15 мин.

Важность дизайна номеров

Почему это важно

Номера в командном спорте больше, чем просто номера. Это не просто числа. Они что второе имя как для спортсменов,

James Reimer

 

так и для зрителей, которые ассоциируют любимого игрока с его номером: Валеру Харламова с семнадцатью, Уэйна Гретцки с двумя девятками, Криштиану Роналду с семёркой:

Cristiano Ronaldo

 

Помимо символического значения номера важны также и в физическом смысле — на форме они по размерам значительно больше эмблемы, и дублируются несколько раз: кроме спины часто ещё на рукавах, шлемах, груди и шортах. Очевидная и важная вещь, которую редко понимают: в процентном соотношении на шрифтовую часть, включающую также и фамилию, приходится до половины всего полезного поля, а иногда даже больше!

И при всём этом занимающие львиную частью формы номера часто совершенно незаслуженно обделяются вниманием, и даже топ-команды позволяют себе использовать чужие комплекты цифр. Такого быть не должно. Я убежден, что номера являются важнейшей и неотъемлимой частью общего клубного стиля и айдентики, что просто обязаны обладать индивидуальностью. Быть особенными и узнаваемыми... Надеюсь, я не переборщил с пафосом :-)

 

Старые добрые колледжские шрифты

Вполне очевидно, что во время матча зрители по большей части идентифицируют игроков именно по номерам — спортсменов много и расстояния на стадионе большие. Важно, чтобы номера считывались издалека и мгновенно информировали, кто именно сейчас находится на поле. Отсюда чисто утилитарное и самое первое требование — читабельность. Её можно добиться высокой контрастностью и ясными продуманными формами.

Каждый шрифт и даже его тип проектируется для вполне определённых задач — к примеру, засечки в антикве нужны для того, чтобы в сплошном наборе взгляд скользил по строке как лыжи по лыжне, а чтение было простым и лёгким. В спорте свои задачи и условия: из соображений традиций и хорошей читабельности чаще всего выбирают жирный гротеск с характерными грубыми формами — так называемые „колледжские шрифты“ (college fonts):

College Fonts

 

Они формальные, прямолинейные, по-спортивному мужские. Простые как в рисовании, так в раскрое и шитье. Последнее было актуально в старые времена, ведь колледжским шрифтам больше ста лет:

Chicago Cubs 1913

 

Это, между прочим, 1913-й год. Я понятия не имею, как и откуда появились колледжские шрифты. Возможно, из армейского трафарета. Возможно, из неформальной среды студенческого кампуса, куда они, в свою очередь, пришли из культуры плаката. Грубые колледжские шрифты, часто являясь по своей сути упрощенными и модульными, идеальны для письма широким пером — я сам в классе восьмом, будучи редактором школьных стенгазет, выводил один за другим характерные рубленые заголовки, не подозревая, что они „мериканские“. Понятно, что нигде особо не подсматривал, просто само перо подсказывало и даже навязывало форму.

Есть и другая догадка, самая маловероятная: лет сто назад свитера были популярны в зимних видах спорта. А связать шрифт с плавными формами невозможно — плетение является чем-то вроде пиксельной графики, в которой есть ограничения по модулю, и в малом масштабе доступны углы только в 90, 60, 45 и 30 градусов. В таких жёстких рамках как раз и мог зародиться колледжский шрифт. Свитер на пятиглазом толстячке под левой рукой Салливана иллюстрирует эту мысль:

Pixar

 

Разумеется, колледжские шрифты подходят не каждой команде. Стиль номеров должен дружить с логотипом. У „Динамо“ цифры, литера Д, фамилия, и надпись „Москва“ сейчас стилистически никак не связаны:

Dinamo Moscow

 

Такой команде нужен совсем другой стиль и подход.

 

Очень скучная и наводящая тоску часть про контрасты и обводки

На читабельность сильное влияние оказывает контраст. Неумелая работа с ним может запросто испортить текст даже с самым чётким и ясным шрифтом. Команды в большинстве своём имеют цветовые противоположности, которые обеспечивают неплохой контраст: жёлто-синие, бело-чёрные, красно-белые, бело-синие... Вот таблица, показывающая степень по цвету — самую сильную наверху, и слабую внизу:

Color Contrasts

 

Не менее значимым, чем контраст по цвету, является контраст по тону. Посмотрите, насколько лучше смотрится Arsenal справа, хотя цвета одинаковые — жёлто-синие. Всё дело в как раз в тоне:

Arsenal

 

Казалось бы, что это очевидные и элементарные вещи, но промахи случаются. Несколько лет назад, в начале сезона 2010–2011 минское „Динамо“ на этом неплохо обожглось — тогда игровые свитера команды были с номерами серо-голубого цвета:

Dinamo Minsk

 

Красивый цвет, вот только на белом фоне номера совершенно не читались, что сразу же справедливо отметили зрители. Тогда клубу пришлось срочно устранять этот недочёт.

