Легенда №17
Роль личности Валерия Борисовича Харламова в истории нашего спорта, да и страны в целом трудно переоценить. В самом деле, не так уж и много в нашей стране спортсменов, заслуживших полновесное признание по всему миру, а уж факт его неожиданной и трагической гибели только способствовал его своеобразной канонизации. Стоит ли говорить о том, что его судьба так и просилась на экраны, учитывая, что с каждым новым поколением все сильнее уходила в глубь истории наша «Великая Красная Машина», наводившая ужас как и на канадцев, так и на прочие хоккейные державы?
Справедливости ради, одна попытка снять байопик о Валерии Харламове уже была. Картину «Валерий Харламов. Дополнительное время» посмотрело не так много людей, да и вышла она лишь прямиком на ТВ и видеоносители. Честно говоря, абсолютно по делу. Однако после недавнего ажиотажа, вызванного биографической драмой о Высоцком, снять потенциальный кассовый хит с приличным бюджетом о нашем выдающемся хоккеисте было вполне уместно. Что и сделал режиссер Николай Лебедев при активной поддержке Никиты Михалкова, его студии «Тритэ» и лучших отечественных кинематографистов.
Скептицизма, не скрою, было немало, ведь большая часть наших так называемых блокбастеров на деле представали перед нами мыльными пузырями. Лебедев сотоварищи здорово рисковали своей репутацией, работая над картиной о такой личности, как Харламов, но, к моей большой радости, все опасения оказались напрасными. Вместо фильма-объекта насмешек мы получили в лице «Легенды №17» предмет гордости за наше кино, и окончательно убедились в том, что за копейки по голливудским меркам можем снять классную мэйнстримную картину.
Николай Лебедев снял не байопик в том виде, каком мы привыкли видеть фильмы подобного рода. Это скорее сборник реальных фактов о Валерии Харламове, многие из которых в угоду драматизации передвинули во временном пространстве – будь то знакомство хоккеиста с его будущей женой, его первая автомобильная авария, предложение миллионного контракта из НХЛ и даже знаменитая травма за авторством от Бобби Кларка – однако оспаривать их правдивость бессмысленно, и лента от этого не пострадала, став тем самым похожей не на сухое жизнеописание, а на настоящую легенду.
В то же время «Легенду №17» нельзя назвать и чистой спортивной драмой, чего тоже можно было ожидать. Превращение Харламова в настоящую звезду, становление легендарной тройки Михайлов-Петров-Харламов и изнуряющие тренировки у Анатолия Тарасова показаны достаточно штрихпунктирно, но при этом создатели сделали акцент на первом матче Суперсерии 1972 года и одновременно – главной игре в жизни 17 номера ЦСКА и сборной СССР, попав, что называется, в яблочко. Потому что так хоккей в нашем кино еще не показывали. Пусть камера иногда не к месту дрожит, пусть канадцы показаны несколько карикатурно – критиковать создателей за такие мелкие огрехи не очень-то и хочется, поскольку невооруженным глазом заметно количество нервов и сил, затраченных при съемках.
Главное отличие фильма Лебедева от приснопамятного «Высоцкого» - это центральный персонаж. Грим на Сергее Безрукове был сложный и качественный, но вся искусственность такого подхода все равно лезла наружу. Здесь же главную роль исполнил Данила Козловский, который помимо того, что является одним из перспективнейших наших актеров, еще и прилично на своего героя похож внешне. Вот поэтому и выглядит сын русского и басконки на экране таким живым и страстным, как оно и было в реальности. Однако самый яркий персонаж ленты даже при таком впечатляющем главном герое – это Анатолий Владимирович Тарасов в потрясающем исполнении Олега Меньшикова. Будучи совсем не похожим на великого тренера, хоть на него и надели знаменитую тарасовскую шапочку и куртку, он продемонстрировал такую мощь и харизму, что при каждом его появлении с экрана чуть ли не сыплются искры. Меньшиков в своей, на мой взгляд, лучшей роли за последние лет 10 затмил всех и вся, и не дать ему за эту прекрасную работу все наши кинонаграды было бы большим преступлением. Нисколько не подкачали и другие актеры, особенно Владимир Меньшов, Роман Мадянов и Нина Усатова, просто по сравнению с таким Анатолием Тарасовым все они меркнут. А что касается прочих игроков сборной СССР, то создатели постарались сделать так, чтобы исполнители были более-менее схожими со своими персонажами, ведь их знает в лицо вся страна! Вот и получилось, что тех же Третьяка, Михайлова и Рагулина, которого вообще сыграл его собственный сын, можно узнать практически сразу.
Я не знаю, как сложится в итоге кассовая судьба этой картины, но смело предположу, что мы получили не просто успешный хит (в конце концов «Что творят мужчины» тоже окупились в прокате), а настоящую дань памяти и уважения Харламову, Тарасову, Боброву - всем тем, кто громил канадцев, ковал славу отечественного хоккея, кто оставлял ради этого свое здоровье и тем, кого уже с нами нет. Хочется сказать создателям и актерам большое спасибо, ведь они этого сполна заслужили.