3 мин.

Всадник без головы

Для тех поклонников хоккея, которые в силу возраста или иных причин смотрят российский хоккей лишь последние лет пять, ситуация с «Салаватом» выглядит немного странной: клуб, дважды становившийся чемпионом страны и имевший в своем составе лучших хоккеистов, перед этим сезоном лишается не только своей главной звезды, но и всех тех, кто олицетворял уфимский хоккей в его лучшее время, продолжает доверять тренерский мостик человеку, для которого это первое место работы в качестве главного тренера, говорит о каких-то проблемах  в финансировании и, как результат, по прошествии половины чемпионата борется за место в плэй-офф с «Нефтехимиком» и «Барысом». О том, почему я назвал эту ситуацию странной только для тех, кто недавно смотрит хоккей, чуть ниже. А пока – о реальных причинах падения «Салавата», и в плане игры, и в плане результата.

 

Впрочем, здесь все кажется ясным как день. Уфимский клуб вынужден был поменять спонсора, ввиду потери интереса к хоккею прежнего. Новый спонсор дал понять, что денег в клубе будет крутиться меньше. Владельцы клуба не смогли удовлетворить денежному аппетиту тренерского тандема Быков-Захаркин и потеряли ряд ведущих игроков. При этом на прошлый сезон в Уфе еще остался их лидер, Александр Радулов, что и позволило уфимцам не потерять лицо еще в минувшем сезоне. На сегодня же, уфимский клуб, как это ни прискорбно осознавать уфимским болельщикам, просто крепкий гордый середняк, которому не нужны не только звезды, как сказал Олег Гросс, но и нормальный главный тренер. При всем уважении к Венеру Сафину, этот человек с добрым и милым лицом не тянет на роль главного тренера топ-команды. Но теперь переходим к более важному, как мне кажется, вопросу: а вправе ли мы называть «Салават Юлаев» флагманом российского хоккея?

 

До 2007 года уфимский коллектив был крепким середняком, который был счастлив попасть в плэй-офф и пройти там подальше, иногда прилично портил нервы лидерам и никогда не претендовал на почетное звание топ-клуба. В общем, типичный «Нефтехимик». Но в 2007 в клуб пришли деньги. С деньгами в Уфу пришел сначала ряд больших мастеров, затем последний кубок Суперлиги, затем «золотой» для России тренерский тандем, а потом и еще один кубок, но уже Гагарина. Выше я уже написал, что с уходом денег из клуба постепенно ушло все это, за исключением, конечно, кубков – их у Уфы никто и ничто не отнимет. Получается, топ-клуб становится таковым только благодаря деньгам. Но это же абсурдно. Клуб получает такую приставку благодаря своим, подчеркиваю, многолетним достижениям, своей истории. Приобретение такого статуса с помощью денежных вливаний – это фальшивка, обман. Про такие клубы в народе говорят грубовато, но весьма точно – «политпроект». Уфимцам, конечно, не повезло – в современном мире спорта стать топ-клубом без денег практически не возможно. Писать чемпионскую историю надо было в те славные времена, когда клубы не мерились размерами кошельков и в их составах было гораздо больше своих воспитанников, чем приезжих. Стать суперклубом на непостоянной денежной почве возможно лишь при том условии, если финансовая благополучность клуба будет поддерживаться долгое время и если вливания спонсоров будут оправданы победами. Тогда, в случае прекращения финансирования из одного источника, непременно появиться другой, заинтересованный во взаимовыгодном сотрудничестве. Как я уже сказал, «Салават» упустил время пойти по первому пути, и не смог пойти по второму. Поэтому я не вижу причины называть уфимцев топ-клубом. Но в силах «Салавата» эту причину найти и громко предъявить. Благодаря денежным вливаниям и, как следствие, победам уфимскому клубу удалось завоевать себе доброе имя в хоккейном мире. Пригласить хорошего специалиста или добротного игрока с амбициями не проблема и сейчас. Просто теперь, в отсутствие больших денег, нужно думать головой о соотношении «цена-качество» и более кропотливо работать на рынке рабочей хоккейной силы. Но пока башкирский всадник выглядит безголовым.