Справедливости ради надо сказать, что у минского „Динамо“ был применён контрприём — обводки. Они способны заметно улучшить читабельность. Их как раз используют тогда, когда контраст между двумя цветами или тонами недостаточный: 

Lazio

 

Обводки могут помочь даже в самых тяжёлых случаях. Посмотрите на форму LA Angels

LA Angels

 

красное на красном совершенно бы не читалось, потому что нет контраста ни по цвету, ни в нужной мере по тону. Поэтому применение обводок было разумным и действенным.

Понятно, что лучшим вариантом было бы использование контрастных букв и цифр — например, белых, — но, видимо, им было важно сохранить именно такое сочетание. „Ангелы“ также имеет и белую форму. Обратите внимание, что стилистически единые для команды обводки остались — тут они заметно усиливают и без того хороший контраст:

LA Angels

 

Иногда номера пишутся вообще только с использованием одной лишь обводки. Выглядит свежо, только читабельность получается не самая высокая:

Maryland

 

Но с обводками легко переборщить, и получить противоположный эффект — уменьшение читабельности и муар. Что это такое? Сравните номера на форме этих двух ребят:

Georges Laraque

 

Синий по отношению к белому даёт хороший контраст, белый к жёлтому — нет. Поэтому обводка у Monreal Canadiens усиливает контраст, в то время как у Buffalo Sabres, наоборот, размывает. Это и есть муар, причём не самый тяжёлый случай.

Вот глазоломные номера Napoli:

Napoli

 

Неразумное использование белого цвета дополнительно уменьшило читабельность — тут бы подошёл тёмно-синий цвет, было бы лучше.

Ещё более сильный и очевидный муар получается при нагромождении обводок. Яркий пример, который заслуживает того, чтобы о нём повторяли вновь и вновь — рижское „Динамо“ образца сезона 2010–2011:

Dinamo Riga

 

Обводки используются широко, но, к сожалению, чаще всего не по делу, а в декоративных целях, для красоты, чтобы было „богато“. Встречаются повсеместно, и уже успели стать традиционными. Ничем остальным не могу объяснить, кроме как боязнью выглядеть просто и стремлением к понту. Муарящие обводки есть даже на самых солидных командах:

Boston Bruins

 

Так, с базовыми нудными вещами закончили. Если вы дочитали до этого места, то вы очень усидчивые ребята. Теперь будет часть повеселее.

 

Фишки на номерах

Способов сделать особенный дизайн номеров миллион. Простейший — влепить на них эмблему команды:

Andrea Pirlo

 

Честно говоря, я вижу в этом творческую импотенцию, и не поддерживаю этот приём. Но он встречается очень часто, и даже успел перебраться из футбола в хоккей — СКА, „Сибирь“... К счастью, это происходит довольно редко.

Гораздо круче внедрять в стиль элемент, содержащий историю. Например, Нешвилл является родиной кантри — простое добавление гитарных струн на форму хищников не влияет на читабельность, а номера сразу превращаются из простых в уникальные:

Nashville Predators

 

Вставки могут и не иметь легенду, а просто поддерживать общий стиль — у Newcastle United они повторяют вертикальные чёрно-белые полоски (которые есть и в эмблеме), и при отдельном использовании в печати или вебе сразу напоминают читателю, о ком же идёт речь:

Newcastle United

 

Иметь такие элементы очень полезно для бренда, так как они способны встраиваться в самые разные формы и вызывать прочные ассоциации с клубом. В этом грамотность разработчиков — заботиться не только о том, как выглядят номера на форме, но и как они будут работать в одиночном полёте: на сайте, постерах, буклетах, билетах и так далее.

На третьих или специальных комплектах, которые обязаны выглядеть ярко, разумно применять особенные начертания. Специальная форма Detroit Red Wings с историческими шрифтами:

Detroit Red Wings

 

В противоположность тёплому ламповому ретро мне лично очень нравится чистый формализм. Как раз то, что нужно регби — жёсткому и максимально контактному виду спорта:

Rugby Georgia Belgia

 

К слову, в своё время известный шрифтовик Юрий Гордон оценил подобный подход сборной Нидерландов образца 2008 года — у них на форме были идентичные номера. В этом году голландцы также выделились и предложили вариант, который лично у меня вызывает все мурашки основы и даже запаса. Красота:

KNVB Home Kit

 

Тут как для номеров, так и фамилий использовали очень приятных пропорций колледжский шрифт собственной разработки. Результат вышел отличный. Это неудивительно, ведь автор шрифта легендарный голландский дизайнер Вим Кроувел. Тут всё решают детали — у „Терека“ на номерах похожий шрифт, но в деталях он намного, намного халтурнее и хуже. А у Нидерландов за версту отдаёт добротностью и клёвым налётом спортивной атмосферы 60—70-х годов. 

