Северная звезда
Для начала хочу сказать, что начал писать статью ещё осенью прошлого года. Никак руки не доходили опубликовать, немного припозднился, сорри :-)
Итак, поехали. Наверное, вы удивитесь, но я никакой не болельщик. Слежу и интересуюсь парой-тройкой команд, но абсолютно не болею ни за одну, даже за (казалось бы) «Спартак» или «Атлант». Мне это не интересно — гораздо увлекательнее наблюдать за внеигровым пространством: кто что, а самое главное, как сделал. И в последнее время я просто не могу отвести взгляд от питерского СКА. Почему? Потому что они трудяги и молодцы. Правда.
И правда, что на данный момент в плане имиджа СКА выглядит на голову выше любого русского клуба КХЛ. И тут, конечно, дело не только в деньгах — например, у «Ак Барса» их клондайк, а выглядит он так же безлико и невзрачно, как небогатый «Автомобилист». А в чём же дело, что нужно, чтобы стать лучшим? Проще некуда: быть лучшим, иметь хороший вкус, эволюционировать.
Лет пять назад хоккеисты играли в форме от русского производителя и эмблемой на груди, метко прозванной в народе «золотым унитазом». Сейчас форму шьёт Reebok, а свитер украшает минималистичная историческая эмблема; форма стала строгой и цельной (хотя мне больше по душе прошлогодняя форма):
Появился ретро-комплект. Да, он «заимствованный» у NYR, и вообще, к нему много вопросов, но всё равно это — эволюция, и тут прослеживается хороший вкус и правильный вектор. Надеюсь, в следующем сезоне все ошибки учтутся, а форма станет ещё лучше:
CКА активно сотрудничает с агентствами и специалистами узкого профиля. Это очень правильно, я об этом уже как-то писал. Во-первых, работы получаются разнообразнее и качественнее, чем у штатных сотрудников. Во-вторых, они привлекаются только тогда, когда их труд действительно необходим. В-третьих, это могут быть иностранные агентства или фрилансеры. Единственное, что нужно клубу — завести толкового арт-директора, который бы всеми этими подрядами занимался. Например, СКА работает со SpecialOne, и получает яркие промо-материалы:
Ну а о неплохом сайте (имя которого, кстати, в 2011 году сменилось с hc-ska.ru на просто ska.ru, что очень правильно), сносном мобильном приложении, нескучном и весёлом твиттере, прекрасных Soul Sisters (у которых всё хорошо, начиная от костюмов и заканчивая сайтом) и говорить нечего:
Хотя не без странностей. Есть вещи, которые мне категорически не нравятся в СКА. Например, имперский марш и вообще тема «Звёздных войн». Или синий человек в фойе — дело вкуса, конечно, но брррр… А ещё совершенно адовые ролики, например «Правила боления» или «Банданы: инструкция по применению»; это провинциальщина. Искренне надеюсь, что от всего этого когда-нибудь без сожаления избавятся:
Теперь об оформлении матчей. Каждый год я традиционно посещаю какую-нибудь игру в Санкт-Петербурге. И нельзя не заметить, как у них по восходящей всё улучшается, как зрители становятся настоящими болельщиками:
На этот раз я встретился с пресс-атташе клуба Артуром Ковтуненко. Несмотря на острую нехватку времени, он устроил что-то вроде короткой экскурсии, и ответил на мои вопросы. Они касались структуры творческой части клуба: интересно было убедиться, что в штате СКА работает совсем немного людей, большинство вещей делаются на подрядах.
В конце приведу несколько снимков, которые расскажут куда лучше слов:
С вами был я, ваш Андрей Горбунов. Скоро ещё напишу, ждите!
Вердикт
Равнение на СКА, ребята. Дело вовсе не в деньгах (хотя и в них тоже), а прежде всего в организации дела, подходе и вкусе. Питер пока на корпус впереди Москвы.
Иллюстрации, фото: Владимир Андреев и Николай Разуев (титул), студия SpecialOne (4, 5), «Спорт Экспресс» (1), Егор Филиппов (2, 3), Андрей Горбунов
Дело не в том, чтобы обязательно сделать третий комплект. Разница измеряется в подходе и в результате.
Насчёт адовых роликов и Звёздных войн тоже (при всём моем к последним когда-то большом интересе ) - плюсану, пожалуй. Но в этом ПО вроде роликов не было, ну а после троллинга с динамовской стороны Рома Ротенберг понял, что надо что-то менять: "Думаю, мы уйдем от идеи со «Звездными войнами» и углубимся в историю России и Санкт-Петербурга: на льду появятся русские витязи, Александр Невский…" (c)
Как уже писал, ретро-комплект к ретро отношения не имеет - вариация на тему, а из старых форм поинтереснее было. И да, форма середины 80-х, в которой раньше играл СКА, мне чуть больше нравится.
СКАмэн - да как-то уже привык, в общем, когда-то мне и Конь-Огонь был не очень, щас уже нормально воспринимается :)
спасиб за статью, приятно читать, а уж про любимый клуб - приятно вдвойне:)
Если составлять свой личный рейтинг впечатлений, то на второе-третье место поставил бы Братиславу и Ригу - у них, в целом, тоже всё близко к НХЛ настолько, насколько это может быть в небольших прижимистых городах Европы. Потом идут Минск и Ярик (постарался как можно объективнее оценить его, хотя это тяжело ввиду наибольшего знакомства с материалом и, чего уж там, ангажированности), может сюда же и Омск (но о нём как-то маловато информации в центре России, и мне кажется что в какой-то степени это недоработка клуба) - здесь тоже много всего интересного, многое сделано классно, но чувствуется что это ещё всё-таки не до конца запад, а вымытый и приведённый в порядок совок. "Уши" совка иногда вылезают. После них Мытищи (они, на мой взгляд, вообще перестали развиваться, а потом уже все остальные. Прагу сложно оценить из-за старого дворца и общей консервативности, свойственной чехам.
Вообще, если упрощённо, то можно вывести такое правило: классный маркетинг определяется совсем не простым перечислением ништяков, ради их наличия (когда это сделано просто для того, чтобы оно было и всё) - это как раз выглядит очень провинциально. Классный маркетинг определяется качеством ништяков, пусть даже их всех ещё нет.
Клубы с провинциальным мышлением постараются быстро наделать побольше роликов и ретро-форм, чтобы для галочки, что всё как у взрослых. А клуб с правильным мышлением не будет делать ролики или ретро-формы до тех пор, пока не убедится что может делать их качественно. Есть пословица такая: уважающий себя человек лучше останется голодным, чем будет есть некачественную пищу. Хотя её может быть очень много и разнообразно.