогда не участвовало четыре команды с Кавказа (колонка Василия Уткина)