 

Ненависти часть

Тут я приведу мысли, которые точно будут спорными, потому что они очень субъективные и совсем не общепринятые. Так что читайте через эту призму.

С дизайном номеров и вообще спортивной айдентикой нужно быть осторожным. Если подходить к номерам в чисто декоративном и эпатажном ключе, то можно скатиться к заискивающему дизайну — тому, который настолько открыто и страстно стремится понравиться, что аж отталкивает. Уверен, вы понимаете о чём я. Например, замоднячить форму цифр, чтобы было „стильно, модно, молодёжно“, и получить чисто декоративный дизайн, лишённый всякого смысла и даже намёка на историю:

Halk

 

Кстати, на этой форме „Зенита“ есть смешной момент — поджаривающиеся над огоньком цифры. Уголок двойки так и просится обуглиться :-)

Но я отвлёкся. Почему у „Рубина“ такие цифры?

Rubin

 

А просто. Тренд, и всё. Красиво же. И я уверен, более чем уверен, что большинство не увидит здесь ничего такого — ведь не обязана же вещь иметь историю. Тем более видно, что дизайнеры заморочились, сделали нестандартные цифры. Тогда к чему такая критика? Но я же предупреждал, что часть субъективная :-) Ну и умолчал тот факт, что такие цифры у компании Puma являются стандартными, и точно такие же есть, например, у сборной Италии.

В погоне за украшательством можно пойти дальше и нарисовать не просто числа, а так, чтобы они казались объёмными. Это бессмысленный и отталкивающий декоративный подход:

Drogba

 

Если бы команда Chelsea спонсировала корпорацию по производству 3D принтеров, и это было бы известно всем, тогда — да, это было бы клёво. А так это простой пустой понт. Можно ли сделать хуже? Легко! Просто нужно ещё больше объёма:

Toronto

 

Прищурьте глаза, и вы сразу увидите, что в угоду сомнительному эффекту объёма тут пожертвовали самым главным свойством — читабельностью.

Вот ещё один способ сделать отвратительный дизайн — взять материал с небычным цветом или фактурой,

Michael Robinson

 

и получить форму, от которой отдаёт нарциссизмом. Это переухоженная форма, для меня она выглядит отвратительно, как накрашенный мужик.

 

Asterism

 

Ну вот и всё. С вами был я, ваш Андрей Горбунов, и на этом заканчиваю свою уже слишком длинную статью. Простите, что так долго ничего не выкладывал; что-то времени совсем нет — эту статью я писал по чуть-чуть целых полгода. Кстати, у меня для вас хорошая и плохая новости. Хорошая — следующая статья про спортивную типографику уже готова, и я её выложу в ближайшее время. А про плохую новость я напишу в этой самой статье. Не пропустите.

 

Вердикт

В своё время в КХЛ уникальные шрифты были не в почёте. Всех устраивал ужасный Mellnik, который на форме смотрелся так же нелепо, как, например, розовый бант на мужике. Он был из другого мира, и совсем не сочетался с жёстким хоккейным стилем. Мне стоило очень приличных усилий разработать и внедрить для „Атланта“ собственный комплект, который включал не просто цифры, но и все прописные буквы русского алфавита, латиницу и необходимые кернинговые пары. В итоге получился Atlas X-Sport, первый в КХЛ собственный фирменный шрифт:

Atlas X-Sport

 

Тогда, в 2009 году, это было в новинку. Шрифтами никто не заморачивался. Русскоязычных материалов было мало — ну как мало, их просто не было. Сейчас, спустя 5 лет, я набрался опыта, и с высоты новых знаний понимаю, что подход был бы другим. Часть этих соображений и привёл в статье. Мне бы очень хотелось, чтобы и в КХЛ, и в РФПЛ, да и вообще во всех видах спорта со вниманием относились к такой составляющей, как номера. Сейчас они как негранёные алмазы — незаметные и скромные, — но при верном подходе могут заблистать и даже стать стилеобразующим стержнем бренда. 

PS. Очень хороший сайт с архивом футбольных китов и номеров Switch Image Project.

 

 

Add SI

Мои твиттерфейсбук и инстаграм