Важность дизайна номеров
Почему это важно
Номера в командном спорте больше, чем просто номера. Это не просто числа. Они что второе имя как для спортсменов,
так и для зрителей, которые ассоциируют любимого игрока с его номером: Валеру Харламова с семнадцатью, Уэйна Гретцки с двумя девятками, Криштиану Роналду с семёркой:
Помимо символического значения номера важны также и в физическом смысле — на форме они по размерам значительно больше эмблемы, и дублируются несколько раз: кроме спины часто ещё на рукавах, шлемах, груди и шортах. Очевидная и важная вещь, которую редко понимают: в процентном соотношении на шрифтовую часть, включающую также и фамилию, приходится до половины всего полезного поля, а иногда даже больше!
И при всём этом занимающие львиную частью формы номера часто совершенно незаслуженно обделяются вниманием, и даже топ-команды позволяют себе использовать чужие комплекты цифр. Такого быть не должно. Я убежден, что номера являются важнейшей и неотъемлимой частью общего клубного стиля и айдентики, что просто обязаны обладать индивидуальностью. Быть особенными и узнаваемыми... Надеюсь, я не переборщил с пафосом :-)
Старые добрые колледжские шрифты
Вполне очевидно, что во время матча зрители по большей части идентифицируют игроков именно по номерам — спортсменов много и расстояния на стадионе большие. Важно, чтобы номера считывались издалека и мгновенно информировали, кто именно сейчас находится на поле. Отсюда чисто утилитарное и самое первое требование — читабельность. Её можно добиться высокой контрастностью и ясными продуманными формами.
Каждый шрифт и даже его тип проектируется для вполне определённых задач — к примеру, засечки в антикве нужны для того, чтобы в сплошном наборе взгляд скользил по строке как лыжи по лыжне, а чтение было простым и лёгким. В спорте свои задачи и условия: из соображений традиций и хорошей читабельности чаще всего выбирают жирный гротеск с характерными грубыми формами — так называемые „колледжские шрифты“ (college fonts):
Они формальные, прямолинейные, по-спортивному мужские. Простые как в рисовании, так в раскрое и шитье. Последнее было актуально в старые времена, ведь колледжским шрифтам больше ста лет:
Это, между прочим, 1913-й год. Я понятия не имею, как и откуда появились колледжские шрифты. Возможно, из армейского трафарета. Возможно, из неформальной среды студенческого кампуса, куда они, в свою очередь, пришли из культуры плаката. Грубые колледжские шрифты, часто являясь по своей сути упрощенными и модульными, идеальны для письма широким пером — я сам в классе восьмом, будучи редактором школьных стенгазет, выводил один за другим характерные рубленые заголовки, не подозревая, что они „мериканские“. Понятно, что нигде особо не подсматривал, просто само перо подсказывало и даже навязывало форму.
Есть и другая догадка, самая маловероятная: лет сто назад свитера были популярны в зимних видах спорта. А связать шрифт с плавными формами невозможно — плетение является чем-то вроде пиксельной графики, в которой есть ограничения по модулю, и в малом масштабе доступны углы только в 90, 60, 45 и 30 градусов. В таких жёстких рамках как раз и мог зародиться колледжский шрифт. Свитер на пятиглазом толстячке под левой рукой Салливана иллюстрирует эту мысль:
Разумеется, колледжские шрифты подходят не каждой команде. Стиль номеров должен дружить с логотипом. У „Динамо“ цифры, литера Д, фамилия, и надпись „Москва“ сейчас стилистически никак не связаны:
Такой команде нужен совсем другой стиль и подход.
Очень скучная и наводящая тоску часть про контрасты и обводки
На читабельность сильное влияние оказывает контраст. Неумелая работа с ним может запросто испортить текст даже с самым чётким и ясным шрифтом. Команды в большинстве своём имеют цветовые противоположности, которые обеспечивают неплохой контраст: жёлто-синие, бело-чёрные, красно-белые, бело-синие... Вот таблица, показывающая степень по цвету — самую сильную наверху, и слабую внизу:
Не менее значимым, чем контраст по цвету, является контраст по тону. Посмотрите, насколько лучше смотрится Arsenal справа, хотя цвета одинаковые — жёлто-синие. Всё дело в как раз в тоне:
Казалось бы, что это очевидные и элементарные вещи, но промахи случаются. Несколько лет назад, в начале сезона 2010–2011 минское „Динамо“ на этом неплохо обожглось — тогда игровые свитера команды были с номерами серо-голубого цвета:
Красивый цвет, вот только на белом фоне номера совершенно не читались, что сразу же справедливо отметили зрители. Тогда клубу пришлось срочно устранять этот недочёт.
