9 мин.

Остаться в живых. Последний сезон

Евгений ЧЕЖЕГОВ. (Отправлено 13 июля). Ты просишь дать рецепт, с чем идти к олигархам. Я тебе честно скажу, что рецепта такого с наскока я тебе не дам. Во-первых, чтобы его приготовить, требуется серьезная проработка в команде специалистов, во-вторых, я убежден, что пудрить мозги пиплу, что баскетбол в России может стать «продуктом» в обозримом будущем – глупо. Если ты действительно хочешь менять систему, надо подбирать команду людей и в ежедневной трудоемкой работе этим заниматься – мнения разные, опыта хватает, механизмы вырабатываются в тесном контакте и взаимодействии. Поодиночке никто систему не изменит.

Русские «понты» – не имеют никакого отношения к развитию вида спорта, хотя в том, что «понтовость» – главная приманка для любого потенциального баскетбольного барина, согласен. «Понтовый баскетбол» интересен узкому кругу болельщиков, «ксенофобский» (кажется такое определение занесли на счет моего видения условно «сербской модели») не дает мгновенного результата, и поэтому не интересен для  СМИ, которым надо то же, что и «олигархам» – много шума и красивой патриотической мишуры. Если баскетбол в России не получил никакой экстра-раскрутки и инвестиций даже после побед ЦСКА в Евролиге в Праге-2006 и европейского золота сборной в Мадриде-2007 (инвестиции в наш баскетбол в эти годы достигли своего пика за последние 10 лет), это – диагноз. Диагноз и для бизнес-сообщества, и для СМИ, и для тех, кто российский баскетбол должен двигать вперед по определению – для руководителей РФБ.

Станислав ГРИДАСОВ. (14 июля). Знаешь, думаю, что правы те читатели, кто нам пенял за повторение пройденного – сто раз писано, сто раз слышано, сто раз перетерто. Только эта перетертость, до мелкой кашицы на зубах, она – исключительно «форумная», «низовая», а нашей общей задачей (не только твоей и моей) является вывод темы в широкую прессу. Я не требую от тебя готового рецепта с подписью «доктор Чежегов», как и сам не готов выписывать лекарства. Герцен (Александр Иванович) писал: «Мы не врачи, мы боль», но от стадии «ай, болит!» пора перейти к более точной диагностике – что болит, как долго, почему. Для этого я предлагаю определиться в двух терминах.

Под «понтовостью» я понимаю не только, когда «дорого и богато». Футбольная академия Коноплева, которую я упоминал в нашей предыдущей серии – с голландским тренером, сербским поваром и стажировками в «Челси» – это тоже понтовый проект. Проектируемый в Саратове «Автодор» – с определенным игровым темпераментом, без этих вездесущих американцев, с посылом «у меня самая крутая в России баскетбольная школа» (с) Родионов – это понтово. Понты – это когда чем-то выделяешься, формулируешь рынку и обществу внятный месседж (ой, сорри), а не уныло долдонишь «еще одна команда», «еще один журнал». Например, мне нравится, как работает в Красноярске Петроковский – «Енисей» у него «понтовый», а вот самарский ЦСК ВВС – просто еще одна безликая команда, одна из.

Да, мы не можем сейчас обещать баскетбольному болельщику новый продукт – быстро только «доширак» готовится, но мы можем определить, что для создания этого продукта нужно делать. Например, равенство всех команд перед судейским корпусом. На самом деле, это не так сложно сделать – при желании.

Е.Ч. (15 июля). Давай начнем с судейской темы. Создание независимого (как в юридическом, так и в финансовом смысле) судейского корпуса или комитета – фундаментальное условие для новой лиги, очевидно. И столь же очевидно, что в реализации этой идеи не сильно заинтересован орган, управляющий сегодня проведением чемпионата России. Разгонять арбитров, которые есть у нас – глупо (других нет, да и квалификация имеющихся – когда они работают «незаинтересованно» – сомнению не подлежит). Взять и объединить их в независимую структуру и верить что система «кто больше дал, того и тапки» перестанет вдруг работать?..Ты веришь? Мне тоже смешно.

Предлагаю называть вещи своими именами. За последние десять лет слишком большое число людей, вовлеченных в отечественных баскетбол – самих судей, руководителей клубов, журналистов, – узнали больше, чем им «следовало знать». Соответственно, действует принцип круговой поруки. Нужен «нулевой вариант». Если судейский комитет не будет подконтролен федерации (как например, в ряде ведущих лиг Европы), у нас есть шанс попытаться забыть о старых обидах и начать оценивать работу  судей-профессионалов с чистого листа. Вопрос в том, насколько это надо самим судьям.

