Легенда №17
![](http://i46.fastpic.ru/big/2013/0501/52/2d7caa2fa1305d98897c6aba8cda3852.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Роль личности Валерия Борисовича Харламова в истории нашего спорта, да и страны в целом трудно переоценить. В самом деле, не так уж и много в нашей стране спортсменов, заслуживших полновесное признание по всему миру, а уж факт его неожиданной и трагической гибели только способствовал его своеобразной канонизации. Стоит ли говорить о том, что его судьба так и просилась на экраны, учитывая, что с каждым новым поколением все сильнее уходила в глубь истории наша «Великая Красная Машина», наводившая ужас как и на канадцев, так и на прочие хоккейные державы?
![](http://i46.fastpic.ru/big/2013/0501/11/b0c82cd1280f1e8c353980ac0b25d011.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Справедливости ради, одна попытка снять байопик о Валерии Харламове уже была. Картину «Валерий Харламов. Дополнительное время» посмотрело не так много людей, да и вышла она лишь прямиком на ТВ и видеоносители. Честно говоря, абсолютно по делу. Однако после недавнего ажиотажа, вызванного биографической драмой о Высоцком, снять потенциальный кассовый хит с приличным бюджетом о нашем выдающемся хоккеисте было вполне уместно. Что и сделал режиссер Николай Лебедев при активной поддержке Никиты Михалкова, его студии «Тритэ» и лучших отечественных кинематографистов.
![](http://i48.fastpic.ru/big/2013/0501/fe/a77ce4f3031278edf7d084486f4e3ffe.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Скептицизма, не скрою, было немало, ведь большая часть наших так называемых блокбастеров на деле представали перед нами мыльными пузырями. Лебедев сотоварищи здорово рисковали своей репутацией, работая над картиной о такой личности, как Харламов, но, к моей большой радости, все опасения оказались напрасными. Вместо фильма-объекта насмешек мы получили в лице «Легенды №17» предмет гордости за наше кино, и окончательно убедились в том, что за копейки по голливудским меркам можем снять классную мэйнстримную картину.
![](http://i46.fastpic.ru/big/2013/0501/ec/94eaaf90afed4ed123fd7c8869dfddec.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Николай Лебедев снял не байопик в том виде, каком мы привыкли видеть фильмы подобного рода. Это скорее сборник реальных фактов о Валерии Харламове, многие из которых в угоду драматизации передвинули во временном пространстве – будь то знакомство хоккеиста с его будущей женой, его первая автомобильная авария, предложение миллионного контракта из НХЛ и даже знаменитая травма за авторством от Бобби Кларка – однако оспаривать их правдивость бессмысленно, и лента от этого не пострадала, став тем самым похожей не на сухое жизнеописание, а на настоящую легенду.
![](http://i46.fastpic.ru/big/2013/0501/03/5c5d6bd491a4046b2803a1ecc826e803.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
В то же время «Легенду №17» нельзя назвать и чистой спортивной драмой, чего тоже можно было ожидать. Превращение Харламова в настоящую звезду, становление легендарной тройки Михайлов-Петров-Харламов и изнуряющие тренировки у Анатолия Тарасова показаны достаточно штрихпунктирно, но при этом создатели сделали акцент на первом матче Суперсерии 1972 года и одновременно – главной игре в жизни 17 номера ЦСКА и сборной СССР, попав, что называется, в яблочко. Потому что так хоккей в нашем кино еще не показывали. Пусть камера иногда не к месту дрожит, пусть канадцы показаны несколько карикатурно – критиковать создателей за такие мелкие огрехи не очень-то и хочется, поскольку невооруженным глазом заметно количество нервов и сил, затраченных при съемках.
![](http://i46.fastpic.ru/big/2013/0501/51/a83eb5f8b32d3098a5b87f37d4e83151.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Главное отличие фильма Лебедева от приснопамятного «Высоцкого» - это центральный персонаж. Грим на Сергее Безрукове был сложный и качественный, но вся искусственность такого подхода все равно лезла наружу. Здесь же главную роль исполнил Данила Козловский, который помимо того, что является одним из перспективнейших наших актеров, еще и прилично на своего героя похож внешне. Вот поэтому и выглядит сын русского и басконки на экране таким живым и страстным, как оно и было в реальности. Однако самый яркий персонаж ленты даже при таком впечатляющем главном герое – это Анатолий Владимирович Тарасов в потрясающем исполнении Олега Меньшикова. Будучи совсем не похожим на великого тренера, хоть на него и надели знаменитую тарасовскую шапочку и куртку, он продемонстрировал такую мощь и харизму, что при каждом его появлении с экрана чуть ли не сыплются искры. Меньшиков в своей, на мой взгляд, лучшей роли за последние лет 10 затмил всех и вся, и не дать ему за эту прекрасную работу все наши кинонаграды было бы большим преступлением. Нисколько не подкачали и другие актеры, особенно Владимир Меньшов, Роман Мадянов и Нина Усатова, просто по сравнению с таким Анатолием Тарасовым все они меркнут. А что касается прочих игроков сборной СССР, то создатели постарались сделать так, чтобы исполнители были более-менее схожими со своими персонажами, ведь их знает в лицо вся страна! Вот и получилось, что тех же Третьяка, Михайлова и Рагулина, которого вообще сыграл его собственный сын, можно узнать практически сразу.
![](http://i48.fastpic.ru/big/2013/0501/d4/e7f96d0ccf322cf32ecaccb287b472d4.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Я не знаю, как сложится в итоге кассовая судьба этой картины, но смело предположу, что мы получили не просто успешный хит (в конце концов «Что творят мужчины» тоже окупились в прокате), а настоящую дань памяти и уважения Харламову, Тарасову, Боброву - всем тем, кто громил канадцев, ковал славу отечественного хоккея, кто оставлял ради этого свое здоровье и тем, кого уже с нами нет. Хочется сказать создателям и актерам большое спасибо, ведь они этого сполна заслужили.