Справедливости ради надо сказать, что у минского „Динамо“ был применён контрприём — обводки. Они способны заметно улучшить читабельность. Их как раз используют тогда, когда контраст между двумя цветами или тонами недостаточный:
Обводки могут помочь даже в самых тяжёлых случаях. Посмотрите на форму LA Angels —
красное на красном совершенно бы не читалось, потому что нет контраста ни по цвету, ни в нужной мере по тону. Поэтому применение обводок было разумным и действенным.
Понятно, что лучшим вариантом было бы использование контрастных букв и цифр — например, белых, — но, видимо, им было важно сохранить именно такое сочетание. „Ангелы“ также имеет и белую форму. Обратите внимание, что стилистически единые для команды обводки остались — тут они заметно усиливают и без того хороший контраст:
Иногда номера пишутся вообще только с использованием одной лишь обводки. Выглядит свежо, только читабельность получается не самая высокая:
Но с обводками легко переборщить, и получить противоположный эффект — уменьшение читабельности и муар. Что это такое? Сравните номера на форме этих двух ребят:
Синий по отношению к белому даёт хороший контраст, белый к жёлтому — нет. Поэтому обводка у Monreal Canadiens усиливает контраст, в то время как у Buffalo Sabres, наоборот, размывает. Это и есть муар, причём не самый тяжёлый случай.
Вот глазоломные номера Napoli:
Неразумное использование белого цвета дополнительно уменьшило читабельность — тут бы подошёл тёмно-синий цвет, было бы лучше.
Ещё более сильный и очевидный муар получается при нагромождении обводок. Яркий пример, который заслуживает того, чтобы о нём повторяли вновь и вновь — рижское „Динамо“ образца сезона 2010–2011:
Обводки используются широко, но, к сожалению, чаще всего не по делу, а в декоративных целях, для красоты, чтобы было „богато“. Встречаются повсеместно, и уже успели стать традиционными. Ничем остальным не могу объяснить, кроме как боязнью выглядеть просто и стремлением к понту. Муарящие обводки есть даже на самых солидных командах:
Так, с базовыми нудными вещами закончили. Если вы дочитали до этого места, то вы очень усидчивые ребята. Теперь будет часть повеселее.
Фишки на номерах
Способов сделать особенный дизайн номеров миллион. Простейший — влепить на них эмблему команды:
Честно говоря, я вижу в этом творческую импотенцию, и не поддерживаю этот приём. Но он встречается очень часто, и даже успел перебраться из футбола в хоккей — СКА, „Сибирь“... К счастью, это происходит довольно редко.
Гораздо круче внедрять в стиль элемент, содержащий историю. Например, Нешвилл является родиной кантри — простое добавление гитарных струн на форму хищников не влияет на читабельность, а номера сразу превращаются из простых в уникальные:
Вставки могут и не иметь легенду, а просто поддерживать общий стиль — у Newcastle United они повторяют вертикальные чёрно-белые полоски (которые есть и в эмблеме), и при отдельном использовании в печати или вебе сразу напоминают читателю, о ком же идёт речь:
Иметь такие элементы очень полезно для бренда, так как они способны встраиваться в самые разные формы и вызывать прочные ассоциации с клубом. В этом грамотность разработчиков — заботиться не только о том, как выглядят номера на форме, но и как они будут работать в одиночном полёте: на сайте, постерах, буклетах, билетах и так далее.
На третьих или специальных комплектах, которые обязаны выглядеть ярко, разумно применять особенные начертания. Специальная форма Detroit Red Wings с историческими шрифтами:
В противоположность тёплому ламповому ретро мне лично очень нравится чистый формализм. Как раз то, что нужно регби — жёсткому и максимально контактному виду спорта:
К слову, в своё время известный шрифтовик Юрий Гордон оценил подобный подход сборной Нидерландов образца 2008 года — у них на форме были идентичные номера. В этом году голландцы также выделились и предложили вариант, который лично у меня вызывает все мурашки основы и даже запаса. Красота:
Тут как для номеров, так и фамилий использовали очень приятных пропорций колледжский шрифт собственной разработки. Результат вышел отличный. Это неудивительно, ведь автор шрифта легендарный голландский дизайнер Вим Кроувел. Тут всё решают детали — у „Терека“ на номерах похожий шрифт, но в деталях он намного, намного халтурнее и хуже. А у Нидерландов за версту отдаёт добротностью и клёвым налётом спортивной атмосферы 60—70-х годов.
Ненависти часть
Тут я приведу мысли, которые точно будут спорными, потому что они очень субъективные и совсем не общепринятые. Так что читайте через эту призму.
С дизайном номеров и вообще спортивной айдентикой нужно быть осторожным. Если подходить к номерам в чисто декоративном и эпатажном ключе, то можно скатиться к заискивающему дизайну — тому, который настолько открыто и страстно стремится понравиться, что аж отталкивает. Уверен, вы понимаете о чём я. Например, замоднячить форму цифр, чтобы было „стильно, модно, молодёжно“, и получить чисто декоративный дизайн, лишённый всякого смысла и даже намёка на историю:
Кстати, на этой форме „Зенита“ есть смешной момент — поджаривающиеся над огоньком цифры. Уголок двойки так и просится обуглиться :-)
Но я отвлёкся. Почему у „Рубина“ такие цифры?
А просто. Тренд, и всё. Красиво же. И я уверен, более чем уверен, что большинство не увидит здесь ничего такого — ведь не обязана же вещь иметь историю. Тем более видно, что дизайнеры заморочились, сделали нестандартные цифры. Тогда к чему такая критика? Но я же предупреждал, что часть субъективная :-) Ну и умолчал тот факт, что такие цифры у компании Puma являются стандартными, и точно такие же есть, например, у сборной Италии.
В погоне за украшательством можно пойти дальше и нарисовать не просто числа, а так, чтобы они казались объёмными. Это бессмысленный и отталкивающий декоративный подход:
Если бы команда Chelsea спонсировала корпорацию по производству 3D принтеров, и это было бы известно всем, тогда — да, это было бы клёво. А так это простой пустой понт. Можно ли сделать хуже? Легко! Просто нужно ещё больше объёма:
Прищурьте глаза, и вы сразу увидите, что в угоду сомнительному эффекту объёма тут пожертвовали самым главным свойством — читабельностью.
Вот ещё один способ сделать отвратительный дизайн — взять материал с небычным цветом или фактурой,
и получить форму, от которой отдаёт нарциссизмом. Это переухоженная форма, для меня она выглядит отвратительно, как накрашенный мужик.
Ну вот и всё. С вами был я, ваш Андрей Горбунов, и на этом заканчиваю свою уже слишком длинную статью. Простите, что так долго ничего не выкладывал; что-то времени совсем нет — эту статью я писал по чуть-чуть целых полгода. Кстати, у меня для вас хорошая и плохая новости. Хорошая — следующая статья про спортивную типографику уже готова, и я её выложу в ближайшее время. А про плохую новость я напишу в этой самой статье. Не пропустите.
Вердикт
В своё время в КХЛ уникальные шрифты были не в почёте. Всех устраивал ужасный Mellnik, который на форме смотрелся так же нелепо, как, например, розовый бант на мужике. Он был из другого мира, и совсем не сочетался с жёстким хоккейным стилем. Мне стоило очень приличных усилий разработать и внедрить для „Атланта“ собственный комплект, который включал не просто цифры, но и все прописные буквы русского алфавита, латиницу и необходимые кернинговые пары. В итоге получился Atlas X-Sport, первый в КХЛ собственный фирменный шрифт:
Тогда, в 2009 году, это было в новинку. Шрифтами никто не заморачивался. Русскоязычных материалов было мало — ну как мало, их просто не было. Сейчас, спустя 5 лет, я набрался опыта, и с высоты новых знаний понимаю, что подход был бы другим. Часть этих соображений и привёл в статье. Мне бы очень хотелось, чтобы и в КХЛ, и в РФПЛ, да и вообще во всех видах спорта со вниманием относились к такой составляющей, как номера. Сейчас они как негранёные алмазы — незаметные и скромные, — но при верном подходе могут заблистать и даже стать стилеобразующим стержнем бренда.
PS. Очень хороший сайт с архивом футбольных китов и номеров Switch Image Project.