Ст.Г. (16 июля). Я бы не стал задавать этот вопрос судьям. Как и не стал бы закладываться на их человеческие качества. Нужно создать такую систему, когда честно работать должно стать выгодно – экономически. Не помню, сколько сейчас получает арбитр за работу на матче суперлиги – 10 тысяч рублей или 15, да не буду и уточнять, никакой разницы. Вот знаешь, почему пиарщики стали в 90-е годы одним из самых обеспеченных слоев в российском обществе? Вносишь в смету 100 «черных» долларов за публикацию в какой-нибудь «Усть-Быковской правде», платишь десятку или не платишь вообще. Такая простая схема осваивания бюджета – верховным ребятам в падлу изучить цифры, если в них меньше шести нулей. Черный нал (чем угодно оправданный, на судей, на прессу, на откаты – «понимаете, верховный Иван Иваныч, без этого у нас на рынке нельзя») – в первую очередь выгоден тем, кто его пилит, это и есть его главное оправдание, а не «судьи, пресса, откаты». Так что после независимости судейского корпуса от РФБ и клубов вторым фундаментальным условием является обеление денег. Пусть арбитр получает весомые, допустим, 5000 долларов за матч. Официально. Если же какой судья будет заподозрен в предвзятости, то – здравствуй, суперлига Б, где особенно не поживиться. За эти пять тысяч к нам охотно поедут квалифицированные судьи – хоть из Литвы, хоть откуда. И когда перед нашими арбитрами встанет выбор – регулярные и честные деньги в суперлиге А или пять тысяч рублей в суперлиге Б с негарантированной надбавкой в конверте, то экономическая выгода подскажет правильное решение задачки.

Конечно, вся эта схема будет работать только в одном случае: если все клубы суперлиги или – для начала – часть влиятельных клубов договорятся о единых правилах жизни. Хотя речь уже скорее идет о коллективных условиях выживания.

Е.Ч. (17 июля). Пусть договариваются, кто им мешает? Фишка в том, что консенсусного понимания «сильные клубы – сильная лига», как мне кажется, в наших клубах нет. Так повелось, что каждый считал соседа чуть ли не злейшим врагом. «Химки» и «Динамо», с разной степенью успеха, в последние годы ревновали к победам ЦСКА. Ревновали в худшем смысле слова, а такая ревность не способствовала укреплению корпоративного дух в менеджерском сообществе. Президент УНИКСа Евгений Богачев, как государственник неоднократно за последние пять лет подчеркивал в беседах, что «спортивный интерес конечно важен, но реклама Татарстана, узнаваемость его ключевых брендов в мире – нефтехимических производств, КАМАЗа, вертолетов и проч. – еще важнее». Подвести личные амбиции под единый знаменатель новых правил игры – вот ключевая задача. В прежние жирные годы такого устремления хозяева клубов не демонстрировали, жили по накатанной; сейчас рыночная ситуация дает им карты в руки. Захотят понять, что «один плюс один – больше, чем два», можно будет работать и над «открытыми судейскими ведомостями», и над единой позиции в переговорном процессе с телевидением, и над поиском крупного титульного спонсора для лиги. Веник сломать, как известно, на порядок сложнее, чем отдельные его прутья. Время личных обид и старых счетов прошло.

Ст.Г. (18 июля). Ну если бы ничего не мешало, так уже договорились бы. Значит, были на то весомые причины. В прошлой жизни, когда у меня на этом сайте работала конференция, я уже писал о трудностях переговорного процесса. В подтверждение тех моих слов бывший президент клуба «Триумф» и бывший министр финансов Московской области Алексей Кузнецов сейчас находится в международном розыске, на него заведено уголовное дело (махинации с подмосковной землей на 20 млрд долларов). Что, впрочем, не помешало ему отметиться в прошлом Куршевеле рядом с управделами президента РФ Кожиным и директором ФСО генералом Муровым. Значит, дело не только в «глупом и недальновидном менеджменте», а и в условиях и задачах тех денег, которые они получают. Было бы интересно, конечно, поговорить о развитии баскетбола в России с г-ном Кузнецовым или его супругой, которая владеет в Куршевеле несколькими отелями, но мы с тобой, увы, не генералы армии, не генералы ФСБ.

Так что для начала переговорного процесса нужны, на мой взгляд, несколько условий, и финансовый кризис – только одно из них, и явно недостаточное. Требуется группа закоперщиков, в которую вошли бы представители и клубов, и разных имеющихся у нас лиг, нужен властный интерес к структурным переменам в нашем баскетболе (к примеру, со стороны министра юстиции и президента Ассоциации студенческого баскетбола Александра Коновалова), необходимо громко заявленное (быть может, посредством открытого письма) недовольство болельщиков. И, конечно, нужна программа действий. При очевидной нынешней слабости суперлиги, я бы поговорил об идеологическом и маркетинговым объединении усилий суперлиги, уличного баскетбола, студенческого баскетбола etc. Когда мы говорим, что у нас в стране недостаточный интерес к баскетболу, это и так, и совсем не так. Я уверен, что играющих в баскетбол во дворах у нас больше, чем играющих в хоккей. Только вектор их интереса направлен в сторону НБА. Они любят баскетбол, они ходят по двору в леброновых майках, но не ходят на ЦСКА или «Динамо», не смотрят матчи суперлиги по телевизору, но с этой аудиторией можно работать!

Тем же гипотетическим глобальным спонсорам (условным МТС, Sprite, Nike, Reebok), возможно, был бы интересен такой «городской пакет», когда бы они получали рекламу и на матчах профессиональной команды, и на всех основных любительских турнирах, будь то стритбаскет или первенство вузов.

И, конечно, все разговоры о продукте, спонсорах и потребительском интересе останутся пустой трепотней, если не решить телевизионный вопрос. Несколько лет назад я спросил у одного крупного бизнесмена, правда ли, что у него есть интересы в бразильском футболе. «Интересов нет, – ответил он, – и матчи чемпионата Бразилии не смотрю. У них телевизионная картинка плохая». Как просто, а? Плохая картинка! И каравеллы с сундуками, набитыми зеленоглазыми долларами, развернулись и поплыли в другую сторону – туда, где картинка хорошая, трава зеленее, и глаз радуется. Мы любим обсуждать телевизионный феномен биатлона, но зря телеканал «Спорт» объясняет его чудодейственным, поднимающим мертвецов из могил, голосом Губерниева. Это, братцы, работа немецких, норвежских режиссеров и операторов – сравните телетрансляции, приходящие из Европы, с самопалом из Ханты-Мансийска или Уфы. На «Спорте» не умеют делать картинку (не зря ЦСКА сбежал от них на НТВ+). Вспомни эти чудовищные межпрограммные заставки, эти унылые голоса, скрип паркета в полупустом зале. Когда я смотрел по «Спорту» полуфинальные матчи «Спартака» и «Химок», то подумал – хорошие вроде матчи, с интригой, но ни один человек – ни в Питере, ни на Шаболовке – не постарался сделать из этого любо-дорого-картинку-посмотреть. И зрителей на трибунах было немало, но «Юбилейный» не рассчитан на современную картинку. Ни по качеству света в зале, ни архитектурно – эти пустые и серые пространства между трибунами, черные дыры проходов. А это же абсолютно технические вопросы! Как рассадить зрителей, как расставить кресла у площадки, чтобы заполнить объем, какого они должны быть цвета, как заполнить пустые стены яркими растяжками и т.д. Этого не умеют делать не только в устаревшем «Юбилейном», но и в «современном» казанском «Баскет-холле». И если клубы сами не понимают значимость такой работы, то в сто пятый раз нужна независимая суперлига с единым маркетинговым центром, быть может, с собственными телевизионными мастерами, – единый заказчик по производству продукта для зрителей.

Е.Ч. (резюме, 19 июля). В заключение, в качестве краткого резюме. Мы с тобой (и c нашими читателями) можем расходиться в методах реформирования клубного баскета, но сходимся в едином: без реформы, без  реальных дел, жить мы будем «плохо, но недолго». Отделить лигу от федерации; судей, работающих по понятиям, от судей, работающих по закону; создать дееспособную и «голодную» маркетинговую структуру из, возможно, новых (если старые настолько прилипли к своим креслам) профессионалов, которые найдут аргументы, чтобы не клубы платили, а клубам платили за телетрансляции; договариваться с Коноваловым-Петровым-Ивановым об инвестициях под конкретную программу действий, использовать маркетинговый потенциал непрофессионального баскетбола (стрита, студенческого) в угоду профессиональному. Время действовать. А говорить и сотрясать воздух, и тут я полностью подписываюсь под словами наших читателей, – хватит.