Мужское в спортивном дизайне
На мой взгляд, спортивный дизайн сейчас часто отличается отсутствием подхода, и поэтому нередко результат получается безвкусным — до отвращения переухоженным, либо, наоборот, топорным и железобетонным. Последнее во многом относится к России: руководители отечественных клубов абсолютно не догадываются о формирующих имидж факторах и, что совсем печально, совсем не пытаются нащупать базовые основы. Поэтому такие важнейшие вещи, как природа вида спорта и её эмоционально-логическая составляющая часто остаются неучтёнными. Остаются в тени.
Поэтому сегодня предлагаю вам свои размышления на эту тему. Сразу хочу предупредить, что я не претендую на абсолютную истину или свежесть мысли, и не обещаю ошеломительные факты или выводы. Тут вы найдёте только размышления вслух, и буду очень признателен, если будете мой текст воспринимать сквозь эту призму.
Итак, приступим.
Мужской контактный командный спорт — это аллегория войны, её модель, как гладиаторские бои или рыцарские турниры в бородатые времена. „Со щитом или на щите“, и никак иначе. Враг должен быть уничтожен, иначе уничтожат тебя. Таковы правила.
Спортсмены часто даже ведут себя как на войне. У них множество схожих по своей природе ритуалов, суеверий и систем запретов. Например, перед боем* не принято мыться или стирать форму, а также бриться или стричься; хоккеисты коллективно отращивают бороды в плей-офф — что в самом деле неплохо объединяет и концентрирует. Регбисты, как иногда хоккеисты с футболистами, наносят на лица боевые рисунки. В раздевалках многих команд висят всевозможные талисманы или „заячьи лапки“:
Наверняка вы замечали неуловимо общее, связывающее все армии мира во все времена. На войне нет места вычурному, излишнему, значение имеет только рациональность и эффективность, поэтому это „неуловимое общее“ — отсутствие бессмысленных вещей. Каждая деталь, как бы она нелепо не выглядела, имеет своё назначение. На современной войне униформа такая, чтобы максимально защищать и при этом маскировать (иногда наоборот, зависит от задачи). Опознавательные знаки такие, чтобы во время боя чётко знать, где союзник, а где враг. Они должны быть крайне прямолинейными и чрезвычайно чёткими. Именно поэтому в современной военной символике преобладают рубленый шрифт и жёсткие прямые линии:
В то же время сентиментальные и романтические детали в контрасте с аскетичным и суровым оформлением смотрятся очень гармонично — на боевом самолете, например:
Это своеобразный язык. Красные звёзды говорят, что ЛаГГ принадлежит СССР, а лев — что им управляет ас Юрий Шипов. Это не просто украшение, у таких знаков есть чёткая функция. Они запоминаются и отличают. Они бросают вызов, выражают презрение к врагу и устрашают: „Смотрите! Я сбил 8 самолётов, и без малейшего колебания уничтожу всех, кто посягнёт на мой народ, страну. Запомните моего червового льва, и бойтесь!“
Наверняка всё это кажется понятным и не требующим разъяснений. Но скажите, откуда тогда берётся такое вот?
В развитом мире прекрасно знают, что внешний вид отражает внутренний мир и устройство чего бы то ни было. В том числе и сакральную философию компании. Имидж — то, как компания выглядит извне. Создать успешный имидж стоит больших усилий, денег. И это очень, очень серьёзно:
Спорт всегда был уделом целеустремленных и сильных духом людей. Сама его суть является сплавом труда, терпения, выдержки, концентрации и мужества. Спортсмены контактно-командных видов спорта — это боевые машины, и должны выглядеть соответствующе. И когда джерси спроектировано не утилитарно, то подсознательно воспринимается чем-то неправильным.
Самые эмоциональные и важные составляющие внешнего вида — это цвета. Из всего многообразия мужики предпочитают серьёзные. Согласно данным многочисленных экспериментов (не британских учёных, нет) монохромные, а также чистые, сочные и глубокие цвета нравятся мужчинам, в то время как женщины больше выбирают сложные и мягкие оттенки. В этом легко убедиться самостоятельно, просто понаблюдав, кто во что одет на улице:
На форме и макетах присутствуют элементы, которые неизбежно состоят из линий. В любой художественной школе учат, что каждая линия эмоционально воздействует на зрителя и имеет свой характер. Прямые и размашистые линии — стремительные и целеустремлённые, плавные — витиеватые и декоративные. Вообще мягкие, округлые линии в символике предполагают мягкость и округлость в поведении, стремление сглаживать конфликты. Для войны это совсем не годится. Я не говорю, что округлых линий в макетах не должно быть вовсе — наоборот, в контрасте они могут подчеркивать остроту и оттенять грубый, жёсткий характер. Но в основе, с точки зрения милитаристской теории, должны быть уверенные и чёткие линии. Эмблема должна быть чёткой. И запоминающейся, как рисунки на самолётах асов.
Другой немаловажный элемент — это номера. Они на свитерах огромного размера как раз для того, чтобы быть заметными. Их функция — читаться издалека, поэтому важна чистота контура и контрастность. Номера крупнее эмблемы, во время игры на них постоянное внимание, поэтому вдвойне непонятно, почему они так часто разрабатываются столь бессистемно? Например, на джерси рижского „Динамо“ 2010–2011 года засечки и шумящий контур смотрятся совсем неважно:
Впрочем, эта тема заслуживает отдельного поста, и разбор спортивных номеров будет в следующей моей статье. Там обо всём расскажу подробнее.
Мой текст был бы бесполезным и неполным без примеров. Вот мои фавориты на все времена.
Форма сборной Англии. Она выглядит так, как и подобает родоначальнице футбола — идеально. Ничего лишнего. Номера очень аккуратные и чёткие:
Лаконичная и прекрасная форма „All Blacks“. Кстати, перед матчем они танцуют знаменитый военный танец ка-матэ (обязательно посмотрите видео) — это устрашает соперника и взвинчивает эмоциональный накал:
Чтобы не быть однобоким и не кормить вас одними только моноцветными формами, вот чуть более сложный пример — „Inter“. Образец деликатного подхода и переосмысления классики. Чередующиеся чёрные и глубокие тёмно-синие полосы смотрятся солидно и спокойно, в соответствии со статусом одного из самых дорогих футбольных клубов мира:
Великолепные „Tre kronor“. Форма чиста от суетливых элементов, вместо эмблемы — три стилизованные короны из национального герба. Просто гениально:
Ну и, конечно, сборная СССР по хоккею. Ребята выглядят очень уверенно, даже безапелляционно. Сдержанная и нарочито простая форма, ставшая классической и вошедшая в образцы лучших хоккейных джерси. Ничего лишнего, только суть — вероятно раньше знали, что дизайнерские надумки и неуёмный декор являются признаками самолюбования, неуверенности и, в конечном итоге, слабости. Если кому интересно, коротко о любви к „Красной машине“ я уже как-то писал.
С вами был я, Андрей Горбунов. Надеюсь, вам понравилось. Наверняка в этой маленькой статье многое осталось упущенным, так что комментируйте — буду рад выслушать и подискутировать. Если вы хотите развития этой обширной темы и больше конкретных примеров с детальными разборами, то в будущем вполне могу заняться этим и засесть за ещё один пост. Также совсем скоро ждите новую статью „Номера как фетиш“ и подпишитесь на мой блог, чтобы ничего не пропустить. Будет интересно!
Вердикт
Мужской дизайн должен быть мужским, волевым. Мужским, но не мужицким. Не неграмотным. Он должен быть рациональным, выверенным, сдержанным. Безапелляционным, ультимативным. От мужского дизайна должно веять спокойствием, прямолинейностью. Ничего вычурного и витиеватого. Никаких полутонов. Никаких случайных деталей. Ничего лишнего.
* На каждой войне ритуалы и табу были различные. Не мыться, не стричься, не надевать чистое было принято в Афганистане, в то время как в ВОВ, напротив, перед боем бельё меняли на свежее
Еще более непонятным мне видится решение сделать первое кольцо обводки вовнутрь. Из-за этого некоторые символы вообще пропадают, обратите внимание на литеры «M» и «R». Другие страдают меньше, но все равно становятся уже.
Да и вообще раньше было понятие "боевая раскраска", на войну ходили красиво :)
Отголоски этого - аглицкие "омары", французы в красных штанах и герцог в исполнении Броневого в "Мюнхгаузене" :)
PS